ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Брылева Марина Петровна, соискательница Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Место работы: «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации» (г. Москва).
Контакты автора: marina [email protected]
Аннотация: статья посвящена проблематике правового регулирования участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд в современной России.
Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, государственный и муниципальный контракт, торги, конкурс, аукцион, запрос котировок.
LAW ON DEVELOPMENT OF VARIOUS SECTORS OF SMALL SCALE BUSINESS
Bryleva Marina Petrovna, Post-graduate student of the department of civil law of faculty of law.
Place of employment: the All-russian state tax academy of Ministry of finance of Russian Federation.
Contacts of the author: marina [email protected]
Annotation. article is devoted a problematics of legal regulation of participation of subjects of small business as suppliers with a view of placing of orders for delivery of the goods for the state and municipal needs in modern Russia.
Keywords: sectors of small scale business, the order for delivery of the goods, performance of works, rendering of services for the state and municipal needs, the state and municipal contract, auction, competition, inquiry of quotations.
Правовое положение субъектов малого предпринимательства в нашей стране определяется Конституцией Российской Федерации1, Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о развитии МСП)2,
''Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008.
^Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» //Российская газета. - 2007. - 5 августа. В редакции федеральных законов от: 18 октября 2007 г. №230-ФЗ,
другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.4 Закона о развитии МСП, под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие следующим критериям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности - программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства /ноу-хау/, исключительные права на которые принадлежат учредителям /участникам/ таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек; при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов предпринимательства.
Общий гражданско-правовой статус, как правило, коммерческой организации3 плюс особый (специаль-
22 июля 2008 г. №159-ФЗ, 23 июля 2008 г. №160-ФЗ, 2 августа
2009 г. №217-ФЗ.
3По словам видного отечественного цивилиста Е.А.Суханова, коммерческая организация «в наибольшей мере воплощает в себе сущность конструкции юридического лица как персонифицированного имущества, то есть имущества (имущественного комплекса), за которым закон признал свойства субъекта права (пер-
ный) статус субъекта малого предпринимательства дают соответствующему лицу право на получение поддержки со стороны органов публичной власти4, содержание, инфраструктура, формы, условия и специфика которой в различных сферах деятельности регламентированы статьями 14-25 Закона о развитии МСП.
По нашему мнению, не менее значимой формой такой поддержки, особой мерой по реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации выступает участие представителей малого бизнеса «в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (абз.6 ст.7 Закона о развитии МСП).
Отношения, связанные с размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о заказах для публично-властных нужд)5.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п.14 ч.2 ст.55 указанного Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации, другими государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч.1 ст.4 Закона о заказах для публично-властных нужд).
Заказчик или уполномоченный орган (если такое право предусмотрено решением о его создании) впра-
соны). Только эта юридическая "фикция" (конструкция), как представляется, в должной мере отвечает потребностям рыночного оборота» //Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право /Отв. ред. В.С.Ем. - М., 2008. - С.400.
4Подробнее см.: Ершова И.В. Предпринимательское право. - М., 2008. - С.56-58.
5Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» //СЗ РФ. - 2005. - №30. - Ч.1. - Ст.3105. В редакции федеральных законов от: 31 декабря 2005 г. №207-ФЗ, 27 июня 2006 г. №142-ФЗ, 20 апреля 2007 г. №53-ФЗ (ред. 08.11.2007), 24 июля
2007 г. №218-ФЗ (ред. 08.05.2009), 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ, 23 июля 2008 г. №1б0-ФЗ, 1 декабря 2008 г. №225-ФЗ, 30 декабря
2008 г. №308-ФЗ /ред. 08.05.2009/, 30 декабря 2008 г. №323-ФЗ, 28 апреля 2009 г. №68-ФЗ, 8 мая 2009 г. №93-ФЗ, 1 июля 2009 г. №144-ФЗ, 17 июля 2009 г. №147-ФЗ, 17 июля 2009 г. №155-ФЗ, 17 июля 2009 г. №164-ФЗ.
ве привлечь на основе государственного или муниципального контракта или в случае, предусмотренном п.14 ч.2 ст.55 указанного Закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (специализированную организацию) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационноправовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ч.1 ст.9 Закона о заказах для публично-властных нужд).
Размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым или закрытым. Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 ст.37 указанного Закона. Аукцион также может быть открытым или закрытым. Если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети «Интернет»6;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика /исполнителя, подрядчика/, на товарных биржах). В частности, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размеще-
6С 1 июля 2010 г. эта норма утрачивает силу (Федеральный закон от 08.05.2009 №93-ФЗ).
ния на официальном сайте в сети «Интернет» извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.42 Закона о заказах для публично-властных нужд). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном п.14 ч.2 ст.55 указанного Закона, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, что на наш взгляд, не может не считаться поддержкой со стороны органов публичной власти
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота7) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством Российской Федерации.
Размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2-4, с учетом положений ст.15 Закона о заказах для публично-властных нужд.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе субъектами малого предпринимательства подано менее 2-х заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе, торги, по общему правилу, признаются несостояв-шимися.
Итак, участие представителей малого бизнеса в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, вы-
7Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) регулируется ч.21 ст.65 Закона о заказах для публично-властных нужд.
полнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд гарантирует особый механизм правового регулирования, который, с одной стороны, предусматривает льготный режим для субъектов малого предпринимательства, а, с другой стороны, отличают «введение нового вида договора - государственного контракта, а также особая процедура размещения заказов, предъявление определенных требований к выбору поставщика и пр.»8. И хотя Закон о заказах для публично-властных нужд, даже подвергнутый многочисленным изменениям и дополнениям, по-прежнему остается достаточно сложным для ясного понимания и правильного применения, только за первые 2 года его действия государству «удалось сэкономить 250 млрд. бюджетных рублей»9, в том числе за счет непосредственного участия представителей малого бизнеса в соответствующих отношениях. Как показывает практика, субъекты малого предпринимательства гораздо более ответственно, чем представители крупного бизнеса, подходят к выполнению своих не только контрактных, но и социальных обязательств10, несмотря на «откаты», которые они вынуждены постоянно платить («тех, кто платит такую дань, в России - более 60%»)" и иные напасти, сопутствующие их деятельности.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М.: Республика, 2008. - 56 с.
2. Безрукова Л. Пикалево: урок для местной власти. Приехав в город, жители которого перекрыли федеральную автодорогу, Премьер-министр решил их проблемы. Но куда смотрели региональные начальники? //Российская газета. - 2009. - 11 июня.
3. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. - 368 с.
4. Зыкова Т. Москва слезам не верит. Впервые ВЦИОМ составлен рейтинг любви регионов к малому бизнесу //Российская газета. - 2005. - 21 апреля.
5. Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 23 с.
6. Русанова Е. В долгах как в шелках не без удовольствия сегодня ходят некоторые олигархи //Российская газета. - 2009. - 17 июня.
7. Смольякова Т. Госзаказ принят. За 2 года применения Закона о госзакупках удалось сэкономить около 250 млрд. бюджетных рублей //Российская газета. -2008. - 8 февраля.
8. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право /Отв. ред. В.С.Ем. - М.: Статут, 2008. - 588 с.
8Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2008. - С.16.
Смольякова Т. Госзаказ принят. За 2 года применения Закона о госзакупках удалось сэкономить около 250 млрд. бюджетных рублей //Российская газета. - 2008. - 8 февраля.
10См., например: Безрукова Л. Пикалево: урок для местной власти. Приехав в город, жители которого перекрыли федеральную автодорогу, Премьер-министр решил их проблемы. Но куда смотрели региональные начальники? //Российская газета. - 2009. - 11 июня; Русанова Е. В долгах как в шелках не без удовольствия сегодня ходят некоторые олигархи //Российская газета. - 2009. -17 июня.
"Зыкова Т. Москва слезам не верит. Впервые ВЦИОМ составлен рейтинг любви регионов к малому бизнесу //Российская газета. - 2005. - 21 апреля.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензию статья посвящена проблеме, имеющей теоретическую и практическую значимость. Основываясь на методе комплексного нормативно-правового анализа, автор логично определила узловые моменты правового обеспечения участия представителей малого бизнеса в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Достоинством работы является и то, что автором предложена оригинальная оценка механизма правового регулирования соответствующих отношений, его юридической и социально-экономической эффективности.
Таким образом, автор обладает необходимыми качествами исследователя, а ее работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по гражданско-правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах страны.
Профессор кафедры гражданского права юридического факультета
Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, кандидат юридических наук Михайлов Ф.Н.