ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ
Е.В. Ким, студент
Дальневосточный федеральный университет (Россия, п. Аякс)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-3-127-130
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее актуальные и распространенные проблемы правового регулирования представительства в гражданском праве. Автор к ним относит: сделку представителя с добросовестным третьим лицом; доверенность в электронной форме; право, подлежащее применению к отношениям представительства; представительство в силу обстановки, а также безотзывную доверенность. В статье автор дает характеристику каждой из указанных проблем представительства. На сегодняшний день, сфера применения представительства охватывает всё более широкий круг как имущественных, так и неимущественных отношений, становится всё более востребованным.
Ключевые слова: институт представительства, доверенность, третьи лица, полномочия, сделки, гражданское законодательство, электронная форма, отношения представительства.
Институт представительства имеет исключительную важность для гражданского права, поскольку позволяет существенно расширить круг субъектов гражданского оборота за счет лиц, не способных самостоятельно в нем участвовать. К таким лицам относятся не только недееспособные или ограниченно дееспособные физические лица, но и большинство юридических лиц. Кроме того, к представительству прибегают лица, желающие участвовать в гражданском обороте более эффективно.
С развитием гражданского общества возникает все больше видов гражданских правоотношений, в том числе осуществляемых через представителей. Соответственно, должно осуществляться и своевременное правовое регулирование таких отношений, включающее в себя совершенствование законодательства и его применение. Последние масштабные изменения гражданского законодательства, затрагивающие институт представительства, вступили в силу в 2013 году. К примеру, в Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) была добавлена статья 1217.1, вводящая институт добровольного представительства [3]. С тех пор сформировалась судебная практика, демонстрирующая проблемные вопросы представительства, в частности, каса-
ющиеся полномочий лиц, осуществляющих представительство. В настоящей статье будут рассмотрены наиболее актуальные и распространенные проблемы правового регулирования представительства в гражданском праве.
Сделка представителя с добросовестным третьим лицом. На практике нередко возникают ситуации, когда представитель заключает сделки от имени представляемого, но не в его интересах по утратившей силу доверенности [2]. В этом случае третье лицо, с которым заключена сделка, может обратиться к доктрине видимости полномочий, в соответствии с которой если третье лицо не знало и не могло знать об отмене доверенности, сделка считается заключенной по доверенности, как будто она не утратила силу. Ст. 189 ГК РФ содержит положения, защищающие представляемого от подобных случаев [7]. Так, на доверителя и его правопреемников в случае отмены доверенности возлагается обязанность известить об этом всех известных ему третьих лиц. Кроме того, сведения об отмене или прекращении действий нотариальных доверенностей заносятся в реестр нотариальных действий, доступный по электронному адресу reestr-dover.ru, а сведения об отмене доверенно-
сти в простой письменной форме можно опубликовать в газете «Коммесантъ». Во всех перечисленных случаях третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности и теряют право ссылаться на свое добросовестное неведение и применение доктрины видимости полномочий.
Тем не менее, процедура уведомления третьих лиц об отмене доверенности через газету явно устарела [8]. Во-первых, с момента публикации извещения в газете должен пройти месяц, чтобы третьи лица считались уведомленными, что довольно долго. Во-вторых, третьи лица могут не знать о таком способе уведомления. Между тем, ч. 1 ст. 188 ГК РФ предусматривает возможность отмены в нотариальной форме доверенности, выданной в простой письменной форме. Представляется логичным внести в законодательство изменения, обязывающие нотариусов вносить в реестр отмененных доверенностей данные об отмене доверенностей, выданных в любой форме, если их отмена нотариально удостоверена. Норму же об извещении через издание «Коммерсантъ» в таком случае следует отменить. Данные изменения приведут к упрощению процедуры извещения и сократят затрачиваемое на нее время, что дополнительно снизит риски заключения сделок с добросовестным третьим лицом.
Доверенность в электронной форме. Остается нерешенным вопрос о предоставлении возможности всех участников гражданского оборота выдавать доверенность в электронной форме, причем как простую письменную доверенность, таки нотариально удостоверенную. Электронная форма документа имеет ряд преимуществ: удостоверение подлинности и неизменности доверенности, однозначная идентификация выдавшего ее лица, ускорение и удешевление процедуры пересылки документов.
В настоящее время уже внесены основополагающие изменения в законодательство, позволяющие повсеместно ввести электронную форму доверенности. Так, возможность заключения доверенностей в простой письменной в электронном виде вытекает из ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной под-
писи», в соответствии с которой информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе [4]. Однако, требуют законодательного закрепления и процедура выдачи доверенности, подписанной неквалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью для граждан.
Кроме того, не выработан механизм выдачи нотариальных доверенностей в электронной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 участники гражданского оборота могут обратиться в нотариальную контору для удостоверения электронного документа [5]. Лицо подписывает документ в присутствии нотариуса электронной подписью, а нотариус заверяет его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Тем не менее, на данный момент такой способ выдачи доверенности недостаточно распространен в связи с недоверием физических лиц к электронному документообороту, а также неотработанностью механизма выдачи электронных доверенностей у нотариусов. Требуется детальная регламентация данного процесса, причем как для юридических лиц, так и для физических лиц.
Право, подлежащее применению к отношениям представительства. Данный институт введен в российское законодательство с целью урегулирования вопросов выбора применимого права в полном соответствии с нормами Гаагской конвенции 1978 г. [1], основанными на коллизионном регулировании. Однако существует проблема, связанная с защитой прав третьего лица в отношениях добровольного представительства. Так, ст. 1217.1 ГК РФ, посвященная добровольному представительству, не дает третьему лицу и представителю свободу выбора права применительно к регулированию внешних аспектов представительства. Кроме того, в данное статье необходимо определить момент, которым определяется место проживания и осуществления основной деятельности,
если представляемый не выбрал право, подлежащее применению к внешним отношениям представительства [6]. В качестве такого момента целесообразно избрать момент заключения основного договора.
Представительство в силу обстановки. Данный вид представительства предусмотрен ч. 1 ст. 182 ГК РФ наряду с договорным и законным представительством. Относительно правовой природы данного явления нет единства ни в научной литературе, ни в судебной практике. Так, мнения правоведов делятся на две позиции. Согласно первой, лицо становится представителем в обстановке, создающей у третьих лиц уверенность в их полномочиях, независимо от волеизъявления представляемого. Согласно второй позиции, представляемый обязан предоставить лицу полномочия представительства в данной обстановке [10].
Поскольку законодатель не выразил своей правовой позиции по данному вопросу, возникает противоречивая судебная практика. К примеру, в схожих случаях приемки бухгалтером товара на складе его могут либо признать представителем в силу обстановки, либо признать его действия неправомерными ввиду отсутствия соответствующей доверенности. С целью устранения правовой неопределенности необходимо установить в законодательстве случаи, когда в силу обстановки лицо может быть признано представляемым.
Безотзывная доверенность. Данный институт был введен в гражданское законодательство в 2013 году с целью защитить право представителя путем ограничения законом случаев, когда доверенность можно отменить. Положения о безотзывной доверенности содержатся в ст. 188.1 ГК РФ. Однако практика применения данного вида доверенности выявила некоторые проблемные вопросы.
Так, неоднозначен вопрос о возможности выдачи безотзывной доверенности для
представления интересов доверителя в суде. Следует предположить, что такая доверенность не соответствует ч. 1 ст. 188.1 Гражданского кодекса РФ, поскольку судебное представительство не направлено на исполнение обязательств представляемого. Кроме того, существует некоторое противоречие между правовой природой института безотзывной доверенности и его правовой реализации. Так, безотзывная доверенность предполагает, что ее нельзя отозвать, но законодатель предусматривает случаи, когда ее отмена возможна, в том числе добавление соответствующих условий в текст самой доверенности.
Также возникает проблема третьих лиц, которые, согласно ч. 2 ст. 189 ГК РФ, не знали и не должны были знать о том, что доверенность прекращена, при имеющейся публикации об отзыве такой доверенности [9]. Представляется, что сущности безотзывной доверенности будет в полной мере соответствовать норма об исключительно судебном порядке отмены безотзывной доверенности. Кроме того, для безотзывной доверенности должен быть законодательно установлен запрет на передоверие.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы. Гражданское законодательство, регулирующее отношения представительства, является относительно новым, а потому нуждается в доработке. В частности, законодатель уделяет недостаточно внимания правам третьих лиц, являющихся контрагентами в сделках с участием представителя. Кроме того, несмотря на прогрессивные нормы гражданского законодательства, зачастую отсутствуют механизмы их реализации, что порождает правовую неопределенность для участников гражданского оборота. Так, необходима более детальная проработка порядка нотариального оформления доверенностей в электронном виде, а также института безотзывной доверенности.
Библиографический список
1. Конвенция Гаагской конференции по международному частному праву о праве, применимом к агентским соглашениям (Гаага, 14 марта 1978 г.).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 11.04.2011, № 15. Ст. 2036.
5. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, ред. от 27.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
6. Власова Н.В. Коллизионное регулирование добровольного представительства в России // Журнал российского права. - 2016. - № 10. - С. 68-77.
7. Карапетов А.Г. Фикция извещения третьих лиц об отмене доверенности // Арбитражная практика. - 2017. - №4. - С. 44-47.
8. Отарова Е.З. Некоторые проблемы института представительства в гражданском праве и тенденции их решения // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам СХ1Х Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 19 (119). - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 239242.
9. Суркаева И.В. Доверенность: форма, содержание, виды // Синергия наук. - 2020. -№ 45. - С. 147-157.
10. Хмелева Т.И., Кузнецова И.Ю. Участие представителя в гражданском обороте // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - №6 (131). -С. 144-149.
LEGAL REGULATION OF REPRESENTATION IN CIVIL LAW
E.V. Kim, Student
Far Eastern Federal University
(Russia, Ayax)
Abstract. The article deals with the most relevant and widespread problems of legal regulation of representation in civil law. The author refers to them: a transaction of a representative with a bona fide third party; power of attorney in electronic form; the law applicable to the relations of representation; representation due to circumstances, as well as an irrevocable power of attorney. In the article, the author gives a description of each of these problems of representation. Today, the scope of representation covers an ever wider range of both property and non-property relations, and is becoming more and more in demand.
Keywords: institution of representation, power of attorney, third parties, powers, transactions, civil legislation, electronic form, relations of representation.