УДК 347.73(47) М.М. ВИНОКУРОВА
ББК 67.402 старший преподаватель Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: protonovna@mail.ru
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
Посвящена финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности проанализирован порядок предоставления им субсидий. Изучен механизм выделения субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета РФ, рассмотрены как федеральные законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие этот процесс. Сделаны выводы в отношении действующего порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, малый бизнес, субсидии, межбюджетные трансферты, программа развития малого и среднего предпринимательства, финансирование, финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
M.M. VINOKUROVA
senior lecturer of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: protonovna@mail.ru
LEGAL REGULATION OF SUBSIDIES FOR SMALL AND MIDDLE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT FROM THE RF FEDERAL BUDGET
The article i s dedicated to the financial support for small and medium-sized businesses; in particular there is an analysis of the procedure of providing them with subsidies. The mechanism of subsidizing from the RF federal budget for the development of small and medium-sized businesses is studied and both federal laws and subordinate legislation that regulate this process are examined. The conclusions on the current order of providing subsidies to small and medium-sized businesses are made.
Keywords: small and medium-sized business entities, small business, subsidies, inter-budget transfers, small and medium business development program, financing, financial support for small and medium enterprise.
В условиях экономического кризиса одной из самых актуальных государственных задач является содействие развитию малого и среднего предпринимательства, так как увеличение числа малых предприятий ведет к выравниванию макроэкономической ситуации, увеличению ВВП, повышению уровня жизни населения и снижению социальной напряженности в стране. В настоящий момент государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) оказывается в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон о развитии) [4].
В соответствии со ст. 3 Закона о развитии государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства является деятельность государственных и муниципальных органов, направленная на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП. При этом одна из наиболее востребованных форм государственной поддержки МСП — финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, которая, согласно ст. 17 Закона о развитии, осуществляется путем предоставления субъектам МСП субсидий, а также бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам. Поскольку
© М.М. Винокурова, 2010
МЖ ВИНОКУРОВА
финансовая поддержка МСП представляет собой одну из форм государственной поддержки МСП в целом, то субсидии, бюджетные инвестиции и государственные и муниципальные гарантии могут быть предоставлены только при реализации программ развития МСП. Более того, бюджетные ассигнования на реализацию программ развития могут быть предоставлены только в этих формах исходя из требований ст. 17 Закона о развитии.
Поскольку основной формой финансовой поддержки МСП является выделение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ, проанализируем порядок их доведения до малого и среднего бизнеса.
В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) субсидии могут рассматриваться как бюджетные ассигнования, предоставляемые юридическим лицам, а также как бюджетные ассигнования на межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в другой [1]. Согласно упомянутой ст. 17 Закона о развитии, в процессе реализации государственной и муниципальной поддержки субъектов МСП субсидии выделяются юридическим лицам только из региональных и местных бюджетов, из федерального же бюджета субсидии могут быть предоставлены в качестве межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод: напрямую программы поддержки финансируются только из региональных и местных бюджетов, т.е. бюджетные ассигнования на субсидии юридическим лицам (субъектам МСП) не могут быть предусмотрены в федеральном бюджете.
Рассмотрим порядок доведения субсидий на развитие малого и среднего бизнеса из федерального бюджета до бюджетов субъектов РФ.
Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 132 БК РФ цели и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и их расходования, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не
менее трех лет. Следовательно, при финансировании поддержки субъектов МСП должен быть соблюден аналогичный порядок. Также п. 2 ст. 17 Закона о развитии устанавливается, что распределение субсидий бюджетам субъектов РФ осуществляется на основании порядка, утвержденного Правительством РФ. Однако вопрос, необходимо ли органам государственной власти Российской Федерации принимать федеральную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства, остается открытым.
Закон о развитии предусмотрел принятие федеральных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, такое же положение содержалось и в Законе о поддержке, однако последней официально принятой программой была Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 [7]. Министерством по антимонопольной политике был разработан проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг., но утвержден он не был. Однако постановлением Правительства Российской Федерации «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 22 апреля 2005 г. № 249 [6] был введен порядок предоставления субсидий субъектам РФ на государственную поддержку малого предпринимательства, который впоследствии был изменен [2]. В соответствии с установленными этим актом правилами субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации выделялись на конкурсной основе для финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству субъектами Российской Федерации. Таким образом, в некоторой мере это постановление заменило собой принятые ранее программы развития субъектов малого предпринимательства.
В настоящий момент принято новое постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку
малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 27 февраля 2009 г. № 178 [5], которым утверждены правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП. Согласно этим правилам, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки МСП в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП, повышение их конкурентоспособности, увеличение их количества, обеспечение занятости населения, увеличение объема производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг).
Предоставление субсидий бюджету субъекта РФ производится на основании соглашения. Контроль за эффективностью и целевым использованием субсидий осуществляется в соответствии с отдельными подзаконными актами [8].
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обязано ежегодно определять правила проведения конкурсного отбора субъектов для получения субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства, а также проводить такой конкурс. В частности, в 2009 г. приказом Министерства экономического развития РФ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 30 января 2009 г. № 31 [3] установлен порядок проведения такого конкурса в 2009 г. В приложении № 3 к этому приказу установлены уровни софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий на 2009 г. Так, в отношении большинства субъектов уровень софинансирования из федерального бюджета устанавливается в размере 80%, однако в некоторых регионах он ниже, при этом минимальный уровень составляет 50%.
В соответствии с правилами, установленными упомянутым приказом, для участия в конкурсе субъект Российской Федерации должен определить сумму, на которую он претендует, подавая заявку, указать размеры средств, направляемых на финансиро-
вание перечисленных выше мероприятий из регионального бюджета, определить орган государственной власти субъекта РФ, который будет взаимодействовать с федеральным министерством, и т.д.
По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета не предполагает принятия отдельной федеральной программы развития малого и среднего бизнеса, несмотря на то что в соответствии с положениями Закона о развитии государственной поддержкой субъектов МСП является деятельность, направленная на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития МСП.
С одной стороны, можно заметить некоторое терминологическое противоречие, которое может вызвать неясности при реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь финансирование должно осуществляться в рамках программы развития МСП, а программа на федеральном уровне не принимается (хотя и может быть принята).
С другой стороны, порядок, установленный ст. 132 БК РФ для предоставления субсидий бюджетам субъектов и предполагающий принятие отдельного федерального закона или нормативного акта Правительства РФ, которым конкретизируются порядок и форма проведения конкурсного отбора для предоставления субсидий по определенному направлению, соблюден (путем принятия упомянутого постановления правительства о распределении субсидий). Также анализируемый порядок полностью соответствует п. 2 ст. 17 Закона о развитии, согласно которому средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МСП, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, субсидии на поддержку МСП распределяются не во исполнение Федеральной программы развития МСП, а в соответствии с теми программами (и объемом финансирования по ним), которые принимают субъекты Федерации. На наш взгляд, федеральные органы власти путем установления данной системы преследуют несколько целей:
М..М,. ВИНОКУРОВА
- стимулирование региональных властей к более активным действиям в сфере поддержки субъектов МСП, в частности к увеличению объемов финансирования региональных программ развития МСП, так как именно от этого зависит размер субсидий, предоставляемых на данные цели из федерального бюджета;
- отсутствие необходимости принимать и исполнять Федеральную программу развития МСП при наличии реального финансового механизма поддержки МСП путем субсидирования региональных бюджетов;
- принятие на себя федеральным центром координирующей роли по развитию МСП.
Отмечая положительные моменты действующего в настоящий момент порядка предоставления федеральной финансовой поддержки субъектам МСП, необходимо отметить и ряд отрицательных его сторон. В частности, при отсутствии у субъектов Федерации возможности принимать и финансировать собственные программы развития МСП в силу низкого уровня региональных доходов субъекты МСП, находящиеся на территории таких регионов, лишаются возможности получать и федеральную поддержку тоже, поскольку она оказывается только тем регионам, которые отвечают конкурсным требованиям при распределении субсидий на такую поддержку.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 авг.
2. О внесении изменений в правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 20 марта 2008 г. № 188 // Российская газета. 2008. 26 марта.
3. О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ Минэкономразвития РФ от 30 янв. 2009 г. № 31 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: (в ред. федер. закона от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
5. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 27 февр. 2009 г. № 178 // СЗ РФ. 2009. 3 сент.
6. Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 22 апр. 2005 г. № 249 // Российская газета. 2005. 12 мая.
7. Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг.: постановление Правительства РФ от 14 февр. 2000 г. № 121 // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 959.
8. Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии: приказ Минэкономразвития РФ от 29 мая 2009 г. № 198 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Bibliography (transliterated)
1. Byudzhetnyi codex Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Rossiiskaya gazeta. 1998. 12 avg.
2. O vnesenii izmenenii v pravila predostavleniya sredstv federal'nogo byudzheta, predusmotrennykh na gosudarstvennuyu podderzhku malogo predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) khozyaistva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 marta 2008 g. № 188 // Rossiiskaya gazeta. 2008. 26 marta.
3. O merakh po realizatdii v 2009 godu meropriyatii po gosudarstvennoi podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva: prikaz Minekonomrazvitiya RF ot 30 yanv. 2009 g. № 31 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».
4. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ: (v red. feder. zakona ot 2 avg. 2009 g. № 217-FZ) // SZ RF. 2007. № 31. St. 4006.
5. O raspredelenii i predostavlenii subsidii iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiiskoi Federatsii na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) khozyaistva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 fevr. 2009 g. № 178 // SZ RF. 2009. 3 sent.
6. Ob usloviyakh i poryadke predostavleniya sredstv federal'nogo byudzheta, predusmotrennykh na gosudarst-vennuyu podderzhku malogo predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) khozyaistva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 apr. 2005 g. № 249 // Rossiiskaya gazeta. 2005. 12 maya.
7. Ob utverzhdenii Federal'noi programmy gosudarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva na 20002001 gg.: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 fevr. 2000 g. № 121 // SZ RF. 2000. № 8. St. 959.
8. Ob utverzhdenii form i srokov predstavleniya dokumentov, neobkhodimykh dlya polucheniya subsidii iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov Rossiiskoi Federatsii na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) khozyaistva, i dokumentov, podtverzhdayushchikh osushchestvlenie raskhodov byudzhetov sub'ektov Rossiiskoi Federatsii, istochnikom finansovogo obespecheniya kotorykh yavlyayutsya subsidii: prikaz Mineconomrazvitiya RF ot 29 maya 2009 g. № 198 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Garant».