Научная статья на тему 'Анализ рисков при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа'

Анализ рисков при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3520
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА / РИСКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ / THE ARCTIC SHELF OF THE RUSSIAN FEDERATION / HYDROCARBON RESOURCES OF THE ARCTIC SHELF / THE RISKS WHEN DEVELOPING HYDROCARBON RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Елена Петровна

В настоящее время Россия решает проблемы освоения и разработки нефтегазовых ресурсов арктического шельфа в сложных природноклиматических условиях, которые значительно сложнее, чем на любом морском нефтегазопромысле мира и не имеют аналогов в мировой практике морской нефтегазодобычи, в результате чего требуются новые технологические решения. Эксплуатация морских объектов топливноэнергетического комплекса несет значительную опасность, что в силу своей специфики приводит к возникновению рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF RISKS AT REALIZATION OF PROJECTS OF DEVELOPMENT OF OIL AND GAS RESOURCES OF THE ARCTIC SHELF

At present, Russia solve the problem exploration and development oil and gas resources of the Arctic shelf in difficult climatic conditions, which are much more complex than any naval neftegazopromysle the world and have no analogues in world practice, offshore oil and gas, which requires new technological solutions. Operation of offshore facilities of the fuel and energy complex is a significant danger that, by their very nature, gives rise to risks.

Текст научной работы на тему «Анализ рисков при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ВОРОНИНА Е.П.

АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

В настоящее время Россия решает проблемы освоения и разработки нефтегазовых ресурсов арктического шельфа в сложных природно-климатических условиях, которые значительно сложнее, чем на любом морском нефтегазопромысле мира и не имеют аналогов в мировой практике морской нефтегазодобычи, в результате чего требуются новые технологические решения. Эксплуатация морских объектов топливно-энергетического комплекса несет значительную опасность, что в силу своей специфики приводит к возникновению рисков.

VORONINA E.P.

АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

At present, Russia solve the problem exploration and development oil and gas resources of the Arctic shelf in difficult climatic conditions, which are much more complex than any naval neftegazopromysle the world and have no analogues in world practice, offshore oil and gas, which requires new technological solutions. Operation of offshore facilities of the fuel and energy complex is a significant danger that, by their very nature, gives rise to risks.

Ключевые слова: арктический шельф Российской Федерации, углеводородные ресурсы арктического шельфа, риски при освоении углеводородных ресурсов.

Keywords: the arctic shelf of the Russian Federation, the hydrocarbon resources of the arctic shelf, the risks when developing hydrocarbon resources.

Для современной экономики России проблема освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа арктических морей имеет возрастающее значение. Это обусловлено несколькими причинами, во-первых, Арктика для нашей страны приобретает все большее значение в силу целого комплекса факторов: геополитических, оборонных, экономических, социальных; во-вторых, в силу значительных разведанных объемов природных ресурсов региона, прежде всего, речь идет о месторождениях нефти и газа на шельфе.

Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн. км2, не менее 4 млн. км являются перспективными на нефть и газ. По данным

Министерства природных ресурсов России, на Баренцево и Карское моря приходится около 80% начальных потенциальных ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородов (УВ) на шельфе России оцениваются в диапазоне от 90 до 100 млрд. т условного топлива, в том числе 15,5 млрд. т нефти и 84,5 трлн. м газа. Это соответствует 20-25% от общего объема мировых ресурсов углеводородов. [4]

Выбор рациональных направлений деятельности на шельфе морей зависит от множества факторов, среди которых основными являются:

❖ экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

❖ геологическое строение (глубина залегания отложений и их состав, ледовая обстановка потенциального участка освоения и так далее);

❖ использование существующих технологий и технических средств, их создание для глубоководных, шельфовых, подводных и ледовых работ, высокая капиталоемкость морской добычи УВ;

❖ удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсо-емкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

❖ природоохранные мероприятия (безопасность добычи и транспортировки углеводородного сырья, способы предотвращения и ликвидации экологических катастроф и так далее);

❖ низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

Как известно, предприятия нефтегазовой отрасли относятся к объектам повышенной опасности. Риски, которые возникают при освоении, обустройстве, добыче и транспортировке нефти и газа, эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов, могут привести к крупным авариям и даже катастрофам. Освоение морских месторождений, особенно арктических, связано с высокой капиталоемкостью, тяжелыми гидрометеорологическими условиями, неразвитостью инженерно-технической и транспортной инфраструктур, что делает реализацию морских нефтегазовых проектов высокорискованной. Поэтому анализ основных рисков является одной из основных задач нефтегазовой отрасли при разработке арктических месторождений.

Геологические риски. Слабая геологическая изученность акваторий российского арктического шельфа вызвана сложными природно-климатическими условиями и высокими затратами на проведение работ на всех этапах и стадиях геологоразведочного процесса. Все эти особенности предопределяют появление геологических рисков. Данные риски связанны с неоткрытием месторождения, заключающемся в низкой вероятности того, что усилия и затраты, связанные с разведкой, приведут к невозможности открытия коммерческого месторождения нефти. При объективном

истощении общего запаса углеводородов величина геологических рисков не открытия коммерческих месторождений с течением времени возрастает. Но в то же время с развитием научно-технического прогресса, появляются новые технологии по разведке и оценке месторождений нефти, что, естественно, ведет к снижению геологических рисков.

На сегодняшний момент геолого-геофизическая изученность арктического шельфа остается сравнительно низкой и в высшей степени неравномерной. Нефтегазовой потенциал арктического шельфа можно разделить на две группы: 1) запасы и ресурсы нефти, газа и конденсата западно-арктического сектора шельфа (Баренцево с Печорским и южная часть Карского морей) - хорошо или относительно хорошо изучены, 2) ресурсы углеводородов северной части Карского моря и восточно-арктических морей (Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское) - низкая степень изученности (лишь редкой сетью сейсмических профилей). [5]

Рассчитывать на открытие месторождений можно только в достаточно изученных регионах, где определена общая структура осадочного чехла, оконтурены крупнейшие зоны возможного нефтегазонакопления, выполнена дифференцированная по площади и разрезу шельфа оценка ресурсов нефти, газа и конденсата и сделаны первые промышленные открытия. [12]

Такое положение ведёт к возникновению геологических рисков и удорожанию стоимости работ на всех этапах и стадиях геологоразведочного процесса. Поэтому инвестор заинтересован защитить свои затраты на проведение поисково-разведочных работ.

Для снижения геологических рисков используется ряд экономических механизмов. Это, во-первых, диверсификация финансовых рисков, то есть перераспределение расходов недропользователя на финансовый результат от другой деятельности. Во-вторых, уменьшение налоговой базы на всю величину понесенных затрат на геологоразведочные работы (ГРР). В-третьих, возмещение затрат инвестора на ГРР при использовании режима раздела продукции. В-четвертых, создание консорциумов из нескольких инвесторов, что снижает затраты и риски этапа ГРР для каждого отдельного инвестора. В-пятых, государство может взять на себя большую часть геологических рисков путем финансирования ГРР [6] с обязательным применением мировых стандартов по определению со стороны государства стоимости лицензий на освоение разведанных месторождений и созданием специальных фондов социальной поддержки населения.

Технические риски. В современных условиях нефтегазовая промышленность России представляет собой в технологическом отношении комплекс с высокой степенью опасности. Разработка сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий, в создание которых вкладываются многие миллиарды рублей. С каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими и высокотехнологичными. Соответственно, разработка и эксплуатация объектов топливно-энергетического комплекса на арктическом шельфе несут значительные технические риски.

Проекты на арктическом шельфе реализуются в необычайно сложных природно-климатических условиях Северного Ледовитого океана. Нигде в мире не ведется морская добыча нефти и газа во льдах. Основные же ресурсы углеводородов уходят в области акваторий, постоянно закрытых ледовым покровом. Этим предопределяются уникальные научные и технологические разработки.

Для разработки и обустройства морских месторождений УВ на шельфе арктических морей применяются морские нефтегазопромысловые сооружения (грунтовые острова, плавучие и стационарные платформы, подводные добывающие комплексы), приспособленные для выполнения всех технологических операций, [3] а также для круглогодичной работы (их разработка вве-дется на конверсируемых оборонных предприятиях). Так, например, комплекс технических средств для разведки и добычи углеводородов включает в себя подводное буровое судно, стационарный блок управления и атомной энергетики, блок обработки продукта, подводное хранилище сырья (нефти или газового конденсата), всплывающий терминал для перегрузки жидких компонентов из подводного хранилища в танкеры, систему подводных коммуникаций и роботов для контроля и технического обслуживания систем.

Россия обладает опытом деятельности в Арктике преимущественно в проектировании и создании транспортных путей и проведении научно-исследовательских экспедиций. Страна не обладает опытом эксплуатации в течение всего года стационарной конструкции в условиях Арктики. Крайне низкие температуры, сильные ветра, снегопады, туманы, обледенение и полярные ночи - все эти факторы затрудняют работу нефтегазовой промышленности в этом регионе, в связи с чем возникает проблема преодоления воздействия неблагоприятных факторов: ледовые монолиты, достигающие до 500000 т, ледовые поля, дрейфующие в этом районе из центральной Арктики. [8]

Следовательно, разработка, обустройство и эксплуатация углеводородных месторождений в условиях арктических морей связана с угрозой техногенных катастроф, повышенной вероятностью отказа оборудования в арктических условиях и тому подобным. Чтобы снизить их последствия в практике применяется система страхования технических рисков, назначением которой является возмещение ущерба от техногенных аварий и катастроф и их последствий. С развитием научно-технического прогресса такое страхование с каждым годом становится все более востребованным из-за увеличения числа аварий и размеров ущерба. Договоры страхования технических рисков в настоящее время являются самыми крупными по размерам страхового покрытия. Под страхованием технических рисков подразумеваются следующие виды страхования: 1) строительно-монтажное страхование (включая страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах); 2) страхование машин от поломок; 3) страхование электронного оборудования; 4) страхование передвижного оборудования (включая буровое); 5) страхование инженерных сооружений (причалов, дамб, станций и так далее).

Транспортные риски. Для любого нефтяного проекта весьма остро стоит вопрос о перевозке получаемого сырья, в связи с чем необходимо создание транспортной инфраструктуры (нужны порты, танкерный флот, платформы, трубопроводы). Система транспортировки углеводородных ресурсов континентального шельфа является одной из наиболее технически сложных проблем, плюс к этому добавляется проблема отсутствия опыта транспортировки углеводородов в значительных объемах, дефицита танкеров и ледоколов. Выбор технологии и технических средств транспортировки определяется влиянием ряда факторов: географическое положение акватории, глубина моря, объем транспортируемой продукции, путь и протяженность транспортировки и другое.

При проектировании и осваивании морских трубопроводов к обычным инженерным проблемам выдвигаются особые условия, связанные с взаимодействием ледовых образований, с вопросами, возникающими при выводе морских трубопроводов на поверхность, что ведет к необходимости создания новых конструкционных материалов, внедрению инновационной технологии для повышения прочности и эксплуатационной надежности трубопровода.

При планировании транспортной схемы (формировании морского терминала, танкерного флота) в условиях арктического шельфа следует обращать внимание на эффективную и экономичную доставку нефти с месторождения в порт назначения в сочетании с обеспечением безопасности и надежности.

Для надёжной круглогодичной отгрузки нефти особое место приобретает строительство специализированного нефтеналивного флота, включающего в себя суда, способные работать в тяжелых ледовых условиях. Создание таких танкеров обуславливает необходимость реализации конструктивных решений, учитывающих: 1) эксплуатацию в специфических климатических условиях (наличие ледовых полей полутора метров толщиной) и мелководья (глубина моря в районе отгрузки нефти 19-20 м); 2) жесткие требования по позиционированию при швартовке к платформе или терминалу; 3) оборудование судов оснащено дополнительными специальными устройствами для приёма нефти с платформы или терминала; 4) обеспечение максимального дедвейта без существенного ухудшения ходовых и мореходных качеств на чистой воде и во льду.

В то же время, если предполагается круглогодичный вывоз нефти из арктических регионов, то даже при наличии флота специализированных ледовых танкеров, в зимний период придётся использовать для их проводки ледоколы.

Таким образом, для постройки и возведения транспортной инфраструктуры на арктическом шельфе, которая будет поставлять углеводородные ресурсы на экспорт, необходимо решение основной транспортной задачи проекта - обеспечить эффективную, экономичную и безопасную (с минимальными транспортными рисками) доставку углеводородных ресурсов с месторождения в пункты назначения.

С целью снижения транспортных рисков в практике применяется система транспортного страхования, которая включает в себя страхование «каско»; страхование «карго»; страхование ответственности перевозчика. Страхование «каско» применяется при страховании транспорта (судов, трубопроводов, железнодорожных вагонов, самолетов и так далее), участвующих в перевозках. Страхование «карго» - транспортное страхование грузов - дает возможность участникам деятельности осуществлять страховую защиту от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по договору. В современных условиях транспортное страхование грузов ориентировано на международную практику страхования. При этом оно осуществляется с учетом характера перевозимых грузов, способа транспортировки и содержания народно-хозяйственных интересов.

Экологические риски. Рассматриваемые районы весьма уязвимы по отношению к техногенным воздействиям, их способности к самоочищению очень ограничены. К тому же, сложные природно-климатические условия в районах нефтегазовых месторождений арктического шельфа способствуют возникновению экологических рисков, связанных с возможностью нанесения серьёзного ущерба окружающей среде и последующими затратами на его ликвидацию и компенсацию. Это необходимо учитывать при разработке и эксплуатации месторождений.

Экологические риски могут возникнуть на любой стадии реализации проекта от геологоразведочных работ до промышленной добычи углеводородов на континентальном шельфе, в результате чего возникает риск нарушения экологического равновесия экосистем Арктики. Такое воздействие наблюдается в различных направлениях:

1. Воздействие на атмосферу. Основными источниками выбросов в атмосферу являются отработанные газы при работе турбин, сжигание газа на факеле, а также выбросы паров нефти в процессе добычи и загрузки танкеров.

2. Воздействие на морскую среду. Активизация перевозок нефти и нефтепродуктов через акваторию Баренцева моря увеличивает техногенную нагрузку на морскую систему и увеличивает риск ее загрязнения. Объектами такого риска могут выступать: рейдовые комплексы перегрузки нефти (РКП), трубопроводы, аварийные ситуации, связанные с нарушением герметичности трубопровода при перекачке нефти с одного танкера на другой, что приводит к разливу нефти и загрязнению вод топливом и горючесмазочными материалами. Ущерб от аварий и катастроф чрезвычайно велик и по статистике на каждый случай составляет: на морских трубопроводах - до 100-200 млн. долл., морских платформах - до 100-1200 млн. долл., танкерах - до 100-10000 млн. долл. [1].

3. Воздействие на морскую флору и фауну. При обустройстве и последующей эксплуатации месторождения могут возникнуть следующие виды неблагоприятных воздействий: выемка морского грунта при строительстве стационарной морской платформы и прокладке подводных трубопроводов, электромагнитное и шумовое воздействие, теплообмен

между искусственными сооружениями и морской средой, попадание в морскую среду мусора и малотоксичных отходов, что приводит к гибели водоплавающих птиц и рыб, и наносится огромный ущерб рыболовству.

Таким образом, мероприятия по разработке и освоению морских ресурсов в сложных природно-климатических условиях существенно повышают риск развития негативных экологических ситуаций. Аварии и эксплуатация природных ресурсов в зоне арктического континентального шельфа могут надолго нарушить хрупкое экологическое равновесие.

Для снижения экологических рисков в мировой практике используется страхование ответственности за причинение вреда. Также актуальным вопросом является правовое регулирование в сфере экологической безопасности и ответственности. Мировая статистика, доклады ООН, сотни других документов и отчетов убедительно доказывают, что добыча и транспортировка нефти и газа в морях является одним из наиболее экологически опасных видов деятельности. Например, авария одного лишь танкера Exxon Mobil и ликвидация ее последствий обошлись головной компании в 5 млрд. долл. Ещё более масштабная экологическая катастрофа произошла в 2010 г. на шельфе Мексиканского залива. После взрыва метана и сильного пожара затонула платформа Deepwater Horizon, управляемая компанией «British Petroleum» (BP). В результате утечки нефти нанесен ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи. [9] Расходы компании BP на ликвидацию последствий аварии, вызванных утечкой нефти, составили 6,1 млрд. долл. [13] Соответственно, уровень ответственности компаний за возможный урон окружающей среде должен быть адекватен этим рискам и подкреплен нормативно-законодательными актами, международно-правовой конвенцией, направленной на сохранение экологической безопасности морской среды и защиту от нефтяного загрязнения.

В России готовится проект федерального закона, который регулирует вопросы ответственности компаний, занимающихся разведкой, добычей, транспортировкой нефти и газа. Он предусматривает обязательства компаний по финансовому обеспечению профилактических мероприятий, включая возможность страхования риска наступления негативных последствий при освоении шельфа. Согласно законопроекту недропользователи, осуществляющие работы на шельфе, должны иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, необходимые средства и силы для устранения возможных негативных экологических последствий. [14]

Инвестиционные риски. Освоение месторождений на российском шельфе арктических морей требует существенных инвестиций из-за высокой капиталоемкости проектов, которые в несколько раз превышают аналогичные затраты на освоение месторождений на суше. Например, по технико-экономическим обоснованиям, общие затраты на разработку Приразломного месторождения - 3,8 млрд. долл., капитальные вложения - 1,6 млрд. долл. [11]

Инвестирование в такие крупные проекты сопряжено с целым рядом рисков, обусловленных факторами как природного происхождения, так и особенностями геологоразведочных работ, условиями освоения и обустройства месторождений углеводородных ресурсов арктического шельфа.

Фактор риска влияет на различные элементы оценки инвестиций: размер, величину ожидаемого дохода, срок реализации проекта, норматив дисконтирования. Среди основных методов учета риска инвестиций можно назвать^]: срок окупаемости; степень адаптации проектов к риску; учет риска в отдельных элементах и в результатах расчета эффективности инвестиций.

Срок окупаемости инвестиций. Будучи одним из критериев выбора проектов, он может служить лишь приближенной оценкой степени рискованности операций. В связи с тем, что по оценкам экспертов окупаемость вложений в освоение месторождений арктического шельфа порядка 10-11 лет, соответственно, такие проекты относятся к долгосрочным и высокорискованным.

Учет риска в отдельных элементах и в результатах расчета эффективности инвестиций (или нормы дисконтирования, скорректированной за риск) заключается в использовании повышенной нормы дисконтирования для проектов, характеризующихся большей степенью неопределенности конечных результатов. Тем самым вводится некоторая «надбавка» за риск. Так, например, для проектов в новых регионах с отсутствием инфраструктуры и сложной ледовой обстановкой суммарная надбавка за риск может варьировать от 3% до 12% в зависимости от категории запасов, а итоговая ставка дисконта колеблется от 13% до 23%. [10].

Помимо этого, в зависимости от соотношения и степени рисков и масштабов потерь инвестиций, различаются стадии проектов при освоении углеводородных ресурсов на арктическом шельфе: 1. подготовка локального объекта; 2. поиски месторождения; 3. разведка месторождения; 4. разработка месторождения. [10] Например, высокий риск (в первую очередь, из-за меньшей геологической изученности новых районов) присутствует в первых двух стадиях, связанных с подготовкой и поиском новых месторождений. Но рискует и инвестор, как правило, меньшими стартовыми затратами, чем при решении двух других стадий, поскольку всегда имеется возможность прекратить вложения в проект при получении отрицательных результатов на раннем этапе. Во время разработки и освоения месторождения инвестиции уже на порядок выше (например, капитальные вложения на строительство платформы Приразломная составят 875 млн. долл.), а доля риска снижается. Это практически выводит инвестора из-под действия рисков геологических, но в то же самое время технический и эксплуатационный риски возрастают, что может увеличивать масштабы потерь.

В зависимости от перечисленных факторов и степени риска, оценивается инвестиционная привлекательность проекта и принимается решение, в том числе о минимизации инвестиционных рисков. Для этого используется ряд экономических механизмов: как для снижения геологических рисков , так и с применением еще одного способа - страхования инвестиций. Под

страхованием инвестиций понимается защита имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений. Объектами страхования могут быть любые виды долгосрочных и среднесрочных финансовых вложений, осуществляемых как иностранными инвесторами, так и инвесторами-резидентами [2]. В настоящее время в России страхование инвестиций не получило широкого применения по причинам: отсутствия необходимой нормативно-законодательной базы по страхованию инвестиций и недостаточности собственных капиталов у страховых компаний для принятия ответственности по крупным рискам.

Таким образом, проведенный анализ рисков свидетельствует, что реализация проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа требует стратегических решений ряда проблем. В современных условиях для разработки и освоения морских месторождений необходим концептуальный подход, под которым понимается подкрепленная принятием нормативно-законодательных документов единая систематизированная последовательность оценки сырьевой базы, повышение технологической возможности, экономической эффективности обеспечение экологической безопасности проведения работ. К тому же, разработка месторождений арктического шельфа является важнейшим фактором социально-экономического развития региона и отвечает долговременным стратегическим интересам России.

_Литература_

1. Алексеев С.П., Добротворский А.Н., C.B. Яценко О комплексной системе обеспечения безопасности освоения морских нефтегазовых месторождений Сахалина // Морские исследования и технологии изучения природы Мирового океана, 2005 (1).

2. Ахвледиани Ю.Т. Страхование внешнеэкономической деятельности: учеб. п. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 255 с.

3. Бондаренко Л.А. Аполонский А.О. Арктическая зона России. Углеводородные ресурсы: проблемы и пути решения. - Москва: ИАЦ «Энергия», 2009. - 120 с.

4. Воронина Е.П. Международная и российская практика транспортировки углеводородов для формирования грузопотоков нефти с арктического шельфа России. - Москва: Издательство «ИЭ РАН», 2007. - 180 с.

5. Григоренко Ю.Н., Мирчинк И.М., Савченко В.И., Супруненко О.И. Углеводородный потенциал континентального шельфа России: состояние и проблемы освоения // www.vipstd.ru/gim/content/view/6/75/#ch6

6. Донской С. и др. Шельф, деньги и риски. В России предстоит создать условия для освоения шельфовых месторождений // Нефть и капитал, 2005, №10.

7. Ермилов О.М., Миловидов К.Н., Чугунов Л.С., Ремизов В.В. Под редакцией проф. Вяхирева Р.И. Стратегия развития нефтегазовых компаний. - М.: Наука, 1998. - 623 с.

8. Жадобин A.A. О концепции страхования при освоении нефтяных и газо-вых ресурсов севера России. - Материалы международной конференции «Нефть и газ арктического шельфа».

9. Ларичкин Ф.Д., Егоров О.И. и др. Экономические особенности реализации проектов по освоению углеводородных месторождений шельфа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2010, 3 (11).

10.Назаров В.И., Калист Л.В. Риски в системе управленческих решений по выбору направлений и объектов освоения морских углеводородных ресурсов // Нефтегазовая геология. Теория и практика, 2007 (2).

11.Шкатов М.Ю. О международном партнерстве в освоении нефтегазовых ресурсов арктического шельфа // Проблемы современной экономики, 2008, N1(25).

12.Электронный ресурс: Официальный сайт «Всероссийский научно-

исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового Океана имени академика И.С. Грамберга». http://vniio.ru/izuchenie_neftegazonosnosti_arktik

13.Электронный ресурс: Все новости

http://www.newsru.com/finance/09aug2010/bp.html

14.Электронный ресурс: «РБК daily» http://www.rbcdaily.ru/2010/08/27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.