Научная статья на тему 'Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям: региональный аспект'

Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
989
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ / LARGE FAMILIES / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / INDIVIDUAL HOUSING CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Н. П.

В настоящей статье представлен анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих предоставление земельных участков многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. Выявлены пробелы и коллизии, сформулированы правовые пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PROVIDING LAND PLOTS TO FAMILY FAMILIES: REGIONAL ASPECT

This article presents an analysis of normative legal acts of the subjects of the Russian Federation regulating the allocation of land plots to large families for individual housing construction. Gaps and collisions are identified, legal solutions are formulated legal solutions to them.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям: региональный аспект»

1.2. АСПЕКТЫ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК: 349.412.22

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Воронина Н.П., канд. юрид. наук Вологодский институт права и экономики ФСИН, Вологда, Россия

Аннотация: В настоящей статье представлен анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих предоставление земельных участков многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. Выявлены пробелы и коллизии, сформулированы правовые пути их решения

Ключевые слова: многодетные семьи, земельный участок, индивидуальное жилищное строительство

В соответствии с Государственной программой РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [1] одной из задач государственной политики в этой сфере является «вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства». Более того, «стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 г. - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом».

В соответствии с Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года [2] целями государственной семейной политики в современной России являются защита, укрепление и поддержка семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития, а также повышение качества жизни семей.

Одной из основных задач политики нашего государства в обозначенной сфере является создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение данной задачи, в свою очередь, включает в себя предоставление многодетным семьям земельных участков.

По состоянию на 1 января 2017 г. в 80 субъектах РФ заявление на получение

земельного участка подало более полумиллиона многодетных семей. Следовательно, вопрос о предоставлении земельных участков

многодетным семьям крайне актуален.

Правовое регулирование предоставления земельных участков многодетным семьям эволюционно получило свое развитие с уровня субъектов РФ. В частности, первый субъект РФ, принявший соответствующий нормативный правовой акт, - Кировская область. Признав этот опыт позитивным, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2011 г. отмечалось, что «регионам дано право бесплатно предоставлять многодетным семьям земельные участки из государственной муниципальной собственности» [3].

Анализ регионального законодательства позволяет сказать о многообразии правовых подходов в регулировании предоставления земельных участков многодетным семьям. В частности, различаются правовые условия предоставления земельных участков.

1. Возраст детей при принятии решения о постановке многодетной семьи на учет как нуждающейся в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Относительно этого критерия сформирована значительная судебная практика. В частности, возраст детей должен учитываться при приеме заявления граждан о постановке на учет, а достижение ребенком установленного возраста не является основанием для его пересмотра, и тем более, для снятия с учета [4].

На федеральном уровне данное условие не урегулировано. На региональном также крайне редко встречаются нормы, регламентирующие данный вопрос.

При этом применяются два подхода:

1) законодатель устанавливает определенный срок, по истечении которого граждане уже не могут реализовать право на предоставление земельного участка,

2) устанавливается, что факт достижения ребенком совершеннолетия не является основанием для снятия семьи с учета.

На наш взгляд, второй подход является законным, т.к. если граждане в установленном законом порядке встали на учет в уполномоченном органе и ждут реализацию своего права, а по каким-либо причинам органы государственной власти или органы местного самоуправления земельный участок не предоставляют, заинтересованные лица при этом должны быть защищены от произвола государства и его органов.

В Самарской области [5] и Камчатском крае [6] граждане, имеющие трех и более детей и вставшие на учет, не снимаются с учета в течение трех лет с момента достижения старшим ребенком установленного возраста. В Республике Бурятия [7] в случае достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет сохраняют право на приобретение земельного участка до достижения им (ими) 23 лет. В Ленинградской [8] и Астраханской областях [9], Республике Адыгея [10], Ставропольском крае [11], Чувашской республике [12] установлено, что достижение ребенком установленного возраста не является основанием для отказа постановки граждан на учет, снятия граждан с учета либо отказа им в предоставлении в собственность земельного участка.

Полагаем, что необходимо закрепить данное положение во всех законах субъектов РФ, т.к. это является гарантией недопущения произвола со стороны уполномоченных органов.

Правоприменительная практика [13] встает на сторону многодетных семей в случае, когда уполномоченный орган самовольно снимает

семью с учета при достижении одного из детей совершеннолетнего возраста. В тех случаях, когда решением о постановке многодетной семьи на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства комиссия при администрации муниципального района признала, что заявитель соответствует всем требованиям, указанным в Законе Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ, имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Факт проживания на территории Московской области более 5 лет подтвержден.

2. Требование к многодетной семье касательно времени, момента рождения детей.

В Законе Республики Саха (Якутия) определено, что действие закона распространяется на граждан, имеющих трех и более детей, достигших возраста 18 лет в период с 17 июня 2011 г. [14]. В Законе Республики Северная Осетия установлено, что третий или последующий ребенок должен быть рожден (усыновлен) после вступления в силу Федерального закона от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» [15].

Также в Законе Пензенской области «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» установлено, что приобретение в соответствии с ЗК РФ земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального

жилищного строительства на территории Пензенской области в собственность гражданами, имеющими трех и более детей, проживающими на территории Пензенской области, осуществляется бесплатно в случае рождения (усыновления или удочерения) начиная с 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей, при наличии совместно проживающих с ними двух несовершеннолетних детей.

Гражданин обратился с заявлением о признании недействующим приведенного законоположения Пензенской области в части слов «начиная с 1 января 2011 года». В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое предписание противоречит положениям ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, поскольку содержит ограничение по дате рождения детей в многодетных семьях для предоставления им бесплатно участков для жилищного строительства, в связи с чем созданы неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории.

3. Ограничение права многодетных семей на бесплатное предоставление земельных участков в тех случаях, когда члены многодетной семьи уже приобрели земельный участок на праве собственности, пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования.

Верховный Суд РФ [16] установил, что федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта РФ и иного правового регулирования вопроса предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно на федеральном уровне не предусмотрено. Учитывая, что ЗК РФ не содержит обязательных предписаний о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным семьям на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте такого основания предоставления земельного участка, как рождение (усыновление или удочерение) начиная с 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей, является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно, а также правомерным и обоснованным.

Подобный подход изложен в законодательстве Пермского края [17], Московской области [18], Кабардино-Балкарской Республики [19], Ленинградской области [20], Мурманской области [21],

Хабаровского края [22], Республики Дагестан [23], Республики Северная Осетия [24], Камчатского края [25], Амурской области [26], Оренбургской области [27].

4. Запрет на осуществление сделок по отчуждению земельного участка, принадлежавшего многодетной семье на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и расположенного на территории рассматриваемого субъекта РФ, размер которого (которых в сумме) превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законом субъекта РФ.

Такое требование закреплено в Пермском крае [28], Московской области [29], Хабаровском крае [30].

5. Условие о постоянном проживании членов многодетной семьи на территории субъекта РФ, в котором семья претендует на получение земельного участка, на протяжении определенного количество лет.

Исходя из судебной практики, данное условие должно соблюдаться как условие постановки на учет лишь в отношении одного родителя многодетной семьи.

В Кабардино-Балкарской республике предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется при условии их проживания по месту постоянной регистрации не менее трех лет. В законе субъекта РФ нет запрета на постановку на учет семьи, в случае если один из супругов не зарегистрирован с другими членами семьи по месту постоянного проживания.

Как правило, законы субъектов РФ устанавливают срок проживания либо в три года (Белгородская область, Кабардино-Балкарская Республика, Хабаровский край, Кемеровская область, Амурская область) либо в пять лет (Нижегородская область, Самарская область, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Московская область, Ленинградская область), либо в десять лет (Ненецкий автономный округ, Оренбургская

область, Сахалинская область), либо в пятнадцать лет (Республика Северная Осетия).

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ это условие вообще не предусматривается (Астраханская, Воронежская, Иркутская, Мурманская, Брянская, Кировская, Курганская область, Магаданская области, Краснодарский, Ставропольский, Забайкальский, Камчатский края, республиках Бурятии и Саха (Якутии), Чувашской и Удмуртской республиках).

6. Минимальные и максимальные размеры земельных участков.

В Белгородской области, Республике Саха (Якутия) установлено, что размеры устанавливаются равными соответственно предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительными регламентами в отношении этих земельных участков.

В Воронежской области и Краснодарском крае предельные размеры предоставляемого земельного участка устанавливаются в пределах норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для соответствующего вида землепользования.

В Хабаровском крае, Кемеровской области, Брянской области отсутствуют нормы о размерах предоставляемого земельного участка многодетным семьям.

Довольно часто устанавливаются

незначительные размеры земельного участка. В Оренбургской области и Самарской области минимальный размер земельного участка в городских округах на семью составляет 0,03 гектара; в Курганской, Кировской и Иркутской областях, Республиках Бурятия и Дагестан- 0,04 гектара; в Республике Северная Осетия и Чувашской Республике - 0,05 гектар.

Наиболее часто минимум в размере предоставляемого земельного участка устанавливается в размере 0,06 гектар. Такой размер земельного участка для ИЖС присущ Сахалинской области, Магаданской области, Удмуртской Республике, Республике Алтай, Ленинградской области, Кабардино-Балкарской

Республике, Астраханской области, Республике Адыгея, Нижегородской области.

В Камчатском крае предельные минимальные размеры земельных участков для осуществления индивидуального жилищного строительства составляют в городских округах, городских поселениях - 0,08 гектара; в сельских поселениях - 0,15 гектара. Минимальный размер в Ненецком автономном округе - 0,08 гектар. В Еврейской автономной области, Мурманской области, Московской области минимальный размер - 0,1 гектар. На территории Пермского края минимальный размер предоставляемого земельного участка - 0,14 гектар.

Также есть подход исчисления размера земельного участка, исходя из количества детей. В Нижегородской области минимальный размер предоставляемого земельного участка дифференцирован по количеству детей в многодетной семье. Так, если в семье три-пять детей, минимальный размер земельного участка - 0,06 гектара, если шесть и более детей - 0,1 гектара. Дифференциация размеров земельного участка, исходя из количества детей, является наиболее оптимальным вариантом правового регулирования данного вопроса.

7. Наличие инженерной и транспортной инфраструктуры.

Несмотря на наличие в Методических рекомендациях положения о необходимости наличия такой инфраструктуры, нормативные правовые акты не всех субъектов РФ содержат это требования.

В Московской, Ленинградской,

Астраханской, Воронежской, Нижегородской, Самарской, Белгородской областях,

Краснодарском крае, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике это требование не содержится.

В Ненецком автономном округе и запрещается предоставлять многодетным семьям земельные участки, не обеспеченные объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (включая сети инженерно-технического обеспечения). В Пермском крае предоставляемые земельные участки должны

иметь инженерную инфраструктуру

применительно к условиям соответствующего муниципального образования. В Республике Саха (Якутия) проведение инженерного обустройства земельных участков,

предоставляемых гражданам, осуществляется в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) и муниципальных программ инженерного обустройства территорий населенных пунктов Республики Саха (Якутия) для жилищного строительства. В Иркутской области при предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, строительство и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории осуществляются органами местного

самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными

законодательством. В Мурманской области определено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

В Амурской области в случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков орган местного самоуправления проводит работы по формированию земельного участка, включающие в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Представляют интерес и критерии наличия инженерной и транспортной инфраструктуры. В

частности, в Республике Бурятии пригодность эксплуатации определяется отсутствием оврагов, а обеспеченность инфраструктуры -наличием воды, электричества и дорог.

Таким образом, анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление земельных участков многодетным семьям, свидетельствует об отсутствии

унифицированных подходов. С одной стороны, это позволяет субъектам РФ реализовать свои региональные особенности при предоставлении земельных участков. Но с другой стороны -нарушаются требования статьи 19 Конституции РФ, согласно которой все граждане обладают равными правами и возможностями. Дифференциация правовых подходов нарушает требования равенства статусов. Поэтому правовые условия предоставления земельных участков многодетным семьям должны быть унифицированы и предусмотрены Земельным кодексом РФ.

Список используемых источников

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2169.

2. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. № 290.

4. Апелляционное определение Московского областного суда от 5 октября 2016 г. по делу № 33-27434/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы.

5. Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (ред. от 17 апреля 2017 г.) «О земле» // Волжская Коммуна. 2005. № 44.

6. Закон Камчатского края от 02 ноября 2011 г. № 671 (ред. от 10 марта 2015 г.) «О

предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае» // Официальные Ведомости. 2011.№ 229-230.

7. Закон Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. № 115-111 (ред. от 27 ноября 2015 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» // Собрание законодательства Республики Бурятия. 2002. № 11.

8. Закон Ленинградской области от 14 октября 2008 г. №105-оз (ред. от 27 июля 2016 г.) «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» // Вести. 2008. № 203.

9. Закон Астраханской области от 04 марта 2008 г. № 7/2008-0З (ред. от 26 декабря 2016 г.) «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2008. № 11.

10.Закон республики Адыгея от 28 декабря 2011 г. № 59 (ред. от 04 августа 2016 г.) «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков» // Советская Адыгея. 2011. № 249-250.

11. Закон Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. № 36-кз (ред. от 10 апреля 2017 г.) «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» // Ставропольская правда. 2015. № 69.

12. Закон Чувашской республики от 01 апреля 2011 г. № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской республике» // Республика. 2011. № 13.

13. Апелляционное определение Московского областного суда от 5 октября 2016 г. по делу № 33-27434/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы

«КонсультантПлюс».

14. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. № 888-З № 673-1У (ред. от 14 марта 2016 г.) Земельный Кодекс Республики Саха (Якутия) // Якутские ведомости. 2011. № 2.

15. Федерального закона от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ (ред. от 23 июля 2014 г. № 171-ФЗ) «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3531; 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377.

16. Определение Верховного суда Российской Федерации от 3 июня 2015 г. № 29-АПГ15-1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

17. Закон Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 871-ПК (ред. от 5 сентября 2016 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. № 48.

18. Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ (ред. от 14 ноября 2013 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011.

19. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 2011 г. № 121-РЗ (ред. от 24 апреля 2014 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Кабардино-Балкарской республики и о внесении изменений в статьи 14 и 17 Земельного Кодекса Кабардино-Балкарской Республики» // Официальная Кабардино-Балкария. 2011. № 51.

20. Закон Ленинградской области от 14 октября 2008 г. №105-оз (ред. от 27 июля 2016 г.) «О

бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» // Вести. 2008. № 203.

21. Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО (ред. от 2 ноября 2015 г.) «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» // Мурманский вестник. 2004. № 6, 7 (3149, 3150).

22.Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 г. № 104 (в ред. от 21 декабря 2016 г.) «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2015.

23.Закон республики Дагестан от 29 декабря 2003 г. № 45 «О земле» // Дагестанская правда. 2003.

24. Закон республики Северная Осетия - Алания от 16 февраля 2012 г. № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории республики Северная Осетия -Алания» // Северная Осетия. 2012. № 35.

25.Закон Камчатского края от 02 ноября 2011 г. № 671 (ред. от 10 марта 2015 г.) «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае» // Официальные Ведомости. 2011.№ 229-230.

26. Закон Амурской области от 10 февраля 2015 г. № 489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» // Амурская правда. 2015. № 25 (28069).

27. Закон Оренбургской области от 22 сентября 2011 г. № 413/90-У-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» // Оренбуржье. 2011. № 163 (спец. выпуск № 178).

28. Закон Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 871-ПК (ред. от 5 сентября 2016 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. № 48.

29. Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ (ред. от 14 ноября 2013 г.) «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 г. № 104 (в ред. от 21 декабря 2016 г.) «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.