Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
охота / правовое регулирование охоты / региональное законодательство / федеральное законодательство / закон об охоте / незаконная охота / hunting / legal regulation of hunting / regional legislation / federal legislation / hunting law / illegal hunting.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпухин Михаил Юрьевич, Батыршина Эльвира Ришатовна, Хомякова Маргарита Александровна

Актуальность темы настоящего исследования обозначена в том, что охота является неотъемлимой частью жизни населения Российской Федерации, однако от бесконтрольной охоты могут наступить необратимые экологические последствия, негативно сказывающиеся как на отдельных российских регионах, так и на всей стране в целом. Правовое регулирование необходимо для достижения баланса в проведении охоты. В статье говорится об истории правового регулирования охоты в России, начиная от Русской Правды до наших дней. Показана корреляция потерпевших от незаконной охоты в зависимости от внутренней политики государства. Авторы анализируют основные понятия, важные для раскрытия темы: в статье приводится легальное определение таких понятий как «охота» и «охотничьи ресурсы». Приведен компаративистский анализ определений правового регулирования охоты на уровне федерального законодательства, в результате анализа авторы настоящего исследования предложили внесение правок в соответствующие нормы права. В качестве источников правового регулирования охоты авторами рассматриваются Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, нормы российского гражданского права, Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила охоты и др. В качестве научной базы исследования использованы работы Б. А. Воронина, Я. В. Ворониной, Т. А. Яковлевой. Т. А. Яшиной, П. А. Стариковой и др. В работе сделан вывод о важности правового регулирования охоты, необходимости развития данной отрасли права как на уровне регионов, так и на уровне Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF HUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the topic of this study is indicated in the fact that hunting is an integral part of the life of the population of the Russian Federation, however, irreversible environmental consequences may occur from uncontrolled hunting, negatively affecting both individual Russian regions and the whole country as a whole. Legal regulation is necessary to achieve a balance in hunting. The article talks about the history of legal regulation of hunting in Russia, starting from the Russian Truth to the present day. The correlation of victims of illegal hunting is shown depending on the internal policy of the state. The authors analyze the basic concepts important for the disclosure of the topic: the article provides a legal definition of such concepts as “hunting” and “hunting resources”. A comparative analysis of the definitions of legal regulation of hunting at the level of federal legislation is given, as a result of the analysis, the authors of this study proposed amendments to the relevant legal norms. As sources of legal regulation of hunting, the authors consider the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Code of the Russian Federation, the Code of Administrative Offences, the norms of Russian Civil law, Federal Law No. 52-FZ of 24.04.1995 “On Wildlife”, Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2009 “On Hunting and on the conservation of Hunting Resources, and on the Introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation”, Hunting rules, etc. The scientific basis of the research is the works of B. A. Voronin, Ys. V. Voronina, T. A. Yakovleva, T. A. Yashina, P. A. Starikova, etc. The paper concludes on the importance of legal regulation of hunting, the need for the development of this branch of law both at the regional level and at the level of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-352-356 NIION: 2018-0076-11/23-908 MOSURED: 77/27-023-2023-11-908

КАРПУХИН Михаил Юрьевич,

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,/

проректор по научной работе и инновациям Уральского ГАУ, e-mail: mkarpukhin@yandex.ru

БАТЫРШИНА Эльвира Ришатовна,

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева Уральского ГАУ, e-mail: dek.faizu@urgau.ru

ХОМЯКОВА Маргарита Александровна,

научный сотрудник Уральского ГАУ, соискатель кафедры уголовного права Оренбургского государственного университета, e-mail: homyakovama@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Актуальность темы настоящего исследования обозначена в том, что охота является неотъемлимой частью жизни населения Российской Федерации, однако от бесконтрольной охоты могут наступить необратимые экологические последствия, негативно сказывающиеся как на отдельных российских регионах, так и на всей стране в целом. Правовое регулирование необходимо для достижения баланса в проведении охоты.

В статье говорится об истории правового регулирования охоты в России, начиная от Русской Правды до наших дней. Показана корреляция потерпевших от незаконной охоты в зависимости от внутренней политики государства.

Авторы анализируют основные понятия, важные для раскрытия темы: в статье приводится легальное определение таких понятий как «охота» и «охотничьи ресурсы».

Приведен компаративистский анализ определений правового регулирования охоты на уровне федерального законодательства, в результате анализа авторы настоящего исследования предложили внесение правок в соответствующие нормы права.

В качестве источников правового регулирования охоты авторами рассматриваются Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, нормы российского гражданского права, Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила охоты и др.

В качестве научной базы исследования использованы работы Б. А. Воронина, Я. В. Ворониной, Т. А. Яковлевой. Т. А. Яшиной, П. А. Стариковой и др.

В работе сделан вывод о важности правового регулирования охоты, необходимости развития данной отрасли права как на уровне регионов, так и на уровне Российской Федерации.

Ключевые слова: охота; правовое регулирование охоты; региональное законодательство; федеральное законодательство; закон об охоте; незаконная охота

KARPUKHIN Mikhail Yuryevich,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor,

Vice-Rector for Research and Innovation, Ural State Agrarian University

BATYRSHINA Elvira Rishatovna,

Candidate of Agricultural Sciences,

Associate Professor of the Department of Vegetable and Fruit

Growing named after N.F. Konyaev

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

KHOMYAKOVA Margarita Aleksandrovna,

Researcher of the Ural State Agrarian University, Post-graduate student of the Department of Criminal Law

Orenburg State University

LEGAL REGULATION OF HUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The relevance of the topic of this study is indicated in the fact that hunting is an integral part of the life of the population of the Russian Federation, however, irreversible environmental consequences may occur from uncontrolled hunting, negatively affecting both individual Russian regions and the whole country as a whole. Legal regulation is necessary to achieve a balance in hunting.

The article talks about the history of legal regulation of hunting in Russia, starting from the Russian Truth to the present day. The correlation of victims of illegal hunting is shown depending on the internal policy of the state.

The authors analyze the basic concepts important for the disclosure of the topic: the article provides a legal definition of such concepts as "hunting" and "hunting resources".

A comparative analysis of the definitions of legal regulation of hunting at the level of federal legislation is given, as a result of the analysis, the authors of this study proposed amendments to the relevant legal norms.

As sources of legal regulation of hunting, the authors consider the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Code of the Russian Federation, the Code of Administrative Offences, the norms of Russian Civil law, Federal Law No. 52-FZ of 24.04.1995 "On Wildlife", Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2009 "On Hunting and on the conservation of Hunting Resources, and on the Introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation", Hunting rules, etc.

The scientific basis of the research is the works of B. A. Voronin, Ys. V. Voronina, T. A. Yakov-leva, T. A. Yashina, P. A. Starikova, etc.

The paper concludes on the importance of legal regulation of hunting, the need for the development of this branch of law both at the regional level and at the level of the Russian Federation.

Key words: hunting; legal regulation of hunting; regional legislation; federal legislation; hunting law; illegal hunting.

Охота является видом деятельности, традиционно относящейся к жизни народов России. Изначально охота использовалась исключительно для добычи ресурсов: мясо животных, их мех, кожа, субпродукты помогали в быту людей и порой являлись единственным способом для выживания. Позже охота стала в том числе выполнять функцию развлечения для отдельных слоев населения. В настоящий момент времени охота представляет собой неотъемлимую часть жизни для некоторых народов, населяющих Российскую Федерацию, является способом пропитания и добычи ресурсов, но в то же время в некоторых случаях может быть способом провести досуг [1].

Нельзя отрицать, что охота не только способ выживания населения, но и способ истребления животных. Без охоты некоторым людям невозможно выжить, но при этом остается риск уничтожения целых популяций зверей, что может привести к экологическому бедствию. Для того, чтобы соблюсти баланс, необходимо урегулировать данный процесс. Со времен первого кодифицированного отечественного нормативного правового акта - Русской Правды, в нашем государстве регулиру-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ются отношения, связанные с охотой. С момента действия Русской Правды Ярослава Мудрого в отечественном праве существовали отдельные нормы, регулирующие охоту. Первым специальным нормативным актом, регулирующим особенности проведения именно охоты, стал закон Российской империи от 3 февраля 1892 г. «Правила об охоте» [2].

Следует отметить, что во времена правления монарших особ, животные считались достоянием землевладельца, либо лично государя. Противоправная охота была не просто преступлением, а нелегальной порчей имущества дворянина или самого царя.

После октябрьской революции 1917 года прошла национализация имущества, в том числе это касалось и животных (которые, несмотря на свою одушевленность, относятся к вещам и могут быть признаны объектом имущественных отношений). Животные стали достоянием народа. Совершая незаконную охоту, правонарушитель нарушал права социума (точнее, посягал на социалистическую собственность).

С приходом в жизнь наших граждан частной собственности животные также стали предметом

вещных прав. Часть животных принадлежит Российской Федерации, её субъектам. А часть - является частной собственностью отдельных граждан или организаций. При незаконной охоте потерпевшим может быть признано публичное образование, либо частное лицо - владелец животного.

В современной Российской Федерации охота также регулируется нормами права. Конституция Российской Федерации гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Животные как часть природной среды также находятся под правовой защитой. Отношения, предметом которых являются представители животного мира, представляют собой ценность, охраняемую нормами права различного уровня, в том числе и охота [3]. При этом сегодня, с точки зрения закона, охота -регулируемое нормами права деяние, а животные являются предметом составов как административных правонарушений, так и уголовных преступлений, за совершение которых следуют санкции, установленные российским законодательством [4; 5].

Центральной нормой права, регулирующей такие отношения, на сегодняшний день является Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте). В ст. 1 данного нормативного правового акта даны определения понятий. В частности, в п. 5 данной статьи дано определение понятия собственно охоты. Согласно данной норме, «охота -деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой», в то время как в п. 1 этой статьи дано такое определение: «охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты».

В ст. 3 этого Федерального закона говорится о правовом регулировании в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: «правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

На наш взгляд, данная норма не до конца отражает существующую действительность: исследования показывают, что список источников экологического права гораздо шире [6], чем указан в ст. 3 Закона об охоте (используя метод перехода от частного к общему, можно сделать вывод о том, что список законов, регулирующих отношения в области охоты также широк, как и количество норм экологического и аграрного права). Как было выявлено ранее на страницах настоящего исследования, Конституция Российской Федерации также является источником правового регулирования отношений в области охоты (это мнение подтверждается в научных работах юристов [7]).

Также, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Исходя из этой нормы можно сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие отношения в области охоты, также являются частью системы источников российского права, регулирующих отношения в охотничьей деятельности.

При этом в ст. 3 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее в тексте - ФЗ «О животном мире») прямо сказано, что Конституция и нормы международного права относятся к законодательству в области охраны и использования животного мира.

Представители животного мира являются неотъемлимой частью процесса охоты (что доказывают проанализированные ранее п. 1, 5 ст. 1 Закона об охоте), поэтому логично предположить, что нормы, регулирующие область охоты и отношения в сфере животного мира, должны быть аналогичны друг другу. В связи с этим предлагается дополнить ст. 3 Закона об охоте информацией о том, что нормы международного права и Конституция также являются источником правового регулирования отношения в области охоты: «Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

К законам федерального уровня, регулирующим проведение охоты, можно отнести упомянутые выше Закон об охоте и ФЗ «О животном мире». Также сюда относятся также упомянутые ранее Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие уголовную и административную ответственность соответственно за незаконную охоту.

Статья 8.37 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира, а ст. 258 УК РФ говорит о санкциях за незаконную охоту.

Причин незаконной охоты может быть масса, среди них - коррупция, низкий уровень жизни населения, правовой нигилизм и т. д [8].

Основной целью федерального законодательства такого толка является установление понятийного аппарата, обозначение правового регулирования отношений, установление особенностей и границ охоты, а также установление санкций за нарушение этих правил.

Выше приведен не полный список законов федерального уровня, регулирующих особенности охоты, однако мы указали основные законы.

К подзаконным актам относятся такие нормативные документы как Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 июля 2020 г. № 477 «Об утверждении Правил охоты». В качестве Приложения к этому Приказу как раз приняты Правила охоты. Согласно п. 1, правила охоты устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации (следует отметить, что название данного нормативного акта дублирует наименование первого российского специального акта, регулирующего проведение охоты еще в царское время).

Данные Правила можно подразделить на:

Общие правила - терминология, понятийный аппарат, общие правила для всех видов охоты (наличие охотничьего билета, регистрация огнестрельного оружия и т. д.), а также правила специальные (для различных видов охоты):

Требования к охоте на копытных животных;

Требования к охоте на медведей;

Требования к охоте на пушных животных;

Требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь;

Требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами;

Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, ограничения охоты;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Требования к сохранению охотничьих животных, в том числе к регулированию их численности.

В этих же правилах содержатся требования к продукциям охоты (в частности, устанавливается, что охотники, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством).

В этом же нормативном акте установлены иные правила проведения охоты. Таким образом можно сказать, что перечень правил открыт.

Отдельно следует выделить Красную книгу - документ, где содержатся список редких животных и растений, уничтожение которых запрещено и особенно строго карается законом. Красных книг на сегодняшний день в России несколько - Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги субъектов (иногда Красные книги делят на Красную книгу животных, Красную книгу растений и т. д.) [9].

Проведение охоты регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Наша страна занимает самую большую в мире площадь с самой разнообразной фауной. Региональные власти могут устанавливать свои правила охоты (которые при этом не могут противоречить аналогичным нормам федерального уровня). Так животное может быть признано краснокнижным в одной части страны, но его популяция будет вполне большой в других субъектах Российской Федерации. Соответственно охотиться в одном субъекте на такое животное нельзя, а в другом - можно.

К примерам подобных актов можно отнести:

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2021 г. № 1786 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Республики Саха (Якутия)»;

Указ Президента Республики Татарстан от 11 августа 2020 г. № УП-473 «О внесении изменений в параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Татарстан, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения»;

Указ Губернатора Свердловской области от 18 апреля 2023 г. № 155-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 09.04.2021 № 189-УГ «"Об определении видов разрешенной охоты и ограничений охоты в охотничьих угодьях на территории Свердловской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения"».

Несмотря на то, что Российская Федерация относится к романо-германской правовой семье, где основным источником права является закон, а не судебный прецедент, нельзя не принимать во

внимание решения судов. Так Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2019 № 21-П «По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Г.К. Щукина» разъясняет позицию Конституционного Суда Российской Федерации о законности отдельных норм, регулирующих охоту.

Подводя итоги данного исследования, мы отмечаем, что охота издавна являлась и по сей день является неотъямлимой частью жизни российского народа. Правовое регулирование этого процесса необходимо для грамотного распределения ресурсов, защиты животных и прав как частных лиц, так и всех граждан Российской Федерации. В связи с этим перспективным видится перманентное комплексное развитие и непрекращающееся совершенствование правового регулирования охоты в нашем государстве как на региональном, так и на федеральном уровнях [10].

Список литературы:

[1] Яковлева Т.А. Правовое регулирование охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2021. № 8 (200). С. 10-13.

[2] Яшина Т.А. Правовое регулирование охоты в Российской Федерации: возникновение и перспективы развития // Инновационная наука. 2019. № 6. С. 153-155.

[3] Хомякова М.А. Объект экологических преступлений // Аграрное образование и наука. 2022. № 2. С. 6.

[4] Карпухин М.Ю. Уголовно-правовая охрана объектов животного мира // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5 (119). С. 76-81.

[5] Карпухин М.Ю., Хомякова М.А. Незаконная охота как преступление и борьба с ней // Аграрное и земельное право. 2023. № 8 (224). С. 128-131.

[6] Воронин Б. А., Воронина Я. В. Источники современного российского аграрного права // Аграрное образование и наука. 2021. № 4. С. 3.

[7] Старикова П.А. Правовые и организационные аспекты регулирования охоты в Российской Федерации // Моя профессиональная карьера. 2022. Т. 1. № 40. С. 25-31.

[8] Хомякова М. А. Детерминанты незаконной охоты // Аграрное образование и наука. 2023. № 3.

[9] Багрецов Д.Н., Багрецова О.А., Хомякова М.А., Чебыкина Е.Е. Красная книга России: правовой аспект // Аграрное образование и наука. 2021. № 2.

[10] Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н. Развитие науки аграрного права в условиях трансформации российского сельского хозяйства // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 1A. С. 166-180.

Spisok literatury:

[1] YAkovIeva T.A. Pravovoe regulirovanie ohoty v celyah obespecheniya vedeniya tradicion-nogo obraza zhizni i osushchestvleniya tradicionnoj hozyajstvennoj deyatel'nosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 8 (200). S. 10-13.

[2] YAshina T.A. Pravovoe regulirovanie ohoty v Rossijskoj Federacii: vozniknovenie i perspektivy raz-vitiya // Innovacionnaya nauka. 2019. № 6. S. 153155.

[3] Homyakova M.A. Ob"ekt ekologicheskih prestuplenij // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2022. № 2. S. 6.

[4] Karpuhin M.YU. Ugolovno-pravovaya ohrana ob"ektov zhivotnogo mira // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2020. № 5 (119). S. 76-81.

[5] Karpuhin M.YU., Homyakova M.A. Nezakon-naya ohota kak prestuplenie i bor'ba s nej // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2023. № 8 (224). S. 128-131.

[6] Voronin B. A., Voronina YA. V. Istochniki sovremennogo rossijskogo agrarnogo prava // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2021. № 4. S. 3.

[7] Starikova P.A. Pravovye i organizacionnye aspekty regulirovaniya ohoty v Rossijskoj Federacii // Moya professional'naya kar'era. 2022. T. 1. № 40. S. 25-31.

[8] Homyakova M. A. Determinanty nezakonnoj ohoty // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2023. № 3.

[9] Bagrecov D.N., Bagrecova O.A., Homyakova M.A., CHebykina E.E. Krasnaya kniga Rossii: pravovoj aspekt // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2021. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Voronin B.A., CHupina I.P., Voronina YA.V., Zarubina E.V., Simachkova N.N. Razvitie nauki agrarnogo prava v usloviyah transformacii rossijskogo sel'skogo hozyajstva // Voprosy rossijskogo i mezh-dunarodnogo prava. 2022. T. 12. № 1A. S. 166-180.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.