Научная статья на тему 'Правовое регулирование социальной рекламы'

Правовое регулирование социальной рекламы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4239
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION / PUBLIC SERVICE ADVERTISING / CHARITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Минбалеев А. В.

Проанализированы актуальные вопросы о понятии и признаках социальной рекламы как особого объекта информационных правоотношений. Автор приходит к выводу, что социальная реклама в современном российском законодательстве рассматривается как самостоятельный вид информации. Дается понятие социальной рекламы и анализируются отдельные проблемы ее правового регулирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of public service advertising

The article analyzes the urgent questions of notions and features of public service advertising as a specific object of information legal relationship. The author concludes that the public service advertising in the contemporary Russian legislation is considered to be an independent information type. The notion of public service advertising is given; some problems of its legal regulation in Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социальной рекламы»

УДК 656.1+343.533.6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

А. В. Минбалеев, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры

предпринимательского и коммерческого права ЮУрГУ

Проанализированы актуальные вопросы о понятии и признаках социальной рекламы как особого объекта информационных правоотношений. Автор приходит к выводу, что социальная реклама в современном российском законодательстве рассматривается как самостоятельный вид информации. Дается понятие социальной рекламы и анализируются отдельные проблемы ее правового регулирования в России.

Ключевые слова: информация, социальная реклама, благотворительность.

Достаточно распространенным считается мнение о том, что социальная реклама зародилась в США, где сразу сформировался специальный орган - Рекламный совет, который координировал деятельность различных организаций (правительственных, общественных и коммерческих) в области социальной рекламы1. Однако первый опыт использования социальной рекламы был применен задолго до этого, например, в России в лубочной рекламе прививок против оспы. В США же впервые появляются специализированные нормы о социальной рекламе, и данный институт закрепляется как самостоятельный в системе рекламных отношений. Благодаря доступности эфирного времени на радио в Законе США «О радио» 1927 года устанавливалась обязанность радиокомпаний служить «общественным интересам» в обмен на право использовать радиоэфир. Сегодня политика США в отношении социальной рекламы также осуществляется по принципу «профилактика дешевле, чем лечение»; данная реклама также действенно позволяет решать многие сложные общественно-политические проблемы.

В России социальная реклама вплоть до конца XX века не рассматривалась как отдельный институт. В советские годы она выполняла пропагандистско-агитационную функцию, а затем функции пропаганды, информационно-коммуникативную, имиджевую, воспитания. В современном российском законодательстве специальные нормы о социальной рекламе впервые были закреплены в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ2 (далее - Закон о рекламе 1995 года). Данный факт во многом способствовал нормальному функционированию и

развитию социальной рекламы. Как итог - в ряде регионов сегодня разработаны и реализуются концепции развития социальной рекламы; была создана общественная организация «Союз создателей социальной рекламы»; на различных уровнях проводятся конкурсы и фестивали социальной рекламы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г.3 (далее - Закон о рекламе) социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Закон о рекламе существенно расширил целевую направленность социальной рекламы и исключил необходимость реализации в ней государственных интересов (сохранив задачу обеспечивать интересы государства), поскольку по Закону о рекламе 1995 года социальная реклама представляла общественные и государственные интересы и была направлена только на благотворительные цели.

Из легального определения социальной рекламы следует вывод, что законодатель рассматривает ее как самостоятельную разновидность информации, а не разновидность рекламы. Данный подход обусловлен разными целевыми назначениями, устанавливаемыми законодателем для данных видов информации (рекламы и социальной рекламы). Самостоятельность социальной рекламы влечет за собой и определенные особенности применения норм о рекламе на практике. Например, при определении объемов рекламы в телепрограммах необходимо учитывать, что в эти объемы социальная реклама не включает-

Минбалеєв А.В.

Правовое регулирование социальной рекламы

ся. В связи с особым режимом социальной рекламы некоторые исследователи указывают на необходимость исключения норм о ней из Закона о рекламе и принятия самостоятельного закона о социальной рекламе4. Председатель Комитета по охране здоровья Государст-венной Думы РФ Т. Яковлева отмечает, что сегодня назрел вопрос о целесообразности правового регулирования социальной рекламы отдельным федеральным законом. Жизнь требует законодательно прописать основные функции социальной рекламы, ее правовой статус и юридические признаки, а также процесс ее производства и размещения. Представляется, что данный подход вряд ли стоит признать достаточно обоснованным. Регулирование социальной рекламы нормами Закона о рекламе абсолютно оправданно, поскольку оба виды рекламы имеют ряд общих особенностей, а зачастую и пересекаются друг с другом, например, в части общих требований к рекламе, которые по аналогии применяются и к социальной рекламе. Кроме того, реклама и социальная реклама занимают единое информационное пространство и создаются одними и теми же субъектами.

В качестве одной из основных целей социальной рекламы закон называет благотворительную. В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны

здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения моральнопсихологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных и др.5

Социальная реклама является социально значимой информацией, поэтому в Законе о рекламе устанавливается обязательная норма для рекламораспространителя в размере 5%-ного годового объема распространяемой им рекламы для размещения социальной рекламы. Под годовым объемом распространяемой рекламы следует понимать общее время рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах за год, общую площадь рекламных материалов в периодическом печатном издании за год и т.п. Необходимо отметить, что, если ранее расчет 5%-ного лимита социальной рекламы производился от стоимости рекламных услуг, то теперь - от их объема.

Социальная реклама в современном обществе занимает важное место в системе информационного воздействия, пропаганды социально значимых идей, распространение которых является реализацией ряда функций государства (социальной, политической, информационной). Поэтому не случайно повышенное внимание исследователей к данному институту в последние годы6. Только сегодня мы постепенно приходим к пониманию значимости социальной рекламы и того потенциала, который заложен в ней. В целом ряде случаев (антинаркотическая пропаганда, программы реализации национальных проектов и др.) мы уже наблюдаем широкое использование социальной рекламы, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, в значительной степени формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, социальные настроения и стереотипы поведения. Возможно, этим также обусловливается выделение социальной рекламы как самостоятельного вида массовой информации.

Правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу социальной рекламы, осуществляется ст. 10 Закона о рекламе. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы мест-

Серия «Право», выпуск 19

87

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ного самоуправления, муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. При этом органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.7

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Как правило, это договоры подряда (создание социальной рекламы) и возмездного оказания услуг (распространение социальной рекламы) или смешанные договоры на создание и распространение социальной рекламы. Безвозмездное осуществление деятельности по производству и распространению социальной рекламы является основанием для отнесения ее к благотворительной в соответствии с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

Анализ действующего законодательства о социальной рекламе позволяет говорить о недостаточной эффективности действия некоторых норм и об отсутствии ряда норм, которые смогли бы позволить более эффективному использованию социальной рекламы в обществе. В частности, следует установить налоговые льготы для рекламодателей и производи-

телей социальной рекламы (коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц). К сожалению, в законодательстве четко не прописана система контроля соблюдения рекламораспространителями пятипроцентного объема социальной рекламы от годового объема распространяемой ими рекламы; не установлены правила размещения социальной рекламы в СМИ, в результате чего размещение подобной рекламы осуществляется по остаточному принципу (в дневное или ночное время, между отдельными материалами в газетах и журналах, причем многие СМИ размещают такую рекламу в связи с освещением соответствующей или смежной социальной проблемы).

Представляется, что именно через социальную рекламу государство в первую очередь должно распространять социально значимую информацию, в связи с чем сегодня имеется необходимость разработки на уровне Правительства РФ Государственной программы по распространению социально значимой информации через социальную рекламу. В реализации данной программы должны быть задействованы все государственные органы, органы местного самоуправления и институты гражданского общества.

1 Ковалева А.В. Особенности функционирования и тенденции развития российской социальной рекламы в XX веке и ее модернизация в условиях либеральнорыночных реформ (по материалам социологических исследований): автореферат дис. ... д-ра социолог, наук. - Барнаул, 2006. - С. 22.

2 СЗ РФ. - 1995. -№ 30. - Ст. 2864.

3 СЗ РФ. - 2003. - № 12. - Ст. 1232.

4 Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. - 2007. - № 7.

5 СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.

6 См.: Петриченко А.Н. Социальная наружная реклама // Реклама и право. - 2006. - № 1; Ляпоров В. Социальная реклама и бизнес // Бизнес-журнал. - 2003. - № 15; Ковалева А.В. Правовое регулирование как условие развития социальной рекламы в современном российском обществе // Вестник Красноярского университета. -2006. - № 2/3; Осояну Ю.В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы (конституционно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005 и др.

7 СЗ РФ. - 2005. - № 30 (часть I). - Ст. 3105.

Статья поступила в редакцию 11 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.