Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
888
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ЯРМАРКА / TRADE / THE POWERS OF THE ORGANS OF STATE POWER AND LOCAL SELF-GOVERNMENT / CONSUMERS / TRADING NETWORK / COMMERCIAL OBJECT / MEANS OF INDIVIDUALIZATION / FAIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нимгирова Наина Игоревна, Бадмаев Баир Лиджиевич, Фисенко Виктор Юрьевич, Мантышева Байрта Саналова

Проблемы правового регулирования розничной торговли весьма актуальны в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», действующий в Российской Федерации с 1 февраля 2010 г., дал ответы далеко не на все вопросы, возникающие в сфере торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of trade activities in Russia

The issues of legal regulation of retail trade are highly relevant in the Russian Federation at both the federal level and at the level of the constituent entities of the Russian Federation and municipal entities. The Federal law of December 28, 2009 No. 381-FZ «On the foundations of the State regulation of trade activity in the Russian Federation», acting in the Russian Federation since February 1, 2010, responded by far not all questions arising in the area of trade.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

НИМГИРОВА Наина Игоревна,

магистрант ФГБОУ ВП «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б .Городовикова». E-mail: naina9512@mail.ru;

БАДМАЕВ Баир Лиджиевич,

магистрант ФГБОУ ВП «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б .Городовикова». E-mail: bair.lidgievich@mail.ru;

ФИСЕНКО Виктор Юрьевич,

магистрант ФГБОУ ВП «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б .Городовикова». E-mail: 89054098289@mail.ru;

МАНТЫШЕВА Байрта Саналова,

магистрант ФГБОУ ВП «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б .Городовикова». E-mail: Utnasunovabs@bk.ru

Краткая аннотация: Проблемы правового регулирования розничной торговли весьма актуальны в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», действующий в Российской Федерации с 1 февраля 2010 г., дал ответы далеко не на все вопросы, возникающие в сфере торговли.

Abstract: the issues of legal regulation of retail trade are highly relevant in the Russian Federation at both the federal level and at the level of the constituent entities of the Russian Federation and municipal entities. The Federal law of December 28, 2009 No. 381-FZ «On the foundations of the State regulation of trade activity in the Russian Federation», acting in the Russian Federation since February 1, 2010, responded by far not all questions arising in the area of trade.

Ключевые слова: торговля; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; потребители; торговая сеть; торговый объект; средства индивидуализации; ярмарка.

Keywords: trade; the powers of the organs of State power and local self-government; consumers; trading network; commercial object; means of individualization; fair.

Под торговой деятельностью (или торговлей) понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров и направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.[4] Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности.

Среди видов торговли выделяют:

• 1) оптовую (мелкооптовую) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи). Сюда также относится любая продажа в иных целях, не связан-

ная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием объектов торговой деятельности. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;

• 2) розничную (мелкорозничную) торговлю как разновидность торговой деятел ьн ости, связан н ую с приобретен ием и продажей товаров для испол ьзован ия их в л ичн ых, семейн ых, дом ашн их и ин ых цел ях. Такого рода операции н е должн ы быть связан ы с осуществл ен ием предприн им ател ьской деятел ьн ости. Мел корозн ичн ая торговл я пред-ставл яет собой разн овидн ость розн ичн ой торговл и, связан н ую с реал изацией товаров, н е требующих

Гоажданское право; предпринимательское право;

особых условий продажи, через объекты м ел к орозн ичн ой сети.

Специал ьн ым и субъектам и, ведущим и тор-говл ю и специал изирующим ися в дан н ой сфере, выступают юридические л ица и индивидуал ьн ые предприн им ател и. Среди н их сл едует особо выделить:

• - хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

• - хозяйствующих субъектов, осу-ществл яющих поставки производим ых ил и закупаем ых товаров, предн азн ачен н ых дл я ис-пол ьзован ия их в предприн им ател ьской дея-тел ьн ости, в том числ е дл я продажи ил и перепродажи.

Указан н ые выше субъекты м огут вступать в отн ошен ия по поводу орган изации и осуществл ен ия торговой деятел ьн ости с орган ам и государствен н ой вл асти и орган ам и м естн ого сам оуправл ен ия, которые специал ьн ым и субъектам и, ведущим и тор-говл ю, н е явл яются.

По видам товаров выдел яют: н ем атериал ьн ые товары (например, информационные продукты) и материальные товары (например, твердые, жидкие и др.); потребительские товары (служат для удовлетворения нужд основных групп населения) и товары производственного назначения (предназначенные для продажи с целью их использования во внутрихозяйственной деятельности организаций). Для конечного потребителя наибольшее значение имеют продовольственные товары, т.е. продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки и др.

Таким образом, предметом торговли могут выступать материальные вещи, готовая продукция, здания и оборудование, продовольственные товары и услуги, а также объекты интеллектуальной деятельности. Итак, международная и национальная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Многие товары продаются через магазины розничной торговли, а также через торговые сети, которые представляют собой совокупность двух и более торговых объектов,

которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.[5]

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, а также законодательными актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Кроме того, в рамках собственных полномочий органы местного самоуправления также вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Вместе с тем базовым законодательным актом, который определяет принципы государственного регулирования торговой деятельности в нашей стране, выступает Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".[1]

Следует отметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

• - внешнеторговой деятельности;

• - деятельности по проведению организованных торгов;

• - деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

• - купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Подобные ограничения первоначально были установлены указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". Затем перечень таких товаров был расширен рядом законов, например Законами РФ от 20.08.1993 № 5663-1 "О космической деятельности", от 21.02.1992 № 2395-1

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 7(175)

"О недрах", Федеральными законами от № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", от 04.05.2011 деятельности" и др.

Библиография:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 дек абря 2009 г. N 381-ФЗ «Об осн овах государствен н ого регул ирования торговой деятельн ости в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 30 дек. URL: http://www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html (дата обращен ия: 21.04.2014) .

2. Федерал ьный закон Российской Федерации от 26 июл я 2006 г. № 135-Ф3 «О защите кон курен ции» // Российская газета. 2006. 27 июля. URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращен ия: 21.04.2014).

3. Егорова М.А. Комм ерческое право: учеб. дл я вузов. М., 2017.

4. Спектор А.А. К вопросу о категориях «субъект предприн им ател ьской деятел ьности» и «субъект пред-приним ател ьского права» // Бизн ес и право в России и за рубежом . 2016. № 2.

5. Бел ых В.С. Правовое регул ирован ие предприн им ател ьск ой деятел ьн ости в России: м он огр. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.