Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Я.А.

В статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF EVALUATION CADASTRAL VALUE OF LAND PLOTS IN RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of modern legal regulation of the cadastral value of a land plot, including the purpose of establishing uniform rules for assessing the cadastral value of a land plot, the impact of cadastral value on state revenues. The problems in the modern legal regulation of cadastral valuation of land plots are determined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34

Михеева Я.А.

магистрант, 3 курс Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ

КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается вопросы современного правового регулирования оценки кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цель установление единых правил оценки кадастровой стоимости земельного участка, влияние кадастровой стоимости на доходы государства. Определяются проблемы в современном правовом регулировании кадастровой оценки земельных участков.

Ключевые слова: земельный участок, кадастровая и рыночная стоимость; правовое регулирование.

В современной экономике России становится одним из актуальных вопросов, в рамках развития правовой системы, стало проведение государственной кадастровой оценки земельных участков. В соответствии с изменениями, которые были внесены в Налоговый кодекс, кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется как налогооблагаемая база.

В соответствии с российским законодательством оценка земли является сложной процедурой. Сложность заключается в специфике местности. Она имеет разное назначение и потенциальную полезность. В то же время считается, что стоимость самого земельного участка имеет ценность, а возведенные на нем здания считаются улучшением этой стоимости в качестве вклада в него. Кроме того, все здания имеют определенный срок годности, а сам участок не ограничен по времени своей полезностью.

Земельный участок может быть оценен, если он имеет определенные фиксированные границы и статус. Все основные характеристики земельного участка фиксируются в государственном кадастре и в правоустанавливающих документах на него.

В настоящий момент выделяют два вида стоимости земельного участка это рыночная стоимость и кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость представляет собой единую оценку конкретного демаркированного участка с учетом всех его индивидуальных особенностей. Рыночная стоимость земельного участка определяется в зависимости от спроса и предложения, местонахождения и прочих факторов. Итоговую стоимость конкретного земельного участка определяет его собственник. Обжаловать рыночную стоимость покупатель не может.

Кадастровая стоимость — стоимость объекта недвижимости, определяемая в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в результате проведения государственной кадастровой оценки

Для определения кадастровой стоимости земельного участка в России принят ряд нормативных правовых актов, которые основаны в том числе, на международных договорах, к которым присоединилась Российская Федерация. Примером международного договора является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 1. В ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации определены принципы и особенности оценки земель. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 2Э7-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предусматривающий новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.

В соответствии с законом от 01.01.2017 г. были приняты подзаконные акты, необходимые для проведения кадастровой оценки, в том числе Методические указания по проведению государственной кадастровой оценки.

Проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей,

установленных законодательством, осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, используются ведомственные правовые акты, в том числе утверждающие Порядок рассмотрения декларирования характеристик недвижимого имущества, в том числе его форму, Порядок формирования и предоставления перечня недвижимого имущества, подлежащего государственной кадастровой оценке, и др.

Главной особенностью современной кадастровой оценки земель состоит в том, что она проводится на основе статистических данных о рыночных ценах на объекты недвижимости в конкретном населенном пункте. Кроме того, она должна учитывать особенности месторасположения участка, его рентабельность и другие ценовые факторы. В то же время процедура оценки земельных участков осложняется поиском источников указанной информации, что в свою очередь требует от органов Росреестра постоянную публикацию сведений о проводимых регистрациях сделок, связанных с недвижимостью.

Иными словами, показатели, учитываемые при оценке земли, очень ограничены, что, затрагивает, прежде всего, интересы собственников земельных участков.

Учитывая недостатки методологической базы кадастровой оценки и невозможность ее модернизации на уровне субъекта Российской Федерации, так как система оценки должна быть общенациональной, органам государственной власти и местного самоуправления в различных субъектах РФ сложно решить эту проблему на своем уровне, и требуется решение этой проблемы на уровне федеральном.

Подводя итог, укажем, что основными проблемами оценки земельных участков являются:

- независимость кадастровой стоимости от фактического состояния экономики (снижение или повышение стоимости рубля), в том числе от изменение рыночной стоимости земельных участков;

- отсутствие единого подхода к определению рентабельности земельного участка и отсутствие четких критериев определения рыночной стоимости земельных участков;

- закрытый механизм кадастровой оценки земель, препятствующий возможности общественного контроля; появление автоматизации в оценке земель, которая является категорически неадекватной методологии соотношения рыночной и кадастровой стоимости; неточный учет природных и других факторов участия земель.

По нашему мнению, для решения этих проблем необходимо принять ряд мер, прежде всего, обеспечить открытую систему ценообразования, обеспечивающую прозрачность заключаемых сделок.

Таким образом, существующие проблемы с кадастровой оценкой должны быть решены в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой, которая должна основываться на современных запросах, возникающих в этой сфере правоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. - 06.08.1998 г. N 148-149; Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 2 от от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета - 10.08.2000 г. N 153-154,

2. Симачкова Н.Н. Правовые аспекты оценки кадастровой стоимости земельных участков в Российской Федерации // Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы I Уральского экономического форума, в 2-х т. Том 1. 2019 С. 222

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 3.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N° 136-Ф3 (ред. от 14.07.2022) // российская газета. - № 46. - 2001

5. Федеральный закон «О государственной кадастровой экспертизе» от 03.07.2016 № 237-Ф3 (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. - № 1. - 2017

6. Троценко О. С. Правовое обеспечение землеустройства и государственного кадастра недвижимости : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017

Mikheeva Ya.A.

Master's student, 3rd year North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)

LEGAL REGULATION OF EVALUATION CADASTRAL VALUE OF LAND PLOTS IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article deals with the issues of modern legal regulation of the cadastral value of a land plot, including the purpose of establishing uniform rules for assessing the cadastral value of a land plot, the impact of cadastral value on state revenues. The problems in the modern legal regulation of cadastral valuation of land plots are determined.

Keywords: land plot, cadastral value, market value, legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.