числе наиболее необходимых, таких как продовольственные товары и товары стратегического значения;
• утрата традиционных рынков сбыта машиностроительной и военной продукции;
• преобладание сырьевых товаров в экспорте;
• рост внешней задолженности.
Наиболее серьезными угрозами экономической безопасности страны являются разрушение научно - технического потенциала страны, «утечка мозгов» за границу, а также уменьшение научно - технических разработок. В настоящее время спектр угроз непрерывно растет, что может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны. Основными средствами уменьшения или даже уничтожения угроз является активная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Ведь экономическая безопасность - обеспечение защищенности важных интересов социума от внутренних и внешних угроз.
Использованные источники:
1. Афанасьев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности / Россия XXI. 2006. №2
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России / Дело, 2005
УДК 349.415
Остапенко А.Г., к.юр.н.
доцент
кафедра «Земельного, трудового и экологического права»
Филобок Е. С. студент 3 курса факультет «Инженерно-землеустроительный»
Катылевская А.В. студент 3 курса факультет «Инженерно-землеустроительный» Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В статье рассматривается правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий Краснодарского края. Проведен анализ состояния особо охраняемых природных территорий. Обозначены проблемы, связанные с правовым регулированием данных земель в Краснодарском крае. Предложены варианты решения указанных проблем.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, правовой режим, окружающая среда, законодательство РФ, проблемы правового регулирования.
In article legal regulation of lands of especially protected natural territories ofKrasnodar Krai is considered. The analysis of a condition of especially protected natural territories is carried out. The problems connected with legal regulation of these lands in Krasnodar Krai are designated. Versions of the solution of the specified problems are proposed.
Keywords: especially protected natural territories, a legal regime, the environment, the legislation of the Russian Federation, a problem of legal regulation.
Одной из глобальных проблем современности является оптимизация взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Решает эту задачу развитие особо охраняемых природных территорий, которые позволяют рационально использовать природу и приносить пользу обществу[2].
Сегодня статус особо охраняемых природных территорий определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Земли особо охраняемых территорий включают территории заповедников, национальных, мемориальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, курортов, а так же земельные участки, обладающие природными лечебными и иными факторами, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. Земли особо охраняемых территорий характеризуются строго целевым режимом использования[5].
Краснодарский край богат различными природными комплексами, которые представляют собой высокую ценность как природоохранные, рекреационные объекты, а также имеют значительную научную и культурно-эстетическую ценность. Природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, формируют систему особо охраняемых природных территорий Краснодарского края. В данной статье будут рассмотрены проблемы правового регулирования особо охраняемых территорий Краснодарского края.
В настоящее время важной задачей является организация режима особо охраняемых территорий таким образом, чтобы не иссякали природные богатства при их использовании. Вопрос о порядке использования особо охраняемых территорий в законодательстве РФ решен достаточно грамотно. В то же время имеются пробелы, например, наличие охранных зон вокруг заказников, ботанических садов и дендрологических парков не предусмотрено их правовым режимом. Еще одним недостатком можно считать статью 262 Уголовного кодекса РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов», которая применяется крайне редко, из-за отсутствия толкования понятия о причинении значительного ущерба особо охраняемым природным территориям. На наш взгляд, необходимо дополнить данную норму
правилами, указывающими на нарушение режима особо охраняемой территории и устанавливающими ответственность за их несоблюдение[1,4].
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, а также особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и относятся к объектам общенационального достояния[3].
Выделяют следующие категории особо охраняемых территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
з) иные категории.
На территории Краснодарского края находятся особо охраняемые территории федерального значения:
- 2 государственных природных заповедника («Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г.Шапошникова», «Утриш»);
-1 национальный парк («Сочинский национальный парк»);
- 2 государственных природных заказника («Приазовский», «Сочинский»);
- 1 памятник природы («Дендропарк совхоза «Южные культуры»)
Они располагаются как на землях особо охраняемых территорий, так и
на землях иных категорий, это связано с тем, что они созданы без изъятия земель у землевладельцев и землепользователей.
Особо охраняемые территории регионального значения:
- 1 природный парк («Природный орнитологический парк в Имеретинской низменности»);
- 16 государственных природных заказников;
- 352 памятника природы;
- 1 дендрологический парк («Дендрологический парк «Зеленая роща»).
На сегодняшний день отношение граждан, общества и государства к
природным ценностям ухудшилось из-за безнаказанности и коррупции, фактически разрушились принципы нравственного поведения в экологической среде. Это связано со слабым государственным контролем за исполнением законов, в том числе исполнительной властью, которая, к сожалению, нередко сама нарушает эти законы.
В мае 2000 года был упразднен Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ), что негативно сказалось на обеспечении экологической безопасности граждан. Мы считаем, что целесообразно было бы выделить из состава Минприроды России
экологическую составляющую и создать «новый» орган исполнительной власти по образу Госкомэкологии России.
Необходимость создания такого органа можно обосновать следующим:
- Исполнительную власть следует разделить на несколько органов, которые будут отвечать за использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
- Следует создать дополнительный орган, который будет контролировать использование природных ресурсов и осуществлять хозяйственную и инвестиционную деятельность.
- Создать орган исполнительный власти, заинтересованный в формировании действенной нормативной правовой базы.
В Краснодарском крае правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом №33 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях». Данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов[5].
Законом Краснодарского края от 4 марта 1998 г. №119 «Об особо охраняемых природных территориях» регулируются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, экономический механизм использования особо охраняемых территорий краевого и местного значения.
Практика показывает, что некоторые вопросы в законодательстве рассмотрены недостаточно четко, некоторые - даже упущены. Это затрудняет понимание законов гражданами, сокращает область их применения.
Таким образом, подводя итоги данному обзору проблем в области правового регулирования особо охраняемых природных территорий, можно сказать, что процесс урегулирования пробелов находится на начальном этапе формирования. Успех в деле сохранения и обеспечения дальнейшего развития законодательства особо охраняемых природных территорий Краснодарского края возможен лишь в ходе совместных усилий Федерального органов исполнительной власти депутатского корпуса, региональных органов власти, российского бизнеса и, конечно, правоохранительных органов.
Использованные источники:
1. Экологическое право (общая часть): учебное пособие / А.С. Волосников, О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда и др. Краснодар : КубГАУ, 2016. -138 с.
2. Экологическое право : учеб.для бакалавров / под ред. С.А. Боголюбова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 492 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Электрон. дан.-Режим доступа к URL :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ . (дата обращения: 06.12.2016)
4. Уголовный кодекс РФ. Последняя действующая редакция с комментариями//Электрон. дан. Режим доступа URL : http://stykrf.ru (дата обращения 06.12.2016)
5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЭЭ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями и дополнениями) //Электрон. дан. Режим доступа URL : http://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения 06.12.2016)