Научная статья на тему 'Правовое регулирование предоставления дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, лицам, пострадавших от профессиональных заболеваний'

Правовое регулирование предоставления дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, лицам, пострадавших от профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
557
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агафонов В. А.

Статья посвящена изучению предоставления дополнительных расходов лицам, пострадавших от профессиональных заболеваний. Особое место уделяется изучению законодательных актов, содержащих нормы о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агафонов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL EXPENDITURE ACCORDANCE CONCERNED WITH THE MEDICAL, SOCIAL AND PROFESSIONAL REHABILITATION OF THE PEOPLE SUFFERING FROM PRPOFESSIONAL DISEASES

The article is given up to the analysis of legal regulation of the additional expenditure accordance concerned with medical, social and professional rehabilitation of the people suffering from professional diseases. Special care is given to the study of legal acts, containing rules on social accordance of the people suffering from professional diseases.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предоставления дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, лицам, пострадавших от профессиональных заболеваний»

ПРАВО

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С МЕДИЦИНСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ, ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Агафонов В.А.

Статья посвящена изучению предоставления дополнительных расходов лицам, пострадавших от профессиональных заболеваний. Особое место уделяется изучению законодательных актов, содержащих нормы о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний.

LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL EXPENDITURE ACCORDANCE CONCERNED WITH THE MEDICAL, SOCIAL AND PROFESSIONAL REHABILITATION OF THE PEOPLE SUFFERING FROM PRPOFESSIONAL DISEASES

V.A. Agafonov

The article is given up to the analysis of legal regulation of the additional expenditure accordance concerned with medical, social and professional rehabilitation of the people suffering from professional diseases. Special care is given to the study of legal acts, containing rules on social accordance of the people suffering from professional diseases.

Согласно п. 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [1] (далее - Федеральный закон №125) установление степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности осуществляется учреждением медико-социальной экспертизы.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате профессионального заболевания определяется, исходя из его способности выполнять, работу по прежней специальности или должности [2].

Согласно п. 3 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлени-

ем Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №789 [3] (далее - Положение от 15 мая 2006 г.), одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социаль-ной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признак пострадавшего инвалидом.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Медицинская реабилитация

К сожалению, из норм ст. 8 указанного Федерального закона №125, а также Положения от 15 мая 2006 г. не представляется возможным определить содержание меди-

цинской, социальной и профессиональной реабилитации. Подобное замечание относится и к Форме программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утверждЬшой постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. №56 [4], и к Инструкции о порядке заполнения формы, утверждШной постановлением Минтруда России от 30 января 2002 г. №5 [5].

Как справедливо заметил A.B. Ан, ни в одном из нормативных актов в области реабилитации пострадавших на производстве не содержится точного перечисления всех используемых мер для реабилитации указанного контингента, этапов реабилитации, заинтересованных в реабилитации структур и ответственных за исполнение программ реабилитации пострадавших, что в значительной мере снижает эффективность реабилитации пострадавших [6].

Поэтому, на мой взгляд, здесь следует исходить из того содержания медицинской реабилитации, о котором указано в приказе Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379 н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» [7].

Согласно этому приказу к мероприятиям медицинской реабилитации относятся:

1) реконструктивная хирургия;

2) восстановительное лечение;

3) санаторно-курортное лечение;

4) протезирование и ортезирование.

С учетом положений п.п. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона №125 к медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, следует отнести:

1) лечение застрахованного;

2) приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

3) санаторно-курортное лечение;

4) проезд застрахованного, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской реабилитации;

5) изготовление и ремонт протезов, про-тезно-ортопедических изделий и ортезов. К сказанному следует добавить, что под медицинской реабилитацией понимается комплекс медицинских мер воздействия на человека, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма [8].

Оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется страховщиком до восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Лечение производится в виде:

а) оказания стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве;

6) оказания амбулаторно-поликлиничес-кой помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;

в) осуществления медицинской реабилитации в организациях, оказывающих сана-торно-курортные услуги после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлини-ческой помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации. Оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения, в котором содержится перечень работ и услуг по лечению застрахованного лица, которые оказываются ему медицинской организацией. Примерная

Агафонов В.А.

форма договора об оплате расходов на лечение застрахованных лиц приведена в письме Фонда социального страхования РФ от 7 июня 2006 г. №02-18/06-5656 [9].

Оплата расходов на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего пугШ выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.

Медицинская реабилитация застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного лица медицинских показаний к определенному курсу медицинской реабилитации. Оплата возникающих при этом расходов осуществляется страховщиком путем оплаты расходов на лечение, проживание и питание застрахованного лица, а в случае необходимости (на основании программы реабилитации пострадавшего) - расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица.

Перечень организаций, оказывающих са-наторно-курортные услуги застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 25 января 2008 г. №32-н [10].

Оплата расходов на проезд застрахованного лица (туда и обратно), а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица (туда и обратно) для получения отдельных видов медицинской реабилитации осуществляется страховщиком при поездке застрахованного лица для:

а) лечения;

б) медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги;

в) освидетельствования (переосвидетельствования) в бюро (главном бюро, Федеральном бюро медико-социальной экспертизы по направлению страховщика);

г) проведения экспертизы связи заболевания с профессией по направлению страховщика.

Согласно Положению от 15 мая 2006 г. оплате подлежат расходы на: а) изготовление для застрахованного лица протезов, протезно-ор-топедических изделий, ортезов в соответствии с программой реабилитации пострадавшего; б) ремонт протезов, протезно-орто-педических изделий, ортезов, расходы на изготовление (обеспечение) которых оплачены страховщиком, а также расходы на замену протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов по истечении срока пользования ими либо при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены.

Оценка результатов реализации программы медицинской реабилитации производится руководителем федерального учреждения медико-социальной экспертизы и выражается в следующем: достигнута компенсация; восстановлены нарушенные функции; положительные результаты отсутствуют.

Ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от24 ноября 1995 г. №181-ФЗ [11] устанавливает, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждён распоряжением Правительства РФ от 30 декабря2005 г. №2347-р [12].

Профессиональная реабилитация

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №125 к мероприятиям профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, отнесено профессиональное обучение(переобучение). Как установлено в разделе седьмом «Оплата расходов на профессиональное обучение (переобучение)» Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплата расходов на профессиональное обучение(переобучение)застрахованного лица осуществляется в соответствии с договорами, заключенными страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке. Оплате подлежат расходы на профессиональное обучение (переобучение) застрахованного лица в соответствии с рекомендованными ему программой реабилитации пострадавшего видами профессиональной деятельности при невозможности осуществления по медицинским показаниям деятельности, предшествующей страховому случаю. Размеры оплаты расходов на профессиональное обучение (переобучение) определяются договором, заключаемым между страховщиком и учреждениями (организациями), осуществляющими обучение (переобучение) застрахованного лица, исходя из стоимости платных услуг, оказываемых этими учреждениями (организациями).

Более широким является перечень мероприятий по профессиональной реабилита-

ции лиц, которые в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания признаны инвалидами. Здесь речь идет не только о профессиональном обучении (переобучении), но и о профессиональной ориентации, содействии в трудоустройстве и производственной адаптации.

Вопросы профессиональной реабилитации инвалидов регулируются Законом о социальной защите инвалидов, Законом РФ от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [13], подзаконными актами. Если классифицировать мероприятия профессиональной реабилитации инвалидов в той последовательности, в которой они изложены в Форме индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-соци-альной экспертизы, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г., то на первом месте там стоит профессиональная ориентация. Право граждан на профессиональную ориентацию закреплено в ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Более подробно вопросы профессиональной ориентации изложены в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденном постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. №1 [14].

Основные положения о профессиональном обучении инвалидов содержатся в ст. 19 Закона о социальной защите инвалидов. Здесь указывается, что государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования,

Агафонов В.А.

создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Содействие в трудоустройстве инвалидов включает осуществление ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Необходимость указанных мероприятий обусловлена тем, что по сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности [15]. Согласно ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов к таким мероприятиям относятся:

1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Установление квоты для приема на работу инвалидов регулируется ст. 21 Закона о социальной защите инвалидов.

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, предусмотрено в п. 1 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», как одна из обязанностей работодателей в обеспечении занятости населения.

Социальная реабилитация

В законодательстве о социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отсутствуют правовые нормы, из которых можно сделать определенные выводы о понятии, содержании и видах социальной реабилитации указанных лиц. Нет исчерпывающих норм права и в Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время существует целый ряд нормативных правовых актов, включающих положения о реабилитации, в том числе социальной, всех инвалидов, с охватом и пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо только о реабилитации инвалидов вследствие иных причин. При таких условиях определение понятия социальной реабилитации лиц, пострадавших вследствие профессиональных заболеваний, должно быть произведено путем анализа соответствующего нормативного материала и научной литературы.

Из положений п.п. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона №125 можно сделать вывод, что к социальной реабилитации следует отнести: получение специального транспортного средства; заказ, примерку, получение, ремонт, замену технических средств реабилитации; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами реабилитации при наличии соответствующих медицинских показателей и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.

В ст. 9 Закона о социальной защите инвалидов «Понятие реабилитации инвалидов» к социальной реабилитации отнесены социально-средовая, социально-педагоги-

ческая, социально-психологическая и соци-ально-культурная реабилитация, социаль-но-бытовая адаптация, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Третий нормативный правовой акт, из содержания которого можно сделать соответствующие выводы о социальной реабилитации, - это Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этом нормативном правовом акте речь идет о таких видах социальной реабилитации, как технические средства реабилитации, транспортные средства.

Некоторые сведения о социальной реабилитации содержатся в Форме программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и в Инструкции о порядке заполнения этой формы. В этих документах упоминается о таком виде социальной реабилитации, как обеспечение специальным транспортным средством.

Ряд видов социальной реабилитации содержатся в Форме индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями меди-ко-социальной экспертизы, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития от 4 августа 2008 г. №379-н [16]. Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает следующие мероприятия социальной реабилитации:

1) социально-средовая реабилитация;

2) социально-педагогическая реабилитация;

3) социально-психологическая реабилитация;

4) социокультурная реабилитация;

5) социально-бытовая адаптация;

6) физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Кроме того, в Индивидуальной программе предусмотрены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.

Социально-средовая реабилитация охватывает:

1) психотерапию;

2) психологическое консультирование;

3) обучение персональной сохранности;

4) обучение социальным навыкам;

5) обучение социальному общению;

6) обучение социальной независимости;

7) оказание помощи в решении личных проблем;

8) консультирование по правовым вопросам;

9) обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом [17].

Видами социально-бытовой реабилитации являются:

1) информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации;

2) обучение пострадавшего самообслуживанию;

3) адаптационное обучение семьи пострадавшего;

4) обучение пострадавшего пользованию техническими средствами реабилитации;

5) организация пострадавшего техническими средствами реабилитации [18].

К этому следует добавить обеспечение пострадавших специальными транспортными средствами.

Остановимся на вопросах обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, отдельными видами социальной реабилитации.

О технических средствах реабилитации.

Согласно ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, к техническим средствам реабилитации относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений

Агафонов В.А.

жизнедеятельности человека. Техническими средствами реабилитации являются:

1) специальные средства для самообслуживания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) специальные средства для ухода;

3) специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

4) специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

5) специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Согласно Разъяснению о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2006 г. №842 [19], оплате подлежат расходы по обеспечению застрахованного лица техническими средствами реабилитации, исходя из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №2347-р.

Порядок осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-техни-ческой экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, а также формы заключения медико-техничес-кой экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий утверждены приказом Минздравсоцразвития России от21 августа2008 г. №438-н [20].

Порядок и условия обеспечения инвалидов транспортными средствами установле-

ны Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счёт средств федерального бюджета инвалидам, которые до 1 января 2005 г. состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» [21] и утвержденными этим Постановлением Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. Кроме того, Минздравсоцразвития России 16 сентября 2008 г. №494-н издан приказ «Об утверждении форм списков инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учёте для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для обеспечения легковыми автомобилями и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, а также о порядке и сроке предоставления этих форм» [22].

По истечении срока эксплуатации транспортного средства и при наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица, ему предоставляется очередное транспортное средство. При этом предоставление очередного транспортного средства может иметь место не чаще, чем один раз в семь лет.

Кроме оплаты расходов на приобретение транспортных средств для лиц, пострадав-

шихот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховщик осуществляет оплату расходов на текущий ремонт транспортных средств и горюче-смазочные материалы для них. Оплата этих расходов производится страховщиком путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 руб. в год.

Оплата расходов на капитальный ремонт транспортного средства производится один раз в течение срока его эксплуатации, который составляет для мотоколясок - 5 лет, а для автомобилей - не менее 7 лет. Расходы на капитальный ремонт возмещаются застрахованному лицу по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски. Стоимость ремонта определяется исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте РФ на дату проведения ремонта.

Закон о страховании от несчастных случаев закрепил в ст. 8 право застрахованных лиц на оплату расходов на проезд, а в не-

обходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов социальной реабилитации.

Оплата расходов на проезд застрахованного лица производится при проезде на транспорте междугородного сообщения по кратчайшему или беспересадочному маршруту по фактическим расходам. Эти расходы должны быть подтверждены проездными документами. В Положении от 15 мая 2006 г. установлены предельные размеры стоимости проезда в зависимости от вида транспорта (железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный). Оплата расходов возможна и на проезд застрахованного лица на личном автотранспорте. Она осуществляется при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы на горючее, и на основании данных расчёета о расстоянии от места жительства застрахованного лица до места получения отдельных видов реабилитации, освидетельствования (переосвидетельствования) и норме расхода бензина.

ЛИТЕРАТУРА

1.СЗРФ. 1998. №31. Ст. 3803.

2. Определение Верховного Суда РФ от 14 августа 2007 г. №ГКПИ07-774.

3. СЗ РФ. 2000. №43. Ст. 4247.

4. Бюллетень Минтруда России. 2001. №9.

5. Справочная правовая система «Гарант».

6. Ан A.B. Медико-социальные основы заболеваемости, инвалидности и научное обоснование системы мер по повышению эффективности комплексной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2008. С.15.

7. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. №9.

8. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. М., 2006. С. 64.

9. Справочная правовая система «Гарант».

10. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. №4.

11.СЗРФ. 1995. №48. Ст. 4563.

12. СЗ РФ. 2006. №4. Ст. 453.

13. СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1915.

14. БНА. 1996. №10.

Агафонов В.А.

15. Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость // Управление персоналом. 2007. №6. С. 63.

16. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. №9.

17. Баскаков В.Н., Андреева О.Н. и др. Страхование от несчастных случаев на производстве: Актуарные основы. М., 2001.

18. Баскаков В.Н., Андреева О.Н. и др. Страхование от несчастных случаев на производстве: Актуарные основы. М., 2001.

19. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2007. №3.

20. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. №10.

21. СЗ РФ. 2008. №38. Ст.4310.

22. Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. №11.

ПРАВО

ПРИРОДА ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Шевчук П.П.

В статье автор отражает существующую многозначность позиций научного сообщества по вопросу природы правоотношений в исполнительном производстве, условно объединяя их в 4 группы.

THE NATURE OF THE LEGAL RELATIONSHIP IN THE EXECUTORIAL PROCEEDING

P.P. Shevchuck

The already existing in the learned community manifold positions on the matter of the nature of the legal relationship in the executorial proceedings is by convention joined into four groups that is represented in the article.

В российской юридической науке длительное время ведется дискуссия о роли И месте норм, регулирующих исполнительное производство. Наличие значительного числа исследований не решает существующих вопросов о природе правоотношений в исполнительном производстве, правовой природе исполнительного производства, отраслевой принадлежности норм, регулирующих эти правоотношения [1].

По справедливому замечанию С.В. Ще-палова, «природа правоотношений в исполнительном производстве, очевидно, предопределяется правовой природой исполнительного производства в целом» [2]. Встречающиеся в юридической литературе концепции правовой природы исполнительного производства условно можно разделить на 4 группы:

- концепции, согласно которым исполнительное производство входит в гражданский процесс;

- концепции, определяющие исполнительное производство как часть административного права и процесса [3];

- концепции, согласно которым исполнительное производство по своей правовой природе неоднородно;

- концепции становления самостоятельной отрасли права.

К сторонникам первой группы можно отнести P.E. Гукасяна, М.С. Шакарян, М.Д. Олегова, Е.Г. Стрельцову, А.К. Сергун, H.A. Чечину, Д.М. Чечота и других ученых. Ученые, высказывающие такую точку зрения, обосновывают ее тем, что, во-первых, исполнительное производство имеет с гражданским процессом общую цель. Во-вто-рых, правоотношения в исполнительном производстве и гражданском процессе имеют общий субъект - суд [4], а также объект. В-третьих, нормы, регулирующие исполнительное производство и гражданский процесс, имеют общие методы, предмет, принципы правого регулирования.

Учеными, обосновывающими админис-тративно-правовую природу исполнительного производства, являются Н.Е. Бузнико-ва, Н.Ю. Куприна, И.В. Панова, В.М. Шер-стюк и др. Аргументация ученых сводится к следующему: во-первых, предмет и метод правового регулирования гражданского процессуального права и норм, регулирующих исполнительное производство, не совпадают. Во-вторых, в исполнительном производстве не действует ряд принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.