Использованные источники:
1. Пискулов Д.Ю. Российский рынок деривативов в 2016 году: результаты исследования НФА // Деньги и кредит. 2017. №3.
2. Данилов Ю.А. Анализ развития российского рынка производных финансовых инструментов // М.:2018.
3. Казаков В.И. Анализ динамики российского рынка деривативов // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2.
4. Adigamova F.F. Galimardanova Yu.M. Development of Current Financial Derivative Markets // Mediterranean Journal of Social Sciences. February 2015. №1.
УДК 364.013
Айданова В.К. студент магистратуры кафедры социальных технологий Волгоградский государственный университет
Россия, г. Волгоград ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация: В статье проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая социальная защиту малоимущих семей. Данный тип семей является наиболее уязвимой из социальных категорий, любые негативные явления, возникающие в обществе, напрямую отражаются в этой семье. Поэтому в российском социальном секторе необходимо создать прочную базу для малоимущих семей и условий, способствующих повышению качества их жизни. Этого можно добиться путем нахождения новых средств защиты и поддержки данной категории семей и усовершенствования уже существующих рычагов управления и содержания данных семей в максимально комфортных для них условиях. Важнейшее место в оказании социальной помощи малоимущим семьям должны занимать те меры, которые способствуют адаптации данной категории семей к экономической ситуации в стране, повышению их социально-экономической активности.
Ключевые слова: социальная защита, малоимущие семьи, социальная помощь, закон, государство.
Aidanova V.K. student of magistracy department of social technologies Volgograd state university Russia, Volgograd
LEGAL REGULATION OF SOCIAL PROTECTION OF LOW-PRIVATE
FAMILIES IN MODERN RUSSIA
Summary: The article analyzes the regulatory framework governing social protection of low-income families. This type of family is the most vulnerable of
social categories, any negative phenomena that occur in society are directly reflected in this family. Therefore, in the Russian social sector it is necessary to create a solid base for low-income families and conditions conducive to improving their quality of life. This can be achieved by finding new means of protection and support of this category offamilies and improvement of the already existing levers of control and maintenance of these families in the most comfortable conditions for them. The most important place in the provision of social assistance to low-income families should be taken by those measures that contribute to the adaptation of this category of families to the economic situation in the country, increasing their socio-economic activity.
Key words: social protection, low-income families, social assistance, law,
state.
Малоимущие семьи больше всех нуждаются в социальной защите и государственной помощи, так как в эту категорию семьи могут входить и другие категории, например, многодетные, молодые, неполные, неблагополучные и пр. Сегодня, по официальным данным Росстата, за чертой бедности живут больше 19 млн жителей страны. Социальная защита является комплексной системой социально-экономических отношений, которая оказывает различную помощь семьям, доход которых ниже прожиточного минимума. Оказание социальной помощи со стороны государства происходит для того, чтобы: обеспечить достойный уровень жизни малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в каждом субъекте РФ; повысить уровень доходов населения; снизить уровень социального неравенства в обществе; оказать самые необходимые условия, чтобы обеспечить доступность качества социальных услуг; создать адресную помощь и поддержку для нуждающихся граждан.
Оказание социальной помощи малоимущей семье регламентированы нормативно-правовыми актами. Так, Конвенция Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения, которая вступила в силу в 1995 году - один из самых главных нормативно-правовых актов, включающих в себя основные виды социальной защиты малоимущих семей. Этот документ выделяет девять основных видов социальной защиты: семейные пособия, пособия по травмам на производстве, пособия по беременности и родам, по болезни, по инвалидности, по потере кормильца, по безработице, по старости, медицинское обслуживание. Но эта конвенция не затрагивает такие слои населения, как бедные, бездомные, беженцы, хотя им просто необходима
социальная защита со стороны государства7.
7 Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Не менее важный документ, который касается социальной защиты малоимущих - это Конституция РФ. В нашей стране существует поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых, малоимущих семей. Так, согласно ст. 7 Конституции РФ: «... Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»8. В статье 39 Конституции РФ закреплены правовые основы социальной работы: «. каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»9.
Малоимущим семьям, согласно правовым актам, государство должно предоставлять обеспечение достойной жизни, предоставлять возможность трудиться и получать доход от труда, оказывать помощь семьям, в которых рождаются дети. Однако, на практике зачастую это не так.
Если рассматривать государственную социальную помощь малоимущим семьям, важно выделить Федеральный закон «О государственной социальной помощи»10, в котором под этой помощью понимаются конкретные денежные выплаты и самые необходимые для жизни товары. Этот закон создан для того, чтобы защитить население от малообеспеченности и оградить от риска бедности. Для того, чтобы реализовать данный закон на практике, важно определить круг тех, кто имеет право на получение данной помощи, ее размер, сроки оказания и порядок назначения.
Необходимо отметить то, что социальная помощь проявляет адресный характер, то есть существует круг получателей данной помощи [1, с. 126]. В этот круг могут входить только малообеспеченные семьи или малоимущие одиноко проживающие люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам.
Закон «О государственной социальной помощи» позволяет органам исполнительной власти оказывать помощь, выраженную как в натуральной, так и в денежной форме. Отличительная черта государственной социальной помощи - ее временный характер.
Нельзя оставить без внимания Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в котором заложена основа правоприменения прожиточного минимума, его размер, цель назначения. Согласно пункту 2 статьи 2 указанного закона «... прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
8 Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9 Там же ст. 39.
10 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей»11. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ.
В пункте 1 статьи 6 данного Закона указано, что «... семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки»12.
Семьям с детьми оказывается государственная поддержка, которая может быть выражена в виде Материнского (семейного) капитала. О распоряжении материальным капиталом, его назначении и круге лиц, которые имеют на него право, описано в Федеральном законе от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно статье 6 указанного закона «Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250000 рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом типов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.»13. В настоящее время размер материнского капитала составляет 453026 рублей.
Также можно выделить ряд других правовых актов, регламентирующих социальную защиту малоимущих семей в современной России:
1. В Федеральном законе от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»14 указаны виды пособий гражданам, имеющим детей, порядок и условия их назначения, размер и продолжительность выплаты данных пособий.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ15, малообеспеченные семьи не выплачивают НДФЛ на получаемые от государства выплаты.
3. В Федеральном законе от 21.11.2011г. №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»16, в котором указано, что у малоимущих семей существует возможность получать бесплатную помощь юристов и защиту адвоката в суде.
11Федеральный закон N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12 Там же ст.6.
13 Федеральный закон № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14 Федеральный закон № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
15 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
16 Федеральный закон № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
о-
Таким образом, в России достаточно разработана нормативно-правовая база в области социальной защиты малоимущих семей. Но все же государство должно уделить больше внимания для оказания социальной помощи таким семьям, так как эта помощь недостаточно развита для существующей экономической ситуации в Российской Федерации. Причина тому то, что в современной России число малоимущих семей растет из года в год. Прежде всего, многие малоимущие семьи не знают обо всех тех пособиях, на которые они имеют право, и в основном этих пособий не хватает даже на самое необходимое. Важнейшее место в оказании социальной помощи малообеспеченным семьям должны занимать те меры, которые способствуют адаптации данной категории семей к экономической ситуации в стране, повышению их социально- экономической активности.
Использованные источники:
1. Андрющенко О.Е., Левковская Н.Г., Сучкова В.В. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы (на примере Волгоградской области) // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы международной научно-практической конференции, 2015. - С. 122-128.
2. Конвенция Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
_ ^^^^^^^^
Форум молодых ученых №2(30)
Л