Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЁНЫХ ЗВАНИЙ В ФРГ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЁНЫХ ЗВАНИЙ В ФРГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧЁНЫЕ ЗВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / LEGAL REGULATION / ACADEMIC TITLES / LEGISLATION OF FEDERAL LANDS / CERTIICATION OF SCIENTIIC PERSONNEL / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

Актуальность данной статьи связана с её теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования правового регулирования учёных званий в ФРГ обусловлено тем, что модернизация высшего образования является одним из приоритетов государственной политики, однако современная российская модель присвоения учёных званий и их учёта в алгоритме карьерного роста преподавателя не обеспечивает необходимых стимулов для научного и творческого развития профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, что диктует обращение к зарубежному опыту нормативно-правового регулирования присвоения учёных званий в целях поиска новых теоретических конструкций их присвоения и учёта или оптимизации имеющихся. Практическое значение анализа правового регулирования учёных званий в ФРГ определяется тем, что от тщательной научной проработки данного вопроса зависит дальнейшее развитие российского законодательства об образовании и науке, поскольку оптимизация подхода к присвоению учёных званий, обусловленная необходимостью обеспечения поступательного развития образования и науки, может способствовать внедрению последующих нормативных нововведений в указанное законодательство. В данной статье выявлено децентрализованное состояние законодательного регулирования высшего образования с определением на федеральном уровне общих принципов регламентации образовательных правоотношений в системе высшего образования и детальным их регулированием в законодательстве федеральных земель, где установление учёных (академических) званий зависит от усмотрения законодателя и заложен алгоритм развития карьеры преподавателя на основе поэтапного замещения должностей в вузе и выполнении необходимых квалификационных требований для их замещения. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа законодательства ФРГ и её федеральных земель о государственной службе, оплате труда и высшем образовании выделены и подробно охарактеризованы научные звания, их взаимосвязь с должностями профессорско-преподавательского состава, особенности их присвоения и сохранения после прекращения трудовых отношений с вузом, сформированы представления о них, сформулированы выводы об их вторичности по отношению к соответствующим должностям и отсутствии специальных квалификационных требований для их получения, что может способствовать дальнейшим исследованиям в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ACADEMIC TITLES IN GERMANY

The relevance of the article is related to its theoretical and practical signiicance. The theoretical signiicance of the study of the legal regulation of academic titles in Germany is due to the fact that the modernization of higher education is one of the priorities of state policy, but the modern Russian model of awarding academic titles and their accounting in the algorithm of career growth of teachers does not provide the necessary incentives for the scientiic and creative development of the teaching staff of higher education institutions, what dictates the appeal to foreign experience in the legal regulation of awarding academic titles in order to ind new theoretical structures for their assignment and accounting or optimization of existing ones. The practical value of the analysis of legal regulation of academic titles in Germany is because of the rigorous scientiic study of this question depends on the further development of the Russian legislation on education and science as optimization of approach to the award of academic titles, due to the need to ensure progressive development of education and science, can contribute to the implementation of further regulatory innovation in the legislation. This paper identiied the decentralized state of legal regulation of higher education with the deinition at the Federal level, the General principles of regulation of educational relations in higher education and detailed regulation in the legislation of the Federal States, where the establishment of scientiic (academic) ranks depends on the discretion of the legislator and embedded algorithm development career teacher through the gradual replacement of positions in the University and ful-illing the necessary qualiication requirements for their replacement. The scientific novelty of the article lies in the fact that based on the analysis of the legislation of Germany and its Federal territories on public service, remuneration and higher education, scientiic titles, their relationship with the positions of the teaching staff, the features of their assignment and preservation after the termination of employment relations with the University, ideas about them are formed, conclusions are drawn about their secondary status in relation to the corresponding positions and the absence of special qualiication requirements for obtaining them, this can contribute to further research in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЁНЫХ ЗВАНИЙ В ФРГ»

гг I

СКФУ

УДК 342.95

А. Ю. Соколов, О. А. Лакаев

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЁНЫХ ЗВАНИЙ В ФРГ1

Актуальность данной статьи связана с её теоретической и практической значимостью. Теоретическое значение исследования правового регулирования учёных званий в ФРГ обусловлено тем, что модернизация высшего образования является одним из приоритетов государственной политики, однако современная российская модель присвоения учёных званий и их учёта в алгоритме карьерного роста преподавателя не обеспечивает необходимых стимулов для научного и творческого развития профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, что диктует обращение к зарубежному опыту нормативно-правового регулирования присвоения учёных званий в целях поиска новых теоретических конструкций их присвоения и учёта или оптимизации имеющихся. Практическое значение анализа правового регулирования учёных званий в ФРГ определяется тем, что от тщательной научной проработки данного вопроса зависит дальнейшее развитие российского законодательства об образовании и науке, поскольку оптимизация подхода к присвоению учёных званий, обусловленная необходимостью обеспечения поступательного развития образования и науки, может способствовать внедрению последующих нормативных нововведений в указанное законодательство. В данной статье выявлено децентрализованное состояние законодательного регулирования высшего образования с определением на федеральном

уровне общих принципов регламентации образовательных правоотношений в системе высшего образования и детальным их регулированием в законодательстве федеральных земель, где установление учёных (академических) званий зависит от усмотрения законодателя и заложен алгоритм развития карьеры преподавателя на основе поэтапного замещения должностей в вузе и выполнении необходимых квалификационных требований для их замещения. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проведённого анализа законодательства ФРГ и её федеральных земель о государственной службе, оплате труда и высшем образовании выделены и подробно охарактеризованы научные звания, их взаимосвязь с должностями профессорско-преподавательского состава, особенности их присвоения и сохранения после прекращения трудовых отношений с вузом, сформированы представления о них, сформулированы выводы об их вторичности по отношению к соответствующим должностям и отсутствии специальных квалификационных требований для их получения, что может способствовать дальнейшим исследованиям в данной сфере.

Ключевые слова: правовое регулирование, учёные звания, законодательство федеральных земель, аттестация научных кадров, профессорско-преподавательский состав.

Alexandr Sokolov, Oleg Lakaev

LEGAL REGULATION OF ACADEMIC TITLES IN GERMANY

The relevance of the article is related to its theoretical and practical significance. The theoretical significance of the study of the legal regulation of academic titles in Germany is due to the fact that the modernization of higher education is one of the priorities of state policy, but the modern Russian model of awarding academic titles and their accounting in the algorithm of career growth of teachers does not provide the necessary incentives for the scientific and creative development of the teaching staff of higher education institutions, what dictates the appeal to foreign experience in the legal regulation of awarding academic titles in order to find new theoretical structures for their assignment and accounting or optimization of existing ones. The practical value of the analysis of legal regulation of academic titles in Germany is because of the rigorous scientific study of this question depends on the further development of the Russian legislation on education and science as optimiza-

tion of approach to the award of academic titles, due to the need to ensure progressive development of education and science, can contribute to the implementation of further regulatory innovation in the legislation. This paper identified the decentralized state of legal regulation of higher education with the definition at the Federal level, the General principles of regulation of educational relations in higher education and detailed regulation in the legislation of the Federal States, where the establishment of scientific (academic) ranks depends on the discretion of the legislator and embedded algorithm development career teacher through the gradual replacement of positions in the University and fulfilling the necessary qualification requirements for their replacement. The scientific novelty of the article lies in the fact that based on the analysis of the legislation of Germany and its Federal territories on public service, remuneration and higher education, scientific titles, their relationship with the

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001 на тему «Реализация современных механизмов оценки научной квалификации в сфере присвоения ученых званий на основе использования российского и международного опыта в условиях трансформации нормативной правовой основы государственной научной аттестации».

M

ТТЛ

CKCDY

positions of the teaching staff, the features of their assignment and preservation after the termination of employment relations with the University, ideas about them are formed, conclusions are drawn about their secondary status in relation to the corresponding positions and the absence of

special qualification requirements for obtaining them, this can contribute to further research in this area.

Key words: legal regulation, academic titles, legislation of Federal lands, certification of scientific personnel, teaching staff.

Необходимость поэтапной модернизации правоотношений в системе высшего образования неизбежно влечёт обращение к зарубежному опыту в целях поиска вариантов повышения эффективности отечественной организации высшего образования. Это актуально и для системы аттестации научных кадров, включая основания и процедуры присвоения учёных званий. Одной из наиболее развитых моделей организации высшего образования и академической науки на европейском континенте является германская, что в историческом ракурсе подтверждается всемирной известностью немецких учёных и их достижений, в связи с чем целесообразно рассмотреть вопрос о правовом регулировании учёных званий в ФРГ

Принципиальное положение, из которого нужно исходить при анализе германской системы аттестации научных кадров, состоит в том, что в федеральном законодательстве учёные звания не предусмотрены. Одновременно следует учитывать и децентрализацию законодательного регулирования высшего образования. На федеральном уровне действует лишь рамочное законодательство, содержащее общие принципы регламентации образовательных правоотношений в системе высшего образования. Детальное их регулирование содержится в законодательстве федеральных земель, где установление учёных (академических) званий зависит от усмотрения законодателя. Развитие карьеры преподавателя строится на поэтапном замещении должностей профессорско-преподавательского состава и выполнении необходимых квалификационных требований для их замещения. Присвоение учёного звания «профессор» и иных званий, предусмотренных законодательством федеральных земель, в развитии карьеры преподавателя фактически роли не играет. Отсутствует и единство терминологии: сам термин «учёное звание» может обозначаться по-разному (der akademische Titel; die akademische Würde; die akademische Bezeichnung), хотя речь идёт об одном и том же.

По Закону земли Нижняя Саксония о высшей школе [13] учёное звание (der akademische Titel) «профессор» (Professor) присваивается после начала осуществления обязанностей по должности «профессор». Любой, кто замещал эту должность в течение неограниченного периода времени, сохраняет указанное звание после прекращения трудовых отношений с вузом. Для замещающих должность «младший профессор» (Juniorprofessor) учёное звание «профессор» актуально только в период нахождения в трудовых отношениях с вузом (§§ 27, 30). Аналогичные правила содержатся в законодательстве и ряда других федеральных земель. В отдельных зем-

лях имеется и более детальное регулирование данного вопроса. В частности, по Закону земли Берлин о высшей школе [8] для сохранения учёного звания (die akademische Bezeichnung) «профессор» после прекращения трудовых отношений требуется замещение должности профессора по меньшей мере в течение пяти лет (§ 103). Законодатель земли Бранденбург усложняет правило о пятилетнем сроке замещения должности профессора указанием на необходимость согласования с компетентным государственным органом данной федеральной земли, в ведении которого находится вуз, вопроса о сохранении учёного звания (die akademische Bezeichnung) «профессор» (§ 48 Закона земли Бранденбург о высшей школе [2]).

Содержание указанных и иных законов федеральных показывает, что специальных квалификационных требований для присвоения учёного звания «профессор» не предусматривается. Оно автоматически присваивается при замещении соответствующих должностей профессорско-преподавательского состава. В качестве исключения можно назвать лишь Закон земли Гамбург о высшей школе [10], согласно которому вуз вправе присвоить учёное звание (die akademische Bezeichnung) «профессор» лицам, которые отличились выдающимися достижениями, соответствующими статусу профессора, и в целом успешно преподавали в вузе в течение как минимум трёх лет (§ 17).

Можно говорить о фактической неразделимости профессорских должностей и званий в ФРГ. В § 52 Закона земли Рейнланд-Пфальц о высшей школе [11] прямо указано, что должностное обозначение лица в качестве профессора одновременно означает наличие у него одноимённого учёного звания (die akademische Bezeichnung). В связи с этим целесообразно рассмотреть правовое регулирование учёных званий в контексте замещения соответствующих должностей.

Согласно § 42 Рамочного закона ФРГ о высшей школе [12] штатный преподавательский и творческий персонал высшего учебного заведения состоит из его преподавателей (профессоров, младших профессоров), научных и творческих работников, а также преподавательского состава, предназначенного для решения особых задач. Преподаватели самостоятельно выполняют соответствующие обязанности в области науки и искусства, исследований, преподавательской деятельности и дополнительного образования по своим предметам после оформления служебных отношений с работодателем. Существенное отличие преподавателей государственных вузов в Германии от их коллег в России состоит в том, что они состоят на государственной службе и на

гг I

СКФУ

них распространяет действие Закон ФРГ о государственных служащих [4], а социальные гарантии в виде фиксированной базовой ставки оплаты труда установлены в Законе ФРГ об оплате труда [5]. При этом они делятся на группы W 1, W 2, W 3. Группа W 1 предусмотрена для младших профессоров, а W 2 и W 3 для профессоров и университетских профессоров (Universitätsprofessor - устаревшая должность, которая не замещается вновь поступающим на службу персоналом после 2002 года в связи с реформой высшего образования). Базовый месячный оклад для младших профессоров установлен в размере 4 898,68 евро, а для профессоров и университетских профессоров в зависимости от ступени (Stufe 1, 2, 3) варьируется в размере от 6 085,88 до 7 756,53 евро (п. 3 Приложения IV к Закону ФРГ об оплате труда).

От того, к какой группе оплаты труда принадлежит профессор, может зависеть его академическое звание. В соответствии со ст. 12 Закона земли Бавария о правоотношениях между преподавателями, а также другим научным и творческим персоналом и вузами [9] профессора университетов и высших школ искусств, принадлежащие к группе оплаты труда W 3, имеют право носить звание «ординарий» (Ordinarius), а к группе оплаты труда W 2 - «экстраординарий» (Extraordinarius), однако различия этих званий и их значение законодатель земли Бавария не раскрывает.

Федеральный законодатель разделяет требования по замещению должностей профессоров и младших профессоров. В дополнение к общим требованиям трудового законодательства к замещению должностей профессоров выделяются дополнительные требования: наличие оконченного высшего образования, профессиональной пригодности, особой квалификации для осуществления научной деятельности, которая обычно подтверждается качеством защищённой докторской диссертации или специальными способностями к творческой деятельности. Кроме того, в зависимости от требований к должности необходимы дополнительные научные или творческие достижения, а также особые достижения в применении или развитии научных знаний и методов в многолетней профессиональной практике. Информация о вакансиях на должности профессоров подлежит официальному опубликованию, в том числе на международном уровне. Законодательством федеральных земель могут быть предусмотрены исключения из указанного правила, особенно если на должность профессора претендует младший профессор. Поскольку при замещении должности профессора вступают в государственно-служебные отношения, они могут быть назначены на временную или пожизненную должности государственной службы; законом может быть предусмотрен испытательный срок. В частности, Законом земли Мекленбург - Передняя Померания о высшей школе [6] установлен двухгодичный испытательный срок (§ 61).

От того, является ли должность профессора пожизненной или временной, может зависеть

сохранение учёного звания после прекращения трудовых правоотношений. Согласно ст. 12 Закона земли Бавария о правоотношениях между преподавателями, а также другим научным и творческим персоналом и вузами профессора, занимающие должность пожизненно, вправе после прекращения трудовых отношений с вузом в связи с выходом на пенсию использовать обозначение «профессор» в качестве академического звания (die akademische Würde). В случае прекращения полномочий по другим причинам использование этого обозначения требует одобрения руководства вуза, в котором может быть отказано, если его использование нецелесообразно, в частности, с учётом продолжительности работы в должности профессора или причин прекращения полномочий. Сенат вуза может запретить использование академического звания «профессор», если лицо этого не достойно.

Временное замещение должности профессора регламентируется законодательством федеральных земель. Согласно § 28 Закона земли Нижняя Саксония о высшей школе профессора могут замещать данную должность на временной основе при первом назначении; для решения временных задач в области науки и искусства, исследований и преподавательской деятельности, а также предоставления услуг; при привлечении выдающихся учёных или специалистов-практиков; в случае полного или преимущественного покрытия расходов на осуществление преподавательской деятельности за счёт средств третьих лиц, а также в связи с замещением руководящей должности в научном учреждении, что предполагает работу по совместительству. Трудоустройство на временную должность профессора производится на срок не более пяти лет. При этом допускается его продление на аналогичный срок. По ст. 12 Закона земли Бавария о правоотношениях между преподавателями, а также другим научным и творческим персоналом и вузами указанный срок не может быть менее шести лет.

В свою очередь, для замещения должностей младших профессоров в дополнение к общим требованиям трудового законодательства устанавливаются такие требования, как наличие оконченного высшего образования, профессиональной пригодности, особых способностей к научной работе, что обычно подтверждается исключительным качеством докторской диссертации. Если до или после получения докторской степени лицом осуществлялась деятельность в качестве научного работника, общий срок осуществления такой деятельности не должен превышать шести лет, а в области медицины - девяти лет [12, §47]. Порядок замещения должностей младших профессоров определяется законами федеральных земель. В соответствии с § 30 Закона земли Нижняя Саксония о высшей школе младшие профессора назначаются президиумом вуза по предложению совета факультета совета, которое формируется отборочной комиссией факультета с учётом заключений внешних экспертов. Экс-

M

ТТЛ

CKCDY

пертное заключение может быть признано недействительным, если в отборочную комиссию вошли менее трёх внешних экспертов.

Для младших профессоров предусматриваются двухэтапные трудовые отношения, которые не должны превышать в общей сложности шесть лет. Продление на второй этап может иметь место, если младший профессор зарекомендовал себя как преподаватель университета; в противном случае трудовые отношения могут быть продлены до одного года. Распределение шестилетнего срока устанавливается в законодательстве федеральных земель. В Законе земли Нижняя Саксония о высшей школе младший профессор замещает должность в течение трёх лет. По предложению совета факультета президиум вуза вправе продлить трудовые отношения с младшим профессором ещё на три года, если оценка его преподавательской деятельности и внешняя оценка достижений в области исследований или искусства дают для этого основания [13, §30].

Необходимо отметить, что должности младших профессоров были учреждены в связи с реформой высшего образования в 2002 г. путём внесения дополнений в Рамочный закон о высшей школе. Цель этого нововведения состояла в омоложении преподавательского состава университетов путём предоставления возможности временного сроком на шесть лет замещения должностей младших профессоров без прохождения процедуры так называемой хабилитации (Habilitation). Введению данного положения предшествовал длительный период критики действовавших до 2002 года правил. Общие возражения, периодически выдвигаемые против процедур хабилитации, сводились к перечислению таких недостатков системы высшего образования, как отложение начала научно-преподавательской карьеры из-за необходимости предоставить более значимый академический квалификационный документ; зависимость молодых исследователей от возрастных профессоров. Критиками хабили-тации отмечалось, что защиты докторской диссертации недостаточно, чтобы получить статус преподавателя. После этого в любом случае требовалось дополнительное повышение квалификации, своего рода элитный отбор, учитывающий как научные достижения молодого учёного, так и его персональную пригодность для академической карьеры. В числе аргументов против процедур хабилитации высказывалось также то, что её нет в США. В условиях критического восприятия в Германии континентальной модели высшего образования по сравнению с американской это было существенным аргументом [1].

Тем не менее, хабилитация по-прежнему играет ключевую роль в системе научной аттестации кадров, позволяя замещать должность профессора только после прохождения соответствующих процедур. Несмотря на то, что Рамочный закон ФРГ о высшей школе не содержит понятия «хабилитация», она предусмотрена в законодательстве всех федеральных земель. От прохож-

дения хабилитации может зависеть присвоение учёных званий. Например, в Законе земли Бремен о высшей школе [3] установлена двухуровневая система учёных званий, первым из которых выступает «приват-доцент» (Privatdozent). Такое звание вправе получить только хабилитированное лицо, получившее лицензию на осуществление образовательной деятельности (§ 66). Впоследствии после проведения научных исследований и осуществления преподавательской деятельности в течение не менее пяти лет ректор вуза вправе присвоить лицу учёное звание «профессор» (§ 17).

В законодательстве федеральных земель помимо должностей профессоров и младших профессоров предусматриваются и иные должности профессорско-преподавательского состава, включая должности доцентов вуза (Hochschuldozent). В частности, такие должности могут замещаться в соответствии с § 1l Закона земли Северный Рейн - Вестфалия о высшей школе [7]. Их правовой статус определяется теми же правилами, что и для профессоров. В то же время им присваивается учёное звание (die akademische Bezeichnung) «лектор» (Lecturer).

В § 132 Закона ФРГ о государственных служащих установлен предельный возраст замещения должностей профессорско-преподавательского состава (75 лет). Выход на пенсию профессора в связи с достижением возрастного ограничения осуществляется в конце семестра или триместра, в котором достигается предельный возраст. Но это не означает последующую невозможность привлечения вышедшего на пенсию профессора к осуществлению преподавательской и исследовательской деятельности. Согласно § 61 Закона земли Мекленбург - Передняя Померания по предложению кафедры руководство вуза вправе привлекать профессоров из своего вуза, которые вышли на пенсию из-за достижения предельного возраста замещения должности, присваивая им звание «старший профессор» (Seniorprofessor), если они выполняют исследовательские задачи, финансируемые сторонними фондами. Оплачиваемые трудовые отношения со старшим профессором могут быть установлены только в том случае, если вознаграждение финансируется из средств третьих лиц. Использование средств и служебных мест, финансируемых из бюджета федеральной земли Мекленбург- Передняя Померания, исключается.

Подводя итог рассмотрения вопросов правового регулирования учёных званий в ФРГ, можно отметить, что децентрализация законодательства о высшем образовании и наличие у законодательных органов федеральных земель широких полномочий и значительной степени усмотрения при осуществлении правовой регламентации учёных званий обусловливают неоднородность правового статуса преподавателей вузов. Существуют разнообразные подходы к терминологии, обозначающей учёные звания, их виды, требования к их сохранению после прекращения трудовых отношений преподавателя с вузом. Тем не менее, общей особенностью учёных званий в землях ФРГ

V

гг I

СКФУ

является вторичность по отношению к соответствующим должностям и отсутствие специальных квалификационных требований для их получения. Сложившийся в ФРГ подход к присвоению учёных званий для российских условий неприменим ввиду иного распределения полномочий

между Российской Федерацией и её субъектами в сфере образования. Вместе с тем связанность учёного звания с должностью в вузе в комплексе с высокими требованиями к её замещению заслуживают анализа и обсуждения в российской научной среде.

Литература / References

1. Официальный сайт Гейдельбергского университета URL: https://www.uni-heidelberg.de/presse/ruca/ruca99_3/ meinungen.html (дата обращения: 27.05.2020).

Ofitsial'nyi sait Geidel'bergskogo universiteta (Official website of the University of Heidelberg) URL: https://www.uni-heidelberg.de/presse/ruca/ruca99_3/meinungen.html (Accessed: 27.05.2020). (In Russian).

2. Brandenburgisches Hochschulgesetz (BbgHG) vom 28. April 2014, das zuletzt geändert durch Artikel 2 des Gesetzes vom 5. Juni 2019 // GVBl. I/2014. Nr. 18; I/2019. Nr. 20. S. 3.

3. Bremisches Hochschulgesetz in der Fassung vom 9. Mai 2007, mehrfach geändert und § 23c eingefügt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 5. März 2019 // Brem. GBl. 2007. Nr. 31. S. 339; 2019. Nr. 16. S. 71.

4. Bundesbeamtengesetz vom 5. Februar 2009, das zuletzt durch Artikel 11 des Gesetzes vom 20. November 2019 geändert worden ist // BGBl. 2009. I S. 160; 2019. I S. 1626.

5. Bundesbesoldungsgesetz vom 23. Mai 1975, das zuletzt durch Artikel 2 des Gesetzes vom 9. Dezember 2019 geändert worden ist // BGBl. 1975. I S. 1173; 2019. I S. 2053.

6. Gesetz über die Hochschulen des Landes Mecklenburg-Vorpommern in der Fassung der Bekanntmachung vom 25. Januar 2011, das zuletzt geändert durch Artikel 1 des Gesetzes vom 26. November 2019 // GVBl. Mecklenburg-Vorpommern 2011. Nr. 3. S. 18; 2019. Nr. 24. S. 705.

7. Gesetz über die Hochschulen des Landes Nordrhein-Westfalen vom 16. September 2014, das zuletzt geändert und § 82a eingefügt durch Artikel 10 des Gesetzes vom 14. April 2020 // GV. NRW. 2014. S. 547; 2020. S. 218b.

8. Gesetz über die Hochschulen im Land Berlin (BerlHG) in der Fassung vom 26. Juli 2011, das zuletzt geändert durch Artikel 3 des Gesetzes vom 17. Dezember 2019 // GVBl. 2011. S. 378; 2019. S. 795.

9. Gesetz über die Rechtsverhältnisse der Hochschullehrer und Hochschullehrerinnen sowie des weiteren wissenschaftlichen und künstlerischen Personals an den Hochschule (BayHSchPG) vom 23. Mai 2006, das zuletzt durch § 1 Abs. 62 der Verordnung vom 26. März 2019 geändert worden ist // GVBl. 2006. S. 230; GVBl. S. 98.

10. Hamburgisches Hochschulgesetz (HmbHG) vom 18. Juli 2001, das zuletzt geändert durch Gesetz vom 24. Januar 2020 // HmbGVBl. 2001. Nr. 26. S. 171; 2020. Nr. 6. S. 93.

11. Hochschulgesetz Rheinland-Pfalz (HochSchG) in der Fassung der Bekanntmachung vom 19. November 2010, das zuletzt geändert durch Artikel 4 des Gesetzes vom 18. Juni 2019 // GVBl. Rheinland-Pfalz 2010. Nr. 21. S. 463; 2019. Nr. 9. S. 101.

12. Hochschulrahmengesetz vom 26. Januar 1976, das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 15. November 2019 geändert worden ist // BGBl. 1976. I S. 185; 2019. I S. 1622.

13. Niedersächsisches Hochschulgesetz (NHG) in der Fassung vom 26. Februar 2007, geändert durch Gesetz vom 11. September 2019 // Nds. GVBl. 2007. Nr. 5. S. 69; 2019. Nr. 16. S. 261.

Сведения об авторах

Соколов Александр Юрьевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / aysockolov@ mail.ru

Лакаев Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии (Саратов) / olegoleg81@mail.ru

Information about the authors

Sokolov Alexandr - Doctor of law, Professor, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy (Saratov) / aysockolov@mail.ru

Lakaev Oleg - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy (Saratov) / olegoleg81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.