Маслаков В. П., Корень А. В. Стратегическое планирование и эффективность управления авиапредприятиями РФ // Авиатранспортное обозрение: Информ. ж-л по воздушному транспорту. 1998. № 15. С. 39-42. Корень А. В. Модели выбора оптимальной сети авиалиний для эксплуатации и выбора оптимального типа воздушного судна на линию, как составляющие системы стратегической оптимизации эксплуатационной структуры регулярной авиакомпании. Система стратегической оптимизации эксплуатационной структуры регулярной
авиакомпании // Проблемы транспорта: Науч. ж-л / Меж-дунар. академия транспорта. 2003. № 8. С. 75-79.
10. Маслаков В. П., Корень А. В. Методологический подход к решению проблемы разработки комплексных методов совершенствования системы авиатранспортного предприятия гражданской авиации (на примере авиакомпании): Методологические принципы построения системы управления авиакомпании // Проблемы транспорта: Науч. ж-л / Междунар. академия транспорта. 2003. № 8. С. 8792.
> <
Инновационный механизм регулирования деятельности российских торговых организаций
The innovative mechanism of regulation of activity of the Russian trading organizations
к
X CL
О
УДК 347.7:339.16
Ялунер Елена Васильевна
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, доктор экономических наук, доцент 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 7
Yaluner Elena Vasilievna
191015, Saint-Petersburg, ul. Kavalergardskaya, 7
Васильева Виктория Васильевна
аспирант Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 7
Vasilyeva Viktoriya Vasilievna
191015, Saint-Petersburg, ul. Kavalergardskaya, 7
В настоящее время происходят значительные структурные изменения в сфере торговли. Действующий Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет ключевые понятия в сфере торговли и основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Однако настоящий закон имеет ряд недостатков: нечеткость формулировок, допускающая неоднозначное толкование отдельных положений; несогласованность с другими нормативно-правовыми актами; отсутствие значимых разъяснений. Таким образом, отношения между бизнесом в сфере торговли и государством остаются неурегулированными.
Для укрепления организационно-правовых отношений в области регулирования торговли и повышения эффективности функционирования предприятий представляется необходимым спроектировать новый механизм регулирования деятельности торговых организаций. В работе приведены предлагаемые структуры составных элементов данного механизма и стратегическая карта развития торговой организации по этапам ее жизненного цикла.
Considerable structural changes occur in sphere of trade now. The operating Federal law from 12.28.2009 № 381-FZ «About bases of state regulation of trading activity in the Russian Federation» defines key concepts of sphere of trade and a basis of state regulation of trading activity of the Russian Federation. However the present law has a number of lacks: the illegibility of formulations supposing ambiguous interpretation of
separate positions; inconsistency with other regulatory legal acts; absence of significant explanations. Thus relations between business in sphere of trade and the state remain not adjusted.
It is obviously necessary to design the new mechanism of regulation of activity of trading organizations for strengthening organizational and legal relations in the field of regulation of trade and increase of efficiency of functioning of the enterprises. In work offered structures of components of this mechanism and a strategic card of development of trading organization on stages of its life cycle are resulted.
Ключевые слова: проектирование, инновационный механизм, регулирование торговой деятельности, жизненный цикл развития торговой организации
Keywords: designing, innovative mechanism, regulation of trading activity, life cycle of development of trading organization
На протяжении многих лет внутренняя торговля является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережая по темпам роста другие отрасли.
Основную информацию об условиях, создающих объективные предпосылки для развития внутренней торговли, дает анализ развития сложившегося в России потребительского рынка.
Исследование внутреннего потребительского рынка России показало, что основные элементы рынка товаров и услуг существенно регулируются государством,
^ с тем чтобы повысить социальную ответственность ш участников рынка перед обществом.
В настоящее время компании из локальных торго-
^ вых сетей становятся федеральными, превращаясь
в общенациональные бренды, во многом определяя
5 развитие всей отрасли торговли. Тенденция роста
х сетевой торговли создает дополнительные возможен
х ности расширения рынка и дает значительный поло-ш жительный эффект.
т Действующий Федеральный закон от 28 декабря £ 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного ре> гулирования торговой деятельности в Российской Фе-2 дерации» (далее — Закон) определяет ключевые по-н нятия в сфере торговли и основы государственного < регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. В нем разграничиваются полномочия фе-х деральных органов государственной власти, органов х власти субъектов РФ и органов местного самоуправ-о ления; определяются порядок заключения и исполнен- ния договоров поставки продовольственных товаров, единый подход к заключению подобного рода договоров, жесткие сроки оплаты поставленного товара; отменяются бонусы и иные виды вознаграждений кроме вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров; ограничивается доля торговых сетей на рынке [1].
Однако настоящий закон имеет и ряд недостатков: нечеткость формулировок, неоднозначное толкование отдельных его положений; несогласованность с другими нормативно-правовыми актами; отсутствие существенно значимых разъяснений.
В Законе под торговой деятельностью понимается «вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров» (ст. 2 п. 1). На наш взгляд, данное определение не отражает системы правовых отношений, складывающихся в процессе торговой деятельности. Оно охватывает только гражданско-правовое регулирование, которое уже осуществляется Гражданским кодексом РФ (гл. 30), законом РФ «О защите прав потребителей», правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Правительством РФ 19 января 1998 г., и рядом других нормативных актов [Там же].
Основное содержание закона — организационно-управленческие отношения, регулируемые нормами административного права. В ст. 1 п. 3 отмечается, что «закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности».
Таким образом, возникает противоречие с определением, данным законодателями торговой деятельности. Ст. 4 закона устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, носящие исключительно административно-правовой характер. Тем самым в законе допущено смешение государственных функций регулирования, организации и управления торговлей.
Действие закона не распространяется на ряд других видов торговой деятельности в РФ (ст. 1 п. 4, 5), некоторые нормы (ст. 8 п. 5, ст. 9, 13, 14) рассчитаны исключительно на торговлю продовольственными товарами, что еще более сужает сферу его действия. Положения указанного закона (ст. 9 п. 1 и 2, ст. 13, 14) применяются только в тех случаях, если покупателями выступают торговые сети [Там же].
На наш взгляд, термин «учреждение торговли» (ст. 8 п. 3) несостоятелен, поскольку учреждение — неком-
мерческая организация, и к торговле он применен быть не может. Ассортимент продаваемых товаров (ст. 8 п.п. «а» п. 7) отнесен к порядку и условиям осуществления торговой деятельности [Там же].
В Законе отсутствует механизм согласования развития крупных торговых сетей и малого бизнеса. Он регламентирует порог доминирования сетей на рынке — 25% объема реализованных продовольственных товаров для одного хозяйствующего субъекта. Однако нет ограничения по совокупной реализации для всех крупных сетей в границах субъекта Федерации, что может привести к монополизации товарного рынка всего лишь 4 сетями.
В законе не предусмотрена поддержка со стороны государства социальных магазинов, не затронут сегмент интернет-торговли, в котором возможно наращивание товарооборота без приобретения новых торговых площадей. Закон не регламентирует деятельность оптовой торговли и общественного питания.
Ст. 8 Закона предусматривает регулирование розничных цен. Этот вопрос является одним из наиболее важных в сфере регулирования торговой деятельности, ведь главной целью любого закона должно быть обеспечение соблюдения прав и законных интересов населения. Однако в части 4 данной статьи не указаны конкретные меры и методы по регулированию торговых надбавок, отсутствует норма о предельно допустимой торговой надбавке.
В части 5 ст. 8 речь идет о регулировании розничных цен на социально значимые товары, но не приведен перечень таких товаров. Закон допускает рост розничных цен на социально значимые товары в течение тридцати календарных дней в пределах 30%.
На наш взгляд, необходимо снизить предельно допустимый темп роста цен на социально значимые товары до 15%, включить в статью перечень социально значимых товаров, а также указать конкретные меры по стабилизации розничных цен [Там же].
Нерешенным также остается вопрос о защите отечественного производителя. В настоящее время на российском рынке значительную долю занимают импортные товары. Их доля по некоторым категориям товаров превышает 30%.
В Законе, на наш взгляд, должен быть предусмотрен контроль качества, так как увеличение доли отечественных товаров на рынке зависит от надежности и безопасности продукции. Отмена обязательной сертификации противоречит этому положению и представляет угрозу для жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, отношения между бизнесом в сфере торговли и государством остаются неурегулированными. Для укрепления организационно-правовых отношений в области регулирования торговли представляется необходимым:
• обеспечить четкое разграничение полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровня в области регулирования торговли;
• сформировать научно-обоснованную классификацию видов и форматов торговых организаций, а также типов предприятий;
• выработать систему методов государственного содействия развитию различных форматов торговли;
• решить вопрос об упрощении государственной регистрации вновь создаваемых предприятий, в том числе по месту их размещения;
• утвердить новую систему статистического учета в сфере торговли;
• укрепить правовые основы договорной работы, в том числе на основе заключения длительных организа-
ционных договоров между оптовыми и розничными субъектами торговли.
На данном этапе развития в сфере потребительского рынка давно требуют решения проблемы регулирования отношений между государством и бизнесом.
Законодательное регулирование управленческих отношений в системах потребительского рынка позволит организациям правомерно обращать внешние условия окружающей среды в свою пользу и, тем самым, достигать эффективного и устойчивого развития.
Обосновывая наш подход, мы исходим из того, что каждый край, область, республика, автономные округ или область, города Москва и Санкт-Петербург имеют свою уникальную культуру и особенности развития, что позволяет им формировать уникальную культуру потребительского рынка. Федеральный закон нарушает эту уникальность и сведет желаемое регулирование к жесткому администрированию, что противоречит пониманию свободы торговли и сущности рыночных отношений [2, с. 116]. Для реализации данных предложений, на наш взгляд, необходимо разработать:
• методику информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
• методику расчета основных показателей эффективности реализации программ развития торговли;
• прогнозы развития торговли на территории субъектов Российской Федерации, районов и муниципальных образований и региональные и муниципальные программы развития торговли;
• методику проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территории субъектов Российской Федерации, районов и муниципальных образований;
• методику расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Нам представляется, что государственная политика в области развития внутренней торговли страны должна иметь форму законодательного документа, доводимого ежегодно до всех субъектов Российской Федерации и обязательного для исполнения. В таком документе должны найти достойное отражение:
• приоритетные направления государственной политики в области внутренней торговли;
• целевые программы (ориентиры) развития отдельных направлений внутренней торговли с федеральным финансированием;
• утвержденные перечни социально значимых товаров первой необходимости, обязательных к реализации во всех объектах внутренней торговли соответствующей специализации;
• новые или изменяемые правила продажи товаров; перечень межправительственных договоров и соглашений, обеспечивающих развитие делового сотрудничества торговых организаций.
В российской практике развитие торговых систем проходит под влиянием множества факторов. Их можно сгруппировать в три обособленных блока:
1-й блок: институциональные факторы. В него входят элементы государственного регулирования деятельности организаций на основе законов РФ, Указов Президента РФ, законов и законодательных актов региональных и местных органов власти, постановлений Правительства РФ, нормативных и правовых актов государственных органов.
2-й блок: контролируемые факторы внутреннего раз- < вития торговых организаций. В этот блок входят такие щ ключевые группы факторов, как: факторы предложения, | факторы спроса, факторы конкуренции, организацион- ^ ные факторы, экономические факторы. □=
3-й блок: неконтролируемые факторы. Этот блок 5 включает группы факторов, которые не могут управ- х
„ к
ляться организацией. К ним относятся организацион- х ные патологии, чрезвычайные ситуации, неконтроли- 5 руемая конкуренция, неконтролируемые риски. т
Состав факторов в комплексе влияет на формирова- £ ние операционной системы организации и стратегию > ее развития. 2
По мере укрепления российского законодательства ¡Е и правовых основ деятельности предприятий в усло- < виях свободного предпринимательства необходимо 1= ускорить проведение политики реформирования пред- х приятий на микроэкономическом уровне. х
В рамках общегосударственной политики реформи- о рования предприятий необходимо продвигать и реали- н зовывать идеи саморазвития предприятий. Развитие следует рассматривать как необходимое явление, приводящее к целенаправленному изменению деятельности предприятия. Различают две формы развития: эволюционное и революционное.
В процессе развития организаций эволюционный и революционный путь развития могут пересекаться. Изучение жизненных циклов развития организаций важно для понимания особенностей их поведения на потребительском рынке и глубинных факторов, определяющих их жизнедеятельность.
В зависимости от характера жизненного цикла можно разрабатывать различные программы управления изменениями организации, обеспечивая ее эффективное развитие на протяжении десятков и даже сотен лет [3, с. 115-116].
Для обеспечения устойчивого и эффективного развития торговых организаций необходимо формирование внешнего механизма регулирования.
В этой связи можно предложить основные направления совершенствования внешнего механизма регулирования предпринимательской деятельности торговых организаций. Для этого, на наш вгляд, необходимо:
• сократить и унифицировать нормативно-правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях;
• усовершенствовать антимонопольное законодательство и ввести четкую систему контроля над формированием цен на предприятиях-монополистах;
• повысить уровень доступности к информационной базе данных на региональном и федеральном уровнях;
• выработать долгосрочный механизм инвестиционной поддержки предпринимателей в регионе и обеспечить его доступность для любых предпринимательских структур;
• выработать долгосрочный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимательских организаций с усовершенствованной нормативной базой и механизмом защиты отечественных товарных рынков;
• выработать систему мероприятий по развитию конкурентной среды в банковской сфере на региональном уровне и расширению перечня банковских услуг по кредитованию предпринимателей и населения;
• выработать механизм стимулирования потребительского кредитования на региональном уровне;
Рис. 1. Структура внутреннего механизма управления деятельностью торговой организации
• выработать механизмы страхования лизинговых операций и расширить на этой основе использования лизинга в деятельности предпринимательских организаций.
Формирование внутреннего механизма управления деятельностью торговой организации предусматривает приведение в соответствие факторов внешней и внутренней среды функционирования организации, что способствует эффективному достижению ее целей. Сформированная система целей обеспечивает сбалансированное развитие организации на определенном этапе ее жизненного цикла [4, с. 126-127].
В соответствии с принятой системой целей торговой организации и изложенными подходами к их регулированию мы предлагаем структуру внутреннего механизма управления деятельностью торговой организации (рис. 1).
Особое внимание следует уделить реализации организационного механизма управления деятельностью торгового предприятия, основным назначением которого является укрепление организационного потенциала, приведение его к состоянию гибкого реагирования на внедрение инноваций.
Для оценки механизма организационного управления должна быть выработана система критериев, отражающих наиболее результативные свойства составляющих частей; методика анализа фактического состояния механизма на основе отобранных критериев; методика исчисления обобщенного показателя результативности функционирования организационного механизма.
Формирование механизма управления деятельностью торговой организации может рассматриваться как разработка инновационной модели управления всех подсистем организации на основе комплексного и системного подходов.
Модель системы формируется с учетом действия факторов внешней и внутренней среды организации. Механизм управления деятельностью торговой организации, рассматриваемый как система, состоит из двух подсистем: подсистемы высшего руководства и подсистемы среднего и низового уровня руководства. Механизм управления в каждой подсистеме спро-
ектирован таким образом, что обеспечивает четкое разделение функций управления на каждом уровне и практически полностью исключает дублирование функций в подсистемах.
Подсистема высшего руководства включает четыре блока механизма управления. В блок управления стратегического развития организации входят следующие элементы:
• моделирование стратегического развития;
• ранжирование функциональных стратегий и выбор приоритетов,
• создание операционной системы для реализации модели стратегического развития;
• формирование инвестиционной политики организации.
Второй блок управления в подсистеме высшего руководства составляет регулирование организационно-правовых отношений с государственными органами. Этот блок включает следующие элементы системы:
• создание, реорганизацию, банкротство, ликвидацию предпринимательской организации;
• техническое регулирование;
• трудовое регулирование;
• финансовое регулирование;
• регулирование хозяйственных споров.
Третью подсистему высшего руководства составляет блок структуризации деятельности и формирования информационной системы. В него входят следующие элементы:
• регулирование структурных изменений;
• структуризация аппарата управления;
• моделирование информационной системы;
• нормативно-правовое обеспечение системы управления.
Управление воспроизводственной деятельностью и самофинансированием в составе подсистем высшего руководства включает следующие элементы:
• регулирование воспроизводства трудового потенциала и мотивационного механизма его развития;
• регулирование воспроизводства торгово-техноло-гического потенциала;
• регулирование воспроизводства финансового потенциала;
Рис. 2. Рекомендуемая схема механизма управления деятельностью торговой организации
• обеспечение накопления капитала и самофинансирования.
В отличие от высшего руководства, для подсистем среднего и низового уровня руководства принята ориентация на специализацию механизмов управления. Это связано с тем, что на среднем и низовом уровнях реализуются цели и задачи, ограниченные ресурсами и способами их использования. На этом уровне выделяются подсистемы экономического, организационного и мотивационного управления.
Процесс экономического управления на среднем и низовом уровнях обеспечит достижение устойчивого экономического положения организации и даст основания для высшего руководства к планированию ее дальнейшего стратегического развития.
Механизм подсистемы организационного регулирования включает следующие элементы:
• регулирование технологических процессов;
• регулирование трудового процесса;
• регулирование материально-технического обеспечения и безопасности;
• разработка проектов функциональных стратегий;
• внутриорганизационный контроль. Мотивационный механизм управления деятельностью торговой организации на среднем и низовом уровнях руководства включает следующие элементы:
• регулирование трудовой дисциплины;
• мотивация качества труда;
• мотивация профессионального развития и хозяйственного поведения персонала;
• мотивация восприятия нововведений.
Для реализации предложенного механизма управления деятельностью торговой организации целесообразно выработать рациональную структуру распределения полномочий управления на уровнях высшего, среднего и низового руководства.
С учетом выработанной структуры механизма управления и алгоритмов управления на уровне подсистем высшего руководства и подсистем среднего и низового руководства предлагается схема распределения полномочий управления, приведенная на рис. 2. Реализация предложенной схемы механизма управления
деятельностью торговой организации позволит обеспечить сбалансированное развитие любой коммерческой организации.
Для эффективного использования внутреннего механизма управления деятельностью торговой организации целесообразно периодически разрабатывать программы и модели управления собственной системой развития. В основу подхода к их разработке может быть положена схема управления жизненным циклом развития торговой организации. В соответствии с данной схемой можно составить стратегическую карту развития торговой организации по всем этапам ее жизненного цикла.
Разработанная карта стратегического развития организации представлена в табл. 1.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что для эффективного развития торговых организаций необходимо целенаправленно изменять государственный подход к регулированию внутренней торговли в Российской Федерации. Данные изменения должны предусматривать, с одной стороны, реформирование отраслевой структуры, а с другой стороны, совершенствование собственного механизма внешнего регулирования, которое должно базироваться на устойчивой системе законодательства.
Обеспечение устойчивого положения организаций на потребительском рынке в значительной мере зависит от формирования внешнего механизма регулирования их деятельности. Внешний механизм может рассматриваться как состоящий из трех частей: правового, экономического и организационного механизмов. Оценка их результативности может быть произведена при помощи системы критериев, отражающих наиболее результативные свойства составляющих его частей, так как на поддержание процесса управления уходят значительные внутренние ресурсы, поскольку торговая организация вынуждена реагировать на негативное проявление механизмов внешнего регулирования их деятельности.
Для сбалансированного развития торговой организации важно оптимизировать внутренний механизм управления ее деятельностью, который может состоять
Таблица 1
Стратегическая карта развития торговой организации по этапам жизненного цикла
Этапы жизненного цикла Ключевые факторы успеха Тип программы (модели) развития Целевая точка развития
Этап 1. Зарождение и становление организации Образование начального капитала; формирование стратегических (жизненных) целей; формирование деловой политики на этапе становления; достижение экономической устойчивости Программа управления собственной системой развития Точка достижения устойчивости экономического положения
Этап 2. Стабилизация основной деятельности Сбалансированное развитие основной деятельности; обеспечение роста показателей по основной деятельности Программа поддержания стабильности основной деятельности Точка достижения стабильности основной деятельности
Этап 3. Обновление деятельности Разработка инвестиционной политики в приоритетной области деятельности; разработка сбалансированной системы показателей в приоритетной области деятельности; расширение доли рынка Программа обновления приоритетной области деятельности Точка динамического роста
Этап 4. Стандартизация деятельности в приоритетной области Разработка стандартов в приоритетной области деятельности; закрепление доли рынка; сокращение операционного цикла (по схеме «точно — вовремя»); стабилизация объемов продаж Программа удержания преимуществ Точка удержания преимуществ
Этап 5. Поиск новых приоритетов (или корректировок) Ликвидация устаревших видов бизнеса; внедрение новых бизнес-проектов; рост инноваций и новаторства; проникновение на новые рынки Программа поддержания приоритетных сфер деятельности Точка достижения нового приоритета
Этап 6. Удержание достигнутых приоритетов Разработка сбалансированной системы показателей по закрепленным отраслевым направлениям деятельности; внедрение новых методов и инструментария управления; удержание высоких и стабильных объемов продаж Программа отраслевого развития Точка удержания достигнутых приоритетов
Этап 7. Поиск целевых решений Разработка революционных или эволюционных изменений в ключевых областях деятельности; утверждение новой системы ценностей; расширение инновационной деятельности Целевые стратегические программы развития Точка ожидаемой эффективности
Этап 8. Внедрение целевых решений Разработка плановых значений сбалансированной системы показателей на этапе внедрения целевых решений; внедрение системы управления знаниями; развитие стиля лидерства Программа поиска эталонных решений на основе бенчмаркинга или научно-исследовательских разработок Точка достижения эффекта
Этап 9. Поиск нового опыта Создание обучающейся организации; внедрение нововведений Моделирование стратегий Точка непрерывного обновления
из двух подсистем: подсистемы высшего руководства и подсистемы среднего и низового уровней руководства.
Для эффективного использования внутреннего механизма управления деятельностью торговой организации важно создать модель управления собственной системой развития, основанную на использовании схемы управления жизненным циклом развития организации, по этапам которого должны разрабатываться стратегические карты развития. Предлагаемая модель стратегической карты развития организации может быть успешно реализована при условии создания единой организационной программы управления собственной системой развития. В этом случае программы каждого нового этапа жизненного цикла будут увязаны в единую систему развития организации, что обеспечит ее долговременное и эффективное существование.
Переход к стратегическому управлению должен сопровождаться обучением персонала и постепенным
созданием обучающейся организации.
Литература
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 381-ФЗ // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=95629.
2. Криванов М. П. Менеджмент: информационные технологии поддержки управленческих решений. М.: Экономика, 2006. 325 с.
3. Лукин И. И. Менеджмент: моделирование управленческих решений. М.: Экономика, 2007. 289 с.
4. Мордвинов В. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 2005. 227 с.