ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 346.1
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Ягофарова И.Д.
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF DIGITALIZATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA
Yagofarova I.D.
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation
Аннотация
Современная экономика России переживает процесс системной трансформации, связанный с внедрением и активным использованием цифровых технологий. Этот процесс затронул как крупный бизнес, так и субъектов малого и среднего предпринимательства, которым сложнее вводить новые технологии в свою деятельность, в связи с чем, выявилось большое количество проблем, требующих решения на государственном уровне. В статье рассматриваются положительные и отрицательные последствия внедрения цифровых инноваций в деятельность малого и среднего бизнеса. Также приведены различные данные исследований о том, насколько массово и активно используются и внедряются цифровые технологии в современном предпринимательстве. Практика применения цифровых технологий показала неоднозначность данных инноваций, поскольку, наряду с положительными результатами в виде упрощения подачи документов, регистрационных процедур и т. д., усложняются вопросы безопасности субъектов права. Российское законодательство не разработало понятие киберугрозы и достаточно слабо регулирует вопрос о мошеннических действиях в цифровом пространстве, что ставит деятельность многих субъектов под угрозу. Анализ практический аспектов процесса цифровизации малого и среднего бизнеса показал и существенную финансовую нагрузку на субъектов бизнеса, что объясняется необходимостью разработки соответствующих программных продуктов, привлечения специалистов, проведения контрольных мероприятий и т.д. В результате проведенного исследования автор делает выводы о необходимости совершенствования российского законодательства и стимулировании «опережающего» нормотворчества. Также необходимо повысить активность и заинтересованность государственных органов по информатизации и иных средств поддержки для ускорения процессов цифровизации малого и среднего предпринимательства в России.
Ключевые слова: цифровизация, малый и средний бизнес, предпринимательство, цифровые технологии, национальный проект, блокчейн, киберугроза.
Abstract
The modern Russian economy is undergoing a process of systemic transformation associated with the introduction and active use of digital technologies. This process has affected both large businesses and small and medium-sized businesses, which find it more difficult to introduce new technologies into their activities, and therefore, many problems have been identified that need to be addressed at the state level. The article discusses the positive and negative consequences of the introduction of digital innovations in the activities of small and medium-sized businesses. Various research data on the extent to which digital technologies are widely and actively used and implemented in modern entrepreneurship are also presented. The practice of using digital technologies has shown the ambiguity of these innovations, since, along with positive results in the form of simplification of the submission of documents, registration procedures, etc., the issues of security of legal entities are becoming more complicated. Russian legislation has not developed the concept of cyber threats and rather poorly regulates the issue of fraudulent activities in the digital space, which puts the activities of many entities at risk. The analysis of practical aspects of the process of digitalization of small and medium-sized businesses has also shown a significant financial burden on business entities, which is explained by the need to develop appropriate software products, attract specialists, conduct control measures, etc. As a result of the research, the author draws conclusions about the need to improve Russian legislation and encourage "advanced" rulemaking. It is also necessary to increase the activity and interest of state bodies for informatization and other means of support to accelerate the digitalization of small and medium-sized businesses in Russia.
Keywords: digitalization, small and medium-sized businesses, entrepreneurship, digital technologies, national project, blockchain, cyber threat.
http://bitjournal.ru 107
Бюллетень инновационных технологий
Введение. Вопросам развития среднего и малого бизнеса уделяется большое внимание, поскольку Россия, следуя общемировому тренду последних лет развития, стало обращать пристальное внимание на данных субъектов, которые в силах стимулировать развитие экономических процессов. В юридической литературе достаточно много работ, которые касаются различных аспектов функционирования малого и среднего бизнеса в современных условиях. Они касаются как общих вопросов развития предпринимательства в условиях цифрови-зации и новых форм взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственными структурами [1,2], так и различных инновационных инструментов [3], форм государственной поддержки [4,5] и т.д. И подобных исследований большое количество, что говорит об актуальности темы и ее значение для современной практики.
Методология и методы исследования. При проведении данного исследования были использованы, преимущественно, общенаучные методы исследования, позволяющие провести комплексный анализ факторов, касающихся рассматриваемой проблемы. Системный метод позволил выявить сложности правового регулирования не только отдельных вопросов предпринимательства, но и вывил структурные проблемы правового регулирования. Статистический метод исследования проиллюстрировал данные практических аспектов проблемы. Благодаря использованию формально-логического метода, были определены наиболее существенные правовые сложности и предложены конструктивные рекомендации, направленные на повышение эффективности правового регулирования в целом.
Результаты обсуждения. В 2018 г. Министерство экономического развития РФ разработало паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [6]. Этот документ предполагает создание различных форм поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на различных этапах деятельности, начиная от зарождения бизнес-идеи, заканчивая выходом на российские и международные рынки. Содержание данного проекта предполагает расширение круга субъектов малого и среднего бизнеса, модернизацию их деятельности путем цифро-визации, а также создание необходимой
правовой платформы для эффективного функционирования.
Что касается цифровизации предпринимательской деятельности, что технологические новшества должны применяться как при разработке стартапов, так уже в существующих бизнес-проектах. Бизнес должен поставить в качестве одной из основных целей - активное внедрение и использование цифровых технологий, без которых становится все сложнее вести предпринимательскую деятельность. На современном этапе, цифровые технологии, по большей части, выступают вспомогательными инструментами для ведения бизнеса. В качестве примера таковых можно привести - искусственный интеллект, блокчейн, боты и т.д.
Достаточно часто субъекты малого и среднего бизнеса, реализуя свою деятельность в современных условиях цифровизации экономики, сталкиваются с отсутствием правового регулирования многих вопросов. Российское законодательство не было готово к такому активному внедрению цифровых технологий, поэтому не может динамично реагировать на происходящие изменения путем создания нормативной основы. К примеру, на сегодняшний день в законодательстве отсутствует легальное определение как «цифровой экономики», так и «цифровизации» в целом. Надо учитывать и то, что при переходе к цифровой экономике меняется вся социально-экономическая система и появляются новые субъекты права, которые также желают функционировать в рамках правового поля.
Государство, в целях активизации экономических процессов, ставит субъектов малого и среднего бизнеса перед необходимостью внедрения цифровых технологий в виде различных платформ, блокчейнов, искусственного интеллекта. Однако, многие из этих инноваций требуют значительных финансовых затрат со стороны предпринимателей. Кроме того, необходимо привлекать специалистов, которые также достаточно востребованы и нуждаются в высокой оплате труда. Для многих субъектов предпринимательской деятельности такие затраты недоступны, что также ставит их в сложные условия. Конкурентоспособными оказываются только представители среднего и малого бизнеса, кто может себе позволить технические инновации в определенном объеме. Поэтому малый и средний бизнес нуждается в поддержке государства
БИТ 2021 Том 5 № 2 (18) ^
в виде субсидий, льгот, создании контрольно-консультативный центров и т.д.
Следует отметить и то, что многие процессы, связанные, к примеру, с регистрационной процедурой, налоговыми документами, отчетами, проведением банковских операций, благодаря цифровизации, с одной стороны, как декларирует государство, стало более либеральными [7], с другой стороны, условия в определенной степени ужесточились в целях борьбы с фирмами-однодневками, мошенниками и т.д. Поэтому изменения правовых институтов, направленных на упрощение деятельности субъектов предпринимательства в условиях цифровизации, оценить однозначно сложно, поскольку законодательство не в силах успевать за быстро развивающимися отношениями.
Цифровые технологии несут много позитивных изменений в бизнес-практику. Благодаря технологическим новшествам можно быстро найти и сформировать новую клиентскую базу как в России, так и за рубежом, можно быстро оформить кредит, связаться с банком, налоговой, подать декларацию, сделать обращение в государственные органы и т.д. Кроме того, предприятия могут повысить свою конкурентоспособность, благодаря активному распространению информации среди клиентов, а также упростить финансовые процедуры и бюрократические проволочки. Тем самым, цифровые технологии являются инструментом для развития и процветания малого и среднего бизнеса [8].
Помимо положительных результатов, цифровизация бизнеса имеет и негативные стороны, которые связаны с информационной безопасностью субъектов предпринимательства. Внедрение технических инноваций представляет определенную угрозу персональным данным человека, доступ к которым становится проще, а также информационной инфраструктуре самой организации и т.д. Возникает необходимость обеспечить защищенность конкретной личности, общества и государства в целом от возможных угроз, что полностью соответствует понятию информационной безопасности [9] государства и национальной защищенности (безопасности) в целом [10]. Соответственно, субъекты малого и среднего бизнеса должны разрабатывать системы информационной защиты от киберугроз, что снова требует серьезных финансовых вложений. Обеспечение кибербезопасности
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
предприятий является актуальной проблемой в настоящее время, которая требует особого внимания со стороны компетентных органов [11]. Для начала необходимо в российском законодательстве закрепить понятие и содержание понятия «киберу-гроза». Соответственно, отсутствие содержательной характеристики не дает возможность создавать правую основу для защиты.
Выводы. Внедрение цифровых технологий в малый и средний бизнес представляет собой сложный и неоднозначный процесс, который, как показывают проведенные исследования, идет достаточно медленно. Согласно исследованиям, проведенным банком «Открытие» вместе с такими крупными структурами как Mail.ru Group, Московская школа управления «Сколково» и Российская ассоциацией электронных коммуникаций, цифровая трансформация малого и среднего бизнеса проходит крайне медленно и охватывает ограниченный круг субъектов [12]. Это связано, прежде всего, с финансовыми возможностями организаций, отсутствием компетентных лиц, которые бы предметно занимались данными вопросами, а также неосведомленностью и незаинтересованностью в использовании новых цифровых возможностей руководителями предприятий.
Решение вопроса о дальнейшей цифро-визации малого и среднего бизнеса должно быть комплексным, поскольку технологиза-ция конкретного бизнес-процесса будет иметь только краткосрочный эффект и не принесет ожидаемого результата. Необходимо создать устойчивую правовую основу для функционирования субъектов малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации не только в виде проектных документов, но и принять необходимые законодательные акты. Подзаконные акты также должны регулировать процедурные аспекты деятельности субъектов предпринимательства, начиная с момента их регистрации, заканчивая контрольными мероприятиями. Данные нормативные акты должны создавать благоприятные условия для функционирования субъектов и их поддержки со стороны государства.
Необходимо также создание государственного центра, координирующего деятельность субъектов предпринимательства и распространяющего информацию о новых цифровых возможностях. Только при таком комплексном и разновекторном подходе
Бюллетень инновационных технологий
http://bitjournal.ru 109
можно будет говорить в перспективе о получении положительных результатов цифро-визации малого и среднего бизнеса в России.
Список литературы
1. Михайлов А. В. Проблемы становления цифровой экономики и вопросы развития предпринимательского права // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 68-73. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.96.11.068-073.
2. Трофимова Е. В. Электронная легитимация и взаимодействие субъектов предпринимательства с регистрирующими (налоговыми) органами // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. № 7. С. 30-36. DOI: 10.17803/2311-5998.2020.71.7.029036.
3. Захаркина А.В., Кузнецова О. А. Краудфан-динг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // Ex jure, 2019, № 4. С. 53-64. DOI: 10.17072/2619-0648-2019-4-53-64
4. Ткачук Е. С. Направления и мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации // Инновационная наука. 2019. № 20. С. 73-76.
5. Саакян А. П. Анализ трансформации государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях цифровиза-ции // Инновации и инвестиции. 2020. № 1. С. 118124.
6. Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)) [Электронный ресурс] // URL: static. government.ru/me-dia/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 07.04.2021).
7. Цифровая экономика: проблемы правового регулирования / О. В. Белая, В. Б. Вехов, М. В. Еро-хина и др.; отв. Ред. В. В. Зайцев, О. А. Серова. - М.: КноРус, 2019. - 200 с.
8. Заргарян З. С., Савостин Н. Н., Савцова А. В. О перспективах развития малого бизнеса в России // Россия, Европа, Азия: цифровизация глобального пространства: сб. науч. трудов II международного научно-практического форума / под ред. В. А. Королева. Ставрополь: ООО «Секвойя», 2019 [Электронный ресурс] // URL: www.elibrary.ru/ item.asp?id=41312042& (дата обращения: 07.04.2021)
9. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 50 ст. 7074
10. Колоткина О.А. Национальная безопасность и современные реалии: вопросы теории и практики // Актуальные вопросы науки и практики. сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции. Анапа, 2020. С. 180-184.
11. Махалин, В. Н., Махалина, О. М. Управление вызовами и угрозами в цифровой экономике России // Управление. 2018. № 2. С. 57-60. DOI 10.26425/2309-3633-2018-2-57-60.
12. Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации малого и среднего бизнес, 2019. [Электронный ресурс] // URL: www.open.ru/about/press/44776 (дата обращения 07.04.2021).
Поступила в редакцию 20.04.2021
Сведения об авторах:
Ягофарова Инара Дамировна - доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук, e-mail: [email protected].
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]