Научная статья на тему 'Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий'

Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
488
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ИЗБИРАТЕЛЬ / ГОЛОСОВАНИЕ / ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА / ELECTION PROPAGANDA / FEDERAL LAW / VOTER / VOTING / PRE-ELECTION PROGRAMME

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айзатуллов Марат Мансурович

В данной статье описывается правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article legal regulation of pre-election activity of political parties is described

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий»

Айзатуллов Марат Мансурович

сотрудник Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России . (тел.:89031310615)

Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий

Аннотация

В данной статье описывается правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий.

Annotation

In given article legal regulation of pre-election activity of political parties is described

Ключевые слова: предвыборная агитация, федеральный закон, избиратель, голосование, предвыборная программа.

Key words: election propaganda, federal law, voter, voting, pre-election programme.

Юридическое объяснение понятия предвыборная деятельность, или так называемая предвыборная агитация, устанавливает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Предвыборная деятельность понимается как агитационная работа, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая главной целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)[1]. Доведение информации до потенциальных избирателей осуществляют органы государственной власти, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, органы государственной власти, не вправе информировать избирателей о кандидатах, об политических партиях [2].

Предвыборная деятельность, как один из подготовительных этапов избирательного процесса, представляет собой строго ограниченную временем, урегулированную

законодательными нормами избирательного права деятельность, проводимой политическими партиями, направленной на приобретение голосов избирателей.

Однако, агитация за бойкотирование выборов является антиконституционной, поскольку направлена на подрыв народовластия - основ конституционного строя Российской Федерации. Пред выборные же п ризывы уч аствовать в выборах являются правомерными и направлены на обеспечение необходимой явки избирателей, от которой во многом зависит легитимность и результат проведенных выборов. Агитация в целях призыва избирателей к участию в выборах, никак не ущемляет их законное право на свободный выбор варианта своего поведения, и никак не предполагает насильственного принуждения избирателей.

Ранее, избирательное законодательство, закрепляя процедуру предвыборной агитации, говорило о зарегистрированных кандидатах, политических партиях. Именно факт регистрации в соответствующей избирательной комиссии являлся юридическим фактом, вследствие которого политические соискатели государственных мандатов приобретали соответствующие права и обязанности,

73

связанные с проведением предвыборной агитационной деятельности. И поэтому, предвыборная агитация начиналась со дня регистрации политической партии и прекращалась ровно за сутки до дня проведения голосования.

Унифицированное в 2002 - 2003 гг. федеральное избирательное законодательство увеличило агитационный период. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования [3].

Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ввел в действие правовые нормы, которые определили, что кандидаты, политические партии, избирательные блоки, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4]., а так же вправе на договорной основе арендовать для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий принадлежащие гражданам и организациям здания и помещения независимо от формы собственности [5].

Между тем, по общему смыслу статей Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", только официально зарегистрированные кандидаты на соискание государственных мандатов, обладают правом на бесплатное эфирное время и на равных условиях, единые размер и условия оплаты платного эфирного времени и печатной площади и т.д. Исходя из этого, может сложиться ситуация, что полноценный кандидат предвыборной гонки, в случае пропуска сроков своей регистрации, не связанной с грубыми нарушениями законодательства, лишается такой

государственной преференции. Правомерность данной нормы однозначно вызывает определенные возмущения в среде участников предвыборных отношений.

Устанавливая агитационный предвыборный период, никакого правового запрета на агитацию до дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов ни один из законов о выборах не предусматривает. И это совершенно оправданно. Проведение выборов, немыслимо без широкой общественной дискуссии, без сопоставления взглядов, идей и политических позиций. Пиар политических партий через средства массовой информации начинается порой еще до назначения соответствующих выборов. Лучшая предвыборная деятельность, это практическая деятельность кандидатов, их общественная работа в период между выборами, а не только оглашение своих лозунгов непосредственно перед выборами.

Законодательству трудно гарантировать равенство возможностей влиять на формирование электоральных предпочтений избирателей. Государство может обеспечить лишь равенство условий участия кандидатов и политических партий в избирательном процессе, обеспечить гарантированный информационный ресурс, позволяющий всем соискателям депутатских мандатов довести до сведения граждан свои программы. Поэтому, предвыборная деятельность - это установленный государством информационный минимум, гарантирующий политической партии, имеющей право участвовать в выборах возможность в течение определенного периода времени довести до избирателей свои предвыборные программы, осуществить иную деятельность с целью направить свободную волю избирателя к голосованию за их партию и программу.

Очевиден тот факт, что сегодня для проведения в России успешной избирательной кампании политическая партия должна обладать значительными финансовыми ресурсами, мобилизация которых для предвыборной агитационной деятельности может создать ей существенные преимущества. С другой стороны, это "хорошая почва" для возможности слияния бизнеса, власти и криминалитета. Поэтому на данном этапе предвыборной деятельности необходима прозрачная модель финансирования предвыборной деятельности политических партий, основанной на эффективном сочетании прямого и косвенного, частного и публичного финансирования.

Анализ избирательного законодательства позволяет нам выделить следующие основные

14

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

правовые черты финансирования избирательных кампаний политических партий:

1) отказ от прямого целевого государственного финансирования из федеральных избирательных кампаний;

2) сочетание государственного и негосударственного целевого финансирования;

3) сочетание прямого и косвенного государственного финансирования избирательных кампаний политических партий по выборам в региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4) обязательность формирования избирательных фондов только на федеральных и региональных выборах;

5) установление перечня источников формирования средств избирательного фонда;

6) установление предельного размера средств избирательного фонда;

7) целевой характер использования средств избирательного фонда;

8) прозрачность финансовой деятельности политических партий (избирательных блоков) в период их избирательной кампании;

9) обязательность финансовых отчетов;

10) ответственность за нарушение порядка и правил финансирования избирательной кампании.

Правовое регулирование предвыборной деятельности политических партий, требует дальнейших подходов к совершенствованию предвыборной агитации в части соответствия действующего избирательного законодательства реализации непосредственного народовластия.

Меры, направленные государством на правовое регулирование предвыборной деятельности партий должны способствовать решению следующих задач:

1 ) реализации и соблюдению основ конституционного строя Российской Федерации;

2) достижения равенства условий участия различных политических партий в предвыборной деятельности, законная и равноправная конкуренция которых создаст предпосылки к качественному улучшению жизни граждан

ЮТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО России;

3) создания условий, ограничивающих прохождение во власть представителей криминализированных и террористических структур и сообществ;

4) недопущению незаконного финансирования избирательных кампаний;

5) обеспечению судебного и общественного контроля за предвыборной деятельностью политических партий на всех его стадиях,

6) своевременному определению результатов выборов и их опубликование.

Способствовать правовому развитию и качественному регулированию предвыборной деятельности политических партий в Российской Федерации могло бы введение в действие Президентом или Правительством Российской Федерации на 2011-2015 гг. комплекса целенаправленных мер по повышению юридической подготовки основных участников выборов - членов политических партий.

1. См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 2.

2.См.: Там же, ст. 45.

3. См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 1, ст. 49.

4. См.: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 1, ст. 63.

5. См.: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п.6, ст. 62.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.