Научная статья на тему 'Правовое регулирование статуса и деятельности адвокатуры в системе органов советской юстиции на рубеже 1930-х - 1940-х гг'

Правовое регулирование статуса и деятельности адвокатуры в системе органов советской юстиции на рубеже 1930-х - 1940-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АДВОКАТУРА / КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салапин Сергей Владимирович

Данная статья посвящена вопросам функционирования советской адвокатуры на рубеже 1930-х 1940-х гг. Рассмотрены изменения в правовом регулировании организации и деятельности коллегий адвокатов. Определено их место в системе органов советской юстиции и дана оценка политике государства по отношению к адвокатуре в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование статуса и деятельности адвокатуры в системе органов советской юстиции на рубеже 1930-х - 1940-х гг»

SCIENCE TIME

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ЮСТИЦИИ НА РУБЕЖЕ 1930-Х - 1940-Х ГГ.

Салапин Сергей Владимирович, Ивановская центральная коллегия адвокатов, г. Иваново

E-mail: salapins@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам функционирования советской адвокатуры на рубеже 1930-х - 1940-х гг. Рассмотрены изменения в ^ правовом регулировании организации и деятельности коллегий адвокатов. • Определено их место в системе органов советской юстиции и дана оценка политике государства по отношению к адвокатуре в рассматриваемый период.

Ключевые слова: советская адвокатура, коллегии адвокатов, организация юридической помощи в СССР.

Появление и функционирование адвокатуры обусловлено достижением обществом определенных демократических и правовых завоеваний, связанных с необходимостью гарантирования, соблюдения и защиты прав членов данного общества. Эффективность деятельности адвокатуры, ее положение и значение в обществе и государстве в значительной степени определяется отношением общества и государства к праву как системе регулятивных норм. Представляется абсолютно очевидным, что в условиях политического режима государства, отличного от демократического, говорить об институте адвокатуры, как об эффективном и действенном инструменте, гарантирующем соблюдение и защиту прав личности, не приходится.

Одним из наиболее интересных с точки зрения изучения эволюции взглядов на место, цель, функции адвокатуры в обществе, порядок организации и осуществления защиты, деятельности адвокатуры и адвокатов представляется период функционирования адвокатуры в период существования Союза ССР. Советский период в истории адвокатуры охватывает временной интервал с 1917 по 1991 гг. и характеризуется строгой подконтрольностью деятельности

213

о

Щ SCIENCE TIME Щ

адвокатуры государственным органам. Преобладающим методом управления адвокатским сообществом в указанный период был командноадминистративный, характеризующийся прямым вмешательством органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Значительный исследовательский интерес представляет временной интервал, охватывающий конец 30-х - начало 40-х гг. ХХ в., т.е. период оформления деятельности адвокатуры в рамках системы органов юстиции.

5 декабря 1936 г. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР была утверждена конституция Союза Советских Социалистических республик, получившая в дальнейшем наименование «Сталинской». По своей юридической форме и содержанию она соответствовала демократическим достижениям того времени, в связи с чем, была воспринята даже вне пределов СССР как нормативно-правовой акт исключительно демократического содержания.

В действительности основной закон носил декларативный характер, о чем лишний раз свидетельствует очередная активизация репрессий со стороны государства, совпавшая по времени с его принятием. Таким образом, Конституция не получила адекватного правового воплощения в юридической действительности советского государства.

Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что определенный положительный эффект от принятия Конституции был отмечен учеными. Так, законодательно была оформлена новая система органов юстиции Советского Союза [1; с. 315-316].

Главой IX Конституции, «Суд и прокуратура», среди прочих норм -деклараций и норм - принципов было закреплено право граждан на защиту. Норма статьи 111 гласила о том, что «Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту» [2]. Принятая 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом советов Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в статье 115 Главы X «Суд и прокуратура» закрепила норму аналогичную норме, содержащейся в статье 111 общесоюзной Конституции.

Соответственно, законодательное закрепление на уровне общесоюзной и республиканской Конституций права подсудимого на защиту обусловило необходимость государства в упорядочении деятельности организаций и лиц, осуществляющих судебную защиту, а также деятельности органов,

выполняющих в отношении последних контрольные функции. Впрочем, прокуроры на местах, особенно в условиях массового террора, обеспечить соблюдение конституционных принципов в сфере правосудия были не в состоянии [3].

214

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Согласно действующему в этот период времени законодательству выполнение процессуальной функции защиты было возложено на членов коллективов коллегий защитников, образованных на основании Положения «О коллективах членов коллегии защитников» 1932 г. [4].

Функции по руководству системой органов юстиции, в которую были включены коллективы коллегий защитников, и судебному управлению были возложены на Народный Комиссариат юстиции СССР. Статьей 78 Конституции СССР закреплялось положение Народного Комиссариата юстиции как союзнореспубликанского комиссариата.

Перестроение структуры управления государства в целом, а в отношении управления органами юстиции в частности, предопределило издание ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих полномочия, организацию и деятельность данных органов, что способствовало складыванию их централизованной системы [5; с. 8].

Необходимо отметить, что решение об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР 20 июля 1936 г. [6] несколько предшествовало принятию Конституции Союза ССР.

Однако утверждение данного документа происходило уже после принятия Конституции 1936 г. и одновременно с утверждением положения о соответствующем Народном комиссариате.

13 января 1937 г. ЦИК СССР было утверждено Положение «О Народном комиссариате юстиции Союза ССР», принятое постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 декабря 1936 г. [6; № 62, ст. 455], в соответствии с которым на Наркомюст СССР были возложены задачи по организации и руководству деятельности судебных учреждений в масштабах всей страны.

Во втором пункте Положения были установлены конкретные практические задачи, поставленные перед Наркомюстом СССР, среди которых особо следует отметить следующие: наблюдение за применением судами Положения о судоустройстве, уголовного, гражданского и процессуальных кодексов, наблюдение за применением судами советских законов и дача судам общих указаний в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, руководство организацией судебной системы, осуществление общего руководства и надзора за деятельностью коллегий защитников и организацией юридической помощи населению, руководство системой юридического образования.

В составе Народного комиссариата юстиции Союза ССР в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Положения «О Народном комиссариате юстиции Союза ССР» был образован специальный отдел судебной защиты и юридической помощи населению.

а

215

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Выполнение данной функций Наркомюстом Союза ССР полностью соответствовало конституционным положениям, и было обусловлено поставленными перед ним целями.

Принятие и вступление в действие Закона «О судоустройстве СССР, Союзных и Автономных республик» от 16 августа 1938 г. [7] ознаменовало существенное уменьшение круга функциональных обязанностей Наркомюста СССР, связанное с выведением из-под его контроля судебных функций. Таким образом, Народный Комиссариат юстиции СССР должен был сосредоточиться на выполнении исключительно задач по организации и обеспечению деятельности органов юстиции.

1939 г. ознаменовался завершением формирования системы юстиции СССР и РСФСР. СНК РСФСР постановлением от 1 июня 1939 г. утвердило Положение «Об управлении народного комиссариата юстиции РСФСР при краевых и областных Советах депутатов трудящихся». Согласно пункту 3 данного положения на управления комиссариата юстиции РСФСР при краевых и областных Советах депутатов были возложены в том, числе: «...ж) общее руководство деятельностью адвокатуры и юридических консультаций; ...н) разработка и представление Народному комиссариату юстиции РСФСР предложений о штатах и сметах на содержание местных органов юстиции, подготовку и переподготовку кадров.. » [8].

В дальнейшем уже 21 сентября 1939 г. Постановлением СНК РСФСР структура местных управлений Народного комиссариата юстиции РСФСР была изменена. В их рамках были созданы специализированные структурные единицы - сектора адвокатуры [8; № 9, ст. 30].

11 ноября 1939 г. в РСФСР постановлением СНК РСФСР принимается новое Положение «О народном Комиссариате юстиции РСФСР» [8; № 10, ст. 37]. Данный нормативно-правовой акт более детально регламентировал полномочия Народного комиссариата юстиции РСФСР в сфере регулирования адвокатской деятельности. К непосредственной компетенции комиссариата были отнесены: организация и руководство деятельностью адвокатуры в соответствии с Положением об адвокатуре, подготовка и переподготовка кадров адвокатуры [9].

В составе Народного комиссариата юстиции был образован ряд подразделений, среди которых необходимо выделить отдел адвокатуры и отдел кадров народных комиссариатов юстиции АССР, краевых и областных управлений НКЮ, учебных заведений, адвокатуры и нотариата, структурно являющийся частью Управления кадров. На отдел адвокатуры было возложено руководство деятельностью адвокатуры, разработку вопросов организации и деятельности адвокатуры РСФСР, ревизии адвокатуры. К этому времени уже вступило в силу Положение об адвокатуре СССР, утвержденное 16 августа 1939 г. Советом Народных Комиссаров Союза ССР [10] и отражающее сложившуюся

216

о

Щ SCIENCE TIME Щ

концепцию системы органов юстиции и места адвокатуры в рамках данной системы.

Генеральный прокурор СССР А.Я. Вышинский еще в 1938 г. в своем выступлении на всесоюзном совещании судебных исполнителей подвел итог длившейся на протяжении нескольких лет дискуссии о роли и месте адвокатуры в СССР: «... у Крыленко была и на счет адвокатуры своеобразная точка зрения.

Он считал, что наша адвокатура - это своего рода стихийное бедствие в советских условиях. Поэтому он старался это учреждение дискредитировать, поставить в невозможные условия работы, игнорируя тот факт, что адвокатура советская, особенно в наших условиях,... в эпоху Великой Сталинской Конституции с ее статьей 111, провозгласившей право каждого гражданина на защиту, наша адвокатура поднимается на огромную высоту своего общественного и политического служения, что она вырастает в институт, которому отводится очень серьезное место в борьбе за закон.» [11].

Указание на подчинение органов адвокатуры Народному комиссариату юстиции было закреплено в статье 2 Положения об адвокатуре, согласно которой «Организация коллегий адвокатов и общее руководство их деятельностью _ осуществляется Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся» [10].

Таким образом, Народный комиссариат юстиции получил возможность руководить деятельностью органов адвокатуры путем дачи соответствующих указаний и издания приказов и инструкций. Более того, согласно этому положению НКЮ СССР и НКЮ союзной республики было предоставлено право отвода принятых в коллегию адвокатов, т.е., по сути, право на прямое вмешательство в деятельность коллегий адвокатов.

В дальнейшем приказом НКЮ СССР от 22 апреля 1941 г. № 65 на президиумы коллегий адвокатов была возложена обязанность в десятидневный срок со дня принятия в члены коллегии адвокатов сообщать краткую характеристику на вновь принятых членов управлениям НКЮ при краевых, областных советах депутатов трудящихся [12; с. 7-8]. Президиумы коллегий были обязаны предоставлять отчеты о деятельности коллегий адвокатов в соответствующий территориальный орган НКЮ.

Положение от 16 августа 1939 г. определило четкую структуру всех адвокатских органов. В частности, устанавливалось, что единственной формой объединения адвокатов является общественная организация. Первичным звеном адвокатуры стала юридическая консультация, во главе с заведующим, получающим заработную плату из фондов президиума и действующим в соответствии с его указаниями. Президиум, назначая заведующего,

217

о

Щ SCIENCE TIME Щ

контролировал не только его работу, но деятельность каждого адвоката. Адвокат теперь мог трудиться только в составе консультации [13; с. 17].

Таким образом, указанные нормативные акты допускали непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, противоречило положениям о независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности. Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства, призванным укреплять социалистическую законность и правопорядок.

Представляется, что построение четкой иерархии адвокатуры преследовало единственную цель - увеличение эффективности управления и контроля над ее деятельностью. Подчинение адвокатуры государственным органам в указанный период соответствовало концепции и тенденциям развития советского общества и государства в рассматриваемый период. Политика государства в отношении адвокатуры объективно отражала процессы становления в стране тоталитарного режима: росло политическое давление на адвокатуру путем активного внедрения членов партии в ряды защитников и применения массовых репрессий; произошла «принудительная коллективизация» адвокатов и адвокатской деятельности, позволившая установить жесткий контроль государственных органов в этой сфере.

Литература:

1. Олейник И.И. Организационно-правовые основы становления и развития органов управления юстицией в РСФСР (1917-1936 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2006. -443 с.

2. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936. - № 283. - 6 дек.

3. Олейник И.И. Прокуратура и прокуроры в период массовых репрессий (По материалам архивов Ивановской области) // Государство и право. - 2004. - № 2. -С. 70-75.

4. Положение «О коллективах членов коллегии защитников» // Советская юстиция. - 1932. - № 6-7. - С. 57-58.

5. Олейник И.И. Организационно-правовые основы становления и развития органов управления юстицией в РСФСР (1917-1936 гг.): автореф. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2006. - 48 с.

6. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических республик. - 1936. - № 40. - Ст. 338.

7. Ведомости Верховного Совета СССР. - 1938. - № 11.

8. Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР. - 1939. - № 8. - Ст. 26.

а

218

о

Щ SCIENCE TIME Щ

9. Олейник И.И. Становление системы подготовки юридических кадров в Советской России // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2005. - № 2. - С. 89-100.

10. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. - 1939. -№ 49. - Ст. 394.

11. Вышинский А.Я. Речь на Всесоюзном совещании судебных исполнителей в феврале 1938 года // Социалистическая законность. - 1938. - № З. - С. 52.

12. Советская адвокатура: Положение, приказы, инструкции. - 2-е изд. - М.: Юрид. изд-во, 1944. - 32 с.

13. Клевцов А.В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917-1991). Историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 25 с.

о

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.