Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колоткина О.А.

Наиболее характерной чертой современных процессов глобализации является внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни. Прежде всего, это коснулось экономики, что привело к значимым системно-структурным изменениям всей системы общественных отношений. Российская экономика не была в полной мере готова к такому динамичному и системному обновлению, что привело к определенным сложностям нормативного регулирования данных процессов, к финансовым потерям и к трансформации всей системы экономических отношений. Стала меняться сама система экономических отношений, возникают новые субъекты и объекты права, что требует новых методов исследования и создания новых нормативных регуляторов. Цифровые технологии и их применение в различных сферах общественной жизни, в том числе и экономике, актуализирует проблему создания эффективного нормативного правового регулирования, его дальнейшее совершенствования с учетом развития общественных отношений. В настоящей статье проводит анализ взаимосвязи процесса цифровизации с цифровой экономикой. Также дается оценка эффективности созданного на федеральном уровне нормативно-правового регулирования цифровой экономики, с учетом, выявленных проблем. В статье используются позиции отечественных и зарубежных авторов по вопросам внедрения цифровых технологий в современные общественные процессы. Также автор проводит анализ ряда документов, которые направлены на формирование стратегии цифровизации российской экономики, определяет сложности в реализации поставленных целей. Сложностей на пути цифровизации российской экономики достаточно много, автор выделила наиболее значимые и требующие первоочередного внимания. В результате проведенного анализа даны рекомендации, направленные на совершенствование процессов цифровизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROCESSES OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The most characteristic feature of modern processes of globalization is the introduction of digital technologies in all spheres of public life. First, it affected the economy, which led to significant systemic and structural changes in the entire system of public relations. The Russian economy was not fully prepared for such a dynamic and systematic renewal, which led to certain difficulties in the regulatory regulation of these processes, to financial losses and to the transformation of the entire system of economic relations. The system of economic relations itself began to change, new subjects and objects of law appear, which requires new research methods and the creation of new regulatory regulators. Digital technologies and their application in various spheres of public life, including the economy, actualizes the problem of creating effective regulatory legal regulation, its further improvement, considering the development of public relations. This article analyzes the relationship between the process of digitalization and the digital economy. It also assesses the effectiveness of the regulatory and legal regulation of the digital economy created at the federal level, considering the identified problems. The article uses the positions of domestic and foreign authors on the implementation of digital technologies in modern social processes. The author also analyzes several documents that are aimed at forming a strategy for digitalization of the Russian economy, determines the difficulties in implementing the goals set. There are quite a lot of difficulties in the way of digitalization of the Russian economy, the author has identified the most significant and requiring priority attention. As a result of the analysis, recommendations aimed at improving the processes of digitalization of the Russian economy are given.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 346.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Колоткина О.А.

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация

LEGAL REGULATION OF THE PROCESSES OF DIGITALIZATION

OF THE RUSSIAN ECONOMY: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

Kolotkina O. A.

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

Аннотация

Наиболее характерной чертой современных процессов глобализации является внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни. Прежде всего, это коснулось экономики, что привело к значимым системно-структурным изменениям всей системы общественных отношений. Российская экономика не была в полной мере готова к такому динамичному и системному обновлению, что привело к определенным сложностям нормативного регулирования данных процессов, к финансовым потерям и к трансформации всей системы экономических отношений. Стала меняться сама система экономических отношений, возникают новые субъекты и объекты права, что требует новых методов исследования и создания новых нормативных регуляторов. Цифровые технологии и их применение в различных сферах общественной жизни, в том числе и экономике, актуализирует проблему создания эффективного нормативного правового регулирования, его дальнейшее совершенствования с учетом развития общественных отношений. В настоящей статье проводит анализ взаимосвязи процесса цифрови-зации с цифровой экономикой. Также дается оценка эффективности созданного на федеральном уровне нормативно-правового регулирования цифровой экономики, с учетом, выявленных проблем. В статье используются позиции отечественных и зарубежных авторов по вопросам внедрения цифровых технологий в современные общественные процессы. Также автор проводит анализ ряда документов, которые направлены на формирование стратегии цифровизации российской экономики, определяет сложности в реализации поставленных целей. Сложностей на пути цифро-визации российской экономики достаточно много, автор выделила наиболее значимые и требующие первоочередного внимания. В результате проведенного анализа даны рекомендации, направленные на совершенствование процессов цифровизации российской экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровиза-ция, цифровые технологии, нормативно-правовое регулирование.

Abstract

The most characteristic feature of modern processes of globalization is the introduction of digital technologies in all spheres of public life. First, it affected the economy, which led to significant systemic and structural changes in the entire system of public relations. The Russian economy was not fully prepared for such a dynamic and systematic renewal, which led to certain difficulties in the regulatory regulation of these processes, to financial losses and to the transformation of the entire system of economic relations. The system of economic relations itself began to change, new subjects and objects of law appear, which requires new research methods and the creation of new regulatory regulators. Digital technologies and their application in various spheres of public life, including the economy, actualizes the problem of creating effective regulatory legal regulation, its further improvement, considering the development of public relations. This article analyzes the relationship between the process of digitalization and the digital economy. It also assesses the effectiveness of the regulatory and legal regulation of the digital economy created at the federal level, considering the identified problems. The article uses the positions of domestic and foreign authors on the implementation of digital technologies in modern social processes. The author also analyzes several documents that are aimed at forming a strategy for digitalization of the Russian economy, determines the difficulties in implementing the goals set. There are quite a lot of difficulties in the way of digitalization of the Russian economy, the author has identified the most significant and requiring priority attention. As a result of the analysis, recommendations aimed at improving the processes of digitaliza-tion of the Russian economy are given.

Keywords: digital economy, digitalization, digital technologies, regulatory and legal regulation.

http://bitjournal.ru 103

Бюллетень инновационных технологий

Введение. Современные реалии отличаются процессами глобализации, которые коснулись всех сфер деятельности. Иначе этот период называют Промышленной революцией или Индустрия 4:0, о которой достаточно много сказано зарубежными исследователями и практическими деятелями [1,2,3]. Неизбежным фактором данного периода является внедрение различных цифровых технологий во все сферы деятельности. Особое внимание на государственном уровне уделяется процессу цифровизации экономики. Несомненно, что цифровизация всех сегментов экономического цикла представляет собой фундаментальный глобальный тренд, от своевременного внедрения которого в экономическую практику зависит стратегическая конкурентоспособность российской экономики [4].

В контексте данного исследования необходимо уяснить функциональное назначение таких взаимосвязанных между собой понятий как «цифровизация» и «цифровая экономика». Эти понятия соотносятся между собой как «процесс достижения конечной цели» и «конечный результат действия данного процесса» [5]. Таким образом, цифровая экономика становится своеобразным «перекидным мостиком» между действующим экономическим укладом и цифровым будущим. Как ранее было отмечено процесс цифровизации стимулирует все процессы и является основой для динамичного развития национальной экономики [6], благодаря внедрению различных технологических платформ, аналитических и информационных систем, прикладных интернет-сервисов. Уже сейчас можно наблюдать процесс трансформации экономики старого уклада в экономику, технологически готовой для эффективного применения цифровых технологий и устройств. Разумеется, что это несет массу положительных результатов для развития экономики каждого конкретного государства и международного сообщества в целом. Плюсы очевидны, но есть и ряд существенных проблем. Целью данной статьи является анализ ключевых особенностей, характерных для процесса цифровизации российской экономики.

Для реализации указанной цели были использованы классические научные методы исследования, включающие в себя, прежде всего, диалектический метод, позволяющий проследить динамику процессов трансформации российской экономики.

Также были использованы системный метод, с помощью которого комплексно были рассмотрены причинно-следственные связи внедрения цифровых технологий в экономические отношения. Также использовались методы анализа, статистический метод, функциональный, благодаря которым стало возможно объективно оценить не только сущность самой цифровизации, но и факторы, способствующие или препятствующие данной деятельности.

Результаты обсуждения. Одной из ключевых сложностей, существующих в сфере цифровой экономики, остается проблема полноты правового регулирования общественных отношений, которые складываются объективно развитию процессу цифровизации. Вектор и основные приоритеты развития цифровой экономики, также определение самого процесса цифровиза-ции экономики был задан базовыми программными и стратегическими документами в данной области, среди которых важное значение имеет «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [7].

В данном документе уделяется внимание различным задачам, которые необходимо решить для создания полноценного информационного общества. Все эти задачи тесным образом связаны с национальными интересами, решение которых признается приоритетным на данном этапе как для государства, так и для всего общества и отдельно взятого человека. Защита национальных интересов, равно как и безопасности государства, выходит на передний план, что обусловлено многими объективными факторами.

Решить такие задачи не представляется возможным без создания эффективного правового регулирования в исследуемой области. Ключевой проблемой остается отставание нормативного регулирования от реально существующих общественных отношений, складывающихся в сфере цифровой экономики. Как отмечают исследователи, в России сейчас преобладает «догоняющее» законодательство [8, с. 23], которое не успевает за динамичной трансформацией общественных отношений. Не всегда законодатель имеет возможность учесть все текущие изменения, которые происходят как с самими цифровыми технологиями, так и процессом их внедрения в сферу экономики. Принимаемые норматив-

104 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2021 Том 5 № 2 (18)

ные правовые акты в данной сфере зачастую носят фрагментарный и ситуационный характер.

Нормативно-правовое регулирование в сфере цифровой экономики находится еще на стадии формирования и развития, что характерно для большинства сфер общественных отношений, вовлеченных в процесс цифровизации. И в этой связи важно понимать, какие документы нормативного характера являются своего рода базовыми для создания в дальнейшем нормативных правовых регуляторов в данной сфере.

Упомянутая ранее Стратегия может рассматриваться в качестве базового документа, в котором содержатся легальные определения ключевых понятий в области цифровизации, в том числе и в экономической сфере. Так, в Стратегии дается легальное определение цифровой экономики. Оценивая конструкцию и содержание данного термина, можно констатировать то, что он содержит в себе описание перехода от одного экономического уклада к другому с использованием цифровых данных [9]. При этом фактически упускаются из вида характерные признаки, присущие цифровой экономики, которые обозначают на доктри-нальном уровне.

Важная роль в правовом воздействии на цифровую экономику отводится еще одному документу программного характера -Указу Президента РФ № 204 от 07.05. 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10]. Этот документ является системообразующим для реализации всех национальных проектов по ключевым 12 направлениям, включая цифровую экономику. В данном документе определены цели и конкретные целевые показатели, которые необходимо достичь до 2024 г. в сфере цифровой экономики, а также обозначены конкретные задачи, первостепенной среди которых является создание норм действующего законодательства в сфере цифровой экономики с учетом специфики правового регулирования отдельных сфер.

В 2018 года была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». И это автоматически поставило вопрос о действии и актуальности программы «Цифровая экономика», которая была ранее утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

№1632-р. В настоящее время, данное распоряжение было признано утратившим силу [11], однако, по мнению отдельных экспертов, оно продолжает применяться на практике.

Анализ действующей программы показал, что она включает в себя шесть федеральных проектов. Эти проекты в своей совокупности представляют содержание национальной программы «Цифровая экономика» и определены в ее паспорте [12]. Однако, статус нормативных документов данный паспорт, как и в целом программа, до настоящего времени не приобрели. Эти документы не были выведены на уровень подзаконных актов Правительства РФ, что определенное время будет затруднять их реализацию на практике. Для того чтобы перечисленные проекты стали полноценной нормативной основой, необходимо обеспечить их закрепление на уровне постановления или распоряжения Правительства РФ. Это еще раз подтверждает необходимость обращения особого внимания на нормативное регулирование существующих процессов не только в рамках правового поля, но и придание документам нормативного характера, что повысит их значимость и эффективность применения.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, во-первых, отсутствие должного понятийно-категориального аппарата в сфере цифровой экономики, который бы позволил в дальнейшем на законодательном уровне использовать базовые категории и дефиниции с целью более эффективного правового регулирования общественных отношений в исследуемой сфере; во-вторых, нормативно-правовое регулирование цифровой экономики остается во многом пробельным, а принимаемые нормативные правовые акты, как правило, носят подзаконный характер и определяют основные принципы, цели и задачи на краткосрочный период времени; в-третьих, цифровая трансформация национальной экономики должна быть регламентирована на законодательном уровне, посредством не только подзаконного правового регулирования, но и принятием базовых законов в данной области. Решение этих вопросов позволит государству оперативно внедрить наиболее эффективные цифровые технологии, которые позволят российской экономике развиваться поступательно и результативно.

Список литературы

Бюллетень инновационных технологий

http://bitjournal.ru 105

1. Hermann Mario, Pentek Tobias, Otto Boris. Design Principles for Industrie 4.0 Scenarios: A Literature Review // Technische Universitat Dortmund, 2015.

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2016. 138 с.

3. Блуммарт Тью, Ван ден Брук Стефан. Четвертая промышленная революция и бизнес. Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности. М., 2019. 204 с.

4. Ягофарова И.Д. Пределы реализации экономических прав субъектов в условиях конкуренции // Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции /под общ. ред. Н. В. Мальцева; Урал. гос. горный унт. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2020.

5. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. - 2019. - № 3 (193). - С. 48-55.

6. Кузовкова Т.А., Кухаренко Е. Г., Салютина Т.Ю. Обоснование эволюции критериев цифрового развития экономики и общества // Экономика и качество систем связи. - 2019. - 2 (12). - С. 13-20.

7. Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.05.2017, N 0001201705100002.

8. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся

классической модели // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 22-37

9. Колоткина О.А. Теория государства и права: учебное пособие / Колоткина О.А., Ягофарова И.Д. - Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015. - 176 c. - ISBN 978-5-89057-230-1.

10. Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 07.05.2018, № 0001201805070038.

11. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р. «Об утверждении программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»» (утратило силу) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2017, N 0001201708030016.

12. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) (статус документа по данным справочной системы КонсультантПлюс - Документ не применяется) // Официально документ не был опубликован.

Поступила в редакцию 20.04.2021

Сведения об авторах:

Колоткина Оксана Анатольевна - доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук, е-таН: oks-kolotkina@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Бюллетень инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.