Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ОХОТА / ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ / ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

. В законодательстве России права коренных малочисленных народов России на традиционную охоту регулируется многими законами, что затрудняет единообразное толкование, следовательно, их применения. В статье проведен сравнительносопоставительный анализ федеральных законов, регламентирующих права КМН на традиционную охоту, постановления Конституционного суда России от 28.05.2019 № 21-П от 28.05.2019 № 21-П, их толкование и интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF HUNTING IN ORDER TO ENSURE THE CONDUCT OF A TRADITIONAL LIFESTYLE AND THE IMPLEMENTATION OF TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITIES

In the legislation of Russia, the rights of the indigenous minorities of Russia (hereinafter referred to as IM) to traditional hunting are regulated by many laws, which does not allow for a uniform interpretation, therefore, their application. Federal laws regulating the IM rights to traditional hunting, decisions of the Constitutional Court of Russia dated 05.28.2019 No. 21-P dated 28.05.2019 No. 21-P, their explanation and interpretation were considered in a comparative analysis.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_10 УДК 349.6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEGAL REGULATION OF HUNTING IN ORDER TO ENSURE A TRADITIONAL WAY OF LIFE AND THE IMPLEMENTATION OF TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITIES

ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: tanyakovleva@mail.ru;

Yakovleva Tatyana Afanasyevna,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Chair of Arctic Law and Law of the Countries of the Asia-Pacific Region Faculty of Law of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677007, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Краткая аннотация. В законодательстве России права коренных малочисленных народов России на традиционную охоту регулируется многими законами, что затрудняет единообразное толкование, следовательно, их применения. В статье проведен сравнительно-сопоставительный анализ федеральных законов, регламентирующих права КМН на традиционную охоту, постановления Конституционного суда России от 28.05.2019 № 21-П от 28.05.2019 № 21-П, их толкование и интерпретация.

Abstract. In the legislation of Russia, the rights of the indigenous minorities of Russia (hereinafter referred to as IM) to traditional hunting are regulated by many laws, which does not allow for a uniform interpretation, therefore, their application. Federal laws regulating the IM rights to traditional hunting, decisions of the Constitutional Court of Russia dated 05.28.2019 No. 21-P dated 28.05.2019 No. 21-P, their explanation and interpretation were considered in a comparative analysis.

Ключевые слова: традиционная охота, права коренных малочисленных народов России, охотничьи ресурсы.

Keywords: traditional hunting, rights of the indigenous minorities of Russia, hunting resources.

Дата направления статьи в редакцию: 25.07.2021

Дата публикации статьи: 31.08.2021

Введение. Признание, соблюдение и защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации - обязанность государства. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 2, 69 Конституции РФ)1.

Для реализации указанного права государством разработан особый правовой механизм, представляющий собой систему предусмотренных законом действий коренных малочисленных народов России, направленных на гарантированное получение значимого результата - право на ведение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности [1]. Закон устанавливает порядок реализации субъективного права, его процедуру: последовательность и содержание действий, выполнение которых направлено на наиболее полное и точное исполнение права [2, с. 160].

Понятие традиционного образа жизни коренных малочисленных народов (далее - КМН России) закреплено в ст. 1 ФЗ «О гарантии прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»2 как исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Для коренных малочисленных народов Севера России (далее - КМНС) в основе уклада традиционной жизни исторически относятся охота, рыболовство и оленеводство, в виду особенностей природно-климатических условий земледелием не занимались.

В законодательстве права КМН России на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (далее - традиционная охота) регулируется многими законами, что затрудняет единообразное толкование и применение.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...» (далее - ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов»)3 традиционная охота выделена как самостоятельный вид, осуществляемый КМН России и их родовыми общинами.

Цель исследования. На основе анализа федеральных законов, регламентирующих права коренных малочисленных народов России на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, и постановления

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ).

2 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.05.1999 г. № 18, ст. 2208.

3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3735.

Конституционного суда Российской Федерации, обозначившего свою позицию в механизме реализации указанных прав, определить возможные пути совершенствования правового регулирования традиционной охоты.

Методы. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ текстов федеральных законов, постановления Конституционного суда Российской Федерации, регламентирующих права КМН России на традиционную охоту, их толкование и интерпретация в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций.

Правовое регулирование традиционной охоты. Право на добычу охотничьих ресурсов КМН России закреплено в ст. 19 ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов», в соответствии с которым традиционная охота осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления, указанными лицами и их общинами. Добытую продукцию вправе реализовать организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

Членами родовой общины могут быть лица, не относящиеся к представителям КМН России, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»1).

КМН России вправе осуществлять охоту в отношении всех охотничьих ресурсов, с учетом их традиций к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Перечень охотничьих ресурсов, предусмотренных ст. 11 ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов», может быть дополнен законами субъектов Российской Федерации.

Охотник должен иметь охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, за исключением случаев осуществления безоружейной охоты. Переуступка права на охоту запрещена.

В ст. 19 ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов», в отличие от других видов охоты, не указаны разрешенные места традиционной охоты. Например, промысловая охота может осуществляться в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях (ст. 13), любительская и спортивная - также и на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) (ст.14). Анализ законодательства, регламентирующего право КМН России на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, позволил выделить следующие места традиционной охоты:

1) территории традиционного природопользования (далее - ТТП) КМН России, которые отнесены к землям природоохранного назначения, имеют особый правовой режим охраны и использования (ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)2),

2) территории национальных парков, где могут быть выделены функциональные зоны традиционного экстенсивного природопользования, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности КМН России. Аналогичные зоны могут быть выделены на территории природного парка регионального значения, других категорий особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), предусмотренными законами субъектов РФ о таких территориях3,

3) охотничьи угодья (общедоступные и закрепленные за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственного соглашения). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ (ст. 7 ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов).

КМН России вправе осуществлять и другие виды охоты на общих основаниях, т.е. при наличии разрешения: промысловую, любительскую и спортивную, в целях регулирования численности охотничьих ресурсов.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН России вправе использовать земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута по разрешению исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления без ограничения срока (перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р4). Из указанного вида использования земель исключены лесные участки лесного фонда, земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам. При этом действие разрешения прекращается в случае предоставления земельного участка гражданину или юридическому лиц (ст. 39.33-39.34 ЗК РФ). В указанном распоряжении Правительства Российской Федерации к видам традиционной деятельности отнесены: животноводство, собаководство, разведение зверей, бортничество, пчеловодство, рыболовство, промысловая охота, земледелие (огородничество), собирательство, заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов и другие виды, связанные со строительством национальных жилищ и построек, изготовлением, переработкой и реализацией продукции. Традиционная охота в этот перечень не включена.

Объем добычи охотничьих ресурсов КМН России не ограничивается. В соответствии с ч. 2 ст. 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации5, КМН России освобождаются от уплаты сборов за пользование объектами животного мира на количество (объем), добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (в пределах лимитов добычи).

Лимиты добычи объектов охотничьих животных для удовлетворения личных нужд всеми гражданами России устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федераль

1 Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (ред. 27.07.2018) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ, 24.07.2000 г., № 30, ст. 3122

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 20.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020)// СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

3 Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЭ (ред. от 30.12.2020) «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ, 20.03.1995. № 12. Ст. 1024.

4 Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631 -р (ред. от 11.02.2021) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2493.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021 г.) // СЗ РФ, 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.

ным органом исполнительной власти, исчисляются на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания. На основании лимитов определяются квоты добычи для охотничьих угодий и иных территорий. Перечень видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи, утверждён Приказом Минприроды России от 17.05.2010 г. № 1641. Приказами Минприроды России от 25.11.2020 г. № 965 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях2, от 27.11.2020 г. № 981 определен порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации3.

Квоты добычи устанавливаются для каждого охотничьего угодья и иной территории. К иным отнесены территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющиеся охотничьими угодьями, за исключением ООПТ федерального значения. На ООПТ федерального значения лимиты и квоты устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. К иным территориям относятся территории ООПТ регионального и местного значения, режим которых допускает любительскую и спортивную охоту. Разрешение на охоту на таких территориях выдается администрацией природоохранного учреждения.

Для КМН России отдельные квоты добычи определяются для охотничьих угодий и ТТП. За добычу сверх установленных лимитов КМН России уплачивают сборы за пользование объектами животного мира как все граждане.

При добыче охотничьих ресурсов КМН России обязаны соблюдать Правила охоты4, которыми учтены особенности самобытных исторически сложившихся способов охоты КМН России, например, охота с применением петельных самоловов. Порядок применения указанного способа разрабатывается субъектами Российской Федерации и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти.

Позиция Конституционного суда Российской Федерации на традиционную охоту. Расширенное толкование ст. 19 ФЗ «Об охоте и сохранении охотресурсов» дано в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 21-П, в связи с жалобой этнического долгана Г.К. Щукина5. Гражданин Г.К. Щукин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33 и ч.2 ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (подстрекательство к незаконной охоте, совершенной группой лиц по предварительному сговору). Согласно судебным решения Г.К. Щукин, являясь президентом местной ассоциации общественных объединений КМНС Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, предложил председателям родовых общин произвести отстрел диких северных оленей. В результате сговора было добыто 217 оленей, впоследствии Г.К. Щукин осуществил их дальнейшую реализацию перерабатывающим организациям. Не согласившись с судебными решениями, гражданин Г.К. Щукин обратился с жалобой в Конституционный суд России о проверке конституционности ст. 19 ФЗ закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».

В аспекте данного исследования, интерес вызывает позиция Конституционного суда России по следующим вопросам:

Во-первых, указом Президента Российской Федерации от 2.05.2014 г. № 2966 определена сухопутная территория Арктической зоны России в качестве традиционной основы их жизнедеятельности, как охота, рыболовство и оленеводство. Означает ли это, что традиционная охота может осуществляться на всей территории сухопутной части Арктической зоны России за пределами территорий традиционного природопользования и охотничьих угодий? Такой подход ставит в неравное положение КМН Севера, не входящих в сухопутную территорию Арктической зоны России, а также Сибири и Дальнего Востока.

В Республике Саха (Якутия) этнического эвенка, жителя Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района, С. Па-хомова, обвиняют в незаконной охоте за добычу двух лосей без лицензии за пределами официально установленной территории традиционного природопользования. Алданский район Республики Саха (Якутия), не входит в сухопутную границу Арктической зоны России, с. Угаян Белетского сельского поселения (наслега) отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН России [3]. В течение 2020 года дважды возбуждалось уголовное дело органами расследования, дважды выносились постановления о прекращении уголовного преследования по ч. 2 ст. 258 «Незаконная охота» УК РФ, которые были отменены Прокуратурой Алданского района республики. В настоящее время отделом дознания принято решение о привлечении по уголовному делу эксперта (специалиста) для дачи заключения по вопросам природопользования и ведения традиционного образа жизни КМНС России [4].

Во-вторых, право на пользование объектов животного мира распространяется на всех членов родовой общины, не только на тех, кто имеет статус охотника. Члены родовой общины вправе передавать свое право на охоту лицам, имеющим статус охотника. Следовательно, КМН-охотники могут производить добычу охотничьих животных за членов родовых общин, при этом главное, чтобы в уставе родовой общины было предусмотрено право передачи членами родовой общины права на охоту членам общины, имеющим статус охотника.

По мнению Конституционного суда России, иной подход к толкованию соответствующего правового регулирования не учитывал бы особое предназначение охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной дея-

1 Приказ Минприроды России от 17.05.2010 г. № 164 (ред. от 11.07.2013 г.) «Об утверждении Перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

2 Приказ Минприроды России от 25.11.2020 г. № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Приказ Минприроды России от 27.11.2020 г. № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

4 Приказ Минприроды России от 24.07.2020 г. № 477 «Об утверждении Правил охоты» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

5 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 21 -П «По делу о проверке конституционности статьи 19 федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» в связи с жалобой гражданина Г.К. Щукина»// Российская газета, № 123 (7881). 7 июня 2019 г.

6 Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»// СЗ РФ, 05.05.2014 г. № 18 (часть I) ст. 2136.

тельности и приводил бы к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав КМН России и вступал бы в противоречие с общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости как ставящий в неравное положение лиц, относящихся к одной и той же категории, относительно реализации возможности ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности как неотъемлемого элемента их особого правового статуса.

При таком раскладе, охотники из числа КМН России, вправе добывать охотничьи ресурсы из расчета лимита (квоты), установленного для каждого вида охотничьего животного, умноженного на количество членов родовой общины (семьи) в течение года без разрешения и уплаты сборов за пользование объектами животного мира. Следовательно, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решения об утверждении квот добычи охотничьих ресурсов необходимо учитывать численность КМН России, проживающих на территории региона. Федеральным агентством по делам национальностей началась работа по ведению учета представителей КМН России на основании заявлений граждан, а также сведений органов местного самоуправления и родовых общин. В ином случае, бесконтрольное осуществление традиционной охоты приведет к сокращению численности охотничьих ресурсов.

Конституционным судом России указано на необходимость совершенствования правового регулирования охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного суда России.

Заключение и выводы. Конституционным судом России поставлена сложная задача, решение которой придется искать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации при регулировании традиционной и любительской охоты. Решение, основанное на общеправовых принципах юридического равенства и справедливости, при этом, не нарушая права и законные интересы других коренных народов, но не являющихся малочисленными. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и места жительства (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Следует согласиться с мнением В.А. Кряжкова [5], механизм реализации прав КМН России, в том числе на традиционную охоту, должен регламентироваться самостоятельным законодательным актом, принимаемым органами субъектов Российской Федерации, с учетом традиций и обычаев коренных малочисленных народов, проживающих на территории региона. В таком механизме должен быть определен порядок реализации прав указанными лицами, его процедура: последовательность и содержание действий, выполнение которых направлено на полное и точное использование прав, предусмотренных федеральным законодательством.

Во-первых, необходимо дополнить ст. 19 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» указанием мест, где разрешена традиционная охота: общедоступные охотничьи угодья, территории ТТП, ООПТ, режим которых допускает традиционную охоту, места традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности КМН России.

Во-вторых, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо вести учет не только представителей КМН России и их родовых общин, но и контролировать членство лиц, не относящихся к представителям КМН России, в родовых общинах. Не исключены случаи членства в родовых общинах лиц, не относящихся к представителям КМН России, постоянно не проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота не является основой существования.

В-третьих, механизм реализации прав КМН России на традиционную охоту при утверждении квот на добычу охотничьих животных должен учитывать принцип обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия региона, не ущемлять права и законные интересы других граждан на любительскую и спортивную охоту.

Принимая решение о правовом регулировании традиционной охоты, государству предстоит найти баланс между правом на традиционную охоту, любительскую и спортивную охоту, добычей и сохранением охотничьих животных, как неотъемлемой части государственной политики в области охраны природной среды.

Благодарность. Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика» (ФДНЧ_а).

Библиогра фия:

1. Усанов Д.О. Понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина: современные подходы к изучению проблемы // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2016. № 12 (33). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/3979 (дата обращения: 04.03.2021).

2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. - М.: Изд-во РАП, 2008. - 304 с.

3. В Якутии хотят судить эвенка за охоту, без которой он жить не может// ТайгаПост: http://taigapost.ru/news/v-yakutii-hotyat-sudit-evenka-za-ohotu-bez-kotoroy-zhit-ne-mozhet;

4. К делу алданского охотника-эвенка привлекут экспертов в области традиционного образа жизни - МВД по Якутии // ТайгаПост: http://taigapost.ru/news/k-delu-aldanskogo-ohotnika-evenka-privlekut-ekspertov-v-oblasti-tradicionnogo-obraza-zhizni-mvd

5. Кряжков В.А. Дело о традиционной охоте, или первый опыт защиты прав коренных малочисленных народов в Конституционном Суде России/Сравнительное конституционное обозрение. 2019. №4 (131). С.116-130.

References (transliterated):

1. Усанов Д.О. Понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина: современные подходы к изучению проблемы // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2016. № 12 (33). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/3979 (дата обращения: 04.03.2021).

2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. - М.: Изд-во РАП, 2008. - 304 с.

3. В Якутии хотят судить эвенка за охоту, без которой он жить не может// ТайгаПост: http://taigapost.ru/news/v-yakutii-hotyat-sudit-evenka-za-ohotu-bez-kotoroy-zhit-ne-mozhet;

4. К делу алданского охотника-эвенка привлекут экспертов в области традиционного образа жизни - МВД по Якутии // ТайгаПост: http://taigapost.ru/news/k-delu-aldanskogo-ohotnika-evenka-privlekut-ekspertov-v-oblasti-tradicionnogo-obraza-zhizni-mvd

5. Кряжков В.А. Дело о традиционной охоте, или первый опыт защиты прав коренных малочисленных народов в Конституционном Суде России/Сравнительное конституционное обозрение. 2019. №4 (131). С.116-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.