Научная статья на тему 'АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОИМУЩАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПОСОБИЕ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / POOR FAMILY / SOCIAL SUPPORT / TARGETED SOCIAL ASSISTANCE / ALLOWANCE / LIVING WAGE / FAMILY BUDGET / SOCIAL SERVICE / SOCIAL ADAPTATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахантьева Н.В., Мишина О.А., Козлова И.В., Соловьева О.Д.

Кризисные явления в социально-экономической сфере в последние годы как в целом по России, так и в отдельных ее субъектах, во многом способствовали падению жизненного уровня населения. Для современного состояния нашего общества характерны такие негативные проявления как бедность и безработица. Все это приводит к тому, что ежегодно увеличивается число граждан, которых законодательство относит к категории малоимущих. Но одновременно с этим государство ведет достаточно активную социальную политику, претворяя в жизнь вопросы об оказании различных мер социальной поддержки нуждающимся в них гражданам РФ. В нашей стране предоставляется широкий спектр социальных услуг и социальной помощи. В данной статье предпринята попытка проанализировать один из видов социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям на региональном уровне. Адресная социальная помощь является одной из основных мер социальной поддержки, предоставляемой семьям, имеющим статус малоимущих. Данный вид материальной помощи предоставляется на основе федерального законодательства и за счет средств регионального бюджета. Адресная социальная помощь призвана поддержать малоимущие семьи и повысить уровень их благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахантьева Н.В., Мишина О.А., Козлова И.В., Соловьева О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGETED SOCIAL ASSISTANCE PROVIDED TO POOR FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL (THROUGH EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Crisis phenomena in the socio-economic sphere in recent years, both in Russia as a whole and in its individual subjects, have largely contributed to the decline in the living standard of the population. The current state of our society is characterized by such negative manifestations as poverty and unemployment. All this leads to the fact that every year the number of citizens increases, whom the legislation classifies as poor. But at the same time, the state is pursuing a rather active social policy, putting into practice the questions of providing various measures of social support to citizens of the Russian Federation who need them. Our country provides a wide range of social services and social assistance. This article attempts to analyze one of the types of social assistance provided to poor families at the regional level. Targeted social assistance is one of the main measures of social support provided to families with the status of the poor. Targeted social assistance is a measure of state social support that is provided to citizens whose income is below the subsistence level established in the subject of the Russian Federation. The provision of this type of support is based on a fairly wide range of legislative acts, among which the main place is occupied by Federal Law of October 28, 2013 No. 442-ФЗ “On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation”. This regulatory document sets forth the principles that guide the state in providing this type of support to low-income families. Targeted social assistance for poor families is financed from the regional budget. For its provision, a decision of the social protection body of the population located at the place of residence or the place of stay of the poor family is necessary. Based on federal legislation, all measures and programs carried out in the regions of Russia are aimed at improving the process of providing targeted social assistance. The purpose of these measures is to increase the real incomes of families below the poverty line, and as a result, their way out of the category of those in need of state assistance. Moreover, the achievement of this result should not be temporary, as is often the case in the case of payment of social benefits for a certain period, but should have a long-term effect of the family reaching a qualitatively new, higher standard of living. When providing this type of material support, it is necessary to take into account the fact that it is provided to individuals, and not to categories of citizens. This is the essence of targeting. The results obtained allow us to conclude that targeted social assistance is currently one of the most important mechanisms for maintaining and improving the standard of living of poor families in the Republic of Mordovia. The payments and measures provided to these families as part of the targeted approach allow many of them to supplement the family budget to the level of the required minimum. However, not all low-income families note the importance of social assistance to improve the living standards of their families. This has both objective (low sizes of payments within the framework of social assistance) and subjective reasons (excessive demands of families for social assistance, dependent family attitudes and a passive attitude to independently increase the well-being of their family). Based on this, it can be noted that in the Republic of Mordovia targeted social assistance is an important support for poor families in maintaining the standard of living of the corresponding necessary minimum.

Текст научной работы на тему «АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 3-11.

УДК 316.4

АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Ахантьева Н. В.1, Мишина О. А.2, Козлова И. В.3, Соловьева О. Д.4

34Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

E-mail: akhanteva.natasha@mail.ru1, olgasar01.09@mail.ru2, kozlova.kozlovaiv@yandex.ru3,

myess@mail ru4

Кризисные явления в социально-экономической сфере в последние годы как в целом по России, так и в отдельных ее субъектах, во многом способствовали падению жизненного уровня населения. Для современного состояния нашего общества характерны такие негативные проявления как бедность и безработица. Все это приводит к тому, что ежегодно увеличивается число граждан, которых законодательство относит к категории малоимущих. Но одновременно с этим государство ведет достаточно активную социальную политику, претворяя в жизнь вопросы об оказании различных мер социальной поддержки нуждающимся в них гражданам РФ. В нашей стране предоставляется широкий спектр социальных услуг и социальной помощи. В данной статье предпринята попытка проанализировать один из видов социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям на региональном уровне. Адресная социальная помощь является одной из основных мер социальной поддержки, предоставляемой семьям, имеющим статус малоимущих. Данный вид материальной помощи предоставляется на основе федерального законодательства и за счет средств регионального бюджета. Адресная социальная помощь призвана поддержать малоимущие семьи и повысить уровень их благосостояния.

Ключевые слова: малоимущая семья, социальная поддержка, адресная социальная помощь, пособие, прожиточный минимум, семейный бюджет, социальное обслуживание, программа социальной адаптации.

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация провозглашена согласно Конституции РФ, социальным государством [1]. Это означает, что политика нашего государства направлена в первую очередь на поддержание социально незащищённых категорий населения, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Благосостояние населения и такое проявление, как бедность были, и остаются острейшими социально-экономическими проблемами, стоящими перед человечеством.

Анализ послания Президента РФ Федеральному Собранию, сделанного в январе 2020 года позволяет сделать вывод, что оно также является социально-ориентированным. Президент РФ поставил перед государством огромное количество задач, направленных в первую очередь на повышение уровня благосостояния населения, а также на увеличение мер социальной поддержки

3

семей, имеющих детей и семей, относящихся к категории малоимущих. Исходя из текста послания Президента РФ, помощь таким семьям будет оказываться на качественно ином уровне. Ведь данную категорию семей необходимо поддерживать не только материально, но и оказать им помощь в поиске своего места в обществе и трудовой сфере. Только при условии скоординированных действий со стороны государства и социальных служб можно достичь положительных и устойчивых результатов в этой области.

В Российской Федерации на сегодняшний момент система мер поддержки малоимущим семьям развита не в полной мере. Она требует значительных корректировок со стороны законодателей и большего финансирования со стороны государства. Но, тем не менее, на современном этапе развития Российской Федерации как социального государства для защиты малообеспеченных семей предусмотрены определенные меры, основной из которых выступает адресная социальная помощь. Цель статьи - проанализировать один из видов социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям на региональном уровне.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Адресная социальная помощь представляет собой меру государственной социальной поддержки, которая оказывается гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Предоставление данного вида поддержки основывается на достаточно широком круге законодательных актов, среди которых основное место занимает Федеральный закон от 28.10.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [2]. В данном нормативном документе закреплены принципы, которыми руководствуется государство при предоставлении данного вида поддержки малоимущим семьям. Финансирование адресной социальной помощи для малоимущих семей оказывается за счет средств регионального бюджета. Для ее предоставления необходимо решение органа социальной защиты населения, расположенного по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи.

На базе федерального законодательства основываются все проводимые в регионах России мероприятия и программы, направленные на совершенствование процесса предоставления адресной социальной помощи. Цель данных мероприятий состоит в повышении реальных доходов семей, находящихся за чертой бедности, и в итоге - их выход из разряда нуждающихся в государственной помощи. Причем достижение этого результата должно носить не временный характер, как это часто происходит в случае выплаты социальных пособий на определенный срок, а иметь долговременный эффект выхода семьи на качественно новый, более высокий уровень жизни.

При предоставлении данного вида материальной поддержки необходимо учитывать то обстоятельство, что она предоставляется отдельным лицам, а не категориям граждан. В этом то и состоит сущность адресности.

В данной статье предпринята попытка исследовать процесс предоставления адресной социальной помощи малоимущим семьям на региональном уровне. В

4

качестве примера взята Республика Мордовия, а именно городской округ Саранск. Предоставлением данного вида материальной поддержки в г. о. Саранск занимается Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Комплексный центр социального обслуживания населения по г. о. Саранск». Для оказания адресной социальной помощи необходимо обратиться в данное учреждение с заявлением об оказании государственной социальной помощи. При обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. К заявлению прилагаются справки о составе семьи заявителя и о доходах семьи за последние три месяца. Эти документы позволяют определить, относится ли семья к категории малоимущих и на какой размер пособия может претендовать.

Отдельные документы специалисты комплексного центра социального обслуживания населения запрашивают самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Помимо этого, в ходе собеседования специалист комплексного центра заполняет анкету о семейном и материально-бытовом положении семьи, куда вносит информацию о проблемах семьи и возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. Представленные сведения проверяются посредством комиссионного обследования, проводимого комплексным центром социального обслуживания населения, и оформляются в виде акта материально-бытового обследования семьи.

На основании заявления гражданина, анкеты и акта материально-бытового обследования специалист комплексного центра социального обслуживания населения вместе с заявителем разрабатывает проект программы социальной адаптации семьи. В документе указываются мероприятия, которые позволят семье при финансовой поддержке государства выйти из трудной жизненной ситуации.

Контроль, осуществляет комплексный центр социального обслуживания населения. Специалисты центра ежемесячно посещают семью, составляют акты материально-бытового обследования, отражая в них улучшение (либо отсутствие) условий проживания людей и определяя фактическое выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Получатель государственной социальной помощи ежемесячно представляет в комплексный центр социального обслуживания отчет о выполнении программы социальной адаптации (с приложением соответствующих документов). В качестве подтверждения может служить, например копия договора на обучение на курсах парикмахеров, а в конце обучения дополнительно представляется копия удостоверения или свидетельства и т.п.

Если при проверке будет установлено, что заявитель не выполняет мероприятия программы социальной адаптации, тем самым нарушая обязательства по социальному контракту, социальный контракт расторгается досрочно. Кроме того, контракт расторгается досрочно в связи с выездом семьи на новое место жительства, а также в случае представления заявителем недостоверной информации по исполнению мероприятий программы.

5

Если установлен факт предоставления неполной или недостоверной информации, гражданин должен добровольно возвратить выделенные средства. В противном случае средства взыскиваются в судебном порядке.

В то же время важно подчеркнуть, что новая мера социальной помощи будет сопровождаться всесторонней поддержкой специалистов социальных учреждений, которые надеются на сознательность малоимущих граждан, принявших решение стать участниками социального контракта. Реализуя его, государство способствует улучшению положения людей и повышению их материального благополучия.

Согласно положению об отделе социальной помощи семье и детям, действующем в ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания населения по городскому округу Саранск» основными направлениями деятельности отделения являются:

- выявление семей, нуждающихся в социальной, психологической, педагогической и др. помощи;

- оказание семьям социальной, психологической, педагогической, материальной и др. помощи;

- организация деятельности Клуба «Родительский университет» (родители из малообеспеченных семей учувствуют в развитии своих детей совместно с социальным педагогом, проводят семейные чаепития);

- организация праздничных мероприятий для малообеспеченных семей.

В ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания населения по городскому округу Саранск» ведется огромная работа с малоимущими семьями, особенно семьями с детьми. Главными объектами оказания социальной помощи являются:

- семьи одиноких матерей;

- многодетные семьи; семьи с подростками, вышедшими из воспитательных колоний;

- семьи лиц из числа детей-сирот;

- семьи несовершеннолетних родителей;

- женщины и их дети, подвергшиеся насилию в семье или временно оказавшиеся без места жительства.

В процессе оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации специалисты отделения взаимодействуют с различными государственными и общественными организациями.

Анализ состояния современных семей, нуждающихся в социальной помощи, позволяет сделать вывод, что для данной категории семей характерен целый комплекс проблем:

- социальных (нет средств к существованию, нет регистрации, гражданства, не оформлены детские пособия, субсидии, не погашаются долги по квартплате, родители не работают, не состоят в Центре занятости, дети не состоят на очереди в дошкольных учреждениях и т.д.);

- правовых (мамами не взыскиваются алименты с гуляющих отцов, не подаются заявления на расторжение брака, жилищные проблемы, совместное проживание с родственниками, ведущими аморальный образ жизни);

6

- педагогических (у молодых мамочек нет навыков ухода за ребенком, педагогическая некомпетентность родителей, низкий культурный уровень, отсутствие мотивации развивать своего ребенка и т. д.);

- психологических (постоянная апатия, безразличие к жизни, своим детям, эгоизм, иждивенческая позиция) и другие проблемы [7].

Патронируя семьи, специалисты отделения, включая педагога-психолога, пытаются различными методами оказать влияние на родителей, чтобы они предпринимали действия по разрешению своей проблемной ситуации (консультируют по социальным, психологическим, педагогическим вопросам, беседуют, оказывают психологическую поддержку, предоставляют буклеты по актуальным педагогическим вопросам, сопровождают в решении социальных проблем, если это не помогает, то контролируют, проводят разъяснительные беседы в строгой форме и прочее).

В целях выявления неблагополучных семей специалистами отделения отрабатываются списки, предоставляемые лечебно-профилактическими учреждениями.

Решение задачи, заключающейся в повышении уровня жизни малоимущих семей, предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере предоставления социальной помощи таким семьям, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу форм помощи, адресно и комплексно решающих проблемы конкретных семей, при одновременном снижении роли социальных трансфертов, направляемых на общие меры поддержки.

Анализ проблем семей, обратившихся в ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» в 2019 году показал следующие результаты:

- материальные проблемы - 89 %;

- жилищные проблемы - 73 %;

- проблема организации отдыха и досуга детей и родителей - 68 %;

- проблемы с устройством детей в дошкольные учреждения - 32 %;

- психологические проблемы - 21 %;

- проблемы, связанные с трудоустройством - 37 %;

- бытовые проблемы - 30 %;

- проблемы со здоровьем - 64 %;

- проблемы межличностных отношений в семье - 17 % [8].

Для того чтобы картина материальной обеспеченности семей, стоящих на учете в комплексном центре была более полной необходимо обратить внимание на обеспеченность их жилищными условиями. Проанализировав статистическую информацию, характеризующую данную составляющую можно сделать вывод:

- 38 % семей проживают в отдельной квартире (доме);

- 22% проживают вместе с родителями;

- 24 % - проживают в арендуемом жилье;

- 16 % - проживают в общежитии (квартире с общей кухней) [7].

Кризисные явления в социально-экономической сфере в последние годы как в

целом по России, так и в Республике Мордовия, во многом способствовали падению

7

жизненного уровня населения, и современная ситуация характеризуется относительно низкими реальными доходами семей, особенно семей с детьми.

Проведенный анализ дохода семей показал, что доход исследованных семей формируется из следующих составляющих: заработная плата - 33 %, пенсия - 21 %, выручка с ведения личного подсобного хозяйства - 8 %, материальная помощь со стороны родственников, близких друзей - 25 %, детские пособия - 18 %, пособия по уходу за ребенком - 21 %, единовременные денежные выплаты - 8 %, иные пособия и выплаты - 6 %, дополнительный заработок - 1 % [7].

Полученные данные свидетельствуют о том, что доходы семьи в большей степени зависят от заработной платы, пенсии, пособий по уходу за ребенком, хотя их размер минимальный, поэтому семье приходится принимать помощь со стороны родственников и близких друзей.

Как уже было отмечено выше, характеристика уровня жизни семьи во многом зависит от степени удовлетворенности основных потребностей членов семьи. Семейный бюджет позволяет удовлетворять основные потребности членов семьи. В связи с тем, что представления о потребностях носят во многом субъективный характер, то конкретизировать, определенную степень удовлетворенности нельзя.

Анализ материального положения семей, имеющих статус малоимущих и обратившихся в 2019 году в ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания населения по городскому округу Саранск» с целью оказания им адресной социальной помощи дал следующие результаты [7]:

- семье с трудом удается удовлетворять элементарные потребности (покупка еды, бытовой химии и средств гигиены), больше ни на что средств не хватает - 11 %;

- при разумном планировании бюджет в целом позволяет удовлетворять все основные потребности членов семьи (покупка еды, бытовой химии и средств гигиены, оплата коммунальных платежей, покупка одежды и товаров длительного пользования, оплата кружков и секций ребенка, посещение учреждений культуры, досуга, спорта) - 9 %;

- семейный бюджет позволяет удовлетворять элементарные потребности (покупка еды, бытовой химии и средств гигиены), но для дополнительных расходов (оплата коммунальных платежей, покупка одежды, товаров длительного пользования) средств не хватает - 53 %;

- семейный бюджет позволяет удовлетворять элементарные потребности (покупка еды, бытовой химии и средств гигиены), оплачивать коммунальные платежи, покупать одежду и товары длительного пользования, но не позволяет выделять средства на оплату кружков и секций ребенку, посещение учреждений культуры, досуга и спорта - 27 %.

В связи с этим, для малоимущих семей очень важна поддержка со стороны государства, друзей, родственников, специалистов социальных служб. Адресная социальная помощь, которая оказывается малоимущим семьям, всегда имеет денежное выражение, но направления ее могут быть различные. Проанализировав статистическую информацию, характеризующую основные направления адресной социальной помощи можно сказать, что в качестве наиболее востребованных видов

8

адресной социальной помощи, предоставляемой малоимущем семьям, на основе социального контракта в Республике Мордовия были являются:

- выплата ежемесячного социального пособия - 28 % (14 семей);

- выплата пособия на погашение части долга по ЖКУ - 8% (4 семьи);

- единовременная социальная выплата - 16 % (8 семей);

- единовременное социальное пособие на развитие личного подсобного хозяйства - 2 % (1 семья).

Для того, чтобы определить эффективность данной меры социальной поддержки необходимо проанализировать также как влияет оказанная помощь на благосостояние семьи. Для этого, как правило, социальными службами проводятся анкетирования. Проанализировав анкетные данные, были получены следующие результаты:

- 12 % респондентов ответили, что это «не существенно отражается на уровне благосостояния нашей семьи, так как их объем не значителен»;

- 68 % респондентов отмечают, что пользование мерами адресной социальной помощи «существенно отражается на уровне благосостояния семьи, так как они составляют основную часть семейного бюджета»;

- 20 % респондентов отметили, что у них «в результате использования мер адресной социальной помощи остается больше денежных средств, которые можно потратить на другие текущие расходы».

Исходя из опроса в качестве наиболее востребованных респондентами видов адресной социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям, на основе социального контракта в Республике Мордовия были отмечены:

- выплата ежемесячного социального пособия - 28 % (14 семей);

- выплата пособия на погашение части долга по ЖКУ - 8% (4 семьи);

- единовременная социальная выплата - 16 % (8 семей);

- единовременное социальное пособие на развитие личного подсобного хозяйства - 2 % (1 семья) [7].

ВЫВОДЫ

В ходе проведения исследования в данной области оказания мер социальной поддержки малоимущим семьям в республике Мордовия был было проанализировано состояние современных семей, нуждающихся в социальной помощи. Результаты позволяют сделать вывод, что для данной категории семей характерен целый комплекс проблем, среди которых особое место занимают материальные и жилищные проблемы. Для определения эффективности оказываемой в республике адресной социальной помощи был проведен анализ влияния данной помощи на уровень благосостояния малоимущей семьи. Результаты позволяют сделать вывод, что адресная социальная помощь существенным образом влияет на уровень семейного бюджета.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что адресная социальная помощь в настоящее время является одним из важнейших механизмов поддержания и повышения уровня жизни малоимущих семей в Республике Мордовия. Выплаты и меры, предоставляемые этим семьям в рамках адресного

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подхода, позволяют многим из них дополнить семейный бюджет до уровня необходимого минимума. Однако не все малоимущие семьи отмечают значимость социальной помощи для повышения уровня жизни своей семьи. Это имеет как объективные (невысокие размеры выплат в рамках социальной помощи), так и субъективные причины (завышенные требования семей к социальной помощи, иждивенческий настрой семей и пассивное отношение к самостоятельному повышению благосостояния своей семьи). Исходя из этого, можно отметить, что в Республике Мордовия адресная социальная помощь является важной поддержкой для малоимущих семей в поддержании уровня жизни соответствующего необходимого минимума.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон [от 17.07.1991 г. № 178-ФЗ (ред. от 07.03.18)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ. правовой системы ГАРАНТ.

3. Володин Н. С. Опыт адресной поддержки в Российской Федерации / Н. С. Володин. - М.: Феникс,

2014. - 214 с.

4. Казибекова Н. А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Н. А. Казибекова. - М.: ТК Велби, 2016. - 172 с.

5. Рябова Е. Н. Реализация адресности в системе социальной защиты / Е. Н. Рябова. - М.: Юрист,

2015. - 184 с.

6. Савинов Л. И. Становление и развитие социальной работы в регионе / Л. И. Савинов. - М.: Регионология, 2015. - 21 с.

7. Сайт ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kc_saransk.soc13.ru

TARGETED SOCIAL ASSISTANCE PROVIDED TO POOR FAMILIES AT THE REGIONAL LEVEL (THROUGH EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Akhantyeva N. V.1, Mishina O. A.2, Kozlova I. V.3, Solovyova O. D.4 12 3 4Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

E-mail: akhanteva.natasha@mail.ru1, olgasar01.09@mail.ru2, kozlova.kozlovaiv@yandex.ru3, myess@mail.ru4

Crisis phenomena in the socio-economic sphere in recent years, both in Russia as a whole and in its individual subjects, have largely contributed to the decline in the living standard of the population. The current state of our society is characterized by such negative manifestations as poverty and unemployment. All this leads to the fact that every year the number of citizens increases, whom the legislation classifies as poor. But at the same time, the state is pursuing a rather active social policy, putting into practice the questions of providing various measures of social support to citizens of the Russian Federation who need them. Our country provides a wide range of social services and social assistance. This article attempts to analyze one of the types of social assistance provided to poor families at the regional level. Targeted social assistance is one of the

10

main measures of social support provided to families with the status of the poor. Targeted social assistance is a measure of state social support that is provided to citizens whose income is below the subsistence level established in the subject of the Russian Federation. The provision of this type of support is based on a fairly wide range of legislative acts, among which the main place is occupied by Federal Law of October 28, 2013 No. 442-03 "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation". This regulatory document sets forth the principles that guide the state in providing this type of support to low-income families. Targeted social assistance for poor families is financed from the regional budget. For its provision, a decision of the social protection body of the population located at the place of residence or the place of stay of the poor family is necessary. Based on federal legislation, all measures and programs carried out in the regions of Russia are aimed at improving the process of providing targeted social assistance. The purpose of these measures is to increase the real incomes of families below the poverty line, and as a result, their way out of the category of those in need of state assistance. Moreover, the achievement of this result should not be temporary, as is often the case in the case of payment of social benefits for a certain period, but should have a long-term effect of the family reaching a qualitatively new, higher standard of living. When providing this type of material support, it is necessary to take into account the fact that it is provided to individuals, and not to categories of citizens. This is the essence of targeting. The results obtained allow us to conclude that targeted social assistance is currently one of the most important mechanisms for maintaining and improving the standard of living of poor families in the Republic of Mordovia. The payments and measures provided to these families as part of the targeted approach allow many of them to supplement the family budget to the level of the required minimum. However, not all low-income families note the importance of social assistance to improve the living standards of their families. This has both objective (low sizes of payments within the framework of social assistance) and subjective reasons (excessive demands of families for social assistance, dependent family attitudes and a passive attitude to independently increase the well-being of their family). Based on this, it can be noted that in the Republic of Mordovia targeted social assistance is an important support for poor families in maintaining the standard of living of the corresponding necessary minimum.

Keywords: poor family, social support, targeted social assistance, allowance, living wage, family budget, social service, social adaptation program.

References

1. The Russian Federation Constitution December 12, 1993, Rossiyskaya gazeta, 237 (1993).

2. On Principles of Social Service to Citizens in the Russian Federation: Feder. zakon [from 17.07.1991, № 178-FZ (ed. from 07.03.18)] [Electronic resource]. - Access from the reference legal system GARANT.

3. Volodin N.S., The practice of address support in the Russian Federation, 214 p. (Moscow, 2014).

4. Kazibekova N.A., Issues offormation of social protection and help services to population under the crisis situation, 172 p. (TK Welby, Moscow, 2016).

5. Ryabova E.N., Realization of targeting in the system of social protection, 184 p. (Lawyer, Moscow, 2015).

6. Savinov L.I., Establishment and development of social work in the region, 21 p. (Moscow, 2015).

7. Website of the State Budgetary Institution of the RM "Complex Center of Social Services in the urban district of Saransk" [Electronic resource]. - Access mode: http://kc_saransk.soc13.ru.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.