Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРОРИЗМ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шерхов Рустам Русланович

В статье рассматриваются правовое регулирование оперативной работы и уровни правового регулирования оперативной разработки, в том числе, и в следственных изоляторах, в отношении осужденных за преступления террористического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шерхов Рустам Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL WORK IN PRE-TRIAL DETENTION FACILITIES OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the legal regulation of operational work and the levels of legal regulation of operational development, including in pre-trial detention facilities, in relation to those convicted of terrorist crimes.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_155

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Legal regulation of operational work in pre-trial detention facilities of the penal system of the Russian Federation

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскной деятельности Центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях УИС ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

SHERKHOV Rustam Ruslanovich,

Researcher of the Department for the Study of Operational and Investigative Activities of the Center for the Study of Security Problems

in the Institutions of the Criminal Investigation Department of the Federal Penitentiary Institution of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russian Federation.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются правовое регулирование оперативной работы и уровни правового регулирования оперативной разработки, в том числе, и в следственных изоляторах, в отношении осужденных за преступления террористического характера.

Abstract: the article examines the legal regulation of operational work and the levels of legal regulation of operational development, including in pre-trial detention facilities, in relation to those convicted of terrorist crimes.

Ключевые слова: правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности, терроризм, следственный изолятор.

Keywords: legal regulation of operational investigative activities, terrorism, pre-trial detention center.

Дата направления статьи в редакцию: 05.09.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Предметом регулирования служат всегда, без исключений, общественные отношения. В случае с преодолением противодействия раскрытию преступлений также правовое регулирование будет направлено на них. Прежде чем перейти к правовому регулированию противодействия, в том числе, и с помощью оперативных разработок, необходимо уточнить, как соответствии с российским законодательством определяется сущность противодействия

В Федеральном законе от 06.03.2006 года № 35 ФЗ «О противодействии терроризму», являющемся «ядром» правового регулирования борьбы с терроризмом в России, противодействие определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, то есть профилактика терроризма; и деятельность выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, то есть борьба с терроризмом. В данной деятельности особым значением обладает оперативная разработка, как организационно-правовая форма осуществления ОРД, представляющая собой ключевую стадию оперативно-розыскного процесса, содержанием которой является осуществление в установленном ФЗ «Об ОРД» и нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов в порядке оперативно-процессуальных процедур по получению фактических данных о совершении (не совершении) изучаемым лицом преступления, а целью — их подготовка для реализации в уголовном процессе (легализация).

Конкретных положений законодательства о правовом регулировании оперативной разработки в настоящее время не имеется, поскольку в законодательстве содержатся нормы, регламентирующие ее отдельные составляющие, такие, как заведение дел оперативного учета, осуществление оперативно - розыскных мероприятий и т.д. Именно на основании анализа и классификации данных норм возможно выделить уровни правового регулирования оперативной разработки, в том числе, и в следственных изоляторах, в отношении осужденных за преступления террористического характера.

Принято выделять следующие уровни правового регулирования: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты; ведомственные нормативно-правовые акты; индивидуальные юридические акты.

Конституция Российской Федерации (далее - РФ), обладает наивысшей юридической силой и содержит основные гарантии прав и свобод граждан, которые должны соблюдаться всеми органами государственной власти и должностными лицами. Это особо актуально применительно к оперативно-розыскной деятельности, которая нередко связана с ограничением прав граждан. В силу того, что любые действия, производимые как в рамках уголовно-процессуальной деятельности, так и в рамках оперативно - розыскной деятельности должны основываться на соблюдении законодательства, а в случае, если отдельные положения законов или иных нормативно - правовых актов вступают в противоречие с конституционными нормами, то надлежит руководствоваться нормами Основного закона, Конституция РФ может по праву рассматриваться как основа оперативно - розыскного права. Таким образом, все ограничения прав граждан, которые предполагает оперативно - розыскное законодательство при осуществлении оперативных разработок, должно базироваться на конституционно - правовых нормах.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 10(202)

Второй уровень правового регулирования оперативных разработок осужденных за террористические преступления представлен национальным федеральным законодательством.

Основным законом данного уровня правового регулирования в сфере оперативно - розыскной деятельности выступает Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144 - ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» [1]. Именно данным нормативно - правовым актом регламентируются вопросы проведения оперативной разработки, осуществляемой оперативными подразделениями.

В определенной степени рассматриваемый уровень правового регулирования оперативной разработки лиц, осужденных за терроризм, содержащихся в следственных изоляторах, представлен также Федеральным закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2], которым регламентированы различные вопросы деятельности сотрудников УИС.

Еще один нормативно - правовой акт, регламентирующий вопросы правового регулирования оперативной разработки в следственных изоляторах - Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [3], в котором, среди прочих, содержатся права осужденных, которые не могут быть нарушены в ходе оперативно - розыскной деятельности, регламентируются вопросы содержания осужденных в следственных изоляторах.

Также производство оперативной разработки рассматриваемой категории осужденных строится и с учетом требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [4].

Третий уровень правового регулирования включает в себя подзаконные нормативные акты. На данном уровне нам видится возможным назвать распоряжение Правительства от 29 апреля 2021 года № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г.», которой предусматривается создание системы противодействия преступному поведению подозреваемых, обвиняемых и осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, внедрение новых технологий и подходов организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности, применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе, преступлений, совершаемых осужденными. В рамках указанной концепции развитие получают все службы уголовно-исполнительной системы, в том числе оперативные подразделения.

Четвертый уровень правового регулирования образуют ведомственные нормативно - правовые акты (приказы, инструкции, распоряжения), с помощью которых конкретизируются и дополняются законодательные и подзаконные нормативные акты, рассмотренные нами выше.

Здесь полагаем необходимым обратить внимание на приказ Министерства юстиции от 20 мая 2013 года № 72 [5], в котором закреплено определение профилактики правонарушений, цели и пути ее реализации, организация профилактической работы, порядок проведения общей и индивидуальной профилактики, конкретные мероприятия, проводимые структурными подразделениями учреждений по профилактике правонарушений в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Также данным приказом определяется роль оперативных отделов по выявлению организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности и принятие мер к их разобщению, что вполне может быть использовано и в рамках оперативной разработки осужденных за преступления террористического характера.

Пятый уровень правового регулирования представлен индивидуальными юридическими актами. Здесь видится необходимым обратить внимание на тот факт, что деятельность оперативных подразделений учреждений системы исполнения наказания на находит своего прямого регулирования в нормативно - правовых актах, в силу чего, было бы целесообразно разработать отдельную Инструкцию, посвященную вопросам оперативного противодействия лицам, осужденным за преступления террористического характера и продолжающими свою противоправную деятельность в условиях следственных изоляторов и иных учреждений уголовно - исполнительной системы.

Полагаем, что в рамках вопросов правового регулирования противодействия преступлениям террористической направленности в условиях следственных изоляторов необходимо рассмотреть и вопросы правового регулирования межведомственного взаимодействия, поскольку указанная деятельность может быть эффективной только при комплексном применении мер различных правоохранительных органов.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета. 1995. 18 августа. № 160.

2. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»// Российская газета. 2018. 25 июля. № 160.

3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (в ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»// Российская газета. 1995. 20 июля.

4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 18.04.2018) «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта. № 48.

5. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы: приказ Минюста России от 20 мая 2013 года № 72 // Российская газета. 2013. 5 июня.

References (transliterated):

1. Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ (v red. ot 06.07.2016) «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti»// Rossijskaya gazeta. 1995. 18 avgusta.

№160.

2. Federal'nyj zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ «O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»// Rossijskaya gazeta. 2018. 25 iyulya. № 160.

3. Federal'nyj zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 103-FZ (v red. ot 19.07.2018) «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij»// Rossijskaya gazeta. 1995. 20 iyulya.

4. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ (v red. ot 18.04.2018) «O protivodejstvii terrorizmu» // Rossijskaya gazeta. 2006. 10 marta. № 48.

5. Ob utverzhdenii Instrukcii po profilaktike pravonarushenij sredi lic, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno - ispol-nitel'noj sistemy: prikaz Minyusta Rossii ot 20 maya 2013 goda № 72 // Rossijskaya gazeta. 2013. 5 iyunya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.