Научная статья на тему 'Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий'

Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / LEGAL REGULATION / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS / LEGISLATION / FEDERAL REGULATION / INTERNATIONAL TREATIES / REGIONAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илющенко Даниил Александрович, Васильков Артем Сергеевич, Катылевская Алина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации особо охраняемых природных территорий. Показано, что основным актом, регулирующим ООПТ, является Конституция РФ. В статье рассматриваются предметы ведения федеральных и региональных субъектов в области создания и организации ООПТ. Были освещены вопросы международного регулирования таких зон. В заключение статьи были внесены предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей ООПТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of specially protected natural areas

The article deals with the legal regulation of specially protected natural areas. It is shown that the main act regulating protected areas is the Constitution of the Russian Federation. The article deals with the subjects of Federal and regional subjects in the field of creation and organization of protected areas. The issues of international regulation of such zones were highlighted. In conclusion, the article made proposals to improve the legal framework governing protected areas.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий»

УДК 332.33

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Илющенко Даниил Александрович, студент, Васильков Артем Сергеевич, студент, Катылевская Алина Владимировна, магистрант; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар, РФ

В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации особо охраняемых природных территорий. Показано, что основным актом, регулирующим ООПТ, является Конституция РФ. В статье рассматриваются предметы ведения федеральных и региональных субъектов в области создания и организации ООПТ. Были освещены вопросы международного регулирования таких зон. В заключение статьи были внесены предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей ООПТ.

Ключевые слова: правовое регулирование; особо охраняемые природные территории; законодательство; региональная регламентация.

LEGAL REGULATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

Ilushchenko Daniil Aleksandrovich, student, Vasilkov Artem Sergeevich, student, Katylevskaya Alina Vladimirovna, graduate student; Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The article deals with the legal regulation of specially protected natural areas. It is shown that the main act regulating protected areas is the Constitution of the Russian Federation. The article deals with the subjects of Federal and regional subjects in the field of creation and organization ofprotected areas. The issues of international regulation of such zones were highlighted. In conclusion, the article made proposals to improve the legal framework governing protected areas.

Keywords: legal regulation; specially protected natural areas; legislation; Federal regulation; international treaties; regional regulation.

Для цитирования: Илющенко Д.А., Васильков А.С., Катылевская А.В. Правовое регулирование особо охраняемых территорий // Наука без границ. 2019. № 7(35). С. 59-62.

Издавна было принято охранять и сохранять территории, которые считали «святыми местами». Позже их выделяли для научного изучения, затем заповедники стали «эталонами» природы, и на них начали запрещать любую хозяйственную деятельность. Создание ООПТ и поддержание их состояния на должном уровне является решением многих экологических проблем. В настоящее время в России вы-

деляют 102 государственных заповедника, 39 памятников природы и 41 национальный парк.

Проблема использования данных территорий, охрана растительного и животного мира, обитающего на ООПТ, охрана памятников культурного наследия должны способствовать развитию современного законодательства в сфере ООПТ. Так как ООПТ могут находиться в составе других

наука без границ • № 7 (35) • 2019

юридические науки

категорий, надзор за использованием таких земель должен быть постоянным.

В настоящее время территории, на которых ограничена хозяйственная деятельность, регулируются нормативными актами Российской Федерации. Основополагающий закон был принят задолго до появления Гражданского, Лесного, Земельного и других Кодексов. Речь идет о Федеральном законе, введенном в действие в 1995 г. и именуемом «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)» (далее - Закон). Данный нормативный акт действовал достаточно эффективно в 90-е годы, однако с принятием Кодексов, речь о которых шла выше, названный ФЗ начал им противоречить. При этом необходимо отметить, что, несмотря на наличие определенных пробелов, Закон способствовал сохранению уникальных памятников природы, развитию объектов, которые имеют особое значение и являются общенациональным достоянием. Закон определяет категории охраняемых зон, их создание, развитие, устанавливает порядок посещения таких территорий, а также предусматривает ответственность за нарушение режима ООПТ.

В соответствии с указанными нормативными актами предмет ведения распределен между федеральным и региональным законодательством. Это положение свидетельствует о том, что создание региональных ООПТ контролируется законом субъекта. Для наглядности рассмотрим Краснодарский край. В Краснодарском крае на данный момент 372 ООПТ, из них 1 природный парк, 17 заказников, 12 ООПТ местного значения. В Краснодарском крае с целью сохранения уникальных свойств, природных ландшафтов проводятся работы по резервированию земель. Законом Краснодарского края от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» указываются полномочия органов государственной вла-

сти и органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подробно разобран экономический механизм использования территорий краевого и местного значения [3].

Далее рассмотрим нормативный акт, регламентирующий перечень территорий, относящихся к ООПТ, - Земельный кодекс РФ. Именно он содержит отличительные признаки, помогающие различить ООПТ от других территорий, находящихся под охраной. Рассматривая ЗК РФ, можно сказать, что к землям особо охраняемых территорий относятся площади, имеющие ограничения по использованию и являющиеся ценными [2]. Из этого делаем вывод, что перечень находится открытым. В отличие от ЗК РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» имеет закрытый перечень зон и расширительному толкованию не подлежит. Видно, что любая территория, имеющая значение, не попадающее под перечисленные в законе, не будет относиться к особо охраняемой природной территории.

На данный момент времени особую актуальность приобрела Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, которая устанавливает основные направления деятельности в данной сфере и закрепляет меры, которые должны повысить эффективность государственного регулирования указанной деятельности. Так же целью Концепции является сохранение животного и растительного разнообразия на этих территориях. В целях обеспечения экологической безопасности нашей страны Концепцией предусматривается ряд задач, направленных на достижение этих целей [4]. Среди основных направлений особо хочется отметить такую деятельность, как совершенствование законодательства, регулирующее режим использования на-

званных зон. Правительство РФ разработало основные направления и отметило нормативные акты, в которые необходимо внести поправки, способствующие выполнению выделенных для реализации задач. Предполагается, что внесение изменений в законы положительно скажется на правоприменительной практике и эффективности действия норм об ООПТ.

Отдельно представляется необходимым рассмотреть международное регулирование особо охраняемых природных территорий. К сожалению, в настоящий момент существует законодательный пробел в отношении регулирования тех ООПТ, которые обладают международным статусом, в соответствии с классификатором Международного союза охраны природы ООПТ делят на шесть категорий. Существует необходимость модернизации именно национальных законов с целью закрепления статуса таких территорий, что подтвержда-

" « ТЛ

ется международной практикой. В международном праве существует большое количество документов, имеющих различные названия: конвенции, соглашения, резолюции, договоры и т.д. Российская Федерация является участником множества договоров, регулирующих режим ООПТ. Большое количество особо охраняемых природных территорий международного значения находятся в субъектах РФ, таких как Красноярский край, Камчатский край и т.д. Названные выше международные договоры свидетельствуют о необходимости закрепления в нормах законов особо охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом.

Итак, в завершение статьи необходимо отметить, что в настоящее время в России

существует разветвленная система нормативных актов, различных по своей юридической силе. Законодательство, регламентирующее установление ООПТ, делится в зависимости от компетенции на федеральное и региональное. При этом первое из них является более устойчивым и разработанным, второе имеет некоторые пробелы, чем затрудняют их право применение. Основной целью создания особо охраняемых природных территорий местного значения является сохранение сложившегося природного ландшафта, растительного и животного мира, обитающего на территории природных зон; развитие эколого-просве-тительской работы. Все виды деятельности, способные повлечь за собой изменение существующего ландшафта, а также снижение индивидуальных рекреационных и экологических качеств, запрещены на территории ООПТ [3].

В целом, особо охраняемые природные территории имеют под собой достаточно объемную нормативную базу, а проблемы, которые существуют в данной сфере, решаемы. Основным недостатком правовой регламентации ООПТ является неопределенность зон, имеющих международный статус. Решение данной проблемы видится не только в правотворческой деятельности органов государственной власти, но и в активном участии граждан, специалистов, экспертов. Важно отметить, что, несмотря на территориальное разделение компетенции, федеральный и региональный уровни должны постоянно взаимодействовать.

Для сохранения ООПТ в должном состоянии нужно взаимодействие населения и органов власти, от которых исходят нор-мотворческие инициативы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4389.

наука без границ • № 7 (35) • 2019

юридические науки

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3823.

3. Пшидаток С.К., Быкова М.В., Пшидаток М.А, Катылевская А.В. Структура и порядок использования особо охраняемых природных территорий МО г. Краснодар // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12(101). С. 395-398.

4. Хмелева Е.Н. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий: проблемы, их решения и вопросы без ответов [Электронный ресурс] // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-problemy-ih-resheniya-i-voprosy-bez-otvetov (дата обращения: 23.06.2019).

5. Кореневский В.В., Катылевская М.В Анализ состояния уровней загрузки улично-дорожной сети города Краснодара // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2012. С. 174-178.

REFERENCES

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ) // NW. 2014. No. 31. St. 4389.

2. Land code of the Russian Federation dated 25 October 2001 № 136-FZ (as amended on 25.12.2018) // Sz the Russian Federation. 2001. No. 31. St. 3823.

3. Pshidatok S.K., Bykova M.V., Pshidatok M.A., Kotylevskaya A.V. Struktura i poryadok ispol'zovaniya osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij MO g. Krasnodar [Structure and use of specially protected natural areas MO g. Krasnodar]. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2018, no. 12(101), pp.395-398.

4. Hmeleva E.N. Pravovoe regulirovanie osobo ohranyaemyh prirodnyh territorij: problemy, ih resheniya i voprosy bez otvetov [Legal regulation of specially protected natural areas: problems, their solutions and unanswered questions]. Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2014, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-problemy-ih-resheniya-i-voprosy-bez-otvetov (accessed 23 June 2019).

5. Korenevsky, VV, Kotylevskaya M.V. Analiz sostoyaniya urovnej zagruzki ulichno-dorozhnoj seti goroda Krasnodara [The analysis of the levels of the road network of the city of Krasnodar]. Modernizaciya i nauchnye issledovaniya v transportnom komplekse, 2012, pp. 174-178.

Материал поступил в редакцию 10.07.2019 © Илющенко Д.А., Васильков А.С., Катылевская А.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.