Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЧНЫЕ ВОДЫ / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СБРОС СТОЧНЫХ ВОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киракосянц Давид Алексеевич

В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования сброса сточных вод в Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности. В статье рассмотрены основные нормативноправовые и законодательные акты, регулирующие вопрос сточных вод. На основании выполненного систематизированного литературного обзора и контент-анализа выявлено, что для здоровья, безопасности и благополучия жителей РФ необходимо регулировать сбор сточных вод и их очистку для обеспечения максимальной общественной пользы. В рамках исследования автор выдвигает предложение о том, что Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киракосянц Давид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF WASTEWATER DISCHARGE IN THE RUSSIAN FEDERATION FROM THE POINT OF VIEW OF ENVIRONMENTAL SAFETY

This article discusses the issues of legal regulation of wastewater discharge in the Russian Federation from the point of view of environmental safety. The article considers the main regulatory and legislative acts regulating the issue of wastewater. Based on the performed systematic literature review and content analysis, it was revealed that for the health, safety and well-being of the inhabitants of the Russian Federation, it is necessary to regulate the collection of wastewater and their treatment to ensure maximum public benefit. As part of the study, the author puts forward a proposal that the federal authorities need to define clear criteria at the legislative level for receiving funds from the federal budget for the installation of treatment facilities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_202 2_6_86

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ LEGAL REGULATION OF WASTEWATER DISCHARGE IN THE RUSSIAN FEDERATION FROM THE POINT OF VIEW OF ENVIRONMENTAL SAFETY

КИРАКОСЯНЦ Давид Алексеевич,

студент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: davidkir99@mail.ru;

KIRAKOSYANTS David Alekseevich,

student Moscow State Law University them. O.E. Kutafin (MSUA). 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 123001, Russia. E-mail: davidkir99@mail.ru

Краткая аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования сброса сточных вод в Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие вопрос сточных вод. На основании выполненного систематизированного литературного обзора и контент-анализа выявлено, что для здоровья, безопасности и благополучия жителей РФ необходимо регулировать сбор сточных вод и их очистку для обеспечения максимальной общественной пользы. В рамках исследования автор выдвигает предложение о том, что Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.

Abstract. This article discusses the issues of legal regulation of wastewater discharge in the Russian Federation from the point of view of environmental safety. The article considers the main regulatory and legislative acts regulating the issue of wastewater. Based on the performed systematic literature review and content analysis, it was revealed that for the health, safety and well-being of the inhabitants of the Russian Federation, it is necessary to regulate the collection of wastewater and their treatment to ensure maximum public benefit. As part of the study, the author puts forward a proposal that the federal authorities need to define clear criteria at the legislative level for receiving funds from the federal budget for the installation of treatment facilities.

Ключевые слова: сточные воды, водные ресурсы, экологическая безопасность, законодательство, окружающая среда, сброс сточных вод.

Keywords: wastewater, water resources, environmental safety, legislation, environment, wastewater discharge.

Для цитирования: Киракосянц Д.А. Правовое регулирование сброса сточных вод в Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 86-89. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_86.

For citation: Kirakosyants D.A. Legal regulation of wastewater discharge in the Russian Federation from the point of view of environmental safety // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 86-89. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_86.

Статья поступила в редакцию: 22.04.2022

Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы [1, 2].

В последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле. В последние годы проблема сточных вод приобретает все большую остроту и актуальность во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. В процессе хозяйственной деятельности современное общество потребляет все немалые количества воды, большая часть которой в результате становится загрязненной самыми различными веществами. При их попадании в окружающую среду экологии наносится огромный ущерб, и поэтому они подлежат обязательной очистке. Чтобы её обеспечить в должной мере, необходимо использовать специальное оборудование и технологические комплексы, с помощью которых достигаются установленные нормативы загрязнения стоков, определённые в соответствующих документах. Такой вывод сделан на основании анализа данных Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [3]. В совокупности перечисленное обуславливает актуальность данного исследования и диктует необходимость рассмотрения правового регулирования сброса сточных вод в Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности с целью его последующего совершенствования.

С 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения Методики разработки нормативов допустимых сбросов в водные объекты, благодаря которому получится более тщательнее регулировать и контролировать загрязняющий фактор.

Установлено, в частности, что определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающей определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды и рассчитывается в соответствии с формулами, разработанными с учетом принятия значения показателя разбавления равным 0,9 в соответствии с Федеральным Законом «Общий технический регламент «О водоотведении» [4].

На сегодняшний день фактический сброс загрязняющих веществ в г/ч, т/мес определяется в соответствии с нормативными документами по отбору проб для анализа сточных вод и учету их качества. Данные об использованных методах химического анализа и их чувствительности при определении концентраций загрязняющих веществ и показателей состава и свойств сточных вод представляются с приложением протоколов количественных химических анализов проб сточных вод за последний календарный год по всем нормируемым веществам.

Рассматривая правовое регулирование сброса сточных вод в Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности необходимо также отметить Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 333 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей", который устанавливает формулы, графики, инструменты и прочие средства для выполнения расчетов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

В соответствии с действующим водным законодательством сброс сточных вод в водный объект — это законный вид водопользования, при этом не регламентируется, какова должна быть степень очистки стоков перед сбросом. Превышение норматива допустимого сброса приводит к начислению дополнительной платы, но не является запретом на водопользование.

Подпункт 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещает сброс стоков без очистки. Проанализируем эту норму с точки зрения ее однозначности.

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - самые крупные водопользователи, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоотведения (ЦСВ) городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты. Преимущественно сбросы хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляются в природные водные объекты естественного характера — реки, протоки, моря. Сброс сточных вод требует определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется нормативными правовыми актами [5]. Контроль за сбросами предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и наличием у них пакета разрешительной документации осуществляют надзорные структуры: бассейновая природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, БВУ и т. д.

Если предприятие имеет современные очистные сооружения канализации, то у него меньше возникает проблем с надзорными органами, экологические платежи за сброс минимальны. Но, к сожалению, таких предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в России мало. На практике эффективная система очистки у среднестатистического водопользователя — это редкость. Если и имеются очистные сооружения канализации, то они либо выработали свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

Большинство предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в России не имеют никаких систем очистки сточных вод. Соответственно, с определенной периодичностью при проверках таким предприятиям выписывают административные штрафы, потому что, по мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства. Решением проблемы правоприменения положения подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ «Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы» могло бы стать официальное письмо Минприроды России либо его подведомственных структур, которое разъяснило бы смысл данной нормы.

Необходимо отметить, что предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, которые не имеют в составе имущества, полученного от органов местного самоуправления, очистные сооружения канализации, должны вести хозяйственную деятельность без угрозы административных санкций. Обязанность по устройству систем очистки сточных вод

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)

населенных пунктов лежит исключительно на органах местного самоуправления. При этом местные бюджеты не имеют финансов даже для разработки проекта системы очистки. Такие средства получают только из федерального бюджета.

Таким образом, если государство регулирует тарифы на водоснабжение и водоотведение, а фактически держит их на социально низком уровне, то, по крайней мере, оно могло бы устранить искусственные законодательные препятствия и освободить коммунальный бизнес от излишнего администрирования.

Автор данного исследования считает, что Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.

На основании выполненного систематизированного литературного обзора и контент-анализа выявлено, что для здоровья, безопасности и благополучия жителей РФ необходимо регулировать сбор сточных вод и их очистку для обеспечения максимальной общественной пользы [6, 7, 8, 9]. Сформулированы положения, единые требования к прямым и косвенным участникам системы сбора сточных вод: предотвратить попадание загрязняющих веществ в систему сточных вод, которые будут мешать работе системы или загрязнять образующиеся твердые биологические вещества; предотвратить попадание загрязняющих веществ в систему сточных вод, которые будут проходить через систему, не прошедшую надлежащую очистку, в приемные воды или атмосфера или иным образом быть несовместимым с системой; улучшить возможности повторного использования и регенерации сточных вод и твердых биологических отходов; обеспечить справедливое распределение расходов округа среди пользователей; обеспечить и продвигать общее здоровье, безопасность и благополучие сотрудников и граждан в пределах юрисдикции системы. Для достижения установленных требований и задач целесообразно ообеспечить регулирование прямых и косвенных выбросов сточных вод в систему посредством выдачи разрешений и соблюдения общих требований для всех пользователи [10].

Помимо этого, необходимо санкционировать деятельность по мониторингу и правоприменению, требовать отчеты пользователей. Особую актуальность и важность обретает необходимость сохранения достигнутых результатов, обеспечение справедливости и баланса, нужно предусмотреть установление платы за справедливое распределение затрат, возникающих в результате реформирования и регулирования.

Таким образом, современное законодательство РФ совершает важные шаги для обеспечения правового регулирования сброса сточных вод в российской федерации с точки зрения экологической безопасности. Разрабатываются и совершенствуются «Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей», устанавливаются нормы и стандарты, регулируются тарифы на водоснабжение и водоотведение, предпринимаются комплексные меры. Однако сохраняется ряд проблем, которые актуальны на сегодняшний день.

Автор данного исследования предлагает ряд рекомендаций для совершенствования законодательства, в том числе предлагает Федеральным органам на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений. В совокупности это будет способствовать улучшению состояния водного комплекса Российской Федерации, водных ресурсов в целом.

Библиография:

1. Алешкова А.А., Махмутов А.Р. Экологическая безопасность // Вестник науки. 2022. №1 (46). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskaya-bezopasnost-2 (дата обращения: 20.04.2022).

2. В. Даниилов - Данильян: Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. (2007, в соавторстве с М. Ч. Залихановым и К. С. Лосевым).

3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (2017). Качество поверхностных вод Российской Федерации. Ежегодник, 2016. Ростов-на-Дону: Гидрохимический институт, 556 с.

4. Дикаревский, В. С. и Черников, Н. А. (2006). Комментарии к проекту Федерального Закона «Общий технический регламент «О водоотведении». Вода и экология: проблемы и решения», № 2 (27), сс. 13-27.

5. Черников, Н. А. (2003). Теоретические и методологические принципы совершенствования нормативной базы в области водоотведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. СПб.: ПГУПС, 53 с

6. Рахманин Ю.А., Кузнецова Камаля Юнис Кызы, Кузнецова М.А., Горенков Р.В., Тарарыков О.Ю., Дроздов А.А. Наилучшие доступные технологии: выбор отечественных средств дезинвазии в промышленной очистке сточных вод и их осадков // Гигиена и санитария. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nailuchshie-dostupnye-tehnologii-vybor-otechestvennyh-sredstv-dezinvazii-v-promyshlennoy-ochistke-stochnyh-vod-i-ih-osadkov (дата обращения: 20.04.2022).

7. Linden K.G., Shin G.-A., Sobsey M.D. Comparative effectiveness of UV wave-lengths for the inactivation of cryptosporidium parvum oocysts in water. Water Sci. Tech. 2019; 43(12): 171-174.

8. Linden K.G., Shin G.A., Faubert G., Cairns W., Sobsey M.D. UV disinfection of Giardia lamblia cysts in water. Environ. Sci. Technol. 2002; 36(11): 2519-2522.

9. Панина М.Н., Фрог Д.Б., Харламова М.Д. Совершенствование экологического нормирования в области водоснабжения и водоотведения ЦБК // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2010. №2.

10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-ekologicheskogo-normirovaniya-v-oblasti-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya-tsbk (дата обращения: 20.04.2022).

11. Боголюбов С.А. Перспективы развития экологического законодательства. Вестник ОГУ. 2003; (4): 98-99.

References:

1. Aleshkova A.A., Makhmutov A.R. Ecological safety // Bulletin of Science. 2022. No. 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-bezopasnost-2 (date of reference: 04/20/2022).

2. V. Daniilov - Danilyan: Environmental safety. General principles and the Russian aspect. Textbook. 2nd edition, reprint. (2007, co-authored with M. Ch. Zalikhanov and K. S. Losev).

3. Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring (2017). The quality of surface waters of the Russian Federation. Yearbook, 2016. Rostov-on-Don: Hydrochemical Institute, 556 p.

4. Dikarevsky, V. S. and Chernikov, N. A. (2006). Comments on the draft Federal Law "General Technical Regulations "On Wastewater Disposal". Water and Ecology: Problems and Solutions", No. 2 (27), pp. 13-27.

5. Chernikov, N. A. (2003). Theoretical and methodological principles of improving the regulatory framework in the field of education. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Technical Sciences. St. Petersburg: PGUPS, 53 s

6. Rakhmanin Yu.A., Kuznetsova Kamala Yunis Kyzy, Kuznetsova M.A., Gorenkov R.V., Tararykov O.Yu., Drozdov A.A. The best available technologies: the choice of domestic means of disinfection in industrial wastewater treatment and their sediments // Hygiene and sanitation. 2020. No.12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nailuchshie-dostupnye-tehnologii-vybor-otechestvennyh-sredstv-dezinvazii-v-promyshlennoy-ochistke-stochnyh-vod-i-ih-osadkov (accessed: 04/20/2022).

7. Linden K.G., Shin G.-A., Sobsey M.D. Comparative effectiveness of UV wave-lengths for the inactivation of cryptosporidium parvum oocysts in water. Water Sci. Tech. 2019; 43(12): 171-174.

8. Linden K.G., Shin G.A., Faubert G., Cairns W., Sobsey M.D. UV disinfection of Giardia lamblia cysts in water. Environ. Sci. Technol. 2002; 36(11): 2519-2522.

9. Panina M.N., Frog D.B., Kharlamova M.D. Improvement of environmental regulation in the field of water supply and sanitation of the Central Bank // Bulletin of the RUDN. Series: Ecology and life safety. 2010. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-ekologicheskogo-normirovaniya-v-oblasti-vodosnabzheniya-i-vodootvedeniya-tsbk (date of reference: 04/20/2022).

10. Bogolyubov S.A. Prospects for the development of environmental legislation. Bulletin of OSU. 2003; (4): 98-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.