Научная статья на тему 'Правовое регулирование организации деятельности органов внутренних дел по задержанию членов организованных преступных группировок и иных лиц, совершивших особо тяжкие преступления'

Правовое регулирование организации деятельности органов внутренних дел по задержанию членов организованных преступных группировок и иных лиц, совершивших особо тяжкие преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ / DETENTION / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТЯЖКИЕ И ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / GRAVE AND ESPECIALLY GRAVE CRIMES / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА / ORGANIZED CRIMINAL GROUP / INVESTIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суриков Алексей Викторович, Урюпин Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия сотрудников органов внутренних дел при задержании лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суриков Алексей Викторович, Урюпин Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES OF THE DETENTION OF MEMBERS OF ORGANIZOWANYCH CRIMINAL GROUPS AND OTHER PERSONS WHO HAVE COMMITTED ESPECIALLY GRAVE CRIMES

The article is devoted to the analysis of normative legal acts, establishing the powers of the police during the arrest of persons who committed grave and especially grave crimes.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование организации деятельности органов внутренних дел по задержанию членов организованных преступных группировок и иных лиц, совершивших особо тяжкие преступления»

находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определяет обязанности исправительных учреждений, однако эти обязанности не были отражены в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Более того, в ст. 12 данного постановления определено, что в случае обнаружения ВИЧ-инфекции у лиц, находящихся в местах лишения свободы, администрация учреждений уголовно-исполнительной системы должна создать условия, исключающие распространение ВИЧ-инфекции. Однако указанное требование осталось не реализованным ни законодательно, ни организационно.

Есть необходимость еще раз обратиться к норме ч. 5 ст. 80 УИК РФ, которая определяет: «осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, должны содержаться раздельно и отдельно от здоровых осужденных». Эта норма действующая, но в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных она остается инертной.

Нам представляется, что отсутствие в УИК РФ четкой дифференциации осужденных в зависимости от вида опасного вирусного заболевания не способствует решению задачи обеспечения здоровья осужденных и повышению профилактики их заболевания.

Например, ч. 7 ст. 78 Кодекса исполнения наказаний Республики Таджикистан установлено раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях: «ВИЧ-инфицированные содержатся раздельно от других осужденных, больных другими инфекционными заболеваниями».

На наш взгляд, отмена локально-профилактических участков уменьшила уровень контроля за распространением ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы, а также способствовала увеличению случаев заражения данным вирусом. Сейчас есть острая необходимость содержать ВИЧ-инфицированных осужденных отдельно от остальных. Это позволит решить многие вопросы: во-первых, законодательно закрепить правовой статус данной категории осужденных; во-вторых, позволит сократить риск заражения ВИЧ-инфицированных осужденных другими заболеваниями; в-третьих, внесение изменений в режимные требования содержания данной категории осужденных позволит создать условия для прохождения полноценного лечения.

1 Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект / под общ. ред. А. А. Реймера. - М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009. - С. 4.

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 43. - Ст. 5544.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 12.04.2013).

4 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 23.09.2013).

5 Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Гарант (дата обращения: 15.05.2013).

УДК 343.4

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАДЕРЖАНИЮ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУППИРОВОК И ИНЫХ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

© 2014 А. В. Суриков, Д. А. Урюпин

Аннотация. Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия сотрудников органов внутренних дел при задержании лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ключевые слова: задержание, оперативно-розыскные мероприятия, тяжкие и особо тяжкие преступления, организованная преступная группировка.

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES OF THE DETENTION OF MEMBERS OF ORGANIZOWANYCH CRIMINAL GROUPS AND OTHER PERSONS WHO HAVE COMMITTED ESPECIALLY GRAVE CRIMES

© 2014 A. Surikov, D. Uryupin

Summary. The article is devoted to the analysis of normative legal acts, establishing the powers of the police during the arrest of persons who committed grave and especially grave crimes.

Keywords: detention, investigations, grave and especially grave crimes, organized criminal group.

Распад СССР в 1991 г. повлек за собой нестабильную политическую и экономическую обстановку, следствием чего явилась и сложная криминогенная обстановка в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Это способствовало появлению организованных преступных группировок, совершавших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этой связи право как один из важнейших институтов государства должно эффективно воздействовать на складывающиеся социальные отношения, способствовать поддержанию общественного правопорядка и общественной безопасности, обеспечивать защиту интересов общества, сдерживать «разгул страстей» в обществе.

Согласно Конституции Российской Федерации1, Федеральному закону «О безопасности»2, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации3 государство является гарантом и основным субъектом защиты личности, ее прав и свобод, а также общества, его материальных и духовных ценностей, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Вот почему крайне важным является обеспечение общественной безопасности, в качестве первостепенной государственной задачи рассматривается усиление борьбы с преступностью. Прежде всего, деятельность правоохранительных органов по розыску и задержанию правонарушителей, в том числе и членов организованных преступных группировок (ОПТ), совершивших особо тяжкие преступления.

Задача розыска и задержания правонарушителей, совершивших особо тяжкие преступления, не может быть решена без анализа нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Следует отметить, что система нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу розыска и задержания указанных выше категорий правонарушителей, играет основополагающую роль в формировании конституционных норм. Конституция РФ возлагает на государственные органы обязанность защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции). В выполнении этой обязанности важная роль принадлежит органам внутренних дел. Конституция РФ как основа текущего законодательства государства создает базу для принятия федерального законодательства (ст.ст. 22-25 Конституции), охватывающего комплекс мер по предупреждению и пресечению отклоняющегося от государственных норм поведения.

Ч. 12 ст. 12 Федерального закона «О полиции»4 обязывает сотрудников полиции осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; несовершеннолетних, самовольно оставивших семью, специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо специальное учебно-воспитательное учреждение; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского или воспитательного характера; без вести пропавших; похищенного имущества; задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо

не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений. Ст. 1 Закона «О полиции» устанавливает основные полномочия полиции: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Анализируя положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5, необходимо отметить, что закон: во-первых, определяет основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, главными из которых являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Во-вторых, для получения необходимой информации оперативно-розыскного характера закон регламентирует контроль за почтовыми отправлениями, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и проведение других оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с применением информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств (ст. 6 Закона).

В-третьих, для получения указанных сведений и решения задач оперативно-розыскной деятельности законодатель предусматривает использование конфиденциального содействия граждан, привлекаемых, прежде всего, в качестве негласных источников оперативно-розыскной информации (ст. 17 Закона).

В-четвертых, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащих конфискации (ст. 11 Закона).

Обращаясь к содержанию Наставления, утвержденному Приказом МВД РФ № 001 от 04.04.2013 г., следует отметить, что в рамках подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию вооруженных правонарушителей, совершивших особо тяжкие преступления, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий без судебного решения на основании мотивированного постановления руководителя, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (п. 22.1 Наставления)6.

Институты уголовного права, теоретические положения этой науки являются определяющими для оперативно-розыскной деятельности, так как они находятся в органичной связи, проявляющейся в единстве начал уголовной политики государства.

Нормы уголовного законодательства устанавливают основания уголовной ответственности, понятие преступления, ответственность за приготовление и покушение на преступление и т. п. Они обязывают оперативные подразделения ОВД осуществлять поиск лиц, в отношении которых должны быть применены меры уголовно-правового характера.

Понятие «задержание» употребляется во многих отраслях права, отсюда и различные виды задержания, отличающиеся друг от друга различной юридической природой, содержанием и т.п. Задержание, предусмотренное нормами административного права, именуется административным задержанием. В уголовном процессе его называют уголовно-процессуальным. В последнем случае, по своей юридической природе, задержание - это следственное действие, предусмотренное и регламентированное уголовно-процессуальным законодательством. В этой связи на основе анализа уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство данного действия, можно выделить основные признаки задержания, дать его понятие. По нашему мнению, оно должно включать в себя указание на процессуальную природу, содержание и цель, неотложный и кратковременный характер органов, уполномоченных производить задержание, законодательное регулирование его применения.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит нормы, прямо указывающей на цели задержания. Однако в качестве таковой могут быть применены как общие задачи уголовного судопроизводства, сформулированные в УПК РФ, так и цели мер процессуального принуждения, содержащиеся в разделе IV УПК РФ.

Цель задержания - пресечь преступную деятельность, предупредить сокрытие подозреваемого от следствия и суда, воспрепятствовать фальсификации подозреваемым доказательств и другим его попыткам помешать достоверному установлению обстоятельств уголовного дела.

Необходимо обратить особое внимание на то, что задержание подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ является следственным действием, условия, основания и мотивы которого регламентированы соответствующими статьями УПК РФ и логическим продолжением которого должно быть предъявление обвинения в совершении преступления, а в конечном итоге - привлечение лица к уголовной ответственности.

Задержание - это кратковременная мера принуждения, применяемая к лицу, подозреваемому в совершении преступления, с целью выяснения причастности задержанного к преступлению и решения вопроса о возможном (исходя из имеющихся доказательств) заключении его под стражу. Согласно Конституции РФ и УПК РФ, срок задержания не может превышать 48 часов.

Категории лиц, подлежащих задержанию, неоднозначны. С точки зрения юридической обоснованности задержания преступников, выделяют:

- лиц, в отношении которых основания для задержания установлены материалами уголовного дела;

- лиц, разыскиваемых по делам оперативного учета, а именно: делам оперативной разработки, оперативно-поисковым делам, розыскным делам (п. 121.1 Наставления) с момента принятия решения по реализации данных оперативной разработки путем задержания с поличным;

- лиц, в отношении которых имеются данные, свидетельствующие о приготовлении к преступлению или покушении на него;

- лиц, заведомо неизвестных органам внутренних дел, в отношении которых поступили сведения о том, что они совершили преступление, готовятся к совершению преступления или покушению на него.

Правовым основанием для задержания преступников в рамках проведения специальной операции являются их действия, в которых проявляется особая общественно опасная сущность, которые сопряжены: с совершением разбойных нападений на банки, отделения связи, кассы предприятий, организаций и учреждений инкассаторов; совершением преступлений с применением огнестрельного оружия; побегом из изолятора временного содержания, мест лишения свободы, из-под конвоя; а также появление (либо вероятность появления) вооруженных и иных особо опасных преступников на обслуживаемой территории, в том числе вооруженных дезертиров, совершение тяжкого преступления с особой жестокостью, группой лиц или лицом, представляющим повышенную общественную опасность.

Статистические данные свидетельствуют о ежегодном росте числа преступников, скрывшихся с места преступления, совершивших особо тяжкие преступления, осужденных, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы, обвиняемых и осужденных, совершивших побег из-под конвоя, СИЗО и тюрем, из ИВС, военнослужащих, дезертировавших из воинских частей. Такая категория преступников общественно опасна.

Стремление преступника любыми способами уйти от ответственности, побег, расправа с очевидцами и даже с соучастниками, оказание вооруженного сопротивления сотрудникам органов внутренних дел - вот далеко не полный перечень опасных действий такой категории лиц.

Обеспечение неотвратимости наказания в такой ситуации представляет для органов внутренних дел весьма сложную задачу. Высока вероятность случаев оказания сопротивления, нередко сопряженного с применением либо физической силы, либо холодного оружия, либо огнестрельного оружия, и поэтому заведомо угрожающего жизни и здоровью не только сотрудников органов внутренних дел, но и граждан, что еще более усложняет решение указанной задачи.

Государство, возлагая на органы внутренних дел обязанности задержания лиц, совершивших преступления, предоставляет им необходимые полномочия, методы, силы и средства для успешного выполнения указанных обязанностей. Сотрудники ОВД имеют ряд полномочий, которые служат для обеспечения активного преследования и задержания преступников и предотвращения их сопротивления и побега. Впервые законодательно четко определены основания применения задержания как меры государственного принуждения (ст. 14 Закона «О полиции»). В том числе сотрудники полиции имеют право:

- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие общественным объединениям, организациям (кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам (ст. 13 Закона «О полиции»);

- допускается проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) (ч. 3 ст. 15 Закона «О полиции»);

- оцеплять (блокировать) участки местности, жилые помещения, строения и другие объекты (ст. 16 Закона «О полиции»);

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Также в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством сотрудники

ОВД располагают правомочиями применять широкий комплекс следственных действий и мер процессуального принуждения, позволяющих обнаруживать и изолировать преступников, собирать необходимые доказательства их причастности к преступлениям (обыск помещений, личный обыск, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание подозреваемого и др.).

В последнее время в теории и практике уголовного права высказывается мнение о необходимости выделения специальной нормы «задержание преступника» в Общей части Уголовного кодекса РФ. В этой связи законодатель определил более точную формулировку, выделив ее специальной нормой в Уголовном кодексе РФ «Причинение при задержании вреда лицу, совершившему преступление» (ст. 38 УК РФ)8.

Интенсивность и форма противодействия, его направленность и общественная опасность во многом очерчивают границы правомерности причинения вреда, позволяют дифференцировать состояние необходимой самообороны и уголовно-правового задержания, определяют квалификацию действий задерживаемого лица при привлечении его к ответственности, например, за оказание сопротивления сотрудникам полиции.

Законодатель считает подобные действия исключающими преступность деяниями и тем самым стимулирует активность и наступательность сотрудников ОВД в достижении общественно полезных целей. Но для того чтобы риск исключал ответственность за причиненный вред, он должен быть обоснованным, то есть отвечать условиям правомерности и заключаться в том, что рисковать можно только ради достижения общественно полезных целей: ради спасения жизни людей, обеспечения безопасности общества и его граждан законными средствами.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»9 граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам.

Таким образом, законодатель признает наличие у граждан права на задержание преступника.

Характер мероприятий по задержанию преступника должен соответствовать обстановке его задержания, а именно: учитывать степень интенсивности и способ оказываемого преступником сопротивления, наличие у последнего оружия, количество задерживаемых и задерживающих, место и время суток, время года и т. д.

При осуществлении мероприятий по розыску и задержанию преступников необходимо обеспечивать безопасность личного состава ОВД и дополнительных сил, участвующих в проведении указанных мероприятий, а также безопасность посторонних лиц (гражданского населения) от воздействия применяемых в операциях специальных средств, огнестрельного оружия и от посягательств со стороны вооруженных преступников.

Безопасность личного состава обеспечивается средствами индивидуальной защиты, соблюдением установленных соответствующими инструкциями правил обращения с оружием и правил использования специальных средств; умелым использованием соответствующих тактических приемов ведения боевых операций (защита от огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ, радиации, огня, дыма и т.д.)10.

Безопасность населения при проведении специальных операций обеспечивается системой оповещения населения о возникшей чрезвычайной ситуации с предупреждением о возможных последствиях и указанием опасных зон и зон, закрытых для движения; своевременной эвакуацией населения из опасных зон; оцеплением опасных участков местности при проведении конкретных боевых действий.

Конкретные меры обеспечения безопасности населения определяются руководителем операции исходя из ее характера, масштабов и условий проведения.

Деятельность территориальных ОВД по розыску и задержанию вооруженных правонарушителей, совершивших особо тяжкие преступления, регулируется множеством законодательных и ведомственных правовых актов. В этой связи следует отметить то обстоятельство, что нехватка норм права может привести к анархии и произволу, а переизбыток - к приглушению всякой инициативы со стороны правоохранительных органов.

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изменениями 2014 г.) // Российская газета. - 2014. - 7 февраля.

2 О безопасности. Федеральный закон от 20.10.2010 г. № 390-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 29 декабря.

3 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009. - 19 мая.

4 О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 г. (с изменениями 2014 г.) // Российская газета. - 2011. - 8 февраля.

5 Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями 2013 г.) // Российская газета. - 1995. - 18 августа.

6 Наставление, утвержденное Приказом МВД РФ № 001 от 04.04.2013 г.

7 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (с изменениями 2014 г.) № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. -22 декабря.

8 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (с изменениями 2014 г.) // Российская газета. - 1996. - 18-20, 25 июня.

9 Об оружии. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (с изменениями 2014 г.) // Российская газета. - 1996. - 18 декабря.

10 См.: Поспеев К. Ю. Типовые действия и приемы личной безопасности сотрудников ОВД в составе служебных нарядов и групп оперативного построения при проведении специальной операции. - Челябинск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.