Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЗЕМЛЯ / ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Анастасия Алексеевна

Федеральное природоресурсное и природоохранное законодательство содержит разрозненные формулировки, не позволяющие выделить объем основных понятий - «земля», «земли», «земельный участок». Земельный кодекс Российской Федерации, приравнивая «землю» и «земли», устанавливает противоречие, которое нарушает сущность указанных понятий: первое - «земля» - является более естественно-научным термином, в отличие от второго - «земли» - юридически оформленной конструкции, определяемой для цели последующего правового регулирования земельных правоотношений. Анализируя определения терминов, автор приводит свои рассуждения в части соотношения понятий в федеральном законодательстве и отвечает на ключевые вопросы - все ли указанные правовые категории можно обозначить объектами охраны окружающей среды, а также какие из них являются предметом правового регулирования законодательства об особо охраняемых природных территориях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEFINING ENVIRONMENTAL PROTECTION OBJECTS

The federal natural resource and environmental law contains disparate formulations that do not allow one to single out the scope of the basic concepts - "land", "lands", "land plot". The land law of the Russian Federation, equating "land" and "lands", establishes a contradiction that violates the essence of these concepts: the first - "land" - is a more natural scientific term, in contrast to the second - "lands" - a legally formalized structure, defined for the purpose of subsequent legal regulation of land relations. Analyzing the definitions of terms, the author gives his reasoning regarding the correlation of concepts in federal legislation and answers the key questions - can all these legal categories be designated as objects of environmental protection, and which of them are the subject of legal regulation of legislation on specially protected natural areas?

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Проблемы определения объектов охраны окружающей среды Problems of defining environmental protection objects

Прокофьева Анастасия Алексеевна

бакалавр,

студент, Санкт-Петербургский государственный университет,

Россия, Санкт-Петербург. st071280@student.spbu.ru

Prokofeva Anastasia Alekseevna

bachelor,

student, Saint Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg. st071280@student.spbu. ru

Аннотация.

Федеральное природоресурсное и природоохранное законодательство содержит разрозненные формулировки, не позволяющие выделить объем основных понятий - «земля», «земли», «земельный участок». Земельный кодекс Российской Федерации, приравнивая «землю» и «земли», устанавливает противоречие, которое нарушает сущность указанных понятий: первое - «земля» - является более естественно-научным термином, в отличие от второго - «земли» - юридически оформленной конструкции, определяемой для цели последующего правового регулирования земельных правоотношений.

Анализируя определения терминов, автор приводит свои рассуждения в части соотношения понятий в федеральном законодательстве и отвечает на ключевые вопросы - все ли указанные правовые категории можно обозначить объектами охраны окружающей среды, а также какие из них являются предметом правового регулирования законодательства об особо охраняемых природных территориях?

Annotation.

The federal natural resource and environmental law contains disparate formulations that do not allow one to single out the scope of the basic concepts - "land", "lands", "land plot". The land law of the Russian Federation, equating "land" and "lands", establishes a contradiction that violates the essence of these concepts: the first - "land" - is a more natural scientific term, in contrast to the second - "lands" - a legally formalized structure, defined for the purpose of subsequent legal regulation of land relations.

Analyzing the definitions of terms, the author gives his reasoning regarding the correlation of concepts in federal legislation and answers the key questions - can all these legal categories be designated as objects of environmental protection, and which of them are the subject of legal regulation of legislation on specially protected natural areas?

Ключевые слова: окружающая среда, особо охраняемая природная территория, земля, природный

объект.

Key words: environment, specially protected natural area, land, natural object.

Институт особо охраняемых природных территорий является значительной составляющей природоресурсного и природоохранного права, поскольку призван сохранить в естественном состоянии природные комплексы и природные объекты окружающей среды - земли, водные объекты, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Основополагающим правовым актом, регламентирующим рациональное регулирование и охрану природного комплекса - особо охраняемой природной территории, представляется Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об ООС»), [1] а также Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее ФЗ «Об ООПТ»). [2]

Разграничение понятий «земля», «земли» и «земельный участок» не представляет особой сложности и неоднократно освещается доктриной во вводных темах по земельному и экологическому праву, однако некоторые вопросы, возникающие при анализе экологического, земельного и гражданского законодательства, требуют дополнительного рассмотрения и сопоставления данных терминов.

Собирая законодательство воедино, необходимо отметить, что, во-первых, «земля» является природным объектом; природным ресурсом, изначально находящимся в государственной собственности, если нормами об

обороте не установлено иное; [3] [4] минеральным материалом, образовавшимся в результате природных процессов; [5] поверхностью, охватывающей плодородный и иной прилежащий к поверхности слой почвы; недвижимым имуществом и объектом права собственности и иных прав. [6]

Во-вторых, определяя понятие «земли», доктрина делает акцент на основные ветви его толкования: некая территория, выделенная и ограниченная определенными признаками, для последующего ее правового регулирования по назначению и цели использования; территория, ограниченная однотипным хозяйственным использованием или назначением в рамках естественного или искусственного выделения границ и обладающая почвенным покровом. [7]

Несмотря на то, что законодательство содержит немало противоречий из-за установления указанных понятий с различным смыслом и толкованием, Земельный Кодекс Российской Федерации (далее - «ЗК РФ» уравнивает объем термина «земля» и «земли». [8] В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 ЗК РФ практически с идентичной формулировкой «как основа жизни и деятельности» сливаются «земля» и «земли». Резюмируя их синонимичность, следует отметить то, что в ст. 3 (отношения, регулируемые земельным законодательством) присутствуют только «земли», однако в ст. 6 (объекты земельных отношений) «земли» не перечислены в списке, в котором обозначены «земля», «земельные участки», «части земельных участков».

В-третьих, «земельный участок» — это недвижимая вещь; объект права собственности и иных прав на землю; часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Однако все определения являются достаточно разрозненными и имеют особенности, основывающиеся на их телеологическом толковании с точки зрения конкретных отраслей права и применения ключевых принципов их правового регулирования. Поскольку одной из целей работы является анализ института природоохранного законодательства - национальных парков, для дальнейшего совокупного осознания смысла терминов «земля», «земли» и «земельный участок» необходимо более детально проанализировать базовые принципы и понятия, используемые в процессе регламентации положений об охране окружающей среды, а также общетеоретические вопросы правового регулирования данной сферы.

В ст. 1 ФЗ «Об ООС», законодатель закрепляет перечень определений объектов, входящих в предмет эколого-правового регулирования.

Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Из данного определения можно вывести несколько критериев для идентификации объекта материального мира в качестве природного: это наличие естественной экологической системы, частичная или полная естественность и сохранность от антропогенного вмешательства.

Природно-антропогенный объект — это измененный хозяйственной и иной деятельностью природный объект, а также объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природный ресурс — это компонент природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые могут быть использованы в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Проанализировав и сопоставив определения из природоохранного законодательства и вышеуказанные общие определения понятий «земля», «земли», «земельный участок», можно сделать выводы:

1. «Земля» является как природным ресурсом, так и природным объектом, поскольку обладает всеми признаками, подходящими под определения, а также данные указания прямо устанавливаются законодательством.

2. «Земли» также можно обозначить природным объектом, но не природным ресурсом. Несмотря на то, что земельным федеральным законодательством «земля» и «земли» считаются синонимами, следует не согласиться с подобным уравниванием двух понятий, имеющих различную сущностную природу. «Землями», в том числе при установлении категорий земель по ст. 7 ЗК РФ, является естественно или искусственно выделенная территория с конкретными отличительными признаками, определяемая с целью ее правового регулирования по назначению и использованию, в отличие «земли» как в узком смысле - естественно сформированного минерального материала, который можно осязать и физически изъять, так и более широком - почвенный покров, являющийся базисом жизнедеятельности. Отрицая равенство понятий, следует также обратить внимание на одно из ключевых определений «земли» - поверхность, охватывающая плодородный и иные прилежащие к поверхности слои почвы. [9] Поскольку понятие «земля» является более естественно -научным понятием, оно не учитывает то, что при использовании «земель» законодательство допускает нарушение целостности земной поверхности, именно в этом состоит смысл использования «земель». Поверхность и почвенный слой могут нарушаться при недропользовании, геологическом изучении, проведении дноуглубительных работ, строительстве, размещении, эксплуатации, реконструкции объектов недвижимости, складировании и захоронении отходов. Нарушение земель приводит к тому, что фактически земная поверхность уничтожается или значительно утрачивается, теряет естественную экологическую систему. Следовательно, по этому основанию также отсутствует связь между «землей» и «землями».

Таким образом, по мнению автора, в полном объеме уравнять понятия «земля» и «земли» не представляется возможным - они имеют сущностно иную природу. «Земли» представляются природным объектом с естественной экологической системой, характерными признаками, назначением и целями его использования. «Земли» обладают юридически оформленной основой по сравнению с более естественно -научным понятием - «земля», имеющим значительные отличия от «земель».

3. «Земельный участок» - гражданско-правовое понятие, обозначающее индивидуализированную часть земли, которую можно определить как вещь. Является ли «земельный участок» объектом охраны окружающей среды?

Механизм выделения земель и создания особо охраняемых природных территорий является как эколого-правовым, так и чисто земельно-правовым, поскольку правила, регламентирующие формирование земель в особо охраняемые природные территории, находятся в ФЗ «Об ООПТ» и ЗК РФ. Однако сам институт особо охраняемых природных территорий относится к природоохранному праву, так как установление правового режима особо охраняемых природных территорий направлено на охрану природных объектов, вовлеченных в уникальный природный комплекс - особо охраняемую природную территорию. Следовательно, необходимо руководствоваться понятиями, принципами и толкованием, которое придается объектам права экологическим законодательством.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об ООС», объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. С точки зрения природоресурсного и природоохранного права «земельный участок» можно обозначить как измененную хозяйственной и иной деятельностью и выделенную - юридически или фактически - границами часть земли, либо созданный человеком объект, обладающий свойствами природного объекта (искусственный земельный участок), то есть природно-антропогенный объект. Возвращаясь к вопросу об определении объектов эколого-правового регулирования, необходимо обратить внимание на то, что в статье отсутствуют природно-антропогенные объекты. Поэтому «земельные участки» не являются объектом охраны окружающей среды в целом, а являются лишь объектом земельных отношений по охране земель.

Специальное законодательство в ФЗ «Об ООПТ» подтверждает данную мысль в п. 2 ст. 1: отношения, возникающие только при пользовании землями особо охраняемых природных территорий, а не их охране, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, то есть ЗК РФ.

Таким образом, следует сделать первичный вывод о том, что земельные участки не являются объектом охраны эколого-правового регулирования и не подпадают под природоохранное законодательство, аналогичное природным объектам - объектам охраны окружающей среды - в составе особо охраняемых природных территорий.

Проанализируем, что из себя представляют земли особо охраняемых природных территорий по смыслу ЗК РФ. В п. 2 ст. 95 ЗК РФ, определяющей правовой режим выделяемых земель в состав особо охраняемых природных территорий, указано, что в предусмотренных законом случаях допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что земельный участок, не являясь самостоятельным объектом охраны окружающей среды, становится таковым только в составе земель, выделяемых правовым режимом особо охраняемых природных территорий. «Земля», «земли» и «земельный участок», исходя из телеологического толкования положений федерального законодательства, являются объектами охраны окружающей среды. Следовательно, охраняются положениями правового регулирования природоохранного законодательства института особо охраняемых природных территорий.

Список используемой литературы:

1. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №2. - (ред. от 11.06.2021). - СПС «КонсультантПлюс».

2. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - №12. - (ред. от 26.03.2022). - СПС «КонсультантПлюс».

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - №32. - (ред. от 25.02.2022). - СПС «КонсультантПлюс».

5. ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 № 1388-стЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №44. - (ред. от 16.02.2022). - СПС «КонсультантПлюс».

7. О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель [Электронный ресурс] : письмо Роскомзема от 27.03.1995 № 3-15/582 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Крассов О.И. Земельный участок - основа понятийного аппарата земельного права//Экологическое право. 2011. №4. Стр. 4-12.

9. Боголюбов С. А. Земельное право : учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт. 2019. 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.