УДК 332.145
Наталия АНТЮШИНА Наталья ГОВОРОВА
ПЕРСПЕКТИВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ
Присутствие России в Арктике обосновано географическими и историческими факторами, а также значительным объёмом научно-изыскательных работ, которые были проделаны в прошлом и продолжаются ныне. Цели арктической политики России состоят в следующем: расширение ресурсной базы РФ; обеспечение благоприятного оперативного режима; поддержание необходимого оборонного потенциала; обеспечение защиты природной среды; формирование единого информационного пространства; обеспечение достаточного уровня НИОКР, необходимого для управления арктической зоной; развитие взаимовыгодного сотрудничества с арктическими государствами на двусторонней и многосторонней основе. Уже сейчас на арктическую зону России приходится почти 20% ВВП и около 25% экспорта. В северных районах России находятся основные запасы страны по углеводородам, никелю, апатитам, алмазам, золоту, серебру, редкоземельным элементам. Стоит также заметить, что после утраты большей части береговой линии в Балтийском и Чёрном морях, для России возросло транспортное и военно-стратегическое значение северных морей, так как они открывают прямой и свободный доступ в Мировой океан. Северный флот стал главным компонентом стратегических ядерных сил России.
Первым документом, в котором сформулированы приоритеты арктической политики России, являются "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу" [Указ Президента Российской Федерации..., 2008]. На его основе сформирована "Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" [Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации., 2013]. Правительство РФ разработало также государственную программу "Социально-
© Антюшина Наталия Михайловна, к.э.н., руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН, Адрес: 125993 Москва, Моховая, ул., д. 11, стр. 3 "В". E-mail: [email protected].
Говорова Наталья Викторовна, к.э.н., в.н.с. Института Европы РАН, доцент кафедры экономики, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, Адрес: 125993 Москва, Моховая, ул., д. 11, стр. 3 "В". E-mail: [email protected]. Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, платформа Приразломная, Северный широтный путь, система РОТАКС, Арктический совет, международное сотрудничество, человеческий капитал, стратегии развития, трудовые ресурсы, профессиональное образование. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420144860
экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" [Постановление правительства РФ, ... 2014], направленную на реализацию арктической стратегии. Исполнителем программы является Минрегион России при участии ряда других министерств и ведомств. Всего в реализации программы участвует 27 федеральных органов и структур. В начале 2009 года была опубликована "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" [Распоряжение правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р... 2009].
Арктическая политика России носит комплексный, многокомпонентный характер. В "Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу" сформулированы задачи, которые необходимо решить для обеспечения интересов России в Арктической зоне, а также выделены национальные приоритеты.
В качестве необходимого механизма реализации арктической стратегии России используется государственно-частное партнёрство, разработка и реализация целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов разного уровня, а также составление схем территориального планирования. Организуется информационное и научно-исследовательское сопровождение, мониторинг и анализ реализации государственной политики России в Арктике. Отличительной чертой стратегии является то, что она тесно переплетается с энергетической и социально-экономической политикой РФ, а также с политикой в области национальной безопасности.
Северный морской путь
Северный морской путь (СМП) является важной частью национальной транспортной системы, в то же время используется иностранными судами при соблюдении определённых условий. Официально доступ к нему для зарубежных транспортных средств был разрешён в 1991 году. Организована и уже приступила к работе администрация Северного морского пути, разработаны правила судоходства в арктических морях. Быстрыми темпами сооружается один из главных портов на Северном морском пути - Сабетта. СМП важен для российских компаний, которые осваивают ресурсы Арктики, а также как транспортный коридор, сокращающий путь между Европой и Азией на 40% по сравнению с альтернативным маршрутом через Суэц. На Камчатке в удобной бухте сооружается порт-хаб, предназначенный для обслуживания судов, следующих по Северному морскому пути, в котором будут применяться новые технологии работы с грузами. Создаваемые там условия позволят обслуживать суда с большой осадкой.
Растёт российский ледокольный флот. К 2020 году будет построено и введено в эксплуатацию три атомных и шесть дизельных ледоколов. Корпорация "Росатом" и Балтийский завод заключили контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов. Ранее было начато строительство головного универсального атомного ледокола "Арктика" с изменяемой осадкой, который будет спущен на воду в 2017 году.
Иностранным судам обеспечен свободный доступ к использованию российского северного морского маршрута, плата взимается только за ледокольную и лоцманскую проводку, если она требуется. В отличие от канадского Северо-Западного прохода, который открыт для мореплавания лишь несколько недель, на российском Северном морском пути возможна навигация в течение всего лета, хотя и требуется сопровождение ледоколами. Открытие прохода по Северному морскому пути для иностранных судов может принести нашей стране значительные доходы за лоцманскую проводку, ледокольное сопровождение, стоянку в портах, продажу судам топлива, продуктов, материалов и услуг.
К сожалению, именно теперь, когда Северный морской путь, который ранее рассматривался как национальный, стал открытым для использования заграничными судами, банки, финансирующие развитие инфраструктуры СМП, попали под действие санкций Запада, введённых в отношении России.
Добыча полезных ископаемых
В западной части российской Арктики, в Баренцевом и Печорском море были обнаружены десятки крупных и сотни мелких месторождений полезных ископаемых. В Карском море располагаются Русановское и Ленинградское месторождения углеводородов, уникальные по объёму запасов. В Ненецком и Ямало-ненецком автономных округах находится более трёх сотен месторождений, некоторые из которых очень крупные. Пробное бурение произведено на шельфе Карского, Баренцева, Печорского морей, в Обской и Тазовской губах. Если расположение месторождения позволяет, то бурение производится с берега при помощи наклонных скважин. Такая технология существенно снижает риск разливов нефти.
Большую часть лицензий получили Роснефть и Газпром (46 и 40 лицензий соответственно), остальные приходятся на "Лукойл", "Новатэк" и др. компании. Газпром и "Лукойл" договорились о создании совместного предприятия для разработки месторождений около острова Медвежий. Российский арктический шельф мог превратиться в территорию совместной деятельности российских и заграничных компаний. Среди зарубежных партнёров наибольший интерес к кооперации с российскими компаниями проявляли ExxonMobil, ConocoPhillips, Total, ENI, Statoil, Shell, BP. В ряде случаев они отдавали приоритет проведению совместных буровых работ именно в российской части Арктики по сравнению с осуществлением самостоятельных работ, но теперь их возможности сотрудничества с Россией ограничены санкциями, введёнными из-за событий на Украине. Lenta.ru сообщила 16 августа с. г., что руководитель ExxonMobil, Рекс Теллерсон открыто выразил несогласие с санкциями против России, а возглавляемая им компания намерена продолжать сотрудничество с Роснефтью в Карском море. Здесь планируется произвести пробное бурение уже в этом году. Российские нефтегазовые компании получили существенные налоговые льготы на разработку труднодоступных месторождений. Однако в современных условиях ряд соглашений, заключенных российскими компаниями с крупнейшими зарубежными газонефтяными ТНК, не смогут реализоваться из-за санкций.
Одним из первых шагов на пути освоения в России подземных ресурсов Арктики является сооружение платформы Приразломная, которая приступила летом 2013 года к пробному бурению, а с 2014 года уже к промышленной добыче нефти. Первая партия нефти была доставлена потребителю танкером усиленного ледового класса с двойным корпусом "Михаил Ульянов". На Долгинском месторождении в Печорском море буровая платформа компании "Газпромнефть-Сахалин" пробурила разведочную скважину глубиной в 3,5 тыс. метров.
На Ямале создаётся крупное предприятие по производству СПГ мощностью 16,5 млн тонн. На весь объём производства уже заключены контракты. Предприятие находится в совместной собственности трёх компаний: российской "Новатэк" (60%), китайской CNPC и французской Total (каждой из двух принадлежит по 20%). Согласно планам правительства, доля СПГ в российском экспорте газа должна вырасти с нынешних 6 до 30%. Другое направление повышения степени переработки природных углеводородов - это развитие нефтехимии, в частности, производство полимеров, на которые существует высокий спрос в Азии.
Наиболее активно международные связи развивает российская компания Роснефть. Она заключила соглашения о технологическом сотрудничестве с General Electric и с норвежской компанией по обслуживанию нефтяного бизнеса Seadrill, а
также приобрела долю в ведущей буровой компании North Atlantic Drilling Ltd. Предполагалось, что это позволит российскому нефтяному гиганту разрабатывать новые технологические решения по освоению шельфовых месторождений. Роснефть договорилась с ExxonMobil о строительстве завода по производству СПГ на Сахалине. Она заключила более 50 соглашений с российскими и зарубежными партнёрами, в том числе с арабской Mabudala Petroleum, венесуэльской PDSVA, азербайджанской SOCAR, индийской ONGC. В настоящее время реализация всех этих договорённостей находится под вопросом.
Инфраструктурное обеспечение
Предпосылкой хозяйственного освоения арктической зоны России является укрепление инфраструктуры региона, включая транспортную, энергетическую, военную, социальную. Осуществляется модернизация всей прибрежной инфраструктуры: систем связи и навигации, портов и логистических центров, объектов социально-экономического назначения. Расширяется железнодорожная сеть, сооружается "Северный широтный путь" (С111П) Этот маршрут должен соединить Северную железную дорогу со Свердловской железной дорогой. Большая часть ветки, предназначенной для транспортировки грузов из промышленных регионов России в новый порт Сабетта, пройдёт по территории ЯНАО. При этом Ямал превратится в важный транспортный узел, связанный с Европой, Азией и Америкой. Появление этой магистрали снизит нагрузку на Транссиб. Через новые участки железной дороги можно будет поставлять грузы в Архангельск, Сабетту, Усть-Лугу.
Учитывая особые климатические условия Арктики, в этом регионе по программе "Инновационный транспорт Севера" намечено развивать новые виды транспортных средств с использованием самоходных грузовых платформ на воздушной подушке, транспортных средств большой грузоподъёмности, которые могут передвигаться по снегу и по болотам, многофункциональных дирижаблей и беспилотных летательных аппаратов.
Большое экономическое значение для нашей страны и всего арктического региона имеет строительство Российской трансарктической кабельной системы -РОТАКС [Фёдоров, 2012: 67], которая установит связь от Лондона до Токио и протянется на 15 тыс. километров. РОТАКС не только свяжет Азию и Европу, но и позволит подключить к современной системе связи российское Заполярье и Дальний Восток, так как будут сооружены отводы на российское побережье общей протяжённостью 2 тыс. км.
Научное сопровождение
Освоение такого крупного и комплексного проекта, как российская Арктика, немыслимо без соответствующего научного и технологического обеспечения, подготовки соответствующих кадров [Антюшина, 2013: 45-46]. Увеличилось количество полярных экспедиций. Роснефть и ExxonMobil создали совместный Арктический научно-проектный центр, который при поддержке специалистов Арктического и антарктического НИИ организовал в начале 2014 года экспедицию по изучению Карского моря и других морей в восточной части российской Арктики. Экспедиция "Ка-ра-зима-2014" оснащена самым современным оборудованием и системами связи, её сопровождает мощный ледокол "Ямал", который может преодолевать лёд толщиной до 4 метров. Целью экспедиции является изучение льдов данного района, а также арктических экосистем.
Роснефть подписала соглашения с РГУ нефти и газа им. Губкина И.М. и Санкт-Петербургским академическим университетом о проведении фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ. Кроме совместного научно-
исследовательского центра, созданного Роснефтью и ExxonMobil, принято решение о подобном научном центре с General Electric, предназначенным для разработки технологий безопасного арктического бурения, подводной/подледной добычи и переработки, а также для подводной/подлёдной передачи электроэнергии. Роснефть подписала также соглашение с Ассоциацией полярников о разработке программы комплексного исследования полярных территорий с целью выработки экологических правил и режима хозяйственной деятельности на арктическом шельфе. Компания финансирует ряд научных экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она подписала с Минприроды РФ соглашение о сотрудничестве в ликвидации чрезвычайных ситуаций на континентальном шельфе Арктики. Все эти мероприятия направлены на подготовку технологической революции и разработку мер обеспечения экологической безопасности региона.
Национальная безопасность
Российская Федерация всегда выступала за превращение Арктики в зону мира и международного сотрудничества. Это, а также расширение хозяйственной деятельности России в арктической зоне требует усиления мер военно-стратегической безопасности. Россия возобновила полёты военных самолётов над Арктикой в 2007 году, а в следующем году было восстановлено боевое дежурство кораблей Северного флота РФ в Северном Ледовитом океане. В августе 2007 года был установлен российский флаг на дне Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Эта акция носила сугубо мирный и символический характер. Укрепляется Северный флот России. В ближайшее пятилетие на дежурство должны поступить шесть подводных лодок, два десантных корабля, миноносец нового поколения, пять фрегатов, пять тральщиков, 21 судно обеспечения. Все суда предназначены для ледового плавания. Восстановлен аэродром Темп на острове Котельный, модернизируются станции базирования подводных лодок в Гаджиево и Вилючинске. Запланированы работы по восстановлению северных аэродромов "Тикси", "Нарьян-Мар", "Алыкель", "Амдерма", "Анадырь", "Рогачёво" и "Нагурская". С 2012 года реализуется Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)". В её рамках предусмотрен ряд мер по укреплению северных границ путём сооружения различных пограничных объектов, снабжения пограничников новыми образцами средств охраны государственной границы.
Северный флот РФ разворачивает единую систему наблюдения за воздушной, надводной и подводной обстановкой, объекты которой располагаются почти на всех архипелагах и островах Северного Ледовитого океана внутри географических границ России. Это служит не только обеспечению безопасности северных границ РФ, но и морской хозяйственной деятельности в Арктике. Запланировано создать Центр арктической боевой подготовки подразделений предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера.
Осложнение отношений между Россией и Западом негативно отражается на арктическом сотрудничестве. Газета "Взгляд" 7 мая с.г. сообщает, что министр обороны США Чак Хейгел полагает, что в регионе есть потенциал для конфликта. В июне этого года Канада и США отказались участвовать в заседании целевой группы Арктического Совета, которая проходила в Москве. США отменили ранее намеченные совместные с Россией военно-морские учения в Арктике. Разрыв отношений не отвечает интересам американских ТНК, которые заключили соглашения о сотрудничестве с российскими нефтяными гигантами, в первую очередь с Роснефтью. Это вселяет надежду, что возникшие трудности совместными усилиями удастся преодолеть.
Экологические аспекты
Россия, как и другие страны - участницы Арктического совета, исходит из того, что хозяйственное освоение Арктики должно осуществляться без нанесения ущерба природе и коренному населению. В настоящее время в России осуществляется программа по ликвидации ранее нанесённого экологического ущерба и очистке от накопившегося мусора. Было выделено около 200 "горячих точек", в которых необходимо провести работы по очистке территории. Министерство природы РФ подготовило федеральную целевую программу по ликвидации экологического ущерба, которая будет реализована в период до 2025 года. Расчисткой территории занимается ряд российских организаций под общим руководством Русского географического общества. Остров Земля Александры уже полностью очищен от мусора. Программа очистки Земли Франца Иосифа рассчитана на восемь лет. Для ликвидации экологического ущерба привлекаются силы Минобороны России в соответствии с соглашением, заключенным военным ведомством с Минприроды. В рамках программы утилизации устаревших атомных подводных лодок утилизировано 190 объектов.
В России намечено увеличить количество особо охраняемых территорий. Например, в 2009 году создан Российский национальный парк "Русская Арктика". Это вторая по величине морская особо охраняемая территория в арктической зоне России. В неё входит самый северный государственный заказник Земля Франца-Иосифа.
Все нефтегазовые компании заявляют, что при разработке углеводородных месторождений российского Севера будут соблюдаться строгие экологические стандарты. Газпром ввёл в эксплуатацию пилотную платформу Приразломная, конструктивные особенности которой по заявлениям представителей компании гарантируют от разлива нефти при добыче, хранении и транспортировке. В ближайшем к платформе поселке на берегу построен аварийный комплекс. На Приразломной отрабатываются технологии добычи арктической нефти. К 2020 году планируется соорудить 25 таких платформ.
Существует, конечно, определённое противоречие между интересами хозяйственного освоения Арктики и сохранением уникальной природной среды региона. Эта проблема должна найти сбалансированное решение. Общепризнанно, что Арктику следует осваивать на основе принципа устойчивого развития, однако, в настоящее время ещё нет механизмов, обеспечивающих его соблюдение на практике. В рамках Арктического совета ведётся работа по подготовке международного соглашения по предупреждению загрязнения Арктики. Соглашение планируется подготовить к подписанию в 2015 году. Оно призвано регламентировать использование техники, технологий и оборудования в арктической зоне, а также установить согласованные экологические стандарты.
Для повышения экологической ответственности Минприроды РФ намерено изменить систему нормирования экологического ущерба, наносимого природе крупными предприятиями. Российская газета 6 мая 2014 г. пишет, что идея состоит в том, чтобы ввести принцип наилучших доступных технологий, в соответствии с которым крупные предприятия будут обязаны вносить средства в модернизацию производства для уменьшения воздействия на окружающую среду. Российская Арктика должна стать первым регионом России, где будет внедрена новая система экологического нормирования. Это принципиально новый подход.
Международное сотрудничество в Арктике
Российская Федерация приступила к хозяйственному освоению Арктической зоны (АЗРФ), понимая, что в современной ситуации это требует широкого международного сотрудничества. Это сотрудничество обычно оформляется договорами, ему,
как правило, предшествуют форумы, конференции, семинары, в ходе которых вырабатываются совместные подходы к решению тех или иных вопросов. Россия активно участвует в деятельности Арктического совета, в том числе является стороной в двух международных соглашениях, разработанных в его рамках:
- Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике от 2011 года;
- Соглашение о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике от 2013 года.
Санкции Запада, наложенные на Россию, не препятствуют реализации этих двух соглашений. В рамках Арктического совета продолжает осуществляться ряд взаимовыгодных проектов, направленных на изучение климата, состояния окружающей среды, ресурсов, "человеческого измерения" освоения Арктики и т. д. Россия принимает участие в 80 проектах. Отдельно следует упомянуть успешный и весьма полезный проект "Электронная память Арктики", который был инициирован Россией и поддержан её партнёрами по Совету. Данный проект направлен на объединение национальных информационных ресурсов с целью создания общедоступного собрания оцифрованных источников информации по истории, географии, культуре, экономике народов Севера. Другая полезная инициатива России в Арктике - организация международных деловых форумов в Мурманске в 2009 и 2011 годах. Успех их проведения показал, что этой форме сотрудничества имеет смысл придать постоянный характер. Ещё одна международная инициатива РФ - организовать международное полярное десятилетие в 2015-2025 годах, которое нашло поддержку других арктических стран.
В предшествующий период Россия заключила ряд двусторонних договоров и соглашений с иностранными государствами о взаимовыгодном сотрудничестве в Арктике, прежде всего с теми, с которыми Россия имеет общие границы. Перечислим некоторые из них:
- Соглашение с США о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1989 г.);
- Соглашение о сотрудничестве с Канадой в Арктике и на Севере (1992 г.);
- Соглашение с Королевством Дания о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1992 г.);
- Соглашение о сотрудничестве с Канадой по вопросам окружающей среды (1993 г.);
- Меморандум о сотрудничестве с Норвегией в поиске и спасании, а также предупреждении о серьёзных инцидентах (2000 г.);
- Соглашение о принципах и основах сотрудничества между субъектами РФ и провинциями и территориями Канады (2000 г.);
- Договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (2010 г.);
- Декларация России и Исландии об арктическом сотрудничестве (2011 г.).
Продолжением межправительственного сотрудничества, развиваемого на основе
двусторонних соглашений, является взаимодействие на фирменном уровне, которое может осуществляться как с арктическими, так и неарктическими странами. Первоначально предполагалось, что работы на шельфе будут осуществлять "Газпром" и "Роснефть", позднее были допущены некоторые частные операторы ("Лукойл", "Но-ватэк"). Российские компании заключили ряд соглашений с крупнейшими зарубежными ТНК о сотрудничестве, реализация которых ныне поставлена под вопрос из-за санкций, введённых в отношении России. Они опрокидывают сложную систему взаимоотношений, выстроенную в результате многолетних усилий на двустороннем и многостороннем уровне, на уровне государства и между отдельными компаниями.
Определение границ
В Арктике и до событий, повлекших за собой упомянутые санкции, были другие трудные вопросы. Во-первых, это проблема размежевания территорий, которые подпадают под национальную юрисдикцию. Международное право позволяет увеличивать исключительные экономические зоны с 200 до 350 морских миль, но это требует соответствующего обоснования и проведения соответствующих научных исследований. Внешние границы континентального шельфа России в Арктике ещё не получили юридического оформления. Соответствующую заявку Россия представила в ООН ещё в 2001 году, но Комиссия ООН по шельфу потребовала от нашей страны дополнительных сведений о строении морского дна. Первым успехом России в расширении своей территории является то, что в ноябре 2013 года Комиссия ООН по шельфу признала права нашей страны на 52 тысячи кв. км в центральной части Охотского моря. Раньше эта территория считалась открытой. Отныне Охотское море становится внутренним морем Российской Федерации.
В настоящее время Россия заканчивает проведение геолого-физических, гидрографических и картографических работ, необходимых для дополнительного обоснования российских претензий на арктический шельф. Были предприняты две экспедиции. Соответствующие документы будут, скорее всего, представлены в Комиссию ООН в начале 2015 года. Российская заявка распространяется на территорию в рамках 350 морских миль от побережья страны, включая хребет Ломоносова и Менделеева. Эти два хребта являются спорными территориями, так как на них претендуют Канада и Дания. Эти вопросы должны быть урегулированы в двустороннем порядке, так как Комиссия ООН по определению границ морского шельфа не рассматривает перекрещивающиеся заявки, что ещё раз подтверждает значение международного сотрудничества для нашей страны. Остаётся надеяться, что соответствующие решения ООН по определению границ исключительной экономической зоны России в Арктике будут приниматься на основе объективных критериев, и они не подвергнутся влиянию политических соображений конъюнктурного характера.
Демография и подготовка кадров для АЗРФ
Указом президента РФ от 2 мая 2014 года в состав сухопутных территорий арктической зоны Российской Федерации включены Мурманская область, Ненецкий автономный округ (НАО), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Чукотский автономный округ (ЧАО) полностью, а также отдельные муниципальные образования Архангельской области, Республик Коми и Саха (Якутия), Красноярского края [Указ президента РФ., 2014]. При этом АЗРФ пока не выделена в отдельную зону для сбора и обработки статистических данных, поэтому для целей исследования приходится рассматривать территории входящих в неё краёв и областей целиком, отметив при этом существенные различия социально-экономического состояния и потенциала европейской и азиатской частей российского Крайнего Севера, а также иные внутрирегиональные диспропорции.
Целью принимаемых в отношении АЗРФ мер является повышение уровня социально-экономического развития арктических территорий, качества жизни на Севере и конкурентоспособности региональных экономик на основе диверсификации промышленности, повышения её результативности, увеличения доли региона в общем объёме ВВП, повышения производительности труда, снятия основных инфраструктурных ограничений, обеспечения эффективного баланса между экономической деятельностью и сохранением окружающей среды. Для достижения поставленной цели необходимо надёжное функционирование систем жизнеобеспечения и производства в природно-климатических условиях Арктики, развитие транспортной системы, образования, культуры и туризма, формирование единого информационного пространства, рациональное использование природных ресурсов. На реализацию программы
предполагается израсходовать около 2 трлн рублей. Более половины будет привлечено из внебюджетных источников, в том числе инвестиции российских компаний [Международный инвестиционный арктический саммит..., 2013]. Задача форсированного освоения региона поставлена, однако, чтобы выполнить её, необходимо объективно оценить и рассмотреть основные параметры ключевого ресурса - человека, а значит, демографические тенденции в регионе и возможности обеспечения экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации.
По данным Росстата, численность населения Российской Федерации в целом начала расти с 2010 года. Из восьми субъектов АЗРФ сходная тенденция наблюдалась только в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае (наиболее населённый район), в двух регионах (самых малонаселённых) - Ненецком и Чукотском автономных округах количество жителей практически не изменилось, ещё в четырёх субъектах отмечается отрицательный прирост населения.
Таблица
Основные демографические показатели АЗРФ на 1 января 2013 г.
Население, тыс. человек Городское население, % Средний возраст, лет Возрастные группы Ж/М, лет, % Ожидаемая продолжительность жизни, лет, 2011/2012 г.
1.01.2013 1.01.2014 (оценка) 0-15 1654/59 Старше 55/60
РФ 143347 143667 74,0 39,3 16,8 60,1 23,1 69,83 / 70,24
Республика Коми 880 872 77,3 37,6 18,5 62,4 19,1 67,95 / 68,33
Архангельская область 1202 1149 76,6 39,3 17,5 59,3 23,2 68,75 / 69,65
НАО 43 43 70,0 34,7 23,4 61,2 15,4 66,71 / 68,21
Мурманская область 780 771 92,7 38,0 16,9 63,6 19,5 68,93 / 69,81
ЯНАО 542 540 83,8 33,0 22,1 69,6 8,3 70,16 / 70,66
Красноярский край 2847 2853 76,6 37,8 17,8 61,5 20,7 66 8, 8, 42 2 /
Республика Саха (Якутия) 956 955 64,9 33,4 23,8 62,3 13,9 67,67 / 67,93
ЧАО 51 51 66,7 34,0 22,2 66,5 11,3 61,58 / 60,79
Источник: Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
Средний возраст жителей АЗРФ ниже, чем по России в целом, доля детей и лиц трудоспособного возраста выше (кроме Архангельской области), так же как и суммарный коэффициент рождаемости, который близок или превышает простое воспроизводство населения в НАО, ЯНАО, Якутии и на Чукотке, но немного ниже среднероссийского в Мурманской области. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении во всех арктических регионах хотя и постепенно увеличивается, но не превышает среднероссийского показателя, особенно низка она (и снижается) на Чукотке, уверенно приближается к общероссийскому уровню только в ЯНАО и Мурманской области (см. таблицу). Что касается интенсивности миграции, то в 2011 году миграционный прирост наблюдался в ЧАО, ЯНАО, НАО и Красноярском крае (как и по России в целом), а в 2012 году только в двух последних районах. Самые низкие коэффициенты миграционного прироста наблюдались в Республике Коми и Мурман-
ской области (122 и 101 человек на 10 тыс. населения соответственно) [Федеральная служба государственной статистики].
Статистические данные свидетельствуют о наличии разнонаправленных тенденций в демографической сфере исследуемого региона, однако очевидно, что возможность перелома негативных трендов в демографической ситуации пока не исчерпана. В условиях воздействия неблагоприятных географических и климатических факторов, а также существенных внутренних территориальных социальных различий, стратегическими приоритетами развития АЗРФ становятся повышение качества жизни, снижение расслоения населения по уровню доходов, рост человеческого капитала и поддержка традиционной экономики (оленеводство, зверобойный промысел, рыболовство, народные ремесла и пр.), создание оптимальных условий для профессиональной и творческой самореализации жителей и улучшение среды обитания. Для достижения этих целей, большинством субъектов АЗРФ были приняты и реализуются Стратегии социально-экономического развития на средне- и долгосрочный периоды [Стратегия социально-экономического развития Мурманской области, 2013].
Масштабную модернизацию АЗРФ невозможно будет осуществить без развитого научно-образовательного комплекса, способного удовлетворить специфические потребности циркумполярной экономики в качественных трудовых ресурсах и фундаментальных и прикладных научных исследованиях, содействующего созданию современных основ управления арктическими территориями. Уже сегодня для кадрового обеспечения народнохозяйственного комплекса Арктики вводятся новые специальности и направления высшего и среднего профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Однако, в 2012 году по сравнению с 2009-2010 годами, вслед за существенным снижением числа учебных заведений начального профессионального образования в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях и Красноярском крае, уменьшился и выпуск квалифицированных рабочих и служащих (и в НАО). В остальных субъектах этот показатель увеличился на фоне незначительного сокращения образовательных учреждений. Повсеместно в регионе произошло сокращение выпуска специалистов со средним профессиональным образованием, но уже на фоне роста количества вузов (кроме Мурманской области и Республики Саха (Якутия)). Подготовка специалистов с высшим образованием имеет тенденцию к снижению и количества вузов (Республика Коми и Мурманская область - без изменений), и числа выпускников (за исключением ЯНАО и Республики Саха (Якутия)) [Федеральная служба государственной статистики]. Отчасти изменение числа учебных заведений можно объяснить учреждением двух федеральных университетов в Архангельске и Якутске, в состав которых вошли несколько региональных сузов и вузов.
С 2010 года флагманом профессионального образования для нужд АЗРФ выступает Северный федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ) и его филиалы [Говорова, 2012: 68-69]. САФУ сегодня - это инструмент воплощения в жизнь стратегии развития российской арктической зоны. Миссия университета — формирование интеллектуальной и кадровой базы для возрождения севера страны, в том числе Арктики, защита интересов РФ в высоких широтах. Она может быть выполнена посредством создания системы непрерывного профессионального образования, а также интеграцией образования с наукой и производством, партнёрством с отечественным бизнес-сообществом. Немаловажная роль отводится также модернизации инфраструктуры обучения, увеличению её конкурентоспособности, созданию адекватной современным мировым реалиям системы управления учебной, исследовательской и научно-технической деятельностью с учётом современных требований к ресурсоэффективности и энерго- и природосбережению. В программе развития университета среди приоритетных направлений - высокотехнологические науко-
ёмкие отрасли и производства; развитие инфраструктуры Европейского Севера России и Арктики; развитие полярной медицины; сохранение окружающей среды [Программа развития САФУ, 2010].
Подготовка квалифицированных кадров для кораблестроительной отрасли, в том числе в сфере океанотехники и сервиса объектов морской инфраструктуры становится центральным фактором результативной работы Объединенной судостроительной корпорации (ОАО "ОСК"), выпускающей специализированные суда ледового класса для освоения Арктики и играющей ключевую роль для обеспечения транспортно-коммуникационных возможностей освоения АЗРФ. В холдинг входит около 60 предприятий и организаций (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро).
11 июля 2014 года на заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин поручил правительству РФ до конца года разработать программу территориального планирования и реструктуризации инженерно-технических вузов с учётом кратко-, средне- и долгосрочной потребности предприятий в кадрах, включающую меры по совершенствованию технического образования (актуализация федеральных образовательных стандартов, привлечение к преподаванию специалистов-практиков, расширение целевого обучения студентов, расчёт потребности в соответствующих кадрах) и поддержке трудоустройства и обеспечению стажировок молодёжи. Для удовлетворения нужд предприятий судостроительной отрасли ОАО "ОСК", входящая в состав рабочей группы, занимается разработкой списка базовых кафедр на ключевых предприятиях отрасли, профессиональных и образовательных стандартов, комплекса мер по росту привлекательности соответствующих специальностей [Программа реструктуризации вузов - повышение качества инженерно-технического образования, 2014].
В свою очередь, целевая подготовка специалистов для компаний атомной отрасли реализуется ассоциацией профильных образовательных организаций "Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом", образованной для согласования действий в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования и науки, в рамках государственного плана подготовки научных работников и специалистов для оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы. Консорциум включает 14 профильных университетов. Базовый вуз Консорциума - НИЯУ "МИФИ", обладающий обширной сетью филиалов в регионах размещения предприятий атомной промышленности и осуществляющий обучение по 60 специальностям и направлениям подготовки высшего и 45 специальностям среднего профессионального образования, востребованными отраслью, с годовым объёмом НИОКР - порядка 2 млрд рублей. Консорциум, наряду с другими векторами оптимизации подготовки специалистов (открытие профильными университетами базовых кафедр непосредственно на предприятиях атомной отрасли, расширение производственной практики учащихся, осуществление дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации), воплощается в жизнь проект "Сертификация профессиональных квалификаций"; коллегиальное решение научно-ориентированных задач Госкорпорации "Росатом" (в 2013 г. стартовала программа инновационных исследований совместно с профильными университетами), прогнозирование потребности отрасли в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием наиболее востребованных специальностей. Для популяризации профильного образования студентам назначаются дополнительные стипендии (150 стипендий по 5 тыс. рублей в месяц) и премии молодым учёным (100 премий по 100 тыс. рублей), ежегодно на базе НИЯУ МИФИ и его филиалов проводится акция "Дни карьеры Росатома", всероссийская физико-математическая олимпиада "Росатом", ряд олимпиад для школьников по физике, математике и информатике и конкурс научных работ школьников [Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом"].
& & &
Таким образом, можно утверждать, что особенностью российской арктической стратегии является её комплексный характер. Россия не впервые осваивает эту территорию, а возвращается сюда, но уже с новыми технологиями и новыми организационными решениями. А ключевой элемент успеха в деле освоения Арктики - обеспечение этого процесса соответствующими человеческими ресурсами. Оптимизация количества и качества человеческого капитала как основного условия возрождения Арктики будет происходить в соответствии с планами правительства РФ по введению новой системы расселения населения по типам территорий (индустриального и в перспективе постиндустриального развития - Мурманская и Архангельская области; активного освоения - в зонах существующих месторождений, сетей газо- и нефтепроводов и морских портов; перспективного освоения и дикой природы - рекреационного пространства) и с учётом не только рентабельности, но и намерений нашей страны занять ведущее место в мировом геополитическом пространстве. Несмотря на изменение международной обстановки, в настоящее время Арктика продолжает оставаться зоной низкой политической напряжённости. Хотелось бы надеяться, что охлаждение отношений между Россией и Западом из-за событий на Украине не остановит деятельность Арктического совета и не заморозит международное сотрудничество в регионе.
Список литературы
Антюшина Н.М. Многоликая Арктика.// "Современная Европа", 2013, №2, с. 34-46.
Арктический регион: проблемы международного сотрудничества : хрестоматия в 3 т. / Рос. совет по междунар. делам ; [сост. А. Н. Вылегжанин и др.; общ. ред. И. С. Иванов]. Взгляд. 07.05.2014.
Говорова Н.В. Человеческий и конкурентный потенциал Арктики // "Современная Европа", 2012, №4.
Инфраструктура транспортно-коммуникационной системы Арктического региона (Москва
27.02.2013) // URL: http://b2bevent.ru/b2b/future-events/item/investment-arctic-forum (Дата посещения
08.08.2014).
Консорциум опорных вузов Госкорпорации "Росатом". URL:
http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/nuclearicebreakerfleet/ (Дата посещения 08.08.2014).
Международный инвестиционный арктический саммит. Северный морской путь. Инфраструктура транспортно-коммуникационной системы Арктического региона (Москва 27.02.2013) // URL: http://b2bevent.ru/b2b/future-events/item/investment-arctic-forum (Дата посещения 08.08.2014).
Постановление правительства РФ от 21.04.2014 N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" Консультант Плюс (Дата обращения 14.07.2014).
Программа развития САФУ. URL: http://narfu.ru/university/programma razvitiya/ (Дата обращения 11.08.2014).
Программа реструктуризации вузов - повышение качества инженерно-технического образования. URL: http://www. oaoosk.ru/news1887.html#newsname 1887 (Дата обращения 11.08.2014).
Распоряжение правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (утв. Распоряжением правительства РФ от 4 февраля 2009 г. №132-р). http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 84814/ Консультант Плюс. (Дата обращения 14.07.2014). Российская газета, 06.05.2014.
Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ) Консультант Плюс (Дата обращения 14.07.2014).
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/strat plan/sub02 (Дата посещения 08.08.2014).
Указ президента Российской Федерации от 18 сентября 2011 №1969 "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" URL: http://www.minregion.ru/documents/1344?locale=ru (Дата посещения 08.08.2014).
Указ президента РФ от 02.05.2014 №296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" Консультант Плюс (Дата обращения 14.07.2014).
Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (Дата посещения 01.08.2014).
Фёдоров В.П. Арктика - последний этап раздела мира, "Белорусский экономический журнал", №1, 2012, с. 67.
References
Antjushina N.M. Mnogolikaja Arktika.// "Sovremennaja Evropa", 2013, №2, s. 34-46.
Arkticheskij region: problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva : hresto-matija v 3 t. / Ros. sovet po mezhdunar. delam ; [sost. A. N. Vylegzhanin i dr.; obshh. red. I. S. Ivanov].
Govorova N.V. Chelovecheskij i konkurentnyj potencial Arktiki // "Sovremennaja Evropa", 2012, №4.
Infrastruktura transportno-kommunikacionnaja sistema Arkticheskogo regiona (Moskva 27.02.2013) // URL: http://b2bevent.ru/b2b/future-events/item/investment-arctic-forum (Data poseshhenija 08.08.2014).
Konsorcium opornyh vuzov Goskorporacii "Rosatom". URL:
http://www.rosatom.ru/aboutcorporation/activity/nuclearicebreakerfleet/ (Data po-seshhenija 08.08.2014).
Mezhdunarodnyj Investicionnyj Arkticheskij Sammit. Severnyj mor-skoj put'. Infrastruktura transportno-kommunikacionnaja sistema Arktiche-skogo regiona (Moskva 27.02.2013) // URL: http://b2bevent.ru/b2b/future-events/item/investment-arctic-forum (Data poseshhenija 08.08.2014).
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Social'no-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda" Konsul'tant Pljus (Data obrashhenija 14.07.2014).
Programma razvitija SAFU. URL: http://narfu.ru/university/programma_razvitiya/ (Data obrashhenija 11.08.2014).
Programma restrukturizacii vuzov - povyshenie kachestva inzhenerno-tehnicheskogo obrazovanija. URL: http://www.oaoosk.ru/news1887.html#newsname_1887 (Data obrashhenija 11.08.2014).
Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 04.02.2009 N 132-r "O Koncepcii ustojchivogo razvitija korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii" (utv. Rasporjazheniem PRAVITEL''STVA ROSSIJSKOJ FEDERACII ot 4 fevralja 2009 g. N 132-r).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84814/
Konsul'tantPljus. (Data obrashhenija 14.07.2014).
Strategija razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespeche-nija nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda (utv. Prezidentom RF) Konsul'tant Pljus (Data obrashhenija 14.07.2014).
Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Murmanskoj oblasti do 2020 goda i na period do 2025 goda. URL: http://minec.gov-murman.ru/content/strat_plan/sub02 (Data poseshhenija 08.08.2014).
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18 sentjabrja 2011 № 1969 "Os-novy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuju perspektivu" URL: http://www.minregion.ru/documents/1344?locale=ru (Data poseshhenija 08.08.2014).
Ukaz Prezidenta RF ot 02.05.2014 N 296 "O suhoputnyh territorijah Ark-ticheskoj zony Rossijskoj Federacii" Konsul'tant Pljus (Data obrashhenija 14.07.2014).
Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki URL: http://www.gks.ru/ (Data poseshhenija 01.08.2014).
Fjodorov V.P. Arktika - poslednij jetap razdela mira, "Belorusskij jekonomicheskij zhurnal", №1, 2012, s. 67.
Prospects of economic development of Russia's Arctic zone
Authors. Natalia Antyushina., Candidate of Economics, Head of the Centre of Northern Europe, Institute of Europe, RAS. Аddress: Moscow, Mokhovaya str., 11-3 "B". E-mail: [email protected]
Natalia Govorova., Candidate of Economics, Senior Researcher, Institute of Europe, RAS, Associate Professor, Moscow Technological Institute. Аddress: Moscow, Mokhovaya str., 11-3 "B". E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the main directions of the Russian Arctic Strategy realisation. They include new transport routes, extraction of natural resources, maintenance of security, support of ecological balance and further development of international cooperation. These tasks are closely linked to the human dimension of cooperation. In this connection the demographic indicators, economic and high-quality labour potential of the Arctic regions are analysed as well. The authors conclude that changing of negative trends in the mentioned spheres is needed for expansion of economic activity in the Arctic as well as strengthening of scientific and educational potential.
Keywords: Arctic, Northern sea route, Prirazlomnaya platform, development strategy, ROTAKS system, Arctic Council, international cooperation, human capital, labour force, professional education.