Научная статья на тему 'Понятие права публичной собственности (государственной и муниципальной) на земельный участок'

Понятие права публичной собственности (государственной и муниципальной) на земельный участок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3928
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СВОБОДА / ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС / ВЛАДЕНИЕ / ПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗАЩИТА ПРАВА ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / PUBLIC PROPERTY RIGHT / FREEDOM / LEGITIMATE INTEREST / OWNERSHIP / USAGE / LEGAL ASSISTANCE OF PUBLIC PROPERTY RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович

Статья посвящена анализу понятия и содержания права публичной собственности на земельный участок, особенностей его правового режима и защиты, вопросам обладания и извлечения полезных свойств, установления правового статуса объекта, определения юридической судьбы имущества, правовым основаниям возникновения (приобретения) и принадлежности земель субъектам на праве публичной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the notion and content of public property right on a land plot, studies peculiarities of its legal regime and assistance. The article also touches upon the issues of ownership and commercial recovery, determination of the legal status of an object, determination of the legal fate of property, legal foundation of origin (acquisition) and appurtenance of land to subjects according to public property right.

Текст научной работы на тему «Понятие права публичной собственности (государственной и муниципальной) на земельный участок»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

* * *

ПОНЯТИЕ ПРАВА ПУБЛИЧНОИ СОБСТВЕННОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ) НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

ЗЫРЯНОВ Александр Иванович

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия и содержания права публичной собственности на земельный участок, особенностей его правового режима и защиты, вопросам обладания и извлечения полезных свойств, установления правового статуса объекта, определения юридической судьбы имущества, правовым основаниям возникновения (приобретения) и принадлежности земель субъектам на праве публичной собственности.

Annotation. The article analyzes the notion and content of public property right on a land plot, studies peculiarities of its legal regime and assistance. The article also touches upon the issues of ownership and commercial recovery, determination of the legal status of an object, determination of the legal ^ fate of property, legal_ foundation of origin (acquisition) and appurtenance of land to subjects according to public property right.

Ключевые слова: право публичной собственности, свобода, законный интерес, владение, пользование, защита права публичной собственности.

Keywords: public property right, freedom, legitimate interest, ownership, usage, legal assistance of public property right.

Право публичной собственности на земельные участки относится к одному из основополагающих институтов права собственности на природные ресурсы, призванного обеспечить стабильное функционирование гражданского оборота, сбалансированное сочетание общественно значимых интересов (экологических, экономических, государственных и т. д.). Однако право публичной собственности до сих пор не имеет определения в действующем гражданском законодательстве. Полагаем, что понятие права публичной собственности не может не определяться той спецификой, которая следует из ее характера и стоящих перед ней общественно-государственных задач. Многие проблемы в правовом регулировании и определении места права публичной собственности на природные ресурсы и земельные участки в системе действующего законодательства пытаются решать в рамках совершенствования действующего гражданского законодательства.

Земля и ее богатства являются национальным достоянием народов России в силу прямого указания Конституции РФ1. Однако земля, являясь национальным достоянием, не может существовать вне форм и видов права собственности, в том числе публичной формы собственности (имущество общего пользования, а также имущество, изъятое из общего пользования, но предназначенное для государственных и общественных целей).

Земельные участки имеют двойственное положение как объекты составных частей окружающей среды и объекты хозяйствования,

1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Кон-сультантПлюс».

которые в соответствии с Конституцией РФ предопределяют эколого-экономическую сущность института права собственности на землю, признаваемую «объектом гражданского права и права собственности» и рассматриваемую «как особый товар»2.

Следует отметить, что принятая Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации о вещном праве3 направлена на реформирование гражданского законодательства по следующим направлениям:

1) укрепление гражданско-правовых начал в построении системы права собственности на землю;

2) расширение предмета правового регулирования отношений в области права собственности на природно-земельные ресурсы;

3) сужение предмета правового регулирования указанных отношений другими отраслями законодательства.

Статья 9 Конституции РФ в отношении собственности на природные ресурсы установила, что земля и другие природные ресурсы объявляются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект) и вместе с тем объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (экономический аспект).

Конституция РФ, устанавливая первичность экологических аспектов земельных отношений перед их имущественными аспектами (стоимостными), не исключает денежной оценки земельных участков и их вовлечения в гражданский оборот, т. е. «перехода из мира естественного в мир социальный» «под действием закона стоимости» «в область товарно-денежных отношений»4.

В силу ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, однако отдельные аспекты владения, пользова-

2 Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. № 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11.

4 См., напр.: Научная сессия, посвященная задачам ВИЮН

и вопросам гражданского права : тез. докл. М., 1953. С. 5.

ния и распоряжения земельными участками, соответствующие положениям права собственности, закрепленным в ГК РФ, могут регулироваться другими отраслями законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ допустимо определить параметры ограничений по осуществлению права собственности, носящих фундаментальный характер:

1) соблюдение экологических требований;

2) социальные цели использования земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории страны;

3) защита прав и законных интересов частных и публичных лиц.

Полагаем, что допустимо использование по отношению к собственности как термина «свобода», так и понятия «право». При этом право предполагает наличие обязанного субъекта, который призван обеспечить надлежащее осуществление этого права. Свобода подразумевает самостоятельное осуществление, собственную реализацию субъектом права юридических возможностей без правового обеспечения другими лицами. Свободе как юридической возможности противостоит неопределенный круг лиц, призванных воздерживаться от создания препятствий в ее правомерном осуществлении (реализации). В научной литературе отмечается, что «термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата»5.

Кроме того, охране (защите) в отношениях собственности подлежит триада дозволений (юридических возможностей), которые проявляют себя в отношениях собственности на землю не только в виде права и свободы, но и законного интереса участников земельного оборота по поводу природно-земельных благ. При этом законный интерес как юридическая возможность, в отличие от права, не обеспечен законом и (или) договором обязанностью исполнения. Дозволение в виде законного интереса, в отличие от свободы, представляет собой только отсутствие запрещенности на осуществление предоставленных законом юридических возможностей. При этом противоположностью права является обязанность, а сво-

5 См.: Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 129.

боды - запрет. Права, свободы и законные интересы осуществляются (реализуются) по усмотрению лиц, которым они принадлежат. Однако законные интересы, в отличие от права и свободы, не имеют их уровня гарантированной правовой обеспеченности.

В силу особого качества понятия законного интереса в научной юридической литерату-ре6 правоведами обоснованно обращается внимание на такие дополнительные юридически значимые обстоятельства или условия рассмотрения дел, связанных с защитой законного интереса, которые допустимо сформулировать следующим образом:

1) обоснование правомерности и законности заявляемых интересов субъектом права при выдвижении требований в отношении соответствующего блага;

2) значимость и правомерность выдвигаемых субъектом права притязаний в отношении соответствующего блага.

Законный интерес в последующем может изменить свой нормативно-правовой статус и повысить уровень правовой защищенности дозволения, перейдя в ранг юридического права или свободы, закрепленного в акте законодательства, в том числе более высокого уровня.

Следует отметить, что юридические возможности субъектов права собственности на землю определяются дозволениями, обязанностями, а также ограничениями, установленными законами, другими нормативными правовыми актами, а также актами применения права, например договорами. При этом положения действующих актов законодательства представляют собой сложное сочетание нормативных правил в отношении различного рода благ по их использованию (согласно предоставленным юридическим правам, свободам, законным интересам), исполнению нормативных правил (обязанностей), их соблюдению (условий и запретов) участниками земельного оборота.

Таким образом, в ходе рассмотрения заявления субъектом, применяющим закон, будет иметь значение разграничение, что будет подлежать защите: право, свобода или законный

6 См., напр.: Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010 // СПС «Консуль-тантПлюс».

интерес - для установления правильности избранного способа, предмета и оснований защиты, надлежащих ответчиков, иных заинтересованных лиц, других юридически значимых обстоятельств.

В теории правомерно ставится вопрос об особенностях публичной собственности7, к которым допустимо отнести ряд следующих:

1) указанная собственность соединяет определенные качества собственности вообще с государственной властью;

2) императивный характер указанного властвования с учетом уровней публичной власти, их иерархии, компетенции и объема полномочий в отношении нижестоящих уровней власти по вопросу о собственности;

3) публичные собственники осуществляют свою деятельность преимущественно по владению и распоряжению природными объектами (ресурсами), предоставляя природные объекты (ресурсы) в пользование и потребление физическим лицам и организациям;

4) публичная собственность отличается по элементам, образующим структуру публичного правоотношения собственности:

а) по объектам, т. е. по земельным участкам, которые могут находиться в публичной и частной собственности (изъятые, ограниченные и допущенные к гражданскому обороту), действующее законодательство не предусматривает ограничений в отношении объектов права собственности, которые могут принадлежать государству, в собственности государства может находиться любой природный объект или природный ресурс, включая изъятые из оборота;

б) по способам и основаниям приобретения (прекращения) права собственности (национализация, конфискация, изъятие для публичных нужд, приватизация и т. д.);

в) по объему и характеру ответственности (например, орган местного самоуправления практически не может быть признан банкротом, отчужден от принадлежащих ему полезных ископаемых);

5) публичный собственник не может отказаться от права собственности на земельный участок, возникновение права публичной собственности на землю и другие природные объ-

7 См., напр.: Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 3-е изд. М., 2007. С. 50.

екты и ресурсы не обязательно связывалось с государственной регистрацией права собственности на них, в целях устранения неопределенности в гражданских правах на земельный участок действует важное правило о презумпции права государственной собственности на земельный участок, если не представляется возможным установить его собственника (согласно подп. 1, 2 ст. 214 ГК РФ8);

6) публичная собственность имеет существенные ограничения (обременения), обеспечивающие необходимость выполнения государственных и муниципальных функций, охраны собственности, обеспечения требуемого направления использования природных объектов и ресурсов.

Полагаем, что публичные субъекты не вправе:

а) устанавливать препятствия для использования природных ресурсов на своей территории в интересах всего многонационального народа России;

б) провозглашать изначально свое первичное право собственности на землю и другие природные ресурсы с претензией приобретения права собственности на объекты, которые публичному субъекту не принадлежат;

в) «устанавливать приоритет какой-либо формы собственности»9.

Право на охрану (защиту) собственности, ее использование принадлежит публичному собственнику в лице компетентных органов и должностных лиц, наделенных соответствующим объемом полномочий, в силу того, что указанные юридические возможности охватываются правом собственности.

В литературе10 обращается внимание на то, что в целях определения гражданско-правового режима и особенностей защиты права собственности земельные участки имеют следующие характеристики:

1) являются недвижимым имуществом;

2) имеют способность к обособлению среди других участков земель;

8 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантП-люс».

9 Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 5-13.

10 См.: Зырянов А.И., Мкртчян А.Р. Право государственной и муниципальной собственности на земельный участок : учеб. пособие. Рязань : ПервопечатникЪ, 2015. С. 19-20.

3) обладают признаками составной вещи (объединяют природные, хозяйственные, бытовые и другие компоненты и элементы в одно нераздельное целое);

4) урожай и плоды, произрастающие на земле, деревьях, кустарниках и иной растительности, до их сбора относятся соответственно к недвижимости, однако от природных плодов следует отличать доходы (природную ренту), под которыми допустимо понимать натуральную или денежную компенсацию за использование природных объектов и ресурсов, приобретенных в ходе разработки недр или иных природных объектов установленными способами;

5) удовлетворяют потребности в ходе длительного использования, земельные участки собственнику нельзя уничтожать;

6) существуют делимые и неделимые земельные участки;

7) имеются главные вещи (земельный участок) и их принадлежности (элементы современной инфраструктуры использования, т. е. вещи, не соединенные с недвижимостью постоянно).

Указанные характеристики земельного участка позволяют решить такие юридически значимые вопросы, как подсудность земельного дела, его имущественные и стоимостные показатели, цену заявления и иска, способ защиты (заявление или иск, в том числе виндикация, негаторный иск), предмет и основания требований (например, обоснованные заинтересованным лицом, носящие юридический характер возможности обособления, присвоения плодов, прохода).

Однако не все публичные земли, воды, леса и другие природные объекты (ресурсы) индивидуализированы и определены на местности. Кроме того, они могут иметь к этому объективные препятствия в силу своей огромной территориальной протяженности, отсутствия возможностей и потребностей в их хозяйственном освоении, удаленности, наличия неблагоприятных природно-климатических условий, поэтому в ГК РФ можно закрепить положение о самой способности природных объектов (ресурсов) к обособлению, разрешаемому в каждом конкретном случае.

В процессе использования земельного участка из него извлекается природное вещество (полезное свойство), удовлетворяющее потребности человека (экологические, экономические, лечебно-оздоровительные и т. д.). В целях извлечения полезного свойства из

природного вещества земельного участка появляется возможность определять его юридическую судьбу. При этом акты распоряжения, совершаемые в отношении природного объекта, следует трактовать как определение его юридического статуса.

Установление юридического статуса земельного участка может выражаться в категоризации и утверждении его разрешенного использования, распределении и перераспределении земельных участков между правообладателями (предоставление земельных участков, их изъятие, мена, переоформление гражданских прав и т. д.).

Имущественные отношения по владению (удержанию в обладании), пользованию (извлечению полезных свойств) и распоряжению (установлению правового статуса объекта и определению юридической судьбы имущества) земельными участками предполагают построение их деятельности на следующих общих законодательных основах:

1) установление платности их использования;

2) использование земельного участка и его свойств на праве, обеспечивающем стабильное хозяйствование субъекта;

3) определение законодательством условий и порядка предоставления права на использование земельного участка;

4) наличие определенных правил использования земельных участков при непрерывном государственном контроле над их соблюдением;

5) стимулирование эффективного использования земельных участков; ответственность за нарушение требований, предъявляемых к правомерному использованию земельного участка;

6) возможность обжалования субъектом в судебном порядке нарушения его права на предоставление и использование земельного участка.

Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ, и его составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения. Однако перечень отдельных правомочий собственника, являющихся отражением его статуса, охраняемых нужд других лиц, интересов общества и государства, не может быть исчерпывающим.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие

права и охраняемые законом интересы других лиц.

Исходя из анализа ГК РФ, а именно ст. 209 ГК РФ (о триаде полномочий собственника), ст. 221 ГК РФ (о непосредственном господстве собственника), ст. 233 ГК РФ (о наиболее полном господстве) право собственности представляет собой совокупность правомочий вне связи с обязанностями.

Владея землей и другими природными ресурсами, определяя их правовой статус, государство и орган местного самоуправления имеют право ограничить либо запретить доступ физическим лицам и организациям на тот или иной природный объект или осуществление ими определенных видов деятельности. Иными словами, владение указывает на возможность обладания природными объектами и ресурсами независимо от воли посторонних по отношению к нему людей. В теории отмечается, что посредством этого из владения имуществом, принадлежащим собственнику, исключаются другие лица 11.

Владение собственника земельного участка противостоит владению земельными участками на других правовых основаниях в том, что оно представляет собой наиболее полное правовое господство, предполагающее его долговременное потребление или иное использование без уничтожения или снижения его полезных свойств.

Право владения определяет фактическую принадлежность природного ресурса публичному субъекту права. Через владение публичный субъект определяет и обеспечивает правовой режим природных объектов, ресурсов и их комплексов.

Собственнику принадлежит решение вопросов об исключении других из доступа к владению, о принятии его в собственное обладание и т. д. В соответствии с этим отделение владения от собственности и ведение владельцем без собственника (его осведомленности, воли, интересов) деятельности по использованию его имущества нарушает отношения собственности.

Субъект права публичной собственности на землю, как и любой другой полновластный хозяин (собственник), не может исключаться из от-

11 См.: Alexander G.S., Peralver E.M. An Introduction to Property Theory. Cambridge, 2012. Р. 6, 7.

ношений владения путем создания препятствий к вступлению во владение, установлению над ним власти собственника. Владение природным ресурсом еще не означает собственное, свое имущество, так как таковым оно является по отношению к собственнику и собственности.

Полагаем, что правомочие пользования публичного субъекта имеет своей спецификой определение таких направлений, которые могли бы послужить эксплуатации природных объектов (ресурсов) в целях наибольшего удовлетворения общественных потребностей, соблюдения прав других лиц, охраны окружающей среды. Публичные субъекты для этого наделены властными полномочиями, отличающими их от частных лиц:

1) устанавливать порядок и пределы использования природных ресурсов;

2) осуществлять контроль в отношении природных объектов (ресурсов);

3) определять меры охраны, защиты, ответственности;

4) вводить систему обязательных платежей за использование природных объектов (ресурса).

Правомочие распоряжения дает возможность публичному субъекту определять и изменять правовой статус природного объекта. Это главное правомочие в том смысле, что только оно принадлежит собственнику.

Выбытие природных объектов (ресурсов) из фактического владения, пользования и распоряжения собственника не прекращает триады прав, составляющих содержание его права собственности (права владения, права пользования, права распоряжения).

Анализ ст. 9-11 ЗК РФ12 указывает на то, что публичные субъекты управляют и распоряжаются земельными участками, а ряд авторов считают, что содержание права публичной собственности следует дополнить правомочием управления13. При этом государство и органы местного самоуправления нередко передают в пользование земельные участки гражданам и организациям.

12 См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. С. 140-195 ; Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950. С. 196, 225-226 ; Он же. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 344-365 ; Дембо Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. Л., 1948. С. 67-68.

В реальности субъект права публичной собственности может и не осуществлять некоторый объем правомочий по владению и пользованию земельными участками и другими природными объектами и ресурсами в случае, если они будут иметь особый режим использования в индивидуальных и общих интересах. Так, могут владеть, пользоваться и распоряжаться общераспространенными полезными ископаемыми и водами частные лица в силу разрешенного индивидуального и общего доступа и изъятия природных ресурсов, допускаемого в соответствии с действующим законодательством.

Особое место в праве публичной собственности на землю занимают земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи).

Физические лица имеют право на бесплатное пользование частью природно-земельных и других ресурсов в личных целях (свободно пребывать в лесах, на водных объектах, пользоваться недрами на своем земельном участке в определенных границах и т. д.).

К числу фундаментальных частных прав следует отнести доступ в лес и свободный проход по нему неограниченного круга лиц, а также изъятие лесных природных ресурсов и проезд по лесу, которые могут быть ограничены, например, в целях охраны природных объектов (ресурсов). Публичный собственник на уровне Конституции РФ гарантирует, что он не может произвольно применять свою власть по исключению третьих лиц из возможности использовать принадлежащие ему земли и иные природные ресурсы, если они не изъяты или иным образом не ограничены для индивидуального или общего использования.

В традиционном понимании публичный субъект не пользуется землями и другими природными объектами и ресурсами, если они относятся к объектам общего пользования. Он реализует право на ренту, т. е. взимает доход в ходе использования земель и других природных объектов (ресурсов) заинтересованными физическими и юридическими лицами. Публичные субъекты опосредованно используют природные объекты и ресурсы, находящиеся в их собственности, не создавая препятствий к допуску в отношении них со стороны неопределенного круга управомоченных лиц.

В зарубежной и отечественной теории ставится вопрос о наличии своей специфики

права публичной собственности на природные ресурсы. К ее особенностям относят такие правомочия публичного собственника, как доступ к использованию природных благ, изъятие природных ресурсов из окружающей природной среды, управление и контроль, исключение субъектов от использования природной собственностью, отчуждение природных ре-

14

сурсов .

Публичные субъекты приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности в лице уполномоченных представительных и исполнительных органов, действуя в пределах своей компетенции, в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, принятыми в соответствии с ним законами. Другая ветвь государственной власти - судебная, - рассматривая земельные споры и конфликтные ситуации в области отношений собственности на землю между их участниками, полномочиями по предоставлению и иному обеспечению земельными участками законом не наделена. Суд (если имело место обращение истца и дело рассмотрено и разрешено в установленном порядке) может решить вопрос о правах на спорный земельный участок, имеющийся в наличии и находящийся у одного из участников спора, т. е. суд из своего имущественного фонда ничего не предоставляет.

В собственности публичных образований могут находиться земли и другие природные ресурсы, отнесенные к их собственности в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом публичная собственность имеет целевой характер и направлена на удовлетворение потребностей населения в организации и обеспечении охраны и защиты их интересов со стороны государства, органов местного самоуправления.

К сожалению, в действующем ГК РФ практически не отражены основания принадлежности земель и иных природных ресурсов тем или иным субъектам права публичной (государственной и муниципальной) собственности, поэтому целесообразно сформулировать соответствующие правовые основания возник-

14 См., напр.: Schlanger E., Ostrom E. Property Rights Regimes and Natural Resources: A Conceptual Analysis // Land Economics. 1992. Vol. 68. № 3. Р. 249-262 ; Alexander G.S., Peralver E.M. An Introduction to Property Theory. Р. 6, 7 ; Турубинер А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. С. 140-195 ; Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. С. 196, 225-226.

новения (приобретения) и принадлежности земель субъектам на праве публичной собственности.

В силу сложившейся законодательной и правоприменительной практики допустимо указать следующие участки земель, находящиеся в собственности Российской Федерации, признанные находящимися в собственности Российской Федерации федеральными законами, а также предоставленные для целей и нужд в соответствии с федеральными законами, например:

- земли, предоставленные территориальным органам, учреждениям, другим некоммерческим организациям, унитарным предприятиям, которые созданы органами государственной власти РФ;

- земли для нужд обороны и безопасности страны;

- земли особо охраняемых территорий, курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

- территории закрытых административно-территориальных образований (для которых необходим режим охраны государственной тайны);

- лесные участки в составе земель лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.

В собственности субъектов РФ могут находиться земельные участки: признанные находящимися в собственности субъекта РФ федеральными законами, принадлежащие субъектам РФ в результате разграничения государственной собственности, приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сходные общие основания приобретения права собственности с субъектами РФ на природные объекты (ресурсы) должны иметь муниципальные образования.

Учитывая положительный законодательный опыт, можно предусмотреть, что Российская Федерация, субъект РФ могут делегировать часть своих полномочий по распоряжению природными ресурсами субъекту права муниципальной собственности.

Основания возникновения (прекращения) права публичной собственности, а также передачи публичными собственниками прав на земельные участки другим лицам можно классифицировать. Их допустимо подразделить на следующие регулятивные и охранительные основания:

1) добровольное отчуждение собственником земельных участков по основаниям, допускаемым ГК РФ, в результате совершения гражданско-правовых сделок;

2) прекращение права частной собственности на земельный участок в связи с наличием публичного интереса при отсутствии противоправного деяния15;

3) прекращение права частной собственности на земельный участок при наличии противоправного деяния;

4) целевое предоставление земельных участков;

5) соблюдение приоритета земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, государство и орган местного самоуправления осуществляют правомо-

чия собственников на юридических основаниях в следующих публичных целях:

1) обеспечение правомерного доступа к публичным землям;

2) исключение лиц, не имеющих правовых оснований для этого, из владения, пользования и распоряжения публичными земельными участками;

3) контроль и надзор за правомерностью использования публичных земель;

4) изъятие участков земель у владельцев, пользователей и иных управомоченных лиц в соответствии с законом и соглашением;

5) отчуждение и передача прав по использованию земельных участков, составляющих публичную собственность, в соответствии с законом и соглашением.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. № 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 11.

6. Аксененок, Г.А. Земельные правоотношения в СССР. - М., 1958.

7. Аксененок, Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. - М., 1950.

8. Алексеев, С.С. Право собственности. Проблемы теории. - 3-е изд. - М., 2007.

9. Анисимов, А.П. Теоретические основы правового регулирования земель поселений в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2004.

10. Боголюбов, С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. -2013. - № 10.

11. Дембо, Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. - Л., 1948.

12. Зырянов, А.И. Право государственной и муниципальной собственности на земельный участок : учеб. пособие / А.И. Зырянов, А.Р. Мкртчян. - Рязань : ПервопечатникЪ, 2015.

13. Игнатенкова, К.Е. Дозволение как способ правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006.

15 См.: Анисимов А.П. Теоретические основы правового регулирования земель поселений в Российской Федерации : дис. . д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 343.

14. Малько, А.В. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения / А.В. Малько, В В. Субочев, А.М. Шериев. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010 // СПС «Консультант-Плюс».

15. Научная сессия, посвященная задачам ВИЮН и вопросам гражданского права : тез. докл. -М., 1953.

16. Турубинер, А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. - М., 1958.

17. Alexander, G.S. An Introduction to Property Theory / G.S. Alexander, E.M. Peralver. - Cambridge, 2012.

18. Schlanger, E. Property Rights Regimes and Natural Resources: A Conceptual Analysis / E. Schlanger, E. Ostrom // Land Economics. - 1992. - Vol. 68. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.