Научная статья на тему 'Некоторые проблемы многодетных семей'

Некоторые проблемы многодетных семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2300
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / LARGE FAMILY / ЛЬГОТА / ДОТАЦИЯ / GRANT / БЕСПРОЦЕНТНАЯ ССУДА / INTEREST-FREE LOAN / МАЛОИМУЩИЕ / POOR / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОСОБИЕ / БЕДНОСТЬ / ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ / POVERTY AND A MONTHLY ALLOWANCE FOR CHILD CARE / ЖИЛИЩНЫЙ УЧЕТ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / МАЛОЭТАЖНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / LOW-RISE HOUSING / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / POPULATION POLICY / FAVOR / PUBLIC ASSISTANCE / HOUSING ALLOWANCE / HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгов С.Г.

Рассматриваются положения законов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие условия и порядок предоставления льгот многодетным семьям, анализируется Российское законодательство на предмет отсутствия понятия «многодетная семья», обосновывается вывод о повышении размера пособий гражданам, имеющим детей, а также о проблемах, с которыми сталкиваются многодетные семьи при реализации права на жилище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of large family problems

The provisions in the laws of the Russian Federation and its subjects, conditions and procedures governing the provision of benefits to large families, Russian legislation is analyzed for the absence of the concept of «large family», the conclusion of the increase in benefits to citizens with children, as well as the challenges faced by many children families in the implementation of the right to housing are reviewed in this article.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы многодетных семей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

новителей, соседи, друзья, т.е. общие субъекты, совершившие данное деяние умышленно из корыстных или иных низменных побуждений.

С учетом вышеуказанного следует отметить, что при усыновлении необходимо строго соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации правила и процедуры (предусмотренные в нормах: СК РФ; ГПК РФ; ГК РФ; ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; постановления Правительство РФ (от 29 марта 2000 г. № 275ОБ, в ред. от 22 августа 2013 г.) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни, воспитания в

семьях усыновителей на территорий РФ и правил постановки на учете консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и др.).

Гарантом соблюдения норм Российского законодательства, регулирующего правила и процедуры усыновления, выступает уголовное законодательство Российской Федерации, в частности в ст. 154 УК РФ предусматривается ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

С.Г. ДОЛГОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД РФ

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: sdolgov66@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются положения законов Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие условия и порядок предоставления льгот многодетным семьям, анализируется Российское законодательство на предмет отсутствия понятия «многодетная семья», обосновывается вывод о повышении размера пособий гражданам, имеющим детей, а также о проблемах, с которыми сталкиваются многодетные семьи при реализации права на жилище.

Ключевые слова: многодетная семья, льгота, дотация, беспроцентная ссуда, малоимущие, государственное пособие, бедность, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, жилищный учет, жилое помещение, малоэтажный жилищный фонд, демографическая политика.

SOME OF LARGE FAMILY PROBLEMS

S.G. DOLGOV,

candidate of jurisprudence, associate professor of civil law and process of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs Moscow university

Annotation. The provisions in the laws of the Russian Federation and its subjects, conditions and procedures governing the provision of benefits to large families, Russian legislation is analyzed for the absence of the concept of «large family», the conclusion of the increase in benefits to citizens with children, as well as the challenges faced by many children families in the implementation of the right to housing are reviewed in this article.

Keywords: large family, favor, grant, interest-free loan, the poor, public assistance, poverty and a monthly allowance for child care, housing allowance, housing, low-rise housing, population policy.

Стоит отметить, что на сегодняшний день, понятие «многодетная семья» в российском законодательстве не раскрывается. Можно ли отсутствие законодательного определения понятия «многодетная семья» к проблеме? Мы считаем, что да.

Например, понятие «многодетная семья» содержалось и раскрывалось в ст. 36 Жилищного кодекса

РСФСР1 как семья с тремя и более детьми. И согласно названной статье такая семья наделялась правом на первоочередное улучшение жилищных условий в случае нуждаемости.

1 Ведомости ВС РСФСР. 1983. № 26. Ст. 883. Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

Действующий же Жилищный кодекс РФ2 (далее — ЖК РФ) вообще не употребляет термин «многодетная семья». В п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ упоминается о гражданах, имеющих трех и более детей, но и то, в контексте, что таких граждан нельзя снимать с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Но относятся ли такие граждане к категории многодетных семей, умалчивается. А перечень категорий граждан, которые могут получить жилое помещение в первоочередном порядке, вообще отсутствует. Современная политика государство такова, что граждане, не относящиеся к категории малоимущих, должны решать свои жилищные вопросы самостоятельно.

В настоящее время в Российской Федерации правовое положение многодетной семьи, и другие вопросы ее социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»3 (далее — Указ Президента РФ № 431).

Обращаем внимание, что названный указ также не содержит понятие «многодетная семья». Более того, мы не можем не обратить внимание на то, что согласно положению, содержащемся в Указе Президента РФ № 431, субъектам РФ предоставляется возможность самим определять категории семей, которые относятся к многодетным, и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Отсюда мы можем сделать следующий вывод. В связи с тем, что понятие «многодетная семья» на уровне федерального законодательства отсутствует, то субъекты федерации, как мы полагаем, сами могут законодательно закрепить понятие «многодетная семья». Например, если для региона «2» семья с тремя детьми это норма, то руководство заинтересовано в том, чтобы закрепить законодательно под понятием «многодетная семья» семью с четырьмя и более детьми. А какой-то регион возьмет за основу советское законодательство и установит, что многодетной считается семья с пятью и более детьми4. Законодательных препятствий для этого нет.

Необходимо отметить, что анализ нормативных правовых актов некоторых субъектов Российской Федерации позволил нам сделать вывод о том, что многодетной считается семья, имеющая на содержании (у кого-то в составе) и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет5.

Итак, с какими же проблемами сталкиваются многодетные семьи. Наверное, для большинства многодетных семей общей проблемой является бедность. В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг.», отмечается, что для многодетных семей характерны максимальные риски бедности.

Получается, что государство знает о проблеме бедности многодетных семей, но никаких мер для исправления ситуации не предпринимает. В подтверждении можно привести размеры государственных пособий на детей. Согласно ст. 15 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «О государ ственных пособиях гражданам, имеющим детей»6 размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет:

♦ 1500 руб. по уходу за первым ребенком;

♦ 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Необходимо подчеркнуть, что данное пособие выплачивается не всем, а только определенным категориям граждан7. Проблема несоответствия размеров пособий их целевому назначению характерна для

2 СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

3 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1044.

4 Инструкция Минфина СССР от 21 июля 1956 г. № 273 «О порядке оформления и учета операций по выплате государственных пособий многодетным и одиноким матерям» // СПС Кон-сультантПлюс.

5 Статья 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11 апреля

2005 г. № 43-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами» // День Республики. 2005. № 62—63(16677); Статья 1 Закона Калужской области от 5 мая 2000 г. № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» // Весть. 2000. № 101; Статья 1 Закона ЕАО от 19 сентября

2006 г. № 757-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // Биробиджанер штерн. 2006. № 72—73; Статья 2 Закона Республики Башкортостан от 24 июля 2000 г. № 87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» // Советская Башкирия. 2000. № 174(24654); Статья 150 Семейного кодекса Республики Татарстан от 13 января 2009 г. № 4-ЗРТ // Республика Татарстан. 2009. № 8; Статья 1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» // Марийская правда. 2004. № 237; Статья 22 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 1996 г. № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» // Кабардино-Балкарская правда. 1996. № 157; Постановление Правительства РД от 7 сентября 2005 г. № 146 // СЗ РД. 2005. № 9. Ст. 630; Статья 22 Закона Республики Ингушетия от 29 ноября 1999 г. № 27-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» // Ингушетия. 1999. № 61; Указ Президента Чеченской Республики от 28 сентября 2007 г. № 366 «Об определении категории многодетной семьи» // СПС КонсультантПлюс.

6 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

7 Абзацы 6—8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Например, матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и т.п.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

многих семей с детьми. Размер пособий не сопоставим с реальными затратами, которые вынуждены делать в многодетных семьях для благополучия и полноценного развития своих детей. Ведь давно известно, что когда государство начинает экономить на детях, то оно проигрывает.

В связи с этим мы не можем не обратить внимание на обещания государства, но закрепленные в виде таких формулировок как «оказывать необходимую помощь», «обеспечить», «содействовать», «учитывать», на практике не срабатывают. Поэтому на местах серьезно «забуксовали» такие меры социальной поддержки многодетных семей, как:

♦ организация крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий и других коммерческих структур и выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога, предоставление безвозмездной материальной помощи, либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;

♦ выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

♦ предоставление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Наверное, самой серьезной проблемой для большинства многодетных семей, является жилищный вопрос. И каждый регион старается решить данную проблему по-своему.

Несколько слов о том, как обстоят дела в таком субъекте РФ как Москва. Согласно постановлению Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. № 248-ПП «О первоочередных мерах по обеспечению много дет-ных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде г. Москвы»8 (далее — постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. № 248-ПП) по состоянию на 2008 г., на жилищном учете состояли более шести тысяч многодетных семей, из них около одной тысячи семей, где четверо и более детей.

Правительство Москвы предложило обеспечить многодетные семьи жилыми помещениями путем типового домостроения, так как возникают проблемы подбора квартир большой площади с планировкой,

удовлетворяющей изменяющимся во времени потребностям таких семей.

Но предложение, сделанное очередникам из числа многодетных семей, многих не устраивает. Во-первых, многодетные семьи, давшие согласие переехать в малоэтажные жилые дома должны освободить занимаемые ими квартиры и передать их городу, а взамен им предлагается заключить договор безвозмездного пользования жилыми помещениями сроком на пять лет с правом его заключения на новый срок на период до достижения младшим ребенком в многодетной семье возраста 16 лет (если он обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — возраста 18 лет).

Если семья расторгнет договор безвозмездного пользования жилым помещением в малоэтажном жилищном фонде Москвы досрочно или в связи с нарушениями семьей условий договора, то они должны освободить жилое помещение в малоэтажном жилищном фонде в течение трех месяцев. В данном случае семья возвращается на прежнее место жительства, т.е. в ранее занимаемое жилое помещение.

Во-вторых, это проблема переезда и адаптации на новом месте, в особенности детей. Также немаловажными являются наличие общественного транспорта, школ, поликлиник, мест проведения досуга и т.п. Как показывает практика, наличие всего этого родители считают важным моментом, и, их отсутствие, чаще всего, является поводом для отказа.

В-третьих, в постановлении Правительства Москвы от 1 апреля 2008 № 248-ПП говорится, что при расторжении или прекращении договора, а также при отсутствии каких-либо оснований для его перезаключения на новый срок гражданам, занимавшим жилые помещения в малоэтажных жилых домах, предоставляется другое жилое помещение в порядке и на условиях, установленных Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения»9 (далее — Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29).

Это опять очередь, так как семья должна подать заявление о предоставлении ей жилого помещения или средств субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того семья должна удовлетворять условиям предоставления жилого помещения

8 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 22.

9 Там же. 2006. № 42.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

в соответствии с очередностью по дате постановки на жилищный учет граждан, проживающих в Москве не менее десяти лет, установленным программой обеспечения жителей Москвы жилыми помещениями на соответствующий год, а также условиям участия в возмездных городских жилищных программах на соответствующий год.

Правительство Республики Бурятия, например, жилищные вопросы многодетных семей, решает следующим образом. Несмотря на то, что многодетной, согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 6 июля 2006 г. № 1810-Ш «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия» признается семья с тремя и более детьми, единовременная денежная выплата на приобретение жилых помещений предоставляется многодетным семьям, имеющим шесть и более детей10. А остальные многодетные семьи, должны решать жилищные вопросы самостоятельно. Что мы считаем несправедливым.

В Краснодарском крае сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья привело к уменьшению количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, в том числе и многодетным семьям. А приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.

Нельзя не отметить, что все это повлекло такие последствия, что очереди на получение жилья для граждан в основном стали составлять 15—20 лет, а в отдельных случаях 30—40 лет. И правительство Краснодарского края приняло решение предоставлять многодетным семьям социальные выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома. При этом размер социальной выплаты не может превышать двукратного размера кредита11.

В Республике Марий-Эл жилищные вопросы многодетных семей решаются путем предоставления земельных участков бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной собственности Республики Марий Эл. В данном случае у многодетной

семьи возникает другая проблема. И эта проблема связана отсутствием необходимых денежных средств на приобретение строительных материалов. Ведь необходимо помнить о том, что в большинстве своем многодетные семьи относятся к категории малообеспеченных граждан.

Например, в 2011—2012 гг. в рамках реализации постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2011 г. № 109 (ред. от 8 мая 2013 г.) «Об утверждении программы развития жилищного строительства в Республике Марий Эл на 2011—2015 гг.»12, многодетным семьям предоставлено 287 земельных участков.

Как мы видим, что жилищные проблемы многодетных семей в разных регионах решаются по-разному. И везде данная категория граждан сталкивается с определенными проблемами. Можно ли избежать указанных проблем? Мы считаем, что да. Необходимо отработать четкий механизм реализации программ, направленных на улучшение жилищных проблем многодетных семей, и не различать их по количеству детей, как в некоторых регионах. Так как большинство многодетный семей нуждаются в улучшении жилищных условия.

Государство просто обязано приложить все усилия для того, чтобы многодетных семей было больше, и их проблемы решались без лишних трудностей. Тем более, что Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.»13 направлен на решение задачи по повышению уровня рождаемости. И в данном Указе говорится об усилении государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

♦ развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая ре-

10 Постановление Правительства Республики Бурятия от 8 июня 2011 г. № 283 г. «Об утверждении порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений многодетным семьям, имеющим шесть и более детей» // Бурятия. 2011. № 103.

11 Постановление главы администрации Краснодарского края от 7 февраля 2012 г. № 120 (ред. от 12 июля 2013 г.) «Об утверждении Порядка предоставления физическим лицам социальных выплат на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома» // Кубанские новости. 2012. № 28.

12 СПС КонсультантПлюс.

13 СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

гулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

♦ усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

♦ создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родите-

лей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми и т.д.

Хотелось бы, чтобы все это воплощалось в реальную жизнь граждан, а не оставалось только на бумаге.

Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что проблем у многодетных семей достаточно, мы озвучили только некоторые из них.

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ОПЦИОННОГО ДОГОВОРА

С.О. МАКАРЧУК,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право E-mail: izkemerovo@mail.ru

Аннотация. Анализ действующего российского законодательства с учетом готовящихся к внесению в Гражданский кодекс Российской Федерации поправок позволяет сделать вывод о том, что опционный договор не может рассматриваться в качестве предварительного договора. Между тем опционный договор обладает организационным характером, ввиду его направленности на упорядочивание будущих взаимосвязей участников отношения.

Ключевые слова: опционный договор, предварительный договор, организационные отношения, субъективное право, субъективная обязанность, гражданское правоотношение.

ABOUT ORGANIZATIONAL FUNCTION OF THE OPTION CONTRACT

S.O. MAKARCHUK,

teacher of chair of civil law and process of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The analysis of the existing Russian legislation taking into account preparing for entering into the Civil code of the Russian Federation of amendments allows to draw a conclusion that the option contract can't be considered as the preliminary contract. Meanwhile the option contract possesses organizational character, in view of its orientation on ordering of future interrelations of participants of the relation

Keywords: option contract, preliminary contract, organizational relations, subjective right, subjective duty, civil legal relationship.

Проектом Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее — Проект), в Гражданский кодекс РФ предполагается ввести норму, предусматривающую новую для отечественного законодательства договорную конструкцию — опционный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 429.2 Проекта по опционному договору (опциону) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне безусловное право заключить договор, на условиях, предусмотренных опционом.

Опцион предоставляется за плату или иное встречное предоставление либо безвозмездно, если выдача опциона обусловлена иным охраняемым законом интересом, вытекающим из отношений сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.