Научная статья на тему 'Особенности развития Арктической зоны РФ (по материалам конференции OMR 2018 и конкурса Арктика 2018)'

Особенности развития Арктической зоны РФ (по материалам конференции OMR 2018 и конкурса Арктика 2018) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
361
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN FEDERATION ARCTIC ZONE / NORTHERN SEA ROUTE / HYDROCARBON FEEDSTOCK / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЁ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Яковлев Сергей Юрьевич

В статье дан обзор состояния дел в сфере комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросам освоения Северного морского пути и добычи углеводородного сырья. Обзор выполнен на основе опыта участия в конференции Offshore Marintec Russia 2018 и конкурсе Арктика 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF THE RUSSIAN FEDERATION ARCTIC ZONE (ON THE MATERIALS OF THE OMR 2018 CONFERENCE AND THE ARCTIC 2018COMPETITION)

The article provides an overview of the current status in the field of integrated development of the Russian Federation Arctic zone. Special attention is paid to the Northern Sea Route development and the hydrocarbon feedstock production. The review is based on the experience of participation in the Offshore Marintec Russia2018 conference and the Arctic 2018 competition.

Текст научной работы на тему «Особенности развития Арктической зоны РФ (по материалам конференции OMR 2018 и конкурса Арктика 2018)»

УДК 004.9

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.10.144-150 С.Ю. Яковлев

Институт информатики и математического моделирования ФИЦ КНЦ РАН

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ OMR 2018 И КОНКУРСА АРКТИКА 2018)*

Аннотация

В статье дан обзор состояния дел в сфере комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросам освоения Северного морского пути и добычи углеводородного сырья. Обзор выполнен на основе опыта участия в конференции Offshore Marintec Russia 2018 и конкурсе Арктика 2018.

Ключевые слова:

Арктическая зона Российской Федерации, Северный морской путь, углеводородное сырьё

S.Yu. Yakovlev

DEVELOPMENT FEATURES OF THE RUSSIAN FEDERATION ARCTIC ZONE (ON THE MATERIALS OF THE OMR 2018 CONFERENCE AND THE ARCTIC 2018 COMPETITION)

Abstract

The article provides an overview of the current status in the field of integrated development of the Russian Federation Arctic zone. Special attention is paid to the Northern Sea Route development and the hydrocarbon feedstock production. The review is based on the experience of participation in the Offshore Marintec Russia 2018 conference and the Arctic 2018 competition.

Keywords:

Russian Federation Arctic zone, Northern Sea Route, hydrocarbon feedstock Введение

В начале октября 2018г. в Санкт-Петербурге состоялась Международная выставка - конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения континентального шельфа Offshore Marintec Russia (OMR 2018). В рамках конференции на пленарном заседании были подведены итоги Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа (Арктика 2018). По итогам конкурса выпущен сборник [1].

Выступления на конференции, материалы конкурса позволяют получить обзорное представление о современном этапе, планах и перспективах развития Арктической зоны РФ (АЗРФ).

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-07-00167-а).

1. Севморпуть - основа комплексного развития арктической зоны Российской Федерации (пленарное заседание OMR 2018)

Во многих выступлениях подчеркивалось ключевое значение арктического шельфа для развития нефтегазовой и транспортной отраслей РФ.

В докладе заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ дана характеристика минерально-сырьевым ресурсам региона и грузообороту Северного морского пути (СМП). Основные разведанные запасы приходятся на газ, далее по объёму идут нефть, конденсат, уголь, медь, никель. Отмечалось перспективное значение Ямала, Гыданского полуострова, Обской губы, Таймыра.

Во многих докладах повторялось целевое положение из майских указов В.В. Путина о необходимости доведения к 2024 году грузопотока по СМП до 80 млн. тонн в год (сейчас он составляет около 7 млн. тонн). Также неоднократно акцентировалась возрастающая роль сжиженного природного газа (СПГ), констатировалась необходимость кооперации усилий различных отраслей и организаций.

В выступлении представителя Министерства энергетики РФ дан прогноз: к 2035 году доля углеводородного сырья в минерально-сырьевых ресурсах АЗРФ останется примерно на сегодняшнем уровне, при этом доля газа будет расти. Намечена большая программа по геологоразведке и бурению, в основном это относится к Баренцеву и Карскому морям. Основными компаниями в Арктической зоне являются Роснефть и Газпром, они имеют свои лицензионные участки. Ранее была принята программа развития шельфа, предусматривающая налоговые льготы для работ по освоению Арктики. В перспективе, к 2040 году, планируется довести грузопоток по СМП до 200 млн. тонн. Также намечена обширная программа создания и развития инфраструктуры, построения заводов, терминалов, в том числе в Мурманской области (компании Роснефть, НОВАТЭК).

Неоднократно подчёркивалась необходимость создания и обновления нормативной и законодательной базы по всем направлениям развития российской Арктики. В настоящее время появляется примерно 5-6 документов в год, что явно недостаточно.

В докладе вице-президента ПАО «НК «Роснефть» большое внимание было уделено судостроительному комплексу «Звезда» (г. Большой Камень Приморского края) как ключевому звену развития СМП. Комплекс создаётся в период 2012 - 2024 гг. и ориентирован на самые современные цифровые технологии крупноблочного, крупнотоннажного арктического судостроения. В задачи суперверфи войдет строительство судов любой сложности, характеристик и назначений, включая ранее не производимые (в связи с отсутствием необходимого оборудования) в РФ модели. Основу продуктовой линейки «Звезды» составят средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов, морские буровые разведочные и добычные платформы, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса. Важнейшими элементами производственной программы будут специальные танкеры и суда-газовозы для транспортировки углеводородов. На «Звезде» уже сейчас функционируют и вводятся в строй уникальные сооружения: кран «Голиаф» грузоподъёмностью 1200 тонн - один из крупнейших в мире по своим размерам (высота 139 метров, длина поперечной балки 230 метров), сейчас максимальная грузоподъемность кранов на существующих российских верфях не превышает

500 тонн; транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40000 тонн, длиной более 300 м, шириной до 50 м; тяжёлый достроечный стапель; самый большой сухой док в России размерами 485x114x14,5 м, в настоящее время в России имеются два сухих дока - Петровский в Кронштадте и док в Гремихе, к 2020 году в Мурманске планируется построить ещё два дока.

Отмечались суровые климатические особенности эксплуатации СМП (9 месяцев в году акватория СМП покрыта льдом). До развала СССР максимальный грузопоток по СМП был достигнут в 1987 году - 6.6 млн тонн.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам разведки новых месторождений, охраны окружающей среды. Самая северная скважина -«Университетская-1», 740с.ш., 250 км от материка. Требуются новые суда различного назначения, перспективен переход на газомоторное топливо.

В выступлении представителя дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» дан исторический обзор освоения СМП (первое упоминание о СМП датируется 1525 годом), обзор текущего состояния ледокольного обеспечения. Отмечено, что дизель-электроходы уже не обеспечивают потребностей. Грузопоток по СМП рос до 1986 года, потом упал, сейчас вновь растёт и дошёл до уровня 1986 года. Достраивается ледокол «Арктика», запущен проект «Лидер» оснащения ледокольного флота, ставится задача выхода на рынки азиатско-тихоокеанского региона. Принята целевая расстановка арктического ледокольного флота. Необходимо продлить ресурсы действующих ледоколов. Первоочередными задачами являются: освоение восточной части СМП, создание базы в Певеке, более активное привлечение компании Росатом. Также необходимо ускорить проекты, связанные с добычей и транспортировкой СПГ.

АО «ОСК» представило общую картину состояния арктического судостроения. Основные проектные организации: ЦКБ «Айсберг», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ЦКБ МТ «Рубин». Дана характеристика строящихся и проектируемых ледоколов, судов снабжения, плавучих энергоблоков, подлёдных (подводных) сооружений. Отмечена необходимость развития полярного экспедиционного туризма. Так, в Аляске этот бизнес приносит около 3 млрд. долларов в год, в Канаде - 6.5 млрд. долларов. Функционируют круизные суда ледового класса. В РФ это направление находится на этапе проектирования.

Освещена деятельность ПАО «Газпром». Представлено распределение суммарных минеральных ресурсов по акваториям: 44% - Карское море, 26% -Баренцево, более 80% приходится на северные моря. Дана карта участков суши и моря, на которые Газпрому выданы лицензии. Вводятся в эксплуатацию скважины. Сейчас флот, который эксплуатируется Газпромом, насчитывает 35 единиц (включая фрахт). Необходимо привлекать ледокольный флот. В 2015 году заключено соглашение с ФГУП «Атомфлот» о безопасной и эффективной транспортной деятельности. В 2012 году танкер-газовоз «Река Обь» успешно завершил первую в мире перевозку СПГ по СМП (из Норвегии в Японию). Рейс сопровождался тремя атомными ледоколами, занял менее 10 суток, всего было пройдено более 2600 морских миль. Отмечена важность совершенствования космических систем и технологий для СМП, наращивания вертолётного и аварийно-спасательного обеспечения.

ПАО «Газпром нефть» представило проекты «Новый порт», «Ворота Арктики».

Представители Архангельской и Мурманской областей дали характеристику территорий с точки зрения развития СМП. Описывались как созданные, так и проектируемые объекты, промышленность, инфраструктура, образование и наука.

2. Сборник работ лауреатов конкурса Арктика 2018

Предваряет сборник статья Заместителя Министра энергетики РФ Сорокина П.Ю. «Место углеводородных ресурсов континентального шельфа Арктики и Дальнего Востока в энергетической стратегии РФ» [1, с.3-8].

Указана роль топливно-энергетического комплекса для РФ, приведена структура потребления первичной энергии в мире в 2015 году по видам топлива, при этом использование нефти (31.5%) и газа (22%) превышает суммарный вклад остальных источников. Прогноз до 2040 года предполагает сокращение потребности в нефти на 4% и увеличение потребности в газе на 2%, что сохраняет ведущую роль нефтегазового топлива, причём наилучшими перспективами обладает газовая отрасль. Использование нефтепродуктов различными видами транспорта составляет около 95%, прогнозируется сохранение такой тенденции до 2050 года.

В настоящее время истощённость континентальных нефтегазовых месторождений составляет 30-50%, месторождений континентального шельфа -менее 1%, при этом основные ресурсы сосредоточены в Арктическом регионе (58%), особенно в российском секторе Арктики (газ - 70%, нефть - 40%). Общее соотношение ресурсов углеводородов сухопутной и шельфовых частей составляет 56% и 44%. В РФ более 87% сырьевых ресурсов нефти и газа находятся в морях арктического региона - Баренцево, Печорское, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Перечислены крупные реализованные на шельфе РФ проекты: ледостойкая платформа «Приразломная», подводно-подлёдный газовый промысел «Киринское», «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Отмечается необходимость комплексного подхода к разработке месторождений, а также создания сооружений в ледостойком исполнении. Это требует постройки соответствующих заводов. Целесообразно использовать потенциал ВПК. Толчком к развитию работ на шельфе является открытие супергигантских месторождений (Штокмановское, Русановское, Ленинградское). Необходима единая система транспортировки продукции. Для освоения глубоководных прогнозных месторождений перспективно создание высокоавтоматизированных подводно-подлёдных промыслов.

Подчёркивается необходимость разработки полной нормативно-методической базы для основных объектов континентального шельфа РФ.

Работы лауреатов конкурса Арктика 2018 охватывают широкий спектр научно-прикладных задач, связанных с развитием АЗРФ. Рассмотрим работы, удостоенные первой премии.

Авторский коллектив ООО «Газпром добыча Надым» представил работу [1, с.23-25], посвящённую управлению мерзлотно-геологическими условиями нефтегазоконденсатных месторождений при наличии многолетней тенденции повышения среднегодовых температур. Так, для полуострова Ямал величина повышения среднегодовых температур многолетнемёрзлых грунтов за последние 25-30 лет составила до 40С. Для резервирования надёжности фундаментов используются парожидкостные охлаждающие устройства, обеспечивающие

проектный тепловой режим в основаниях зданий и сооружений. Подход апробирован на Бованенковском месторождении.

В работе [1, с.24-33] ООО «Башнефть-Полюс» рассматриваются вопросы использования попутного нефтяного газа в осложняющих условиях арктических месторождений. Представлен комплекс технологий по обеспечению эффективного водогазового воздействия для повышения нефтеотдачи без нанесения ущерба экологии региона.

В работе [1, с.34-38] АО «ЦНИИАГ» (совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана) описывается автономная радионавигационная система, обеспечивающая требуемую точность позиционирования судна и устойчивая к помехам. Апробация в Обской губе показала, что система, в дополнение к существующим приёмникам ГЛОНАСС/GPS, повышает безопасность мореплавания при движении по морскому каналу.

В ОАО «МАГЭ» разработана и реализована технология [1, с.39-41] одновременного выполнения ряда геофизических методов за один проход судна, что позволяет в два раза сократить временные затраты и способствует минимизации влияния на экологическую систему Арктических морей.

АО «НТЦ ВСП «Супертел ДАЛС» разработало отечественный проект «Северное Сияние» [1, с.42-45], представляющий собой комплекс оборудования для подводных волоконно-оптических линий связи. Предполагаемая трасса прокладки проходит по СМП от Мурманска до Владивостока и будет способствовать повышению информационной безопасности РФ.

Проект электросетевого комплекса Арктического региона РФ представлен в работе АО «Тюменьэнерго» [1, с.46-48]. Проект разработан с учётом климатических, геотехнических и геокриологических условий региона с применением ряда инновационных разработок, испытанных в ЯНАО и ХМАО-Югра.

В работе ООО «Газпром нефть шельф» [1, с.49-51] описан комплекс мер и систем обеспечения безопасности Приразломного нефтяного месторождения.

Методический подход к оценке технологических рисков при эксплуатации подводных компрессорных установок развивается в работе ООО «Газпром ВНИИГАЗ» [1, с.52-59]. Применение подхода позволяет уже на этапе проектирования минимизировать риски.

Сотрудниками ИИММ КНЦ РАН предложен проект [1, с.60-63] информационно-аналитической системы поддержки планирования борьбы с типовыми промышленно-природными авариями в АЗРФ (на примере Мурманской области).

Группой предприятий (АО «НПП ПТ «Океанос» и др.) разработана концепция [1, с.64-86] роботизированной подводной сейсморазведки в подлёдных акваториях. Обоснована принципиальная возможность создания подводно-надводного аппарата повышенной автономности «Тень» с изменяемой геометрией корпуса, превышающего по своей эффективности зарубежные аналоги.

В работе ФГАОУ ВО «МГИМО МИД РФ» [1, с.87-92] выполнен анализ энергетической политики США в Арктике, начиная с 80-х годов ХХ века до наших дней, приведён прогноз на перспективу.

Отметим тематику работ лауреатов второй и третьей премии. Это строительство подводных (подлёдных) скважин, геологическая модель участка

шельфа, управление ледовыми операциями при строительстве морских скважин, система комплексной безопасности и мониторинга объектов и акватории СМП, арктические возобновляемые источники энергии - вихревые ветрогенераторы, перспективы применения СПГ на объектах Арктического региона, геофизическая разведка с ледовой поверхности, защита органов дыхания в условиях климата Арктической зоны, ликвидации пожаров на объектах Арктического бассейна, определение коэффициента пористости для керна шельфовых пород, подбор ледостойкого покрытия на отгрузочном причале, защитные покрытия трубопроводов, варианты освоения Долгинского месторождения, гидропосев многолетних трав в Арктической зоне, гидроакустическое картирование дна арктического шельфа, защита опор качения машин от низких температур и водородного износа, проблемы качества жизни населения Арктики, разработка эластомерных материалов для подшипниковых узлов, экологическая безопасность горных работ на россыпных месторождениях Арктической зоны, энергосберегающий проект наружного освещения Тикси, балльно-рейтинговая оценка экологической безопасности объектов Арктики и континентального шельфа, мобильный фитотехнический комплекс для выращивания зелени и овощей в условиях Крайнего Севера.

Заключение

Таким образом, арктическая тематика представляет собой многомерный междисциплинарный «клубок» проектов, проблем, организаций, технологий. Можно наметить такие возможные признаки классификации тематики:

• разбиение территории и акватории на участки по различным признакам (месторождения, лицензионные участки, промышленные объекты, порты и объекты инфраструктуры, особые природные объекты, транспортные сети и коммуникации, энергетические сети, военные объекты, природно-климатические условия);

• иерархическая совокупность корпораций и организаций, взаимодействующих в Арктической зоне РФ (проектные, судостроительные, транспортные, добывающие, перерабатывающие, охраняющие, военные);

• совокупность проблем, свойственных арктическим регионам (геополитические, природно-климатические, социально-экономические, законодательные, обеспечение безопасности);

• совокупность проектов освоения и развития Арктики и континентального шельфа (стадия, масштаб, риски, обеспеченность).

Очевидно, выбор тех или иных элементов классификации, объединение их в структуры определяются решаемой задачей.

К числу ключевых, системообразующих факторов (проектов, задач, проблем), определяющих приоритеты развития АЗРФ, можно отнести:

• развитие СМП;

• разведка, добыча, переработка, транспортировка углеводородного сырья;

• природно-климатические факторы;

• социально-экономические факторы;

• проблемы безопасности;

• научно-технологические проблемы.

Литература

1. Сборник работ лауреатов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа 2018г. - М.: Министерство энергетики РФ, ООО «Технологии развития», 2018. -224с. ISBN 978-5-7688-1149-5.

Сведения об авторе

Яковлев Сергей Юрьевич - к.т.н, старший научный сотрудник, доцент

е-mail: yakovlev@iimm.ru

Sergey Yu. Yakovlev - Ph.D., senior researcher, associate professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.