Исторический опыт
Захаренков Д.Н.
основные начала организации и деятельности адвокатуры советского периода
цель: Определить базовые основы организации и деятельности адвокатуры в СССР. Методология: Использовались диалектический и историко-правовой методы. Результаты: В настоящей статье поэтапно рассматривается советское законодательство об адвокатуре. Автор исследует динамику развития правовой регламентации наиболее важных вопросов организации и деятельности адвокатуры.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью. Ключевые слова: адвокатура, СССР, принципы.
Zakharenkov D.N.
problems of realization of the principle of independence in the relationship
BETWEEN ADVOCACY AND THE STATE
purpose: Define the basic principles of the organization and activities of the advocacy in the USSR. Methodology: Dialectical and historical legal methods were used.
Results: The Soviet legislation on the legal profession is gradually considered in this article. The author examines the dynamics of the development of legal regulation of the most important issues of the organization. Novelty/originality/value: Article has a certain scientific and practical value. Keywords: Advocacy, USSR, principles.
После Октябрьской революции 1917 года к власти в стране пришли большевики, ратовавшие за полное уничтожение буржуазно-помещичьего государственного аппарата. Адвокатура и суд расценивались ими как «неотъемлемая часть всей государственной машины буржуазного общества», основной задачей которой являлась защита интересов буржуазии, а потому они были ликвидированы Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 года. Теперь согласно статье 3 Декрета № 1 осуществлять представительство в гражданском и защиту в уголовном процессах могли «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданским правами», что привело к снижению в этот период качественного уровня юридической помощи [3, с. 17].
Постепенно вместо адвокатуры начали учреждаться иные формы организации юридической помощи, первыми из которых стали коллегии правозаступников, регламентированные изданным 7 марта 1918 года Декретом о суде № 2.
Затем Декретом (Положением) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года коллегии правозаступников преобразовались в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Коллегии комплектовались по усмотрению исполкомов советов, за деятельностью коллегий был установлен государственный контроль, осуществляемый губернскими отделами юстиции, а члены коллегий считались должностными лицами и получали содержание в размере оклада, который приравнивался к окладам судей народных судов. Таким
образом было положено начало тенденции «огосударствления» института защиты, существовавшей практически в течение всего периода советской власти. «Защитники являлись такими же чиновниками, как и судьи. Получая жалование от государства, они равнодушно взирали на события, происходящие в суде», - писал Н.В. Пали-бин [6, с. 109].
Интересен тот факт, что Положение предусматривало создание органа корпоративного самоуправления - совета коллегии, избираемого на общем собрании членами коллегии сроком на один год и полномочного выделять судебным учреждениям защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданских процессах. С другой стороны, учрежденные советы были лишь зачаточной формой организации на пути становления самоуправляемости, так как они обладали чрезвычайно узкими полномочиями, вопросы их внутреннего управления не были регламентированы.
Что же касается требований, предъявляемых к членам коллегий, то по-прежнему отсутствовали какие-либо условия об образовании или стаже юридической деятельности: члены коллегии избирались на общих со всеми должностными лицами основаниях из состава лиц, обладающих активным и пассивным избирательными правами.
В период новой экономической политики острее встал вопрос о необходимости учреждения формально самоуправляемой корпорации адвокатов как свидетельства законности советской правовой системы внутри страны и за рубежом [9, с. 170]. На IV Всероссийском съезде деятелей со-
EURASIAN
> 5 (30) 2017 <
ADVOCACY
ветской юстиции комиссар юстиции Д. Курский высказался по поводу дальнейших перспектив института защиты: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика» [9, с. 66].
В результате сперва было разработано Положение ВЦИК об адвокатуре от 26 мая 1922 года, которым вновь возрождалась адвокатура через создание коллегий защитников при губернских отделах юстиции. Следом за ним было принято Положение о коллегии защитников от 5 июля 1922 года, детализирующее и уточняющее порядок деятельности коллегий защитников, а также регламентирующее процедуру вступления в коллегию с определением обязательных для члена коллегии требований: 2-летний стаж или сдача специального экзамена. На основе вышеназванных документов стали создаваться новые адвокатские организации: 8 октября 1922 года на собрании московской адвокатуры был избран президиум коллегии, 16 октября была образована коллегия защитников Самарской губернии. Более того, последовали предложения по созыву Всероссийского съезда советских адвокатов [7, с. 58].
Несмотря на то, что законодатель наконец признал необходимость учреждения советской адвокатуры, в ней все же сохранялись такие негативные элементы, как государственный и партийный контроль.
Впоследствии норма о коллегиях защитников нашла свое отражение в статье 17 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 года. Примечательно, что со времен революции это был первый единый законодательный акт, затрагивающий сферу адвокатуры в масштабах всей страны.
После принятия Конституции СССР 1936 года институт адвокатуры подвергся дальнейшему и более широкому реформированию - на уровне СССР было утверждено Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 года. Данное Положение сформировало новую территориальную организацию адвокатуры: в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов. Статья 14 Положения формально устанавливала самоуправление коллегий: все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов (прием в коллегию, избрание органов коллегии, дисциплинарное производство в отношении адвокатов и т. д.) разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и пре-
зидиумом коллегии адвокатов. И.И. Мартинович, характеризуя Положение, отмечала, что оно «сохраняло и развивало демократические принципы самоуправления коллегий адвокатов» [4, с. 75].
В то же время общее руководство деятельностью коллегий осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через наркомов юстиции республик и управления НКЮ республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся, в которые, к примеру, могли быть обжалованы решения о наложении дисциплинарного взыскания или о приеме в члены коллегии. Тем самым на адвокатуру продолжало оказываться давление со стороны аппарата власти.
С другой стороны, в Положении получили развитие квалификационные требования к адвокату: членами коллегий могли быть как лица с высшим юридическим образованием, так и без образования или со средним образованием, но имеющие стаж юридической деятельности на должностях, указанных в Положении.
Говоря о Положении об адвокатуре СССР, следует отметить продолжавшееся «огосударствление» адвокатуры, которое характеризовалось возможностью прямого вмешательства государственных органов в деятельность коллегий и возложением на президиумы обязанности предоставлять отчеты о деятельности коллегий в соответствующий территориальный орган НКЮ. В связи с вышесказанным представляется, что и предусмотренное Положением территориальное деление коллегий было направлено на оптимизацию контроля Наркоматов юстиции за деятельностью адвокатов.
Вместе с тем адвокатура была выведена из подчиненности судам, полезность чего подчеркивал М.А. Чельцов: «Специфика адвокатской работы, ставящая адвокатов в необходимость соприкосновения с клиентами - тяжущимися и подсудимыми, требует сохранения самоуправляющейся адвокатской организации, независимой от тех органов - суда и прокуратуры, с которыми ее представители не только встречаются на общей для них работе, но и сталкиваются» [10, с. 124-125]. Аналогичная позиция высказывалась и Н.В. Крыленко: «Только при независимости и автономии от суда и прокурора каждый адвокат сможет защищать подсудимого согласно своему политическому разуму и совести, вступая в спор за право и материальную истину с прокурором и судом» [5, с. 2]. По мнению А.Д. Святоцкого, принятие Положения 1939 года ознаменовало новый этап в развитии демократических принципов организации и деятельности советской адвокатуры [8, с. 108].
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 5 (30) 2017 <
АДВОКАТУРА
Одновременно с этим на период действия Положения об адвокатуре СССР 1939 года пришлась активная политизация адвокатуры (п. «г» ст. 18 Положения законодательно закреплял необходимость мероприятия по повышению идейно-политического уровня членов коллегии) и рост давления на членов адвокатского сообщества путем внедрения членов партии в коллегии и отвода неугодных из их состава, а также проведения массовых репрессий, в том числе в отношении адвокатов.
25 декабря 1958 года в свете наметившейся «либерализации» политической жизни и проводившейся судебной реформы был принят Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик», которым Верховным Советам союзных республик делегировались полномочия по утверждению Положений о коллегиях адвокатов в республиках. Однако следует отметить, что при разработке соответствующих актов правительства союзных республик опирались на Положение об адвокатуре СССР, утратившее силу только 30 июня 1976 года.
Из нововведений Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное 25 июля 1962 года, установило, что адвокатской деятельностью может заниматься только член коллегии адвокатов; для лиц с высшим юридическим образованием предусматривался также обязательный 2-летний стаж работы по специальности, а в исключительных случаях в коллегию могли приниматься лица без образования, но с 5-летним стажем. Положение установило важнейшую обязанность адвоката -использовать все указанные в законе средства и способы защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и колхозов, обратившихся к нему за юридической помощью; соблюдать адвокатскую тайну, запрет на допрос в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшими известными в связи с исполнением обязанностей защитника.
В Положении уточнялся порядок организации и деятельности органов самоуправления коллегии, однако стоит подчеркнуть, что централизация адвокатуры как в пределах каждой союзной республики, так и в масштабе Советского Союза на данном этапе отсутствовала. Сохранялись подотчетность реорганизованным Министерству юстиции, Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам городских Советов депутатов трудящихся и возможность их прямого вмешательства в деятельность коллегий.
Таким образом, несмотря на определенное развитие, на которое обращают внимание многие ученые (к примеру, Е.Г. Дубков считал адвокатуру того времени добровольной, самоуправляемой общественной организацией, независимой от органов следствия, суда, прокуратуры, а также и клиента, призванной путем оказания юридической помощи защищать права и законные интересы граждан и организаций законными способами и средствами, содействуя тем самым соблюдению законности и осуществлению правосудия [2, с. 3]), Положение РСФСР все же не решило главную проблему отечественной адвокатуры - ограничение независимости от государственных органов, препятствующее полноценной защите прав и свобод граждан.
Завершающим этапом регулирования советской адвокатуры стало принятие 30 ноября
1979 года Закона СССР «Об адвокатуре в СССР». Закон внес существенный вклад в регулирование института адвокатуры, определил основные ориентиры его дальнейшего развития. Теперь наличие высшего образования признавалось обязательным требованием, устанавливались общие права и обязанности адвоката, а также порядок образования коллегии, но проблема независимости адвокатуры все же оставалась открытой.
Закон продолжил курс децентрализации законодательства об адвокатуре, провозгласив, что «законодательство Союза ССР и союзных республик об адвокатуре состоит из настоящего Закона... и издаваемых в соответствии с ним положений об адвокатуре, утвержденных Верховными Советами союзных республик, и других актов законодательства Союза ССР и союзных республик». Если Закон СССР определял основные ориентиры, то республиканские положения регулировали организацию и деятельность адвокатуры более обширно, самостоятельно устанавливали порядок приема в коллегию, вопросы поощрений и дисциплинарных взысканий.
К примеру, Законом РСФСР от 20 ноября
1980 года вводилось Положение об адвокатуре РСФСР, сохранявшее в целом основную линию Положения 1962 года, за исключением небольших отличий: например, в качестве уступки сторонникам независимой и самоуправляемой корпорации адвокатов безусловное право отчисления вновь принятого члена коллегии Советом министром и иными руководящими органами было заменено на возможность приостанавливать решение о приеме и вносить этот вопрос в президиум коллегии адвокатов на новое рассмотрение
> Б (30) 2017 ADVOCACY
EURASIAN
(это касалось не только приема в коллегию, но всех решений президиума или общего собрания, которые не соответствовали законодательству), давая адвокатскому сообществу самостоятельно принять новое решение. Положения иных республик Союза также не отличались внедрением особых новшеств.
Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года и другие Положения об адвокатуре советских республик продолжали действовать вплоть до принятия новых законодательных актов уже после распада СССР.
Резюмируя, отметим, что советская адвокатура выработала систему принципов организации и деятельности, в некотором роде схожую с принципами уставной адвокатуры. При этом необходимо выделить и определенную долю отличий правового положения адвокатуры в период Российской империи и СССР. Так, согласимся со справедливым замечанием С.Н. Гаврилова о том, что существовавшая ранее - в период действия Судебных Уставов - как в достаточной мере самоуправляемая организация, адвокатура в значительной степени потеряла это важное свойство в советский период. А проведенные в этот период преобразования корпорации вызывались скорее не стремлением усовершенствовать этот институт как организацию правозащитную, а намерением законодателя создать управляемую органами государства структуру, вписывающуюся в новый общественный и государственный порядок [1, с. 25].
Итак, на заключительном этапе советской истории, претерпев множество изменений, сформировались следующие принципы организации и деятельности адвокатуры, нашедшие отражение, в частности, в Положении об адвокатуре РСФСР от 1980 года: соблюдение и укрепление социалистической законности, корпоративность на основе коллегий, частичная независимость при подотчетности исполнительным органам государства и под общим руководством Совета народных депутатов, добровольность объединений в коллегии, соблюдение квалификационных требований, оказание бесплатной юридической помощи в предусмотренных законом случаях, неразглашение сведений, полученных от доверителя, избежание конфликта интересов, моральная чистота, политичность. Многие из этих принципов получили дальнейшее развитие в нормах современного законодательства об адвокатуре.
Пристатейный библиографический список
1. Гаврилов GH. Актуальные вопросы организации адвокатуры и участия защитника в уголовном процессе в России. История и современность: дис. ... канд. юрид. наук. M., 1998.
2. Дубков Е.П. Демократические основы организации советской адвокатуры: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. M., 1965.
3. Клевцов А.В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917-1991). Исто-рико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. M., 2006.
4. Кодинцев А.Я. Управление советской адвокатурой накануне Великой Отечественной войны // Адвокат. 2007. № 6.
5. Крыленко H^. Задачи советской защиты // Советская юстиция. 1936. № 27.
6. Палибин H^. Записки советского адвоката: 2030-е гг. Paris: YMCA-press, 1998.
7. Ривлин Э.С. Советская адвокатура. M.: Правовая защита, 1926.
8. Святоцкий А.Д. Учреждение и развитие советской адвокатуры: историко-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Львов, 1986.
9. Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры. 1917-1939. M., 1993.
10. Чельцов MA. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры // Советское государство и право. 1940. № 7.
References (transliterated)
1. Gavrilov S.N. Aktual'nye voprosy organizacii ad-vokatury i uchastija zashhitnika v ugolovnom processe v Rossii. Istorija i sovremennost': dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1998.
2. Dubkov E.P. Demokraticheskie osnovy organizacii sovetskoj advokatury: avtoref. dis. ...kand. jurid. nauk. M., 1965.
3. Klevcov A.V. Stanovlenie i razvitie rossijskoj advo-katury v sovetskij period (1917-1991). Istoriko-pravovoj aspekt: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2006.
4. Kodincev A.Ja. Upravlenie sovetskoj advokaturoj nakanune Velikoj Otechestvennoj vojny // Advokat. 2007. № 6.
5. Krylenko N.V. Zadachi sovetskoj zashhity // Sovets-kaja justicija. 1936. № 27.
6. Palibin N.V. Zapiski sovetskogo advokata: 20-30-e gg. Paris: YMCA-press, 1998.
7. Rivlin Je.S. Sovetskaja advokatura. M.: Pravovaja zashhita, 1926.
8. Svjatockij A.D. Uchrezhdenie i razvitie sovetskoj advokatury: istoriko-pravovoj aspekt: dis. ... kand. jurid. nauk. L'vov, 1986.
9. Haski Ju. Rossijskie advokaty i sovetskoe gosu-darstvo. Proishozhdenie i razvitie sovetskoj advokatury. 1917-1939. M., 1993.
10. Chel'cov M.A. Ob advokatskoj professii i juridiches-koj prirode sovetskoj advokatury // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1940. № 7.