Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Янушпольская Д. А., Остапенко А. Г.

В статье рассматривается понятие особо охраняемых природных территорий. Проведен анализ современного состояния данных территорий. Отмечены цели их создания. Обозначены проблемы и несоответствия правового регулирования таких территорий в Российской Федерации. Приведены основные варианты решения этих проблем.In article the concept of especially protected natural territories is considered. The analysis of the current state of these territories is carried out. The purposes of their creation are noted. Problems and discrepancies of legal regulation of such territories in the Russian Federation are designated. The main versions of the solution of these problems are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Янушпольская Д. А., Остапенко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

9. Янгуразова З.А., Рашитова Г.С. Оценка качества поверхностных вод в районе нефтедобычи. - Качество жизнеобеспечения населения Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием - Уфа, 2016.-С. 163-167.

УДК 349.415

Янушпольская Д. А. студент 3 курса факультет «Инженерно-землеустроительный»

Остапенко А.Г., к.юр.н.

доцент

кафедра земельного, трудового и экологического права Кубанский государственный аграрный университет им.И. Т.

Трубилина Россия, г. Краснодар ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматривается понятие особо охраняемых природных территорий. Проведен анализ современного состояния данных территорий. Отмечены цели их создания. Обозначены проблемы и несоответствия правового регулирования таких территорий в Российской Федерации. Приведены основные варианты решения этих проблем.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, правовое регулирование, законодательство РФ, проблемы правового регулирования, рациональное использование.

In article the concept of especially protected natural territories is considered. The analysis of the current state of these territories is carried out. The purposes of their creation are noted. Problems and discrepancies of legal regulation of such territories in the Russian Federation are designated. The main versions of the solution of these problems are given.

Keywords: especially protected natural territories, legal regulation, the legislation of the Russian Federation, a problem of legal regulation, rational use.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное специальное значение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и обладающие особым правовым режимом.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, особо ценные

земли.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, а также регионального и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании федеральных законов.

Земли особо охраняемых природных территорий используются соответственно их целевому назначению. Иное использование ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. [4]

Градостроительное и земельное законодательство в совокупности с другими отраслями законодательства РФ регламентирует правовой режим этих территорий. Примерами такового являются, в частности: природоресурсное законодательство - водоохранные и лесопарковые зоны, зоны затопления и подтопления; промышленная безопасность - это охранные зоны магистральных трубопроводов, а также охранные зоны газораспределительных сетей и другие.

В случае рассмотрения в общем правового режима существующих зон с особыми условиями использования территории представляется возможным определить общее и частное в проблеме регулирования вышеназванных вопросов, а также существующие правовые проблемы и возможные несоответствия.

На сегодняшний день создано более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий различных категорий (что составляет 12 процентов от общей площади страны). На федеральном уровне (3.3% от площади страны) к ним относятся: 101 государственный природный заповедник, 69 государственных природных заказников федерального значения, 40 национальных парков и другие категории; у остальных имеется региональное и муниципальное значение.

Начальной целью выступало сохранение уникальных природных объектов, изучение естественных процессов в биосфере и контроль над происходящими изменениями, а также повышение грамотности населения в области экологических знаний в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Но со временем выяснился тот факт, что некоторые вопросы, затрагивающие особо охраняемые природные территории, не урегулированы полностью (или в недостаточной степени). Это значительно затрудняет реализацию важнейших природоохранных мероприятий, а также нередко приводит к неоднозначному толкованию норм в зависимости от интересов различных субъектов.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий ограничивает социально-экономическое развитие регионов и препятствует осуществлению нормальной жизнедеятельности на этих территориях.

Необходимо обратить внимание на следующие задачи:

• упорядочение отношений, связанных с применением норм по регулированию данных объектов национального достояния

• уточнение содержания их правового статуса

• различное правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий в зависимости от вида или категории территории, с соответствующим объемом ограничений деятельности на ней.

• изменение планирования размещения особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации с целью прекращения постоянного увеличения этих территорий и повышения их количества без учета всех последствий. [1]

При постоянном расширении границ особо охраняемых территорий, внутри которых оказываются населенные пункты и промышленные объекты, а также места, в которых производственный потенциал является достаточно высоким, происходит стагнация традиционных видов деятельности и лимитирование активности коренного населения, к числу прочих последствий относится ограничение развития данных территорий и препятствие созданию новых рабочих мест. Все это понижает уровень жизни населения, которое проживает на данных территориях и, несомненно, негативно влияет на доходную часть местных бюджетов.

Байкальская природная территория - это ярчайший пример такой ситуации, следствием запретительного режима здесь явилось избыточное ограничение хоздеятельности и снижение уровня жизни местного населения. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» направлен против местных жителей Байкальской природной территории, так как на нее этот ФЗ не распространяется.

Зачастую месторождения полезных ископаемых оказываются на территории особо охраняемых природных зон из-за того, что были проигнорированы экспертные заключения геологов. А также нередко случается так, что объекты транспортной или энергетической инфраструктуры удлиняют, если на пути их пролегания оказывается особо охраняемая территория.

На данный момент согласно данным Федерального агентства по недропользованию на особо охраняемых территориях не используется более тысячи месторождений полезных ископаемых, 103 из которых месторождения углеводородного сырья, 102 - твердого топлива, 580 -металлов, а неметаллы составляют 380.

В результате отсутствует возможность лицензировать месторождения, которые попадают в зону особо охраняемых природных территорий, из-за того, что законодательством РФ запрещено добывать здесь полезные ископаемые. Поэтому в регионах лишаются возможности реализовывать экономический потенциал своих земель, как следствие доход значительно сокращается.

Примером, ярко иллюстрирующим данную ситуацию, является Камчатский край, в котором из оборота выводится сырья на сумму более чем 100 млрд. рублей из-за вхождения районов концентрации золоторудных месторождений в состав региональных особо охраняемых природных территорий. В республике Бурятия в 1991 году был образован Тункинский национальный парк, из-за чего произошла социально-экономическая деградация района, повлекшая за собой рост безработицы, финансовые потери, а также фактически исключила возможность использовать природные ресурсы даже для удовлетворения локальных нужд. [3]

На стадии оформления земель с особыми условиями пользования Необходимо проведение инвентаризации всех особо охраняемых природных территорий и получение экспертной оценки о степени полезного использования их естественного потенциала. А лишь после того, как обнаружены месторождения природных ископаемых, уже следует организовывать там рациональное недропользование и вкладывать полученную прибыть в дальнейшее развитие этих территорий.

Очередная проблема современной организации особо охраняемых природных территорий - это отсутствие единой организованной системы создания и прекращения существования особо охраняемых природных территорий, изменения их границ и ведения полного кадастрового учета земель. На сегодняшний день можно наблюдать, что площади территорий, поставленных на кадастровый учет, не соответствуют площадям в натуре. В результате данные земли используются не по целевому назначению. [2]

Подводя итог вышеописанному, можно прийти выводу, что необходимо принять ряд определенных мер, а именно:

• Внести изменения в базовый закон и дополнить его, приняв соответствующие подзаконные нормативные акты и методические рекомендации, привести их в соответствие с нормами смежного законодательства.

• Необходимо регулярно повышать квалификацию работников данной сферы, путем проведения аттестации руководящих кадров и разработки программ повышения квалификации и переподготовки, и принятия мер по устранению противоречий между организационной формой управления особо охраняемых природных территорий и социальной защищенностью их работников.

Финансирование особо охраняемых природных территорий является важной проблемой, которая связана с развитием и государственным управлением этими зонами. Статьи 11 и 16 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регламентируют финансирование заповедников и национальных парков за счет средств федерального бюджета.

• Необходимо увеличивать бюджетное финансирование до такого уровня, который обеспечит их полноценную деятельность; привлекать средства субъектов РФ к финансированию федеральных территорий;

выделять средства на усовершенствование системы особо охраняемых природных территорий и рациональное использование их ресурсов; планировать расходы на изменение структуры территорий и создание новых объектов охраны.

• Кроме того, следует активнее использовать внутренние ресурсы заповедных территорий, создавая туристическую инфраструктуру, привлекая граждан к культурно-познавательному освоению территорий, ориентируясь на инвестиционные экологические проекты.

Принимаемые государством меры должны быть направлены на обеспечение условий гармоничного совмещения интересов экономического и социального развития с интересами сохранения устойчивых экосистем с благоприятной средой обитания. Уточнение правового статуса особо охраняемых природных территорий вместе с модернизацией системы управления ими будет способствовать формированию стратегии их дальнейшего развития и позволит усовершенствовать систему отношений по рациональному использованию их потенциала, активизировать различные направления деятельности с усилением природоохранной составляющей и одновременно обеспечить интересы различных субъектов хозяйствования, местных и региональных органов управления и всего государства. [3]

Использованные источники:

1. Экологическое право (общая часть): учебное пособие / А.С. Волосников, О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда и др. Краснодар : КубГАУ, 2016. -138 с.

2. Экологическое право : учеб.для бакалавров / под ред. С.А. Боголюбова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 492 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Электрон. дан.-Режим доступа к URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ . (дата обращения: 06.12.2016)

4. Земельный кодекс РФ. Последняя редакция //Электрон. дан. Режим доступа URL : http://www.zemkodeks.ru (дата обращения 06.12.2016)

УДК 94

ЯрославцевВ.Г., к.ист.н.

профессор

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск РАЗВИТИЕ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА В XVI ВЕКЕ

Статья посвящена основным вехам развития русского купечества в XVI веке. Автором рассмотрена внешнеторговая политика Ивана Грозного, а также развитие внутренней торговли в ходе освоения Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.