УДК 35.08
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
LEGAL REGULATION OF VEHICLE TAX
Деревянченко Е.Р. ЮРИФ РАНХиГС студентка
Derevyanchenko E.R. YURIF RANHiGS student
В статье анализируется сущность и система правового регулирования транспортного налогообложения в Российской Федерации. Рассмотрен опыт правового регулирования транспортного налогообложения зарубежных стран. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего совершенствования российской модели правового регулирования транспортного налогообложения.
Ключевые слова: регулирование; транспортное налогообложение; зарубежный опыт; модель; система.
This article analyzes the nature and system of legal regulation of vehicle taxation in the Russian Federation. The experience of legal regulation of vehicle taxation offoreign countries. Conclusions about the possible directions for further improvement of the Russian model of legal regulation of vehicle taxation.
Key words: regulation; vehicle taxation; foreign experience; model; the system.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог - это налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств[1]. Он уплачивается собственником ежегодно до тех пор, пока машина находится на регистрационном учете в ГИБДД. Под регистрацией транспортного средства понимается административная проце-дура[2], осуществляемая в установленном российским законодательством порядке органом ГИБДД, в целях учета транспортных средств, надзора за их соответствием требованиям безопасности, борьбы с правонарушениями, связанных с использованием транспортных средств.
В настоящее время налог взимается согласно мощности: ставка налога умножается на количество лошадиных сил. В свою очередь ставка налога рассчитывается для некоторого интервала мощности двигателя.
Транспортный налог - региональный налог - обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, регулирование транспортного налога осуществляется на основании закона субъекта в соответствии с налоговым законодательством страны каждым регионом самостоятельно. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты. Понижение ставок налога на региональном уровне не происходит -они увеличиваются в разы по сравнению с приведенными ставками в законодательстве.
Следующим элементом в транспортном налогообложении является акциз на топливо. В связи с тем, что ставки акциза постоянно увеличиваются, растет и цена топлива.
В настоящее время государство проводит следующую политику: акциз на топливо повышается в зависимости от класса топлива, т.е., чем качество топлива лучше, тем ставка ниже. Однако на практике цены всех видов горю-
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
чего продолжают повышаться. Объясняется это сокращением поступлений в бюджет[3].
Согласно статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года включительно осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Таблица 1. Ставки акцизов
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в рублях за единицу измерения)
с 1 января по 30 июня 2013 года включительно с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно с 1 января по 31 декабря 2014 года вклю-чи-тельно с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно
Автомобильный бензин:
не соответ-ствую-щий классу 3, или классу 4, или классу 5 10100 руб. за 1 т 10100 руб. за 1 т 11110 руб. за 1 т 13332 руб. за 1 т 13332 руб. за 1 т
класса 3 9750 руб. за 1 т 9750 руб. за 1 т 10725 руб. за 1 т 12879 руб. за 1 т 12 879 руб. за 1 т
класса 4 8560 руб. за 1 т 8960 руб. за 1 т 9416 руб. за 1 т 10358 руб. за 1 т 10358 руб. за 1 т
класса 5 5143 руб. за 1 т 5 750 руб. за 1 т 5750 руб. за 1 т 6223 руб. за 1 т 6223 руб. за 1 т
Дизельное топливо:
не соответ-ствую-щий классу 3, или классу 4, или классу 5 5860 руб. за 1т 5860 руб. за 1 т 6446 руб. за 1 т 7735 руб. за 1 т 7735 руб. за 1 т
класса 3 5860 руб. за 1 т 5860 руб. за 1 т 6446 руб. за 1 т 7735 руб. за 1 т 7735 руб. за 1 т
класса 4 4934 руб. за 1 т 5100 руб. за 1 т 5427 руб. за 1 т 5970 за 1 т 5970 за 1 т
класса 5 4 334 руб. за 1 т 4500 руб. за 1 т 4767 руб. за 1 т 5244 руб. за 1 т 5244 руб. за 1 т
Автомобилист всегда платит за топливо, но не всегда уплачивает налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 357 Кодекса.
Следовательно, уклонение от налога возможно при оформлении машины на лиц, составляющих категорию налогоплательщиков, для которых установлена льгота [4]. От уплаты транспортного налога освобождаются, например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также созданные ими и состоящие из них общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности; граждане, подпадающие под действие статей 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» [5], имеющие на праве собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно; граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 12 Областного закона от
22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» [6]; категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [7]; инвалиды, имеющие на праве собственности мотоциклы, мотороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно. Подобным способом в 2009 году 13% российских автовладельцев не уплатили данный налог[8].
Регулирование транспортного налогообложения на примере нескольких регионов наглядно представляется при сравнении ставок городов Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Москва[9].
Таблица 2. Ставки транспортного налога
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Налоговый кодекс РФ Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Москва
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. включительно 2,5 12 24 7
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно 3,5 15 35 30
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно 5 45 50 45
свыше 200 л.с до 250 л.с. включительно 7,5 75 75 75
свыше 250 л.с. включительно 15 150 150 150
Мотоциклы и мотороллеры мощностью двигателя (с каждой лошадиной си-
лы):
до 20 л.с. включительно 1 4 10 7
свыше 20 л.с до 35 л.с. включительно 2 7 20 15
свыше 35 л.с. 5 25 50 50
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. включительно 5 20 50 17
свыше 200 л.с. включительно 10 25 65 35
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. включительно 2,5 15 25 10
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно 4 25 40 17
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно 5 30 50 25
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно 6,5 35 55 35
свыше 250 л.с. включительно 8,5 55 65 45
Различие ставок налога неоднозначно, если говорить о количестве тех или иных автомобилей в каждом субъекте.
Против транспортного налога выступают не только плательщики, но и политические деятели. Известный политик В.В.Жириновский на одной из встреч глав партийных фракций внес предложение о реструктуризации транспортного налога, а именно о взимании налога через плату за бензин[10]. Тем самым, уплата налога станет справедливой, и его собираемость в бюджет возрастет [11]. Данное утверждение не нашло официального закрепления в
нашей стране, но в США и Дании, например, взимание налога осуществляется именно так[17].
Налог на роскошь в России не существует, но его прообраз в виде транспортного налога имеет место быть. Подобная ситуация отмечается в Израиле и Китае, где размер налога зависит от марки и стоимости самого автомобиля и колеблется до 90% от последней.
Федеральным законом Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ внесены поправки в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым владельцы легковых автомобилей, стоимость которых более 3 миллионов рублей, с 1 января 2014 года уплачивают транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.
Таблица 3. Повышающие коэффициенты
Коэффициент Средняя стоимость авто Возраст авто
1,1 3 - 5 млн. рублей От 2 до 3 лет
1,3 3 - 5 млн. рублей От 1 года до 2 лет
1,5 3 - 5 млн. рублей Не более 1 года
2 5 - 10 млн. рублей Не более 5 лет
3 10 - 15 млн. рублей Не более 10 лет
3 От 15 млн. рублей Не более 20 лет
Величина коэффициента, увеличивающего налоговую ставку транспортного налога, дифференцирована в зависимости от стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска.
Официальный «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей» опубликован на сайте Министерства промышленности и торговли РФ[13].
Автомобилист может самостоятельно рассчитать среднюю стоимость автомобиля, воспользовавшись каталогом технических характеристик на сервисе ООО «Авто.Ру»[14].
В данный момент отмена транспортного налога не представляется возможной, однако, существует идея модификации его в экологический сбор. Это связано со вступлением России в ВТО 22 августа 2012 года. О нововведении сообщил В.В. Путин во время совещания о развитии автомобильной отрасли. Планируется взимание налога исходя не из мощности двигателя, а исходя из его объема. Считается, что такой способ уплаты будет способствовать модернизации парка автотранспорта. В таких странах, как Германия, Франция, Япония и Украина, транспортный налог уплачивается согласно объему двигателя и объему выброса углекислого газа.
На примере автомобилей марок «Волга» и «Ниссан», попадающих в одну категорию мощностей, но имеющих разный объем двигателя можно рассмотреть грядущее введение. Расход топлива «Волги» составляет 8,48 л/100 км, а «Нисана» - 16л/100 км. То есть, выброс углекислого газа в атмосферу последней выше, значит, платить владелец должен больше.
По данным Российской газеты выбросы углекислого газа в 2012 году достигли отметки в 35,6 миллиарда тонн, а именно - рекорд 2010 года был превышен на 6,1 процента, или 2,2 миллиарда тонн.
Больший вред окружающей среде на примере зарубежный стран наносит Китай, доля выбросов которого в общем объеме составляет 28 процентов; далее расположились страны США - 16 процентов, Европейский Союз - 11 процентов, Индия - 7 процентов в общем объеме выбросов.
В России к 2030 году доля выбросов от автотранспорта в общем объеме выбросов по стране составит более 10 процентов, а именно - 332 миллиона тонн. Поэтому изменения в правовой базе транспортного налогообложения происходят в нужном направлении[15].
Существует предложение не об изменении принципа транспортного налогообложения в первую очередь, а об использовании альтернативных видов топлива в России, например, биоэтанола, который может быть получен из выращиваемых в стране кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы и дерева.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
Однако данные меры имеют небольшое числовое значение в сокращении выбросов - всего на 25 миллионов тонн - и не являются рентабельными[16].
Еще с давних времен граждане призваны платить налоги, а государство - заботиться о них. Налог - это платеж, следовательно, им можно и нужно управлять, вопрос только в методике.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 3824.
2. Душакова Л.А., Завгородняя Л.В. Административно-правовые процедуры на государственной службе Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Изд-во: ЮРИФ РАНХиГС, 2012. С.32.
3. Государственное информационно-аналитическое агентство Российской Федерации «РИА новости» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru
4. Областной закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (ред. от 5 ноября 2013 г.) // Наше время. 2012.11 мая
5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г., с изм. от 6 февраля 2014 г.) "О ветеранах" // Российская газета. 2000. 5 января.
6. Областной закон от 22 октября 2004 года № 165-ЗС (в ред. от 30 июля 2013 г.) «О социальной поддержке детства в Ростовской области» // Наше время. 2004. 28 октября.
7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в ред. от 21 декабря 2013 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.
8. Мишина Н.В. Транспортная политика как отраслевая подсистема политического управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. С. 139-144
9. Юридическая помощь автолюбителям [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakon-auto.ru
10. Российская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru
11. Рассыльников И.А. О предмете бюджетного права // Северо-кавказский юридический вестник. 2008. № 1 С. 49.
12. Национальная система многоуровнего обучения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mustangs.ru
13. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/list/
14. Автомобильный информационный портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://auto.ru/
15. Мирошник И.В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их решения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. №1. С. 90-95
16. Исследование «Энергоэффективная Россия» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusecounion.ru/sites/default/files/CO2_Russia_RUS_final.pdf.
17. Бородина Ю.И. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 50-55