Научная статья на тему 'Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения'

Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14454
1626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / STANDARD AND LEGAL BASE / SOCIAL SUPPORTS OF LARGE FAMILIES / MATERNITY CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна

Многодетная семья, являясь важнейшим социальным воспитательным институтом общества обуславливает необходимость комплексного изучения ее структуры, характера межличностных отношений внутри семьи, проблем, которые существуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PROTECTION OF LARGE FAMILIES AND WAYS OF THEIR DECISION

Large family, being the most important social educational institute of society, causes need of complex studying of its structure, character of the interpersonal relations in family, problems which exist.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации социальной защиты многодетных семей и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Л. Ф. ГОЛУБЕВА

Многодетная семья, являясь важнейшим социальным воспитательным институтом общества обуславливает необходимость комплексного изучения ее структуры, характера межличностных отношений внутри семьи, проблем, которые существуют.

Ключевые слова: материнство и детство, нормативно-правовая база, социальная поддержка многодетных семей, материнский капитал.

Сложность и многоаспектность проблемы сегодняшней многодетной семьи вряд ли будут отрицать как сторонники таких семей, так и их критики. Не претендуя на всеохватность, нужно обратить внимание на анализ реальных сложностей и преимуществ, которые вырисовываются в жизни семей, где растут трое и более детей. На отношение к тем же проблемам так называемого общественного мнения, становится для многодетных семей еще одной серьезной проблемой, т. к. несмотря на сложившиеся демографические проблемы, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем, не всегда доброжелательного.

Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Одним из приоритетов Программы демографического развития России до 2015 г. является повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности и защита прав семьи [4]. Однако многодетные семьи пока остаются одной из самых уязвимых категорий населения.

Многодетная семья - это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории [3]:

- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня развития, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Рассуждая на тему условий жизни семьи, сторонники многодетности чаще всего приводят в пример патриархальную русскую семью. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны.

Сторонники иной точки зрения считают, что современные условия жизни и тот этап экономического развития России, который совпал с детородным возрастом современной женщины, экономическая непредсказуемость уровня доходов семьи заставляют более ответственно подойти к вопросу планирования количества детей. При этом, по их мнению, вопрос о начавшемся реально демографическом кризисе следует обращать к правительству, а не к рядовым гражданам, для которых установка на материальную стабильность жизни пока не совпадает с установкой на многодетность.

Существующая нормативно-правовая база позволяет осуществить правовую поддержку многодетных семей. В настоящее время действует комплекс документов, направленных на поддержку семей, имеющих трех и более детей, в который входят:

- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

- Закон Тамбовской области от 26 мая

2011 г. № 11-З «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области»;

- Закон Тамбовской области от 29 июня

2012 г. № 161-З «О ежемесячной денежной выплате на третьего и последующего ребенка, рожденного в семье, имеющей среднедушевой доход ниже сложившегося среднедушевого денежного дохода населения Тамбовской области».

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от кото-

рой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи и т. п.).

Программа государственной поддержки многодетных семей реализуется по следующим направлениям [9]:

- совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;

- государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

- содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

- поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

- повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

- формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

- совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

- обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

- содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

- обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

- повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

- создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

- повышение мобильности многодетных семей;

- привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

- моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

Правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе РФ от 30.12.2001 г. и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей [8].

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 253); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст. 259); установление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, направление в командировки, перевод на более легкую работу - ст. 254, 259).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие меры: запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 259); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет) и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 259), по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, предоставляется возможность работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 256).

С 1980 г. действует Положение «О порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время», согласно которому предусматриваются общие и специальные правовые нормы, обеспечивающие женщинам более благоприятные условия для сочетания ими функций материнства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Согласно Постановлению, режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать:

- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели;

- сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены);

- сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.

Установлены перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 258), женщинам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения (ст. 257).

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (ст. 261), для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы. Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262). Женщине, имеющей двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью, либо по частям (ст. 263).

Установлен ряд льгот для многодетных семей, в их числе: бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет по рецептам врача; бесплатное питание в школе (завтраки и обеды); предоставление школьной формы или одежды, ее заменяющей; проезд на внутригородском транс-

порте учащихся школ и профессиональных училищ; льготы семье по оплате жилья и коммунальных услуг.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врача отпускаются бесплатно; дети-инвалиды и сопровождающие их лица пользуются правом на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Вместе с тем в условиях дефицита бюджета всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не полностью.

Особая проблема многодетных семей -жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60 % многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80 % [5].

Выделение земельных участков многодетным семьям началось в России в 2011 г. Целесообразно сделать повсеместной практику предоставления бесплатных земельных участков при рождении третьего ребенка. Поддержка молодых и многодетных семей должна выйти в России на новый уровень.

Стоит заметить, что в разных регионах к решению задачи по выделению земельных участков многодетным семьям могут быть найдены разные подходы. Пока однозначно можно утверждать лишь о двух основополагающих моментах новой программы:

- выделение земельных участков многодетным семьям будет производиться бесплатно;

- на предоставление земельных участков семьи смогут рассчитывать при рождении третьего либо последующих детей.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а

также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты. Поэтому государственная политика направлена на улучшение качества жизни многодетных семей, о чем свидетельствует ряд новых законопроектов, которые были введены и которые предстоит реализовать в ближайшем будущем.

Администрация Тамбовской области, управление социальной защиты области осуществляет социальную поддержку многодетных семей в соответствии с конкретными нормативно-правовыми актами [6; 7 и др.].

В настоящее время в соответствии с постановлением администрации области от 30.06.2010 № 775 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области» (в редакции постановления от 24.12.2010 № 1541) многодетная семья имеет право обратиться за возмещением затрат на приобретение твердого топлива (дрова, уголь) один раз в год.

Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется в соответствии с требованиями постановления администрации области от 24.08.2009 № 999 «О реализации Закона области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» (в редакции от 01.03.2010), приказом управления труда и социального развития области от

06.10.2009 № 2505-ф «Об организации работы по реализации Закона области от 23.06.2006 № 57-З «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» (в редакции от 01.06.2009) и постановления администрации области от 24.08.2009 № 999 «О реализации Закона области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» и договорами, соглашениями об обмене информацией, заключенными с организациями и учреждениями, поставщиками коммунальных услуг и организацией - участником в расчетах платежей за предоставленные и потребленные услуги.

Финансирование мер социальной поддержки многодетных семей осуществляется в полном объеме, задолженности по выплатам нет.

На основании сведений, поданных организациями - поставщиками услуг, о фактических платежах, произведенных многодетными семьями за потребленные коммунальные услуги, производится расчет (перерасчет) и возмещение 30 % суммы оплаты за коммунальные услуги в пределах нор-

мативов потребления, утвержденных в установленном порядке.

Предоставление иных льгот и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами:

- Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; от 29.12.2007 № 973 «О порядке и условиях предоставления в 2008-2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования»;

- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от

23.12.2009 № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

- Законами Тамбовской области от

01.09.2009 № 530-З «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих детей, беременных женщин»; от

16.03.2010 № 631 -З «Об организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей»; от 06.07.2010 № 669-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области»;

- Постановлениями Администрации Тамбовской области от 26.03.2008 № 374 «Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тамбовской области на период 2008-2015 гг.».

Кроме того, многодетным семьям из числа неработающих граждан предоставляется единовременное пособие при рождении ребенка, а также выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Определены меры социальной поддержки многодетной семьи, согласно которым многодетная семья имеет право на [7]:

- возмещение 30 % от суммы на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- бесплатную выдачу лекарств детям до 6 лет по рецепту врача;

- бесплатную выдачу топлива, горючесмазочных материалов, угля, семьям, проживающим в сельской местности;

- бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях;

- денежные выплаты на приобретение школьной формы;

- предоставление 70 % скидки по оплате содержания третьего ребенка в детском саду;

- бесплатное посещение один раз в месяц музеев, выставок и других культурно-массовых мероприятий;

- бесплатное посещение региональных и муниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных лагерей;

- оказание помощи в организации фермерского хозяйства, выделение земли;

- предоставление в первоочередном порядке садово-огородных участков в размере 1,5 га на семью;

- внеочередное обслуживание в ж/д кассах и кассах автовокзала;

- выплату ежемесячного пособия в размере 300 руб. на каждого ребенка до 16 лет или ребенка до 18 лет, который обучается в общеобразовательном учреждении;

- социальную выплату на приобретение жилого помещения в случае рождения третьего ребенка и более детей, семье, признанной нуждающимся в улучшение жилищных условий;

- единовременную выплату на приобретение крупного рогатого скота молочного направления семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей и не имеющей его в своем подсобном хозяйстве;

- денежную выплату, предоставляемую один раз в три года, на приобретение школьной и спортивной формы один раз в год;

- предоставление при рождении одновременно трех и более детей в семье, признанной в установленном порядке, нуждающейся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой исчисляется исходя из количества членов семьи и 18 м2 общей площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и средней стоимости 1 м2 общей площади жилья;

- субсидирование процентной ставки по одному кредитному договору, полученному для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, либо на приобретение строительных материалов;

- однократное предоставление областного материнского (семейного) капитала в сумме 100 тыс. руб. на приобретение (строительство) жилого помещения при рождении ребенка в семье, не получавшей единовременную выплату на улучшение жилищных условий, единовременную денежную выплату на приобретение жилого по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мещения, субсидию по кредиту, полученному на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

В дополнение к этим мерам, предусмотренным федеральным законодательством, в соответствии с Законом Тамбовской области от

26.05.2011 г. № 11-З, начиная с 2012 г., семьям, в которых родится 3-ий ребенок, из регионального бюджета будет выплачиваться областной материнский капитал на улучшение жилищных условий в размере 100 тыс. руб.

Законом Тамбовской области от 2 октября

2012 г. № 194-З «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тамбовской области «О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области» расширен перечень целей однократного предоставления областного материнского (семейного) капитала в сумме 100 тыс. руб. на приобретение, строительство жилого помещения при рождении ребенка (детей) дополнен реконструкцией объекта индивидуального жилищного строительства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» для улучшения демографической ситуации в Тамбовской области, повышения рождаемости и оказания социальной поддержки семей и детей принят Закон Тамбовской области от 29 июня 2012 г. № 161-З «О ежемесячной денежной выплате на третьего и последующего ребенка, рожденного в семье, имеющей среднедушевой доход ниже сложившегося среднедушевого денежного дохода населения Тамбовской области». Данный закон устанавливает правовые основы предоставления ежемесячной денежной выплата на третьего и последующего ребенка, которая выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения им возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума для детей, установленном законом Тамбовской области на очередной календарный год. Размер величины прожиточного минимума для детей устанавливается ежегодно до 1 сентября. В настоящее время выплата составляет 4827 руб. и осуществляется за счет средств областного бюджета [6].

Поддержка семей и рождаемости - важный политический вопрос. В опросе Фонда общественного мониторинга «Ситуация с рождаемостью» (2005 г.) 81 % опрошенных считали, что правительству следует принять меры для повышения уровня рождаемости.

В демографических исследованиях для измерения рождаемости используют так называемый общий коэффициент рождаемости - среднее чис-

ло рождений у одной женщины в течение ее жизни. По данным Росстата, в 2009 г. этот коэффициент составлял 1,54 (самое низкое значение с 1990 г. было в 1999 г. - 1,16). К 2018 г. планируется повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,753 [2].

В условиях низкой смертности для возмещения поколений коэффициент рождаемости должен быть чуть выше 2. По данным комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, все расходы на меры государственной поддержки семьи и рождаемости на 2010 г. не превышают в России 0,79 % ВВП.

Проанализировав в 2006 г. рождаемость и смертность в стране, правительство пришло к выводу, что если в ближайшие пять лет ничего не сделать, то население России уменьшится на несколько миллионов человек, а это прямая угроза нации, экономике и вообще всему государству. Вопрос о низкой рождаемости и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому к 2007 г. был подготовлен и принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому была введена материальная мера поддержки семей, решившихся на второго, третьего и более детей. За всю историю Российского государства ничего подобного не вводилось, да и ни в одной стране мира нет таких законопроектов. Принятый нормативный акт, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), предоставляет право на материнский капитал в размере, ежегодно устанавливающимся государством, семьям, в которых, начиная с 1 января 2007 г., родились или были усыновлены вторые или последующие дети. Причем такое право ограниченно временными рамками с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. Но средства могут быть потрачены гораздо позже.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до

перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (табл. 1).

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Таблица 1

Размер материнского (семейного) капитала

Год Сумма средств материнского капитала, руб. Процент увеличения материнского капитала, инфляция

2007 250 000,0

2008 276 250,0 +10,5 %; инфляция за 2007 г. 11,9 %

2009 312 162,5 +13 %; инфляция за 2008 г. 13,3 %

2010 343 378,8 +10 %; инфляция за 2009 г. 8,8 %

2011 365 698,4 +6,5 %; инфляция за 2010 г. 8,8 %

2012 387 000,0 +6,0 %; инфляция в 2011 г. 6,1%

2013 408 960,5 +9,4%, инфляция в 2012 г. 6,6 %

2014 420 000,0 +9,7 % к значению 2013 г.

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

- женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.;

- мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;

- отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

- несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Можно сказать уже сейчас, что у материнского капитала есть свои плюсы и минусы. Главный «плюс» материнского капитала состоит в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал - он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок [1].

Следует отметить, что последствия закона о материнском капитале чувствуются, т. е. сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствуя развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи. Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость.

Увеличивают ли рождаемость пособия на детей, пособия по беременности и другие финансовые меры, такие как налоговые льготы или материнский капитал? На этот вопрос ответить не так просто. Ведь на рождаемость влияет огромное число неэкономических факторов - изменение в структуре населения (например, соотношение числа женщин и

мужчин), наличие и доступность средств контрацепции, изменения в культуре (например, неприятие рождения ребенка вне брака и т. д.)

Как показывает практика, большинство молодых пар не могут преодолеть свою экономическую зависимость от родителей. С появлением детей в семье, при условии, когда существует проблема с дошкольными образовательными учреждениями для детей, молодые супруги вынуждены прибегать к помощи своих родителей. Все это мешает становлению молодой семьи, самостоятельности молодых супругов.

Именно поэтому сейчас усилия государства направлены на улучшение экономического благополучия молодых семей. Помощь должна быть комплексной и включать в себя как средства материальной поддержки, закрепленные законодательно, так и помощь в воспитании детей, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, как государственных, так и частных.

Литература

1. Быстров А. А. Материнский капитал не стимулирует рождаемость? // Социальное исследование. 2008. № 12.

2. Гуриев С., Цывинский О. Материнский капитал в России веден не зря. Рожаем... URL: http:// demoscope.ru

3. Зайцева Н. М. Первые шаги // Социальная работа. 2007. № 3.

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (Концепция принята правительством РФ 25.08.2001 г.) URL: http:// demoscope.ru

5. Пациорковский В. В., Пациорковская В. В. Большая семья в демографической ситуации России // Социальное исследование. 2009. № 3.

6. Об установлении на 2013 год величины прожиточного минимума для детей в целом по Тамбовской области в целях предоставления ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего ребенка: закон Тамбовской области от 29 июня 2012 г. № 162-З. URL: http://base.garant.ru

7. О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. № 11-З. URL: http://base.garant.ru

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: http://base.garant.ru

9. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431. URL: http://base.garant.ru

* * *

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PROTECTION OF LARGE FAMILIES AND WAYS OF THEIR DECISION

L. F. Golubeva

Large family, being the most important social educational institute of society, causes need of complex studying of its structure, character of the interpersonal relations in family, problems which exist.

Key words: motherhood and childhood, standard and legal base, social supports of large families, maternity capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.