Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
минеральные ресурсы / морское дно / шельф / правовое обеспечение разработки ресурсов КШ / mineral resources / seabed / shelf / legislation of the CS development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скаридова М.А.

Вопросы разработки минеральных ресурсов морского дна осуществляется на основе законодательных актов прибрежного государства. В статье автор анализирует российское морское законодательство, регламентирующее разработку морских минеральных ресурсов, а также опыт практической разработки ресурсов арктического шельфа. Делаются выводы о «приспособленности» российских правовых норм к обеспечению коммерческой разработки минеральных ресурсов морского дна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF MARINE MINERAL RESOURCES

The development of seabed mineral resources is carried out on the basis of legislation of the coastal state. In the article, the author analyzes the Russian maritime legislation governing the development of marine mineral resources, as well as the experience of the practical development of the Arctic shelf resources. Conclusions are made about the "adaptability" of Russian legal norms to ensure the commercial development of the seabed resources.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

16. Судебная система Норвегии [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.norge.ru/judicial_system/ (Дата обращения: 18.07.2019).

17. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011 - 2020. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ec.europa.eu/ (Дата обращения: 18.07.2019).

18. Meld. St. 36 (2016-2017) Report to the Storting. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.regjeringen.no/contentassets/0688496c2b764f029955cc6e2f27799c/en-gb/pdfs/stm201620170036000engpdfs.pdf (Дата обращения: 18.07.2019).

19. National Strategy for the Arctic Region. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (Дата обращения: 18.07.2019).

20. Our North, Our Heritage, Our Future: Canada's Northern Strategy. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/index-eng.asp (Дата обращения: 18.07.2019).

Для цитирования: Бразовская Я.Е., Пискун Л.П. Особенности правового регулирования управления труда моряков в полярных водах // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 23-32

Скаридова М.А.

Старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

Аннотация: Вопросы разработки минеральных ресурсов морского дна осуществляется на основе законодательных актов прибрежного государства. В статье автор анализирует российское морское законодательство, регламентирующее разработку морских минеральных ресурсов, а также опыт практической разработки ресурсов арктического шельфа. Делаются выводы о «приспособленности» российских правовых норм к обеспечению коммерческой разработки минеральных ресурсов морского дна.

Ключевые слова: минеральные ресурсы, морское дно, шельф, правовое обеспечение разработки ресурсов КШ.

LEGAL REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF MARINE MINERAL

RESOURCES

Annotation: The development of seabed mineral resources is carried out on the basis of legislation of the coastal state. In the article, the author analyzes the Russian maritime legislation governing the development of marine mineral resources, as well as the experience of the practical development of the Arctic shelf resources. Conclusions are made about the "adaptability" of Russian legal norms to ensure the commercial development of the seabed resources.

Keywords: mineral resources, seabed, shelf, legislation of the CS development.

Разработка минеральных ресурсов морского дна в границах национальной юрисдикции осуществляется на основе законодательных актов прибрежного государства. Среди первых таких документов, следует назвать закон США «О пространствах за пределами КШ» 1953 г., («Outer Continental Shelf Lands Act»), действующий с поправками 2005 г.; закон «О добыче минеральных ресурсов» Японии 1950 г. («The Mining Act»), действующий с поправками 2011 г.; австралийский закон «О морях и подводных пространствах» 1973 г. («Seas and Submerged Lands Act»), действующий с поправками 2004 г.; канадский закон «Об океанах» 1996 («Ocean Act»), действующий с поправками 2005 г. и др. [2]

В Российской федерации разработка морских минеральных ресурсов осуществляется в соответствии с законами «О недрах» 1992 г. и «О континентальном шельфе» 1995 г. Указанные федеральные законы определяют статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе.

В соответствии с российским законодательством разработка ресурсов шельфа включает морские научные и ресурсные исследования, бурение, возведение

искусственных островов или сооружений, бурение, прокладку и эксплуатацию подводных кабелей и трубопроводов.

Природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы) [5, ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ, Ст.4];

Морские научные исследования на континентальном шельфе - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах [5, ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ, Ст.4];

Морские ресурсные исследования на континентальном шельфе - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" [5, ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ, Ст.4];

Искусственные острова - стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе РФ объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе [5, ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ, Ст.4];

Сооружения, установки - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины) [5, ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ, Ст.4];

Предоставление в пользование участков осуществляется без проведения аукционов, но на основе оформления лицензии, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.1 Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии, в которой указываются основные компетенции владельца по эксплуатации ресурсов, включая условия экологического и гидрометеорологического обеспечения пользования участками, организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, меры по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций; об условиях страхования, консервации и (или) ликвидации установок и сооружений по завершении работ; методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, проведения буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в соответствии с проектной документацией.

Буровые работы на континентальном шельфе могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам РФ и федеральным законам, а условия проведения буровых работ должны включать типы и технические характеристики буровых платформ и иного используемого для проведения буровых работ оборудования; сведения о соответствии буровых растворов требованиям в области охраны окружающей среды; комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, а также по снижению и возмещению ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам; данные о мерах по обеспечению безопасности судоходства, транспортной безопасности при проведении буровых работ и в районе их проведения (Ст.9 ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ).

На российском шельфе согласно Статье 16 Федерального закона «О континентальном шельфе» создавать искусственные острова, установки и сооружения могут:

1 Этим органом является Федеральное агентство по недропользованию // Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 № 4 (ред. от 22.08.2013)

^ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (далее для настоящей главы - российские заявители);

^ иностранные государства, их физические и юридические лица, компетентные международные организации (далее для настоящей главы - иностранные заявители);

^ пользователи недр, осуществляющие региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведку и добычу минеральных ресурсов континентального шельфа на основании соответствующей лицензии и в соответствии с проектной документацией, указанных в статье 16.1 настоящего Федерального закона (далее - пользователи недр);

^ российские и иностранные юридические лица, привлекаемые на договорной основе пользователями недр для создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок, сооружений (далее - исполнители);

^ российские заявители, иностранные заявители и иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе подлежат регистрации и их эксплуатация может осуществляться для:

(1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

(2) регионального геологического изучения;

(3) геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;

(4) проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов и осуществления рыболовства;

(5) проведения морских научных исследований;

(6) иных целей, не противоречащих международным договорам РФ.

Для осуществления работ (услуг), связанных с созданием, эксплуатацией, использованием искусственных островов, установок, сооружений, пользователь недр вправе на основании договора привлечь исполнителя, однако, при этом контроль за соблюдением исполнителем условий договора, обеспечивает пользователь недр.

Правительство РФ в течение десяти дней со дня получения запроса направляют заявителю уведомление о его получении; в течение четырех месяцев со дня получения запроса направляют заявителю разрешение на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений или уведомление об отказе. Иностранным заявителям такие уведомления (или уведомления об отказе) направляются через Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Лица, имеющие право создавать, эксплуатировать, использовать искусственные острова, установки, сооружения обязаны обеспечивать исправное состояние постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок, сооружений и других элементов навигационной обстановки в пределах зон безопасности вокруг них; свободный доступ на указанные сооружения, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, регулярно поддерживать связь с береговыми службами РФ и передавать в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации. Иностранные заявители, кроме того, обязаны обеспечивать присутствие на искусственных островах, установках, сооружениях представителей исполнительной власти РФ.

Прокладка подводных кабелей, трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что осуществление такой прокладки не препятствует региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществлению рыболовства, эксплуатации и ремонту ранее проложенных подводных кабелей, трубопроводов, осуществлению мер по защите и сохранению морской среды, природных ресурсов континентального шельфа.

Сведения, о проложенных подводных кабелях и трубопроводах опубликовываются в «Извещениях мореплавателям». На такие подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами

международного права. [1]

Эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе допускаются только при наличии плана, в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской.

Утверждение плана, могущих возникнуть изменений, осуществляется эксплуатирующей организацией. В случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе указанного плана, Правительством РФ, на основании обращения эксплуатирующей организации, могут привлекаться дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана:

1) обеспечить оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов;

2) обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

3) принимать меры по защите жизни и сохранению здоровья работников эксплуатирующей организации и иных людей, находящихся непосредственно в районе разлива нефти и нефтепродуктов, а также при необходимости проводить их эвакуацию;

4) принимать меры по защите и сохранению морской среды, водных биоресурсов;

5) возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. [2]

В случае если эксплуатирующая организация привлекается для проведения работ, связанных с эксплуатацией, использованием искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, для проведения буровых работ, владелец лицензии на пользование недрами несет субсидиарную ответственность за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.

Морские научные исследования на КШ должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне и безопасности и могут производиться:

(а) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

(б) физическими и юридическими лицами РФ;

(в) иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также

(г) иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами. [4]

Правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запросов на их проведение и принятия по запросам решений, устанавливаются Правительством РФ. Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, запрос не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований, а иностранные заявители, для получения разрешения на указанные исследования направляют по дипломатическим каналам не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.[3, с.314]

Российские заявители представляют засвидетельствованные в нотариальном порядке копии лицензий на осуществление видов деятельности, предусмотренных

программой морских научных исследований, а иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан РФ и российских юридических лиц в морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями. От российских и иностранных заявителей может быть потребована дополнительная информация относительно морских научных исследований, на проведение которых запрашивается разрешение.

Размещение и использование на континентальном шельфе научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов континентального шельфа, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, не позднее чем через четыре месяца с даты получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю разрешение на проведение морских научных исследований либо уведомление в отказе.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке.

Заявителям может быть отказано в выдаче разрешений на проведение морских научных исследований, если возникает сомнение в исключительно мирном характере этих исследований, а так же если их проведение:

1) создает угрозу обороне страны и безопасности государства;

2) несовместимо с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения морской среды, природных ресурсов континентального шельфа;

3) имеет отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществлению рыболовства на континентальном шельфе;

4) включает в себя создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, буровые работы, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств на континентальном шельфе;

5) препятствует осуществлению РФ суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;

6) связано с предоставлением заявителем недостоверной или неточной информации о характере и целях морских научных исследований;

7) осуществляется российскими заявителями или иностранными заявителями, имеющими перед РФ обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований и невыполненные.

Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны исполнять международные договоры РФ и российское законодательство, представлять предварительные отчеты о проведении таких исследований, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных РФ, регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации; незамедлительно информировать о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований; не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой РФ в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции на

континентальном шельфе; удалять установки, сооружения и устройства по завершении морских научных исследований, если иное не предусмотрено разрешением на проведение морских научных исследований.

Российские и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в морских научных исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе морских научных исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.

Программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Изменения считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, подтвердив получение уведомления о предполагаемых изменениях, не сообщит о своих возражениях в течение 60 дней с даты получения им уведомления.

Морские научные исследования, проводимые с нарушениями международных договоров РФ, могут быть приостановлены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на их проведение, либо прекращены по решению федерального органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение указанных исследований. [3 с. 316]

Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются в административном порядке или в судах Российской Федерации.

Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами РФ и нормами международного права.

Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений.

В качестве вывода заметим, что российское законодательство отягощено государственным регулированием и не способствует развитию коммерческой разработки шельфа, в то время как ни одна российская компания не имеет опыта морской разработки месторождений на арктическом шельфе, который считается наиболее перспективным. Закон не способствует самостоятельному проведению проектно-изыскательных работ компаниями из-за высокой сложности работ и весьма «громоздких» разрешительных процедур. Решения о привлечении иностранных инвесторов для разработки ресурсов российского шельфа не прозрачны, что привлечение инвестиций делают малопривлекательным.

Несмотря на успешный проект Royal Dutch Shell с «Газпромом» на «Сахалин-2», в других случаях разработка на шельфе уже привела к финансовым потерям несколько иностранных компаний. В частности, геолого-разведывательное бурение на Камчатском шельфе компаниям KNOC и «Роснефть» не принесли ожидаемых результатов. Неудачным проектом считается «Сахалин-3», разрабатываемый совместно с китайской компанией Sinopec. «Сахалин-4» и «Сахалин-5» также не отвечают требованиям рентабельности British Petroleum. Временно приостановлены работы на Штокмановском месторождении, которое разрабатывают ОАО «Газпром», Statoil и Total. Понесла финансовые потери корейская компания KNOC, которая потеряла лицензию на разрабатываемое месторождения и практически подарила свое месторождение «Газпрому», получившим участок на свой баланс. [2]

Совершенно очевидно, что чтобы не потерять свое энергоресурсное лидерство Россия не только должна активизировать научно-исследовательские работы на своем

шельфе, но и создать более комфортные правовые условия разработки шельфа для технически и финансово состоятельных российских и иностранных компаний.

Пристатейный библиографический список:

1. Морское экологическое право. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений обучающихся по юридическим направлениям / Скаридов А.С.; Институт по изучению проблем морского права при Академическом Институте Гуманитарного Образования; Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. Санкт-Петербург, 2019. (2-ое издание). С.12

2. Скаридов А.С. Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право. Учебник / Москва, 2018. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп). С. 35

3. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров / Москва, 2016. Сер. 24 Магистр (2-е изд., пер. и доп). С. 269.

4. Скаридова М.А. Морское ресурсное право. Учебное пособие / Институт по изучению проблем морского права. СПб: Academus, 2013. 300 с.

5. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // БД Консультант

Для цитирования: Скаридова М.А. Правовое регулирование разработки морских минеральных ресурсов // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 32-38

Скрынник А.М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры процессуального права юридического факультета Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент по специальности международное (морское) право, член Ассоциации международного морского права

СИСТЕМА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: проведено краткое исследование историко-правовой ретроспективы системы учебных заведений морской транспортной направленности в Российской империи и СССР. Ключевые слова: система, морской транспорт, Российская империя, СССР, ученики, обучающиеся, студенты, курсанты

SYSTEM OF SEA TRANSPORT IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE USSR: BRIEF

HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Annotation: a brief study of the historical and legal retrospective of the institution, organisation and management development system, educational institutions of Maritime transport industry in the Russian Empire and the Soviet Union.

Keywords: system, мaritime transport, the Russian Empire, the Soviet Union, pupils, trainees, students, cadets.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Историко-правовой аспект зарождения и развития системы торгового мореходного образования в России имеет свою логическую цепочку. В 1781 году специальным Манифестом императрицы Екатерины II был утвержден «Устав купеческого водоходства» части 1-ая и 2-ая. В статье 163 Устава говорилось о «взимании пошлин с судов по одному проценту с капитала в пользу водоходных школ». 23 (12) марта 1781 года высочайшим Указом императрицы Екатерины II была открыта «Мореходная школа» в городе Холмогорах Архангельской губернии [1]. Это было первое морское учебное заведение купеческого флота.

В дальнейшем, в 1786 году было открыто «Водоходное училище» в Петербурге. В дальнейшем, по представлению Министра коммерции Н.П. Румянцева 25.11.1804 года Александр 1 разрешил принять 20 пансионеров для торгового флота в Кронштадтское штурманское училище, принадлежащее Морскому министерству. Пансионеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.