Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ И РЕГУЛЯТОРНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ'

ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ И РЕГУЛЯТОРНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DIGITALIZATION / DIGITAL SOCIETY / ECONOMY / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г.

Процессы цифровизации общественных отношений не являются самостоятельными, происходящими в отрыве от иных социальных, экономических и политических процессов. Цифровизация - один из элементов технологического развития общества и цивилизации в целом, она не обладает институциональными признаками, являясь не частью экономики, а одним из направлений внутренней и внешней политики государства, предполагающим построение высокотехнологичной экономики. В статье обосновывается, что функционирование общества и национальной экономики в условиях цифровизации является объектом государственно-правового воздействия, а процессы цифровизации общественной жизни подлежат комплексному государственному регулированию. Вместо «государственного регулирования цифровой экономики» и «государственного регулирования цифрового общества» авторы предлагают термин «государственное регулирование вопросов создания и использования высоких технологий». Избранный в настоящее время в Республике Беларусь вариант государственного регулирования деятельности в сфере высоких технологий признается авторами оптимальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL NATURE OF DIGITALIZATION PROCESSES AND REGULATORY FUNCTIONS OF THE STATE IN THIS SPHERE

In the article the authors argue that the processes of digitalization of public relations are not independent, it occurs in isolation from other social, economic, and political processes. Digitalization is one of the elements of the technological development of society and civilization as a whole, it does not have signs of an institutional phenomenon, being not a part of the economy, but one of the directions of the state's domestic and foreign policy, which involves the construction of a high-tech economy. The article grounds that the functioning of society and the national economy in the context of digitalization is an object of state and legal influence and the processes of digitalization ofpublic life are subject to comprehensive state regulation. Instead of "state regulation of the digital economy" and "state regulation of digital society" the authors propose the terminology "state regulation of the creation and use of high technologies. " the authors recognize the option of state regulation of activities in the field of high technologies, currently selected in the Republic of Belarus as the optimal one.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ И РЕГУЛЯТОРНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ»

УДК 342.2:004.9

DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-56-67

ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ И РЕГУЛЯТОРНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ДАННОЙ СФЕРЕ

Н. Л. Бондаренко

Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой правового обеспечения экономической деятельности

Академия управления при Президенте Республики Беларусь 220007, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Московская, 17

E-mail: 2iu@tut.by Ю. Г. Конаневич

Научный сотрудник лаборатории исследований

государственной кадровой политики

НИИ теории и практики государственного управления

Академия управления при Президенте Республики Беларусь 220007, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Московская, 17

E-mail: konanewitsch@yahoo.com

Аннотация: процессы цифровизации общественных отношений не являются самостоятельными, происходящими в отрыве от иных социальных, экономических и политических процессов. Цифровизация - один из элементов технологического развития общества и цивилизации в целом, она не обладает институциональными признаками, являясь не частью экономики, а одним из направлений внутренней и внешней политики государства, предполагающим построение высокотехнологичной экономики. В статье обосновывается, что функциониро-

© Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г., 2021

вание общества и национальной экономики в условиях цифровизации является объектом государственно-правового воздействия, а процессы цифровизации общественной жизни подлежат комплексному государственному регулированию. Вместо «государственного регулирования цифровой экономики» и «государственного регулирования цифрового общества» авторы предлагают термин «государственное регулирование вопросов создания и использования высоких технологий». Избранный в настоящее время в Республике Беларусь вариант государственного регулирования деятельности в сфере высоких технологий признается авторами оптимальным.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое общество, экономика, цифровая экономика, цифровые технологии, государственное регулирование

LEGAL AND ORGANIZATIONAL NATURE OF DIGITALIZATION PROCESSES AND REGULATORY FUNCTIONS OF THE STATE IN THIS SPHERE

N. L. Bondarenko

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus

17, Moskovskaya st., Minsk, the Republic of Belarus, 220007 E-mail: 2iu@tut.by

Yu. G. Konanevich

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus

17, Moskovskaya st., Minsk, the Republic of Belarus, 220007 E-mail: konanewitsch@yahoo.com

Abstract: in the article the authors argue that the processes of digitalization of public relations are not independent, it occurs in isolation from other social, economic, and political processes. Digitalization is one of the elements of the technological development of society and civilization as a whole, it does not have signs of an institutional phenomenon, being not a part of the economy, but one of the directions of the state's domestic and foreign policy, which involves the construction of a high-tech economy. The article grounds that the functioning of society and the national economy in the context of digitalization is an object of state and legal influence and the processes of digitalization ofpublic life are subject to comprehensive state regulation. Instead of "state regulation of the digital economy" and "state regulation of digital society" the authors propose

the terminology "state regulation of the creation and use of high technologies. " the authors recognize the option of state regulation of activities in the field of high technologies, currently selected in the Republic of Belarus as the optimal one. Keywords: digitalization, digital society, economy, digital economy, digital technologies, government regulation

Введение

Человеческое общество сегодня оказалось в том же состоянии, что и на рубеже XIX-XX столетий: с одной стороны, интенсивное повышение технологичности жизнедеятельности, а с другой стороны - наличие все тех же социальных, экономических и политических проблем, которые необходимо решать. Попытка совместить эти тренды нашла воплощение в идее «цифровизации», которая в перспективе должна привести к «цифровому обществу» и обслуживающей его «цифровой экономике».

Отличительной чертой современного общества стало возведение идеи цифровизации системы общественных отношений в некий своего рода абсолют и попытки сделать «цифровым» даже то, что таковым быть не может и не должно, например, «цифровизация права», а также создание мифа о «цифровой экономике», которая не может и не сможет никогда быть таковой, а лишь способна широко использовать цифровые технологии для производства материальных и нематериальных благ и трансформировать среду обитания человека в более комфортную за счет умных технологий. При этом даже возникла идея введения в практику некоего самостоятельного регулирования «цифровой экономики» и «цифрового общества», а также создания самостоятельного мегарегулятора в данной области.

В рамках статьи авторы попытаются высказать собственную позицию относительно явлений цифровизации, а на основе анализа норм законодательства и положений правовой доктрины проанализировать предложенное законодателем понятие «цифровая экономика» и дать ему оценку.

Основная часть

Что же такое экономика и способна ли она быть цифровой? Слово «economy», берущее свое начало в латинском, в русском языке означает «хозяйство». Как следствие, экономика представляет собою не что иное, как систему хозяйствования или иными словами - совокупность хозяйственных отношений в сочетании со средствами производства, необходимыми для возникновения, изменения и прекращения таких отношений, и необходимыми для этого ресурсами. Юристы, следуя за экономистами, систему экономических отношений делят на два основных уровня: макроэкономику - национальную экономику (хозяйство) государства в целом и микроэкономику -

экономику (хозяйство) отдельного субъекта общественных отношений. Национальная экономика - это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов; это комплекс, составляющие которого представляют собой специфические общности1, а микроэкономика, это хозяйство отдельных экономических единиц, под которыми подразумеваются «потребители, рабочие, инвесторы, землевладельцы, деловые фирмы - фактически любой отдельный человек, организация или предприятие, которое играет определенную роль в функционировании нашей экономики»2. Юридически структура национальной экономики и системные связи внутри нее имеют универсальный характер в любой стране мира и закреплены в нормах международного права и в национальном законодательстве о статистике и техническом нормировании и стандартизации.

Экономика (хозяйство) выполняет три важнейшие функции3:

- производственную, выражающуюся в производстве материальных и нематериальных благ;

- транзакционную (функцию обмена), выражающуюся в обмене произведенными материальными и нематериальными благами между субъектами общественных отношений;

- перераспределительную, выражающуюся в выполнении государством функции перераспределения произведенного обществом блага посредством фискального, финансового и хозяйственного механизмов между различными социальными группами в целях достижения социального и экономического равновесия. При этом, как констатируют экономисты, основой жизнедеятельности общества является производство - процесс создания материальных и нематериальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных элементов: производственных сил и экономических отношений4. Состояние экономических отношений обусловлено состоянием самого общества и его способностью в силу имеющихся у него ресурсов и средств производства обеспечивать собственные потребности. Американские экономисты Кэмбэл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю констатируют, что функционирование экономики на любом этапе развития государства и общества обусловлено двумя проблемами:

- материальными потребностями общества составляющих его индивидов и институтов, которые являются буквально безграничными и неутолимыми;

- экономическими ресурсами - т. е. наличием средств производства товаров и услуг, которые являются ограниченными или редкими5.

1 Макроэкономика: учебник / под общ. ред. Л. П. Куракова. М.: Изд-во ИАЭП, 2017. С. 5.

2 ПиндайкР., РабинфельдД. Микроэкономика / пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. С. 20.

3 Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И. В. Новиковой. Минск: Тетралит, 2014. С. 6.

4 Ачаповская М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. пособие. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. С. 6.

5 Макконнелл К Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. С.24.

В контексте макроэкономики данные проблемы находят свое выражение в двух экономических категориях:

- совокупное предложение - т. е. совокупность произведенных в рамках экономической системы материальных и нематериальных благ;

- совокупный спрос - т. е. стоимостная оценка суммарного объема по-

6

купок в рамках национальной экономики, запланированная покупателями .

Таким образом, можно констатировать, что экономика - это хозяйство, принадлежащее обществу, используемое для удовлетворения его потребностей в различных благах посредством совершения действий и операций, позволяющих такие блага создать. Если использовать философские категории, характеризующие сущность бытия, экономику можно охарактеризовать как совокупность объектов материального мира, приведенную в систему в соответствии с миропониманием, формирующимся у человека и общества в мире идеальном, порожденном сознанием. При этом невозможно отрицать тот факт, что порождаемые человеческим сознанием потребности преимущественно имеют характер материальных, которые возможно удовлетворить лишь с использованием комплекса различных технологий, а не только цифровых, и которые (потребности) просто невозможно оцифровать или «цифровизировать».

На официальном портале «Техническое нормирование и стандартизация в Республике Беларусь» размещен проект Государственного стандарта Республики Беларусь «Цифровая трансформация. Термины и определения», в пункте 3.33 которого содержится термин «цифровизация», под которым предлагается понимать «новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления; процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование для решения задач производства или управления информационно-коммуникационных технологий, но также накопление и анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат, привлечения новых контрагентов и т. д.».

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 363-3 «Об экспортном контроле» содержится дефиниция категории «технология», под которой понимается научно-техническая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау) и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которая выражена в форме моделей, прототипов, чертежей, диаграмм, проектов, инструкций, программных продуктов либо в неосязаемой форме - обучение, техническое обеспечение (обслуживание) и которая требуется для разработки, производства или использования товара. При этом, в силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12 декабря

6 Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. И. В. Новиковой. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. С. 24.

2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», товаром признаются все виды объектов гражданских прав, в том числе работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в гражданский оборот.

Иными словами, технологии, как научно-техническая информация, предназначены для совершения юридических значимых действий в отношении абсолютного большинства объектов гражданских прав.

В пункте. 3.27 проекта Государственного стандарта Республики Беларусь «Цифровая трансформация. Термины и определения» также содержится дефиниция цифровой технологии, под которой законодатель предлагает понимать технологию, в отличие от аналоговой, работающая с дискретными, а не с непрерывными сигналами.

Иными словами, цифровая технология - это не что иное, как научно-техническая информация, выраженная в формах, установленных статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об экспортном контроле», и требуемая для разработки, производства или использования товара. Цифровая технология не содержит в себе признаков некого иного института или явления, по своей правовой и экономической природе и конструкции не является институтом, отличающимся, к примеру, от технологии выращивания картофеля. Разница состоит лишь в содержании цифровой и нецифровой технологии.

Соответственно, если цифровизация представляет собой лишь «этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления», а соответственно, представляет собою процесс внедрения в экономическое и социальное бытие цифровых технологий, возникает комплекс обоснованных сомнений относительно того, возможно и допустимо ли рассматривать цифровизацию как некое институциональное явление. Логика таких сомнений состоит в следующем:

- возникновение и внедрение цифровой технологии не оказывает воздействия на сущностные характеристики общественных отношений: производство материальных или нематериальных благ все также предполагает совершение комплекса хозяйственных операций, воплощаемых в совокупность хозяйственных процессов; осуществление государственного управления по-прежнему предполагает целенаправленное воздействие на поведение субъектов общественных отношений и происходящие в обществе процессы разной направленности;

- внедрение цифровых технологий не оказывает существенного воздействия на характер материальных и нематериальных потребностей индивида, оно лишь изменяет способы, подходы и средства к их удовлетворению, а соответственно, цифровая технология - это не цель жизнедеятельности индивида, социальных, политических или экономических институтов, а средство

получения и достижения необходимого материального или нематериального блага;

- внедрение цифровой технологии не отражается на правосубъектности участников общественных отношений. Она (цифровая технология) - лишь способ и средство осуществления юридически и экономически значимых действий и получения юридически значимого результата и (или) экономического или социально-экономического эффекта от деятельности индивида или иной институциональной единицы.

В этой связи весьма дискуссионной представляется попытка белорусского законодателя включить в проект Государственного стандарта Республики Беларусь «Цифровая трансформация. Термины и определения» (пункт 3.30) дефиницию категории «цифровая экономика», под которой предлагается понимать «часть экономики, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления прошли цифровые преобразования с использованием информационно-коммуникационных технологий». Часть целого должна обладать характеристиками целого. Следовательно, если цифровая экономика - это «часть экономики», то она должна обладать всеми характеристиками, свойственными экономике (экономической системе)7, в частности:

- выполняла бы производственную, транзакционную и перераспределительную функции, но она их не выполняет, а лишь является элементом этих функций;

- определяла бы характер материальных потребностей и экономических ресурсов, однако цифровизация всего лишь определяет технологические характеристики экономических ресурсов;

- порождала бы совокупный спрос и совокупное предложение, но циф-ровизация общественных отношений только влияет на характер спроса и предложения в силу изменения природы производимых товаров.

Можно сделать вывод, что цифровая экономика - это не институциональное явление и не часть национальной экономики. Цифровую экономику нельзя рассматривать как методологию функционирования системы хозяйствования и обеспечения материальных и нематериальных потребностей общества. Цифровизация - всего лишь средство (инструмент) совершенствования механизма хозяйственных (экономических) отношений и одновременно новый способ возможных злоупотреблений в экономической сфере, поскольку, как отмечают специалисты, «стремительная технологическая трансформация и цифровизация экономических отношений приводят к структурным изменениям на рынке, которые непосредственно связаны с появлением новых форм

7 Конаневич Ю. Г. Юридические лица: монография. Минск: Ковчег, 2018. С. 15.

- 62 -

антиконкурентной практики, основанной на широком использовании различных цифровых инструментов»8.

Таким образом, цифровая экономика - это качественная характеристика национальной экономики, выражающаяся в ее способности к использованию высоких технологий (прежде всего, в форме цифровых технологий), уровне использования цифровых технологий, а также в способности национальной экономики производить цифровые технологии для собственного (внутригосударственного) потребления или для продажи их нерезидентам в рамках внешнеэкономической деятельности.

Полагаем, что формирование ареола некой исключительности, элитарности цифровых технологий, наносит вред общественному сознанию и интересам общества, отодвигая на второй план технологии, на основе которых реально функционирует общество. Обществу активно внушается мысль, что «цифровая экономика» должна существовать как бы обособленно от остальной экономики и в неких особых преференциальных условиях осуществления «цифровизационных отношений», а декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее - Декрет № 8) создал некую уникальную, ранее неизвестную сферу и систему общественных отношений. Данный законодательный акт действительно уникален, но уникальность его состоит в другом - он закрепляет эффективный подход к стимулированию предпринимательской активности и формированию комплексного преференциального режима осуществления предпринимательской и непредпринимательской хозяйственной деятельности, основанного на сочетании методологии фискального стимулирования (установление преференциального режима налогообложения, преференциального режима в области государственного социального страхования), специфической методологии ценообразования и валютного регулирования, а также механизма организационно-технической поддержки субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий. Следует акцентировать внимание также на том, что Декрет № 8 призван регулировать не только и даже не столько сферу IT, сколько производственный комплекс для информационных технологий и область осуществления процессов цифровизации, он направлен на развитие широкого комплекса высоких технологий (с которыми информационные (в том числе, цифровые) технологии соотносятся как частное (IT) с общим), относящиеся к V и VI технологическому укладу (п. 11 Перечня используемых терминов и их определений, являющегося Приложе-

8 Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариков-ского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 9.

нием 1 к Декрету). Полагаем, что своим содержанием Декрет № 8 однозначно подтверждает факт несуществования «цифровой экономики».

Отдельными субъектами сферы 1Т-производства (в большей степени заинтересованными в широкой монополизации рынка информационных технологий, нежели в его надлежащем государственном регулировании) без какого-либо научного обоснования и анализа практической пользы продвигается идея специального регулирования так называемой «цифровой экономики» и создания своего рода мегарегулятора в данной области. Полагаем, что подобный подход может создавать угрозу национальной экономике, создавая предпосылки для существования 1Т-сферы за счет других налогоплательщиков, не обладающих никакими преференциями, однако обеспечивающими жизнедеятельность страны. Он также потенциально опасен с точки зрения антимонопольного, антикоррупционного, фискального, валютного регулирования и применения мер по противодействию легализации доходов, добытых неправомерным путем.

По нашему мнению, в настоящее время в Республике Беларусь избран оптимальный вариант государственного регулирования деятельности в сфере высоких технологий, основанный на сочетании двух методологий:

1) методологии создания специализированных организаций, одновременно наделенных функциями осуществления публичной хозяйственной деятельности от имени государства, в том числе в режиме государственного предпринимательства (фискальной хозяйственной деятельности) и усеченной в сравнении с органами государственного управления регуляторной функцией. К числу таких организаций относится Государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий», Государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень», администрации свободных экономических зон и др. Указанные организации фактически функционируют в режиме государственной корпорации - некоммерческой организации, задачей которой является осуществление публичной хозяйственной деятельности в определенной сфере, создание условий для привлечения резидентов и текущее регулирование их деятельности. При этом национальное законодательство Республики Беларусь по состоянию на первую половину 2020 г. не содержит такой организационно-правовой формы юридических лиц, как «государственная корпорация». Полагаем, что именно механизм специализированных государственных корпораций является оптимальным для регулирования высокотехнологичного сектора национальной экономики. Придание статуса государственной корпорации организациям, осуществляющим управление названными территориальными единицами, позволит унифицировать правовое регулирование и порядок осуществления регуляторной функции.

2) Методологии делегирования таким специализированным организациям функции управления от имени Республики Беларусь территориальными единицами - территориями специального режима использования (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»), которыми и являются свободные экономические зоны, Парк высоких технологий, Белорусский индустриальный парк «Индустриальный парк «Великий камень» и др.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Идея цифровой экономики, на наш взгляд, - это фикция, цифровой экономики быть не может, поскольку фактически в ней отсутствуют объект, субъекты и содержание. Категорию «цифровая экономика» следует рассматривать не как институциональное явление, а как индикатора состояния национальной экономики. Процессы цифровизации общественных отношений не являются самостоятельными, происходящими в отрыве от иных социальных, экономических и политических процессов. Цифровизация есть один из элементов технологического развития белорусского общества и цивилизации в целом, она также не обладает признаками институционального явления, хотя несомненно является одним из направлений внутренней и внешней политики государства, предполагающим построение высокотехнологичной экономики;

2. Функционирование общества и национальной экономики в условиях цифровизации является объектом государственно-правового воздействия. Сами процессы цифровизации общественной жизни также не могут выпадать из поля зрения государства и подлежат комплексному государственному регулированию. Однако не может существовать «государственного регулирования цифровой экономики» и «государственного регулирования цифрового общества». Регулирование данных явлений и процессов следует осуществлять в комплексе и неразрывно с иными направлениями реализации внутренней и внешней политики, ибо, к примеру, так называемая цифровая среда, выражающаяся в категориях «умный дом», «умный город», «умное производство», является неотъемлемым элементом коммунального и жилищно-коммунального хозяйства, которое функционирует и будет функционировать не только и не столько на основе цифровых технологий (а соответственно, регуляторная функция в данной области не может осуществляться каким-то специализированным органом государственного управления отдельно от Министерства жилищно-коммунального хозяйства или Министерства антимонопольного регулирования и торговли и др.); совершенствование технологий искусственного интеллекта и возникновение категории «правосубъектность искусственных образований» (речь идет о робототехнике) может регулиро-

ваться государством в целом и не сможет обойтись без Министерства юстиции Республики Беларусь и др.

3. В рамках обсуждения вопроса о регуляторной функции в сфере высоких технологий и процессов цифровизации в частности, следует вести речь не о «государственном регулировании цифровой экономики», а о «государственном регулировании вопросов создания и использования высоких технологий». И здесь приемлемой является исключительно методология создания специализированных государственных корпораций, наделенных усеченной регуляторной функцией в области производства таких технологий и их внедрения в гражданский оборот. Создание специального органа государственного управления с функциями мегарегулятора цифровой экономики является не просто излишним, но и разрушительным для системы государственного управления и национальной экономики, поскольку автоматически породит конфликт интересов и комплекс дискриминационных условий для осуществления хозяйственной деятельности. Более того, в Республике Беларусь в настоящее время в системе государственного управления присутствует регулятор отношений в сфере информатизации - Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.

Полагаем, что основой причиной наличия такого числа противоречий в области понимания правовой и организационной природы процессов развития национальной экономики в целом и высокотехнологичного сектора - в частности, является глубокий консерватизм белорусской правовой и экономической науки, догматы которых в значительной степени не соответствуют нынешним реалиям и обусловлены отсутствием динамики развития научной мысли, синхронизированной с развитием системы общественных отношений. По нашему мнению, решением данной проблемы может стать:

1) отказ от градации проблем и вопросов на «экономические» и «юридические» при формировании доктрины осуществления хозяйственной (экономической) деятельности и функционирования различных институтов, составляющих национальную экономику, внедрение принципа экономического анализа права и юридической экспертизы разработок в экономической сфере при проведении исследований в области экономики;

2) трансформация правовой доктрины и уход от советских догматов при построении современной системы права, в том числе обособление хозяйственного права в самостоятельную отрасль права, призванную комплексно регулировать вопросы осуществления публичной и частной хозяйственной деятельности как в режиме предпринимательской, так и в режиме непредпринимательской хозяйственной деятельности. При этом регулирование вопросов использования цифровых технологий и информационных технологий в целом следует разделить на два массива правовых норм, сконцентрирован- 66 -

ных в информационном праве (определение правовой природы и правового режима информации, информационно-коммуникационных и информационно-коммуникативных технологий) и в 1Т-праве (правовой режим и порядок осуществления хозяйственной деятельности в сфере производства и использования информационных технологий).

3) унификация подходов к внедрению в национальную правовую систему преференциальных режимов осуществления хозяйственной деятельности и установление минимальных стандартов в данной области. Оптимальным вариантом решения данной проблемы, с нашей точки зрения, является разработка и принятие Хозяйственного кодекса Республики Беларусь, призванного в том числе определить характер, содержание и пределы осуществления регуляторной функции в сфере высоких технологий.

Библиографический список

Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войни-канис. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.

Ачаповская М. З. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках: учеб. пособие. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014.

КонаневичЮ. Г. Юридические лица. Минск: Ковчег, 2018.

Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. И .В. Новиковой. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006.

Макроэкономика: учебник / под общ. ред. Л. П. Куракова. М.: Изд-во ИАЭП, 2017.

Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика / пер. с англ. СПб.: Питер,

2002.

Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И. В. Новиковой. Минск: Тетралит, 2014.

Информация для цитирования

Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации и регуляторной функции государства в данной сфере // Ex jure. 2021. № 1. C. 56-67. DOI: 10.17072/ 2619-0648-2021-1-56-67.

Bondarenko N. L., Konanevich Yu. G. Legal and Organizational Nature of Digitalization Processes and Regulatory Functions of the State in this Sphere. Ex jure. 2021. № 1. Рр. 56-67. (In Russ.). DOI: 10.17072/26190648-2021-1-56-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V и

S3

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.