Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны материнства и детства в царствование Петра I'

Правовое регулирование охраны материнства и детства в царствование Петра I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1023
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДЕНЦЫ / ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ / МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ / ИМЕННОЙ УКАЗ / МАГИСТРАТ / СЕНАТСКИЙ УКАЗ / МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ / BABIES / MIDWIVES / A MONASTIC ORDER / A NOMINAL DECREE / THE MAGISTRATE / THE SENATE DECREE / MEDICAL OFFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печникова Ольга Глебовна

В статье рассмотрены вопросы становления государственной политики, охраны материнства и детства, и ее правовое обеспечение в Российской империи в период правления императора Петра Великого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of maternal and child health in the reign of Peter 1

The questions of the formation of public policy maternal and child health and legal support in the Russian Empire during the reign of Peter the Great.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны материнства и детства в царствование Петра I»

УДК 34(47+57)(094)« 17»

О. Г. Печникова

Правовое регулирование охраны материнства и детства в царствование Петра I

В статье рассмотрены вопросы становления государственной политики, охраны материнства и детства, и ее правовое обеспечение в Российской империи в период правления императора Петра Великого.

The questions of the formation of public policy maternal and child health and legal support in the Russian Empire during the reign of Peter the Great.

Ключевые слова: младенцы, повивальные бабки, монастырский приказ, именной указ, магистрат, сенатский указ, медицинская канцелярия.

Key words: babies, midwives, a monastic order, a nominal decree, the magistrate, the Senate decree, medical office.

Воззрения Петра I на вопросы материнства и детства, на наш взгляд, можно назвать революционными. Начало его правления отразило в законе созерцательный и познавательный интерес монарха к «младенцам, рожденным уродами».

Речь здесь идет об Именном указе от 28 января 1704 г. «О погреба-нии умерших в третий день, и о подтверждении повивальным бабкам, под смертною казнию, чтобы они младенцев, рожденных уродами, не убива-ли»,1 - имевшем отношение к Монастырскому приказу и «призрению» этим ведомством инвалидов детства.

Вместе с тем данный закон можно назвать актом гуманности и человеколюбия, проявляемым царем и государством по отношению к людям с врожденными аномалиями развития, так как последним позволялось жить и «про то объявляли в Монастырском Приказе». Монастырский приказ, в свою очередь, мог в дальнейшем осуществлять уход и лечение подобных больных сообразно возможностям времени.

© Печникова О. Г., 2013

1 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. IV. СПб., 1830. № 1964.

67

Постепенно, по мере осознания необходимости наличия молодого пополнения со стороны населения для решения государственных военных и экономических задач, произошла трансформация взглядов законодателя. Чем большую мощь набирала государственная машина, тем на большее число здоровых молодых людей она рассчитывала.

Монастырскому Приказу предписывалось также осуществлять сбор сведений об умерших беременных женщинах, которые «имеют зачатых младенцов во чреве от 5 до 9 месяцов», в силу Именного Указа от 30 мая 1705 г. «Об обязанности приходских священников доносить Монастырскому Приказу об умерших беременных женщинах»2.

Статистические данные, в свою очередь, позволяли ответить на вопрос о причине подобных явлений, тем более если они носили массовый характер, проявить, прежде всего, противоэпидемическую настороженность. За неисполнение указа со священников взималась «пеня».

Учитывая сказанное, закономерным можно назвать принятие Указа Петра I от 31 января 1712 г. «Об учреждении по всем Губерниям госпиталей для увечных и младенцев».3 Появление этого закона было обусловлено не только бедственным положением нетрудоспособных инвалидов войн, но и участившимися случаями убийств новорожденных детей, родившихся вне брака. Восстановление здоровья увечных воинов объединялось в законе вместе с заботой государства о малолетних детях, подчеркивая их взаимосвязь в обеспечении боеспособности армии.

Под натиском абсолютной монархии произошла либерализация моральных принципов, проповедуемых церковью в отношении незаконнорожденных детей, бывших объектами порочных связей и изгоями общества. Избежав прямых требований об изменении этих взглядов, государство, тем не менее, возложило на церковь обязанность по устройству и финансированию специальных госпиталей для ранее беззащитного контингента. Именной указ от 4 ноября 1714 г. «Об устройстве при церквах го-

„4

шпиталей для незаконнорожденных детей» касался «зазорных младенцов, которых жены и девки рождают беззаконно».

Ввиду актуальности данного вопроса, закон претерпел ряд серьезных доработок, из-за чего через год, 4 ноября 1715 г. появился его расширен-

2 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. IV. СПб., 1830. № 2054.

3 Там же. Т. V. СПб., 1830. № 3006.

4 Там же. № 2856.

ный вариант с названием «О сделании в городах при церквах гошпиталей для приему и содержания незаконнорождаемых детей»5.

Царь распорядился «при церквах, где пристойно, сделать гошпитали, в Москве мазанки, а в других городах деревянныя; и для сохранения изоб-рать искусных жен, и давать им из неокладных прибыльных доходов на год

денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги

6

в день» .

Второй из рассматриваемых документов7 четко сформулировал цель издания закона: «для сохранения зазорных младенцов, которых жены и девки рождают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождают, и умерщвляются: и для того объявить указ, чтоб таких младенцов в непристойные места не отметывали»8.

Для того чтобы избежать огласки и «стыда», сохранить тайну рождения и тем самым способствовать увеличению числа отдаваемых «младен-цов», передачу ребенка в госпиталь осуществляли «в окно, чрез какое закрытие, дабы приношенных лица было не видно»9.

Государство стало брать заботы о незаконнорожденных детях на себя, осознавая ценность каждого ребенка, так как «госпитали» предписывалось «построить и кормить из Губерний» и карать смертной казнью за «умерщвление тех младенцов».

На наш взгляд, анализ военных потерь послужил обращению взора законодателя на ту часть населения, которая могла в дальнейшем пополнить ряды солдат. Учитывая связь обороноспособности с развитием торговли и экономики в целом, государственным делом стала борьба со смертностью среди незаконнорожденных детей. Так, впервые был обозначен контингент, самый беззащитный в этом отношении и доселе редко имеющий шанс выжить.

Продолжая рассмотрение проблематики становления законодательства об охране материнства и детства, остановимся на регламенте или уставе Главного магистрата10, утвержденном Петром I 16 января 1721 г. В нем приказывалось объявлять в государстве «об учреждении Магистратском и о

5 Там же. № 2953.

6 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. № 2856; ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. № 2953.

7 Там же. № 2953.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же. № 3708.

произведении онаго во всех Губерниях и Провинциях» (Гл. I - О присяжной должности). Гл. XX носила название - О цухгаузах (или смирительных домах) и гошпиталях (или больницах), где законодатель сформулировал свое видение организации психиатрической помощи и развития сети госпиталей.

При отсутствии адекватной экспертной оценки душевнобольных в начале XVIII в. их также могли помещать в смирительные дома, вместе с наркологическими больными, тунеядцами, трудновоспитуемыми детьми и преступниками. Всех их рекомендовалось по возможности определять на работу, «чем бы они могли на пропитание свое заработать, чтобы никогда праздны не были».

Считаем необходимым сделать акцент на отмеченных в регламенте или уставе Главного магистрата11, лицах «непотребнаго ж и неистоваго женскаго пола» - куда с успехом, в виду отсутствия дифференцирования, относили как психиатрических больных со снижением сексуального самоконтроля, так и проституток. Все они определялись на работу в прядильные дома, так как «их должно наказывать таким образом».

Отдельных норм, связанных с лечением больных женщин наркологического и психиатрического профиля в законе представлено не было. На наш взгляд, это связывалось с тем, что общество в XVIII в. основным воздействием на данный контингент считало осуществление изоляции из привычной среды и применение наказания.

Значительным шагом в развитии оказания медицинской помощи женщинам и детям, можно назвать распоряжения регламента или устава Главного магистрата о строительстве госпиталей, смирительных и сиротских домов магистратами «земским иждивением» с согласованием места для строительства «чтоб гражданам было безобидно». Такое решение царь принял с учетом зарубежного опыта: «в других Государствах такие домы не только в больших, но и везде в малых городах обретаются».

Целевому расходованию средств предназначен указ от 30 декабря 1724 г. «Об употреблении сборов с деревень Чудова и Вознесенскаго монастырей на гошпиталь и содержание сирот»,12 где высочайшей резолюцией приказывалось: «Вышеозначенные сборы употреблять на гошпиталь и сиротам, а что останется держать в казне».

Больных выявляли при переписи, чему был посвящен Сенатский указ от 23 октября 1725 г. «Об отдаче в богадельни слепых и престарелых, являющихся при переписи, о раздаче безродных младенцов на воспитание с

11 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. V. СПб., 1830. № 3708.

12 Там же. Т. VII. СПб., 1830. № 4623.

венечным за воспитание укреплением, о штрафе с владельцов отпустивших кабальных людей без явки в Приказах, и о взыскании рекрут за утайку души в ревизских сказках»13.

Рекомендовалось слепых, дряхлых, увечных и престарелых, «которые ни в чем работать не могут, не стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят, таковых отдавать в богадельни» и «по всем Губерниям учиненные шпиталеты». Малолетних же с 10 лет записывать «в матросы, и присылать в Санкт-Петербург в Адмиралтейство», а тех, кому нет 10 лет -определять в богадельни.

По мере экономического развития государства, требовались все большие людские ресурсы. Войны и болезни уменьшали число жителей страны. Средства, применяемые для восстановления здоровья и лечения людей, были далеки от совершенства. Анализ действительности, как нам представляется, заставил задуматься о мерах борьбы с детской смертностью.

Пытаясь противодействовать фатальным последствиям эпидемий и войн, в 1754 г. Медицинская канцелярия через своего президента лейб-медика Кондоиди представила Проект о сохранении народа.

В нем говорилось: «Надобно всех находящихся в Москве и Петербурге повивальных бабок освидетельствовать в их искусстве докторам, лекарям и присяжным бабкам и, которые окажутся достойны, тем давать от Медицинской Канцелярии указы и публиковать о них для всенародного известия, привести их к присяге и называться им присяжными бабками; число их должно простираться в Москве до 15, а в Петербурге до 10, и затем, если будут лишние, определять по одной бабке в каждый губернский город, а когда губернские города будут удовольствованы, то определять в каждый провинциальный город, дабы со временем ими все государство удовольствовать. Каждой присяжной бабке иметь по две ученицы; но в Москве и Петербурге надобно учредить по одной школе, в которой определить по одному доктору и по одному лекарю на казенном жалованье, этим докторам называться профессорами «бабичьего дела», а лекарям - акушерами»14.

Среди важнейших законов, принятых с целью формирования и развития отечественной акушерско-гинекологической службы и осуществления профессионального родовспоможения в России, по нашему мнению, необходимо назвать Сенатский указ от 29 апреля 1754 г. «Об учреждении

13 Там же. № 4335.

14 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, 2008. С. 784.

71

школы в Санкт-Петербурге и Москве для обучения повивальному искусству; о снабжении в сем искусстве бабками под именем присяжных»15.

Документ содержал два непоименованных положения. Первое положение включало «представление о порядочном учреждении бабичева дела в пользу общества», для чего предписывалось: «надлежит ныне всех имеющихся в Москве и Санкт-Петербурге бабок, в знании искусства их освидетельствовать искусными к тому доктором и лекарем, и засвидетельствованными присяжными бабками».

«Достойным бабкам» Медицинская канцелярия выдавала документ, «приводила их к присяге, по приложенному при том формуляре» и сообщала в полицию с целью опубликования «для народного известия», после этого они именовались уже «присяжными бабками».

Рассматриваемый указ позволил судить о численности «присяжных бабок»: в Москве - до 15 и Санкт-Петербурге - до 10. После достижения данных показателей, рекомендовалось «определять по одной бабке в каждой Губернской город, а когда и те будут удовольствованы, по тому же определять и в каждой Провинциальной город».

Специальным «росписанием» утверждалось «награждение бабкам за труд их в освобождении роженицы». Согласно этому «росписанию» плата за труд «присяжной бабки» производилась в казну (сбор денег осуществлялся в Медицинской канцелярии); являлась обязательной для каждой роженицы и определялась «по рангу ее» или «мужа ея». В том случае, если «кто платить не будет», предписывалось «поступать по силе указов о недоимке казенных сборов».

По две бабки содержались в Москве и Санкт-Петербурге на «казенном жалованье: а именно, в Москве старшим до 200 рублей в год, младшим до 150 рублей в год; в Санкт-Петербурге старшей до 300 рублей в год, младшей до 200 рублей в год».

Каждой «присяжной бабке» необходимо было иметь по две ученицы, но это не являлось единственной возможностью овладения нужной медицинской профессией.

Как гласила первая часть указа от 29 апреля 1754 г. «Об учреждении школы в Санкт-Петербурге и Москве для обучения повивальному искусству; о снабжении в сем искусстве бабками под именем присяжных»16, - в этих городах после утверждения закона, образовались две специальные медицинские школы, где обучением занимались «по одному доктору и по одному лекарю, на казенном жалованье».

15 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIV. СПб., 1830. № 10214.

16 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIV. СПб., 1830. № 10214.

72

Доктора именовались «Профессорами бабичьяго дела» с жалованьем от 300 до 600 р. в год, а лекари - «Акушерами» с жалованьем от 200 до 400 р. в год. Бюджет школы, куда входили жалованье докторам, лекарям и бабкам, инструменты, перевод книг и пр., составил 3000 р.

Согласно второму положению рассматриваемого указа,17 Медицинской канцелярией производилось «выписание книг из чужих краев» для библиотеки и для «раздачи оных книг ученикам, подлекарям и подмастерьям, по вычете у них на те книги из жалованья». Для пополнения библиотеки

Медицинской канцелярии, выделялись бюджетные средства в размере 400 р.

18

в год .

Дополнением к Сенатскому указу от 29 апреля 1754 г. «Об учреждении школы в Санкт-Петербурге и Москве для обучения повивальному искусству; о снабжении в сем искусстве бабками под именем присяжных»19, стал Сенатский указ от 30 марта 1755 г. «О поручении Губернским Канцеляриям сбора с родильниц, установленнаго для усовершенствования пови-вальнаго искусства»20, приказывающий «оным Губернским Канцеляриям, сколько будет в сборе денег, те отсылать по третям года в Медицинскую Канцелярию, от которой из тех сборных денег в Штатс-Контору, вместо отпускаемых из той Конторы на произведение показанного бабичьего дела, в силе прежняго ... определения»21.

Делу охраны материнства и детства служил Сенатский указ от 2 июля 1759 г. «Об отпускании для бедных родильниц и новорожденных младенцев лекарства, по рецептам докторов и акушеров, из казенных аптек безденеж-но»,22 для чего в аптеках был предусмотрен «особливый счет», а сведения о расходах предоставлялись ежегодно в Медицинскую канцелярию.

В случаях злоупотреблений, когда «под именем сущее неимущих» лекарства и прочее выписывались тем, кто был в состоянии за все это заплатить, предусматривались санкции в виде штрафов и взысканий сумм за средства оказания медицинской помощи.

Таким образом, именно в царствование Петра Великого вопросы охраны здоровья матери и ребенка впервые приобрели государственное значение и получили правовое закрепление.

17 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIV. СПб., 1830. № 10214.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же. № 10383.

21 Там же.

22 Там же. № 10972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.