Научная статья на тему 'К вопросу о становлении повивальной помощи на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX века'

К вопросу о становлении повивальной помощи на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОВИВАЛЬНОГО ДЕЛА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ОБУЧЕНИЕ ПОВИВАЛЬНЫХ БАБОК / НАРОДНЫЕ ПОВИТУХИ / HISTORY OF MIDWIFE CARE / NORTHERN EAST CAUCASUS / TRAINING OF MIDWIVES / FOLK MIDWIVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аликова З. Р., Ахмадов Тахуз Зайндиевич

Работа посвящена становлению повивального дела на Северо-Восточном Кавказе в XIX начале ХХ в. : дифференцированно в городах, горских округах и казачьих лечебных заведениях. Изложены вопросы подготовки повивальных бабок в регионе, а также родовспоможения в аулах и станицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of becoming of midwife care in Northern East Caucasus during XIX-early XX centuries

The article deals with becoming of midwife care in Northern East Caucasus during XIX-early XX centuries. The differentiated analysis is made concerning situation and conditions in cities, highland okrugs and Cossak facilities. The issues of training of midwives in the region and organization of obstetrics in auls and stanitsas are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении повивальной помощи на Северо-Восточном Кавказе в XIX - начале XX века»

клопедия содержала около 8,5 тыс. авторских листов, 80 тыс. терминов, относящихся почти к 100 медицинским и сопутствующим дисциплинам. Большая медицинская энциклопедия стала капитальным трудом, по-новому осветившим многие проблемы медицины. Это был коллективный научный труд, построенный на единой методологической основе. Многие статьи являлись научными работами очень высокого уровня. В создании энциклопедии приняли участие около 1050 авторов, в том числе 20 академиков, 692 профессора и 1046 других научных работников. Редакторами были видные ученые и медики страны: А.И. Абрикосов, М.И. Авербах, Н.Н. Бурденко, Д. Д. Плетнев и другие. Авторами статей были не только отдельные ученые, но и коллективы научных сотрудников институтов, кафедр. Большое внимание уделялось профилактическому направлению здравоохранения и медицины [6, 7].

Теоретическое наследие Н.А. Семашко — монографии и статьи, доклады и речи, наркомовские приказы — в той или иной мере касались всех без исключения вопросов медицины и здравоохранения.

Таким образом, тесно переплелись судьбы двух выдающихся ученых, организаторов и преподавателей, посвятивших свою жизнь становлению науки и высшего медицинского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотова Е.И., Заблудовский П.Е. И.Д. Страшун. М.: Медгиз; 1947.

2. Страшун И.Д. Русский врач на войне. М.: Медгиз; 1947.

3. Страшун И.Д. Очерки истории русской общественной медицины / Под ред. П.И. Калью. М.; 1965.

4. Семашко Н.А. — студентам и преподавателям медицинских вузов / Под ред. А.Ф. Серенко, И.Г. Лавровой, В.И. Кант. Кишинев: Картя Молдовеняскэ; 1970.

5. Современные теоретические и организационные проблемы Советского здравоохранения / Под ред. А.Ф. Серенко. М.; 1975.

6. Теоретические и организационные основы советского здравоохранения / Под ред. Б.В. Петровского. М.: Медицина; 1967.

7. Касимовская Н.А. 90 лет кафедре общественного здоровья и здравоохранения ПервогоМГМУ им. И.М. Сеченова. М.: Мысль; 2012.

Поступила 20.10.2014

RЕFЕRЕNСЕS

1. Lotova E.I., Zabludovskiy P.E. I.D. Strashun. [I.D. Strashun]. Moscow: Medgiz; 1947. (in Russian)

2. Strashun I.D. Russian Doctor in the War. [Russkiy vrach na voyne]. Moscow: Medgiz; 1947. (in Russian)

3. Strashun I.D. Essays on the History of Russian Social Medicine. [Ocherki istorii russkoy obshchestvennoy meditsiny] / Ed. P.I. Kal'yu. Moscow: Medgiz; 1965. (in Russian)

4. Semashko N.A. — Students and Teachers of Medical Schools. [Semashko N.A. — studentam i prepodavatelyam meditsinskikh vu-zov] / Eds A.F. Serenko, I.G. Laurel, V.I. Kant. Kishinev: Kartya Moldovenyaske; 1970. (in Russian)

5. The Modern Theoretical and Organizational Problems of the Soviet Health. [Sovremennye teoreticheskie i organizatsionnye problemy sovetskogo zdravookhraneniya] / Ed. A.F. Serenko. Moscow; 1975. (in Russian)

6. Theoretical and Organizational Foundations of the Soviet Health. [Teoreticheskie i organizatsionnye osnovy sovetskogo zdra-vookhraneniya] / Ed. B.V. Petrovskiy. Moscow: Meditsina; 1967. (in Russian)

7. Kasimovskaya NA. 90 years of the Department of Public Health and Health First MGMU them. I.M. Sechenov. [90 let kafedre IMG-MU im. I.M. Sechenova]. Moscow: Mysl'; 2012. (in Russian)

© Аликова З.Р., Ахмадов Т.З., 2015 УДК 614.2:618.4-089]:93(470.62/.67)

Аликова З.Р., Ахмадов Т.З.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПОВИВАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ В XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 362019, г. Владикавказ, Россия; Чеченский государственный университет, 364024, г. Грозный, Россия

Работа посвящена становлению повивального дела на Северо-Восточном Кавказе в XIX — начале ХХ в. : дифференцированно в городах, горских округах и казачьих лечебных заведениях. Изложены вопросы подготовки повивальных бабок в регионе, а также родовспоможения в аулах и станицах.

Ключевые слова: история повивального дела; Северный Кавказ; обучение повивальных бабок; народные повитухи.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 59—61.

Для корреспонденции: Ахмадов Тахуз Зайндиевич, t.ahmadov@mail.ru

Alikova Z.R., Akhmadov T.Z. ON THE ISSUE OF BECOMING OF MIDWIFE CARE IN NORTHERN EAST CAUCASUS DURING XIX—EARLY XX CENTURIES

The North Osetia state medical academy, 362019 Vladikavkaz, Russia; The Chechen state university, 364024 Grozny, Russia The article deals with becoming of midwife care in Northern East Caucasus during XIX—early XX centuries. The differentiated analysis is made concerning .situation and conditions in cities, highland okrugs and Cossak facilities. The issues of training of midwives in the region and organization of obstetrics in auls and stanitsas are considered. Keywords: history of midwife care; Northern East Caucasus; training of midwives; folk midwives

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 59—61.

For correspondence: Akhmadov Takhuz, t.ahmadov@mail.ru

Received 19.05.2014

С развитием общества во все исторические времена вопросы рождения ребенка, помощи роженице, послеродового ухода за новорожденным, подготовки повивальных бабок (повитух) были актуальными, и решались они по-разному. В условиях перестройки системы здравоохранения, особенно в вопросах,

связанных с охраной материнства и детства, важным становится обращение к историческому опыту развития здравоохранения и медицины, что позволяет проанализировать с современных позиций формы и методы оказания медицинской помощи населению, выделить ее прогрессивные направления.

Таблица 1

Число повивальных бабок в Терской области в 1896—1913 гг.

Число повивальных бабок Год

1896 1900 1905 1910 1913

Всего 28 27 41 55 85

В том числе 1 повивальная бабка:

в городах На 5071 На 6800 На 4678 На 4818 На 3505

в казачьих отделах На 101 022 На 66 353 На 54 138 На 42 711 На 31617

в округах На 106 934 На 112 273 На 121 123 На 60 501 На 92 544

Таблица

Число повивальных бабок в Дагестанской области (1900—1915)

Повивальные бабки Год

1900 1905 1910 1915

Городские 3 3 3 3

Сельские 5 6 15 10

Повивальные бабки — 2 2 5

в ведомственных лечебницах

Целью данной работы стало исследование вопросов становления "бабичьего дела" на территориях республик нынешнего Северо-Кавказского федерального округа.

Как известно, в России в апреле 1754 г. по предложению лейб-медика Кондоиди от Медицинской канцелярии о "порядочном учреждении бабичева дела в пользу общества" Сенатским указом были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве школы для обучения повивальному искусству и обеспечения столиц и городов бабками "под именем присяжных", т. е. давших присягу [1]. Несколько позже в 1797 г при учреждении Врачебных управ в губернские города были определены не только акушеры, имеющие звание доктора или штаб-лекаря, но и повивальные бабки (старшая и младшая). Они же были определены и в уездные города.

Службе повивальных бабок и к их персоналиям предъявлялись определенные требования. В Уставе повивальным бабкам (1789) в 1-м пункте было сказано: "Каждая повивальная бабка должна быть в звании своем испытана, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять" [2].

Проблема с повивальными бабками на Кавказе решалась намного сложнее ввиду не только отсутствия таких специалистов, но и системы их подготовки. В 1836 г. официально первые повивальные бабки (неэкзаменованные) появились в карантинных заставах Кавказской линии для осмотра женщин с целью предотвращения заноса заразных болезней. В середине ХГХ века повивальных бабок (экзаменованных) стали направлять и на Северо-Восточный Кавказ: в 1844 г. в укрепление Владикавказ, в 1847 г. в Управление Кавказскими минеральными водами (Пятигорск), в 1860 г. в укрепление Темир-Хан-Шура (ныне г. Буйнакск), в 1867 г. в г. Петровск (ныне г. Махачкала).

В 1870 г. после реорганизации административного управления Терской области в округах и городах были введены должности повивальных бабок (окружные и городовые) [3]. Одними из первых окружных повивальных бабок были А.Н. Соколова, А.К. Алексинская, Д.И. Матвеева, Е.А. Правикова, Ю.М. Чайкина, Л.Я. Юдина. Согласно материалам Терского календаря (1890— 1914), в Терской области в 1891 г. было 14 повивальных бабок, в 1913 г. их стало 85, при этом многие из них были вольнопрактикующими. Последних в 1896 г. состояло 15, в 1897 г. — 22, в 1900 г. — 12. Динамика числа повивальных бабок и нагрузка на них представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, несмотря на то, что общее число повивальных бабок в Терской области увеличилось, в округах, где проживало горское население, их было мало, и нагрузки на них были большие. Вольнопрактикующие бабки дислоцировались в городах и крупных поселениях.

Для обеспечения акушерской помощи в Терском казачьем войске была организована подготовка повивальных бабок в военных лазаретах, где по штату были повивальные бабки [4].

С этой целью к каждому госпиталю или лазарету прикреплялись для обучения повивальному искусству женщины войскового происхождения (казачки) не моложе 20 лет в количестве до 5 в 1 лечебное учреждение [5]. Согласно "Правилам для образования войсковых повивальных бабок" (1872), по окончании учебы им выдавались свидетельства за подписью областного врача, и на войсковых повивальных бабок возлагалось "подание помощи родильницам и новорожденным".

Наиболее способные из этих женщин при наличии вакансии оформлялись на службу в местный лазарет. Областной врач и войсковые врачи были обязаны контролировать их практические занятия и опытность. В лечебных заведениях Терской области с 1871 г. полагалось выделять женские койки (отделения) с женской прислугой.

В менее удовлетворительном положении служба повивальных бабок была в Дагестанской области, где были только городовые бабки. Должности сельских повивальных бабок в Дагестанской области были определены только в ноябре 1895 г. при устройстве сельско-врачебной части [6]. Однако заполнить эти штаты было сложно, своих специалистов в области не было. Согласно материалам ежегодных обзоров Дагестанской области (1895—1915), в 1895 г. состояли на службе 4 повивальные бабки: 3 в городах (Темир-Хан-Шура, Петровск, Дербент) и 1 в округе. И только к 1900 г. в 5 сельских приемных покоях появились повивальные бабки. Первыми сельскими повивальными бабками в Дагестане были В.Г. Сластушевская (с. Акуша), Е.К. Соколова (с. Карабудахкент), Р.М. Чеботарева (с. Каякент), С.П. Капнина (с. Тилитль), О.П. Овчинникова (с. Рутуль) и др. В последующем повивальные бабки в Дагестанской области распределялись следующим образом (табл. 2).

В Дагестане все эти годы вольнопрактикующих повивальных бабок были единицы. Число бабок для растущего населения области было недостаточным. Для многонационального горского населения Дагестана повивальные бабки имели большое значение. По этому поводу в "Обзоре Дагестанской области за 1895 г." писалось: "Этот недостаток (отсутствие повивальных бабок. — Т. А.) в Дагестане особенно важен, потому что по религиозным понятиям мусульман как беременные, так и вообще больные женщины-туземки безусловно не могут быть осматриваемы и исследуемы врачами мужчинами, вследствие чего взрослое женское население области должно оставаться без врачебной помощи, и в крайнем лишь случае врач вынужден ограничиться подачей заглазно медицинского совета туземкам. Такой порядок ведет к пагубным последствиям ..." [7].

На все должности повивальных бабок на Северном Кавказе специалистов приходилось направлять из внутренних губерний России, что было связано с большими расстояниями и расходами из государственного казначейства: повивальным бабкам было положено 200 руб. серебром в год, двойные прогоны, не в зачет годовой оклад жалованья, на подъем и обзаведение.

На Кавказе подготовка присяжных квалифицированных повивальных бабок началась в 1875 г. на курсах повивального искусства при Закавказском повивальном институте, преобразованным из частного родовспомогательного заведения в г. Тифлисе под патронатом великой княгини Ольги Федоровны [8]. В уставе говорилось, что целью института были оказание врачебного пособия роженицам, а также "доставление теоретического и практического по повивальной части образования лицам женского пола, по преимуществу из туземок"1. Обучение было платным (40 руб. в год) и длилось два года. Принимались на обучение лица женского пола в возрасте от 16 до 30 лет, которые подвергались вступительным экзаменам. В процессе учебы подробно изучались вопросы физиологии и патологии родов, женские, детские и венерические болезни, фармакология, малая хирургия, а практика проходила в родильном отделении института и городской больнице. Окончившие курс обучения удостаивались звания повивальной бабки (городской) или звания сельской повивальной бабки, и они пополняли штаты лечебных заведений Кавказа, в том числе Терской и Дагестанской областей.

1 Закавказский Ольгинский повивальный институт. Тифлис, 1914. С. 12.

2

С 1878 по 1902 г. институт выпустил 380 городских и 68 сельских повивальных бабок [9]. По нашим данным, среди них туземок Северного Кавказа практически не было, поскольку последние (особенно мусульманки) не имели требуемого образовательного ценза из-за отсутствия в горных округах женских учебных заведений.

Несмотря на существовавшую государственную систему оказания помощи роженицам, во второй половине XIX — начале ХХ в. на Северном Кавказе одной из древнейших отраслей народной медицины оставалось так называемое народное акушерство — родовспоможением и обрядом новорожденного у горского и станичного казачьего населения занимались народные повивальные бабки (повитухи). Обычно это были вдовые многорожавшие опытные женщины, за плечами которых были сотни принятых родов. Современник писал: "К ученым повивальным бабкам жители не обращаются, исключая "благородных". Причина та, что ученых акушерок вовсе нет, если не считать уездных бабок, обыкновенно безвыездно проживающих в центрах административных ... приглашение ученых бабок обходится очень дорого ..."2 [10]. Специальным повивальным искусством сельские бабки практически не владели, так как не знали анатомию женщины, физиологию беременности и родов, особенно патологических. Рожали женщины обычно вне дома, в закутках, сараях для скотины, в присутствии одной-двух родственниц. Роды проходили чаще на коленях, реже стоя, на спине, на корточках. Повитухи при родовспоможении не только прибегали к религиозно-магическим действиям, но и пользовались приемами мануального воздействия на роженицу. Они делали массаж поясницы и живота, использовали согревающий компресс, роженицу перекатывали из стороны в сторону, взваливали на спину и встряхивали, под спину подкладывали валик, заставляли прыгать с какого-нибудь возвышения, перегибаться на рукоятке кочерги, дуть в пустую бутылку и т. д. [11, 12]. Нередко грубые и невежественные приемы приводили к смерти не только младенца, но и матери.

Таким образом, на северо-востоке Кавказа родовспоможением занимались государственные повивальные бабки (окружные, городовые, сельские), повивальные бабки в госпиталях, лазаретах и казачьих больницах, повивальные бабки в системе фабрично-заводской медицины и частные, вольнопрактикующие. Число повивальных бабок было недостаточным для быстрорастущего населения, и вопросы их подготовки решались неудовлетворительно. Родовспоможение местному горскому и казачьему женскому населению оказывали в основном повитухи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 14 (1754—1757). СПб.; 1830: 56—7, № 10214.

2. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 23 (1789—1796). СПб.; 1830: 76—8, № 16804.

3. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 45, ч. 2 (1870). СПб.; 1874: 421—3, № 48876.

4. Ахмадов Т.З. История здравоохранения и медицинского образования на Северо-Восточном Кавказе (XIX в. — 1940 г.). Ростов н/Д; 2014: 207.

5. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. 8, ч. 1 (1872). СПб.; 1873: 173—4, № 53.

6. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. 15 (1895). СПб.; 1899: 656, № 12198.

7. Обзор о состоянии Дагестанской области за 1895 год. Темир-Хан-Шура; 1896: 36.

8. Кавказский календарь на 1880 год. Тифлис; 1879: 194—7.

9. Закавказский Ольгинский повивальный институт. Исторический очерк за сорок лет. 1873—1912. Составил ординатор Г.Я. Арешов. Тифлис: Тип. "Эсперанто"; 1914: 224.

10. Живило К. Народные приемы ухода за роженицами и новорожденными в некоторых станицах Кубанской области. В кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис; 1893; вып. 16: 16—38.

11. Семенов П. О народной медицине в станице Слепцовской Сунженского отдела Терской области. В кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис; 1893; вып. 15: 1—15.

12. Аликова З.Р. Народная медицина Северного Кавказа. Владикавказ: Проект-Пресс; 2000: 102—3.

Поступила 19.05.14

REFERENCES

1. Complete Collection of Laws of the Russian Empire (CCLRE). Vol. 14 (1754—1757). St. Petersburg; 1830: 56—7, No. 10214. (in Russian)

2. Complete Collection of Laws of the Russian Empire (CCLRE). Vol. 23 (1789—1796). St. Petersburg; 1830: 76—8, No. 16804. (in Russian)

3. Complete Collection of Laws of the Russian Empire (CCLRE). Vol. 45, pt. 2 (1870). St. Petersburg; 1874: 421—3, No. 48876. (in Russian)

4. Akhmadov T.Z. Istoriya of health care and medical education in the Northeast Caucasus (XIX century — 1940). Rostov-on-Don; 2014: 207. (in Russian)

5. The Collection of Government Directives on the Cossack Armies. Vol. 8, pt. 1 (1872). St. Petersburg; 1873: 173—4, No. 53. (in Russian)

6. Complete Collection of Laws of the Russian Empire (CCLRE). Vol. 15 (1895), St. Petersburg; 1899: 656. No. 12198. (in Russian)

7. The Review About a Condition of the Dagestan Areafor 1895. Temir-Khan-Shura; 1896: 36. (in Russian)

8. The Caucasian Calendar for 1880. Tiflis; 1879: 194—7. (in Russian)

9. Transcaucasian Olginsky Povivalny Institute: Historical Sketch in Forty Years 1873—1912. Tiflis: Esperanto; 1914: 224. (in Russian)

10. Zhivilo K. National methods of care of women in labor and newborns in some villages of the Kuban area. In: The Collection of Materials for the Description of Districts and Tribes of the Caucasus. Tiflis; 1893; Extract. 16: 16—38. (in Russian)

11. Semenov P. About traditional medicine in Sleptsovskaya's village, Sunzhensky department of Tersky region. In: The Collection of Materials for the Description of Districts and Tribes of the Caucasus. Tiflis; 1893; Extract. 16: 1—15. (in Russian)

12. Alikova Z.R. Traditional Medicine of the North Caucasus. Vladikavkaz: Proekt-Press; 2000: 102—3. (in Russian)

2 Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 16. Тифлис, 1893. С. 22—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.