Научная статья на тему 'Социальная реклама в средствах массовой информации: налоговый аспект'

Социальная реклама в средствах массовой информации: налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СМИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова М. А.

Издатель СМИ в силу закона обязан выделять часть рекламных площадей в издании под социальную рекламу. При этом, способствуя таким образом достижению социально значимых целей, организация сталкивается с проблемами списания расходов и уплаты НДС с услуг по размещению такой рекламы. В 2012 г. эта проблема будет решена законодатель внес соответствующие изменения в НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в средствах массовой информации: налоговый аспект»

12 (156) - 2011

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ

М. А. КЛИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению

Издатель средств массовой информации (СМИ) в силу закона обязан выделять часть рекламных площадей в издании под социальную рекламу. При этом, способствуя таким образом достижению социально значимых целей, организация сталкивается с проблемами списания расходов и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с услуг по размещению такой рекламы. В 2012 г. эта проблема будет решена, так как законодатель внес соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Такое определение находим в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».

Пункт 3 ст. 10 этого же закона устанавливает обязательность заключения договора на распространение социальной рекламы для рекламорас-пространителя в пределах 5 % годового объема распространяемой им рекламы (применительно к СМИ процент относится к общей рекламной площади печатного издания). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица,

органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических и юридических лицах. Эти ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Федерального закона «О рекламе», а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание

о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Вопросы налогообложения изготовления и распространения социальной рекламы до последнего времени оставались не урегулированными непосредственно, хотя общие нормы налогового законодательства позволяют заключить, что производство и распространение социальной рекламы не должно облагаться НДС, в то время как расходы на исполнение таких работ (услуг) не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров, освобождается от налогообложения НДС.

Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N° 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы.

Учитывая это, Минфин России в письме от 07.02.2011 № 03-07-07/01 признал, что услуги по изготовлению и размещению социальной рекламы освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что информация, содержащаяся в рекламе, направлена на достижение общественно полезных целей или обеспечение интересов государства.

В части налога на прибыль необходимо учитывать следующее.

Затраты, связанные с оказанием безвозмездно услуг по созданию, распространению социальной рекламы, не могут учитываться в целях налогообложения в расходах издателя.

Это соответствует требованиям п. 16 ст. 270 НК РФ: в случае безвозмездной передачи имущества, работ, услуг, имущественных прав расходы в виде стоимости безвозмездно переданных ценностей и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ситуация разъяснялась Минфином России, в частности, в письме от 26.12.2008 № 03-03-05/187.

В то же время возникает вопрос: как определить расходы на изготовление и распространение именно этой социальной рекламы в издании? Ведь расходы составляют общую сумму, которую невозможно распределить «постранично».

Налоговые органы склонны приравнивать величину не признаваемых расходов к стоимости оказанной заказчику услуги по изготовлению и размещению социальной рекламы. При этом оценивать такую услугу предлагается по рыночной стоимости, т. е. по расценкам на размещение обычной коммерческой рекламы.

Однако в норме п. 16 ст. 270 НК РФ речь идет именно о расходах налогоплательщика, относящихся к безвозмездно переданным услугам, а не о стоимости самой услуги.

Имея самостоятельно разработанную методику расчета затрат на социальную рекламу (например, пропорционально выделяемым на нее рекламным площадям издания), можно минимизировать потери по налогу на прибыль.

Пример. Закрытое акционерное общество в качестве рекламораспространителя на безвозмездной основе заключило обязательные договоры на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой рекламы.

Обществом в целях определения суммы расходов на социальную рекламу, не учитываемых при налогообложении прибыли, в общем объеме затрат, связанных с оказанием услуг по размещению рекламы, была разработана и утверждена методика расчета затрат, определяемых пропорционально доле реализации услуг по размещению социальной рекламы на безвозмездной основе.

Налоговый орган не согласился с рассчитанной налогоплательщиком с применением этой методики суммой затрат на социальную рекламу, не учитываемой в целях налогообложения прибыли, и указал, что следовало исключить при формировании налоговой базы всю стоимость оказанных услуг, определенную по рыночным ценам на размещение коммерческой рекламы.

По результатам проведенной проверки инспекция ФНСРоссии начислила ЗАО налог на прибыль с суммы не признанных проверяющими расходов, пени и наложила штраф за неполную уплату налога.

Налогоплательщик обратился в суд, считая свое право ущемленным, и суд признал, что налоговое законодательство РФ устанавливает запрет на возможность учета при налогообложении прибыли тех

понесенных налогоплательщиком расходов, которые перечислены в ст. 253 — 256, 264, 265 НКРФ, в силу отсутствия у налогоплательщика экономической выгоды от сделки по безвозмездной передаче имущества, выполненных работ или оказанных услуг и, соответственно, отсутствия направленности деятельности организации на получение дохода.

В то же время судом был сделан вывод о том, что при безвозмездном оказании услуг речь идет именно о расходах налогоплательщика, относящихся к таким услугам, а не об их стоимости, отражаемой в актах передачи оказанных услуг.

Довод налогового органа о том, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы, не принимаемые в целях налогообложения, должны составлять сумму, равную стоимости услуг, оказанных обществом на безвозмездной основе, и отраженную в составленных совместно с заказчиками социальной рекламы актах передачи оказанных услуг, признан судом неправомерным, поскольку стоимость услуг по размещению на безвозмездной основе социальной рекламы, отраженная в актах передачи оказанных услуг, фактически представляла собой рыночную цену безвозмездной реализации таких услуг, а налоговое законодательство не устанавливает обязанности налогоплательщика по определению цены оказанных им на безвозмездной основе услуг с учетом рыночных цен, поскольку передача заказчику (принимающей стороне) права собственности на указанные безвозмездные услуги не влечет обязанности по признанию дохода у передающей стороны или возникновению у нее какой-либо налоговой выгоды.

Кроме того, выявленные в ходе проверки обстоятельства не привели к занижению налоговой базы по налогу на прибыль.

Акты передачи оказанных обществом на безвозмездной основе услуг по распространению социальной рекламы доказательством занижения заявителем налоговой базы по налогу на прибыль не являются.

Следовательно, у налогового органа не имелось оснований для доначисления заявителю налога на прибыль, соответствующих сумм штрафа и пени, в связи с исключением из состава налоговой базы по налогу на прибыль не в полном объеме расходов, не принимаемых в целях налогообложения прибыли в соответствии с актами оказанных услуг на социальную рекламу (по материалам Постановления ФАС Московского округа от 18.03.2011 № КА-А40/981-11 по делу № А40-74110/10-140-368).

В скором времени описанная проблема в части налога на прибыль разрешится, а освобождение от НДС выйдет на уровень НК РФ. Законодатели приняли Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», согласно которому рекламопроизводителей и рек-ламораспространителей социальной рекламы с четвертого квартала 2011 г. освободили от НДС в части безвозмездно оказанных услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ), а с 2012 г. им разрешено включать в расходы в целях налогообложения прибыли затраты на оказание таких услуг (подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.