ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Д.В. Колесник, студент А.А. Бакланов, студент
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-94-97
Аннотация. В статье на основе правового анализа внутринационального законодательства и норм международного права устанавливаются и характеризуются источники правового регулирования предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах. По итогам работы сделан вывод о комплексном правовом регулировании указанной сферы общественных отношений.
Ключевые слова: правовое регулирование, свободная экономическая зона, предпринимательская деятельность, международные договоры, внутринациональное законодательство.
Свободная экономическая зона (далее -СЭЗ) представляет собой определенную территориально обособленную экономическую сферу, в которой деловые и торговые законы отличаются от остальной части страны. СЭЗ расположены в пределах национальных границ страны, и их цели включают в себя: расширение торговли, увеличение инвестиций, создание рабочих мест и эффективное управление. Для того, чтобы стимулировать бизнес, применяется особая финансовая политика. Эта политика обычно включает в себя следующие аспекты: инвестиции, налогообложение, торговлю, квоты, особое таможенное и трудовое регулирование. Кроме того, компаниям могут быть предложены налоговые каникулы, в соответствии с которыми предоставляется период снижения налогообложения, а также иные преференции [12, с. 41].
Согласно Федеральному Закону №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», под свободной экономической зоной понимается - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Страны, создающие СЭЗ, имеют различные цели. Одни используют их для интеграционного экономического механизма, остальные - с целью привлечения иностранных технологий. Но, несмотря на это у них можно выделить некоторую особенность, все они преследуют экономические, социальные и научно-технические цели.
Страны, создающие СЭЗ, преследуют реализацию макроэкономических, микроэкономических и политических целей. Каждые из этих целей включают в себя различные задачи. К макроэкономическим и политическим целям относят поддержку стратегии регионального экономического развития и преобразование экономики. Что касается макроэкономических целей, то здесь к основным задачам относится повышение экспортно-валютной выручки, привлечение иностранных инвестиций в экономику и повышение занятости населения региона и страны в целом [1].
Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), за-
конодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации [2].
Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. К иным федеральным законам относятся:
1. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 № 16-ФЗ.
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития [4].
2. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 № 104-ФЗ.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, функционировании и прекращении функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - Особая экономическая зона) с учетом ее специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации. Он направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области [5].
3. Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 № 377-Ф3 [6].
Указанный Федеральный закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 данного Федерального закона, и регулирует отношения, возника-
ющие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
4. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [7].
В статье 27 данного договора содержится информация о создании и функционировании свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов. В целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, а также в иных целях на территориях государств-членов создаются и функционируют свободные (специальные, особые) экономические зоны и свободные склады.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (Далее - НК РФ ч.2).
Статья 381 НК РФ, содержит информацию об условиях освобождения от уплаты налогов резидентов особых экономических зон.
6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ [10].
Условия создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов определяются международными договорами в рамках Союза.
Кодекс предусматривает ответственность за нарушение правил предоставле-
ния таможенной отчетности, несоблюде- то обстоятельство, что предприниматель-ния таможенной процедуры, а также со- ская деятельность хозяйствующих субъек-вершения операций с товарами без уве- тов в пределах свободных экономических домления таможенного органа. зон регламентируется различными норма-
7. «Соглашение по вопросам свободных тивными актами внутринационального за-(специальных, особых) экономических зон конодательства, имеющими разноотрасле-на таможенной территории Таможенного вую принадлежность.
союза и таможенной процедуры свободной Кроме того, значительную роль в пра-
таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт- вовом регулировании деятельности ино-Петербурге 18.06.2010). странных инвесторов имеют нормы меж-
Данное соглашение рассматривает цели, дународного частного права, содержащие-порядок создания и прекращения функци- ся в различных международных договорах онирования СЭЗ на таможенной террито- и соглашениях. В связи с чем, правовая рии таможенного союза, а также виды дея- регламентация экономической деятельно-тельности, осуществляемые на территории сти, в свободных экономических зонах, СЭЗ, и другие общие положения о тамо- носит комплексный характер, позволяя женной процедуре свободной таможенной урегулировать разнообразные сферы об-зоны на территории СЭЗ. щественных отношений, возникающих при
Таким образом, подводя итог вышеиз- ее осуществлении. ложенному, следует обратить внимание на
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cosultat.ru/documet/cos_doc_LAW_28399
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017).
3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
5. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
6. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2022).
8. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
9. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 5 августа 2000 года №117-ФЗ.
10. Прощалыгин Р.А. К вопросу о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду // Человек. Экология. Право: материалы конференции. - Барнаул, 2013. - С. 40-42.
LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN FREE ECONOMIC
ZONES
D.V. Kolesnik, Student A.A. Baklanov, Student
Siberian State University of Railway Transport (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article establishes and characterizes the sources of legal regulation of entrepreneurial activity in free economic zones on the basis of legal analysis of domestic legislation and norms of international law. Based on the results of the work, a conclusion was made about the comprehensive legal regulation of this sphere of public relations.
Keywords: legal regulation, free economic zone, entrepreneurial activity, international treaties, domestic legislation.