Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ ОХОТА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И БОРЬБА С НЕЙ'

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И БОРЬБА С НЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ ОХОТА / ОХОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпухин Михаил Юрьевич, Хомякова Маргарита Александровна

В настоящей статье рассматривается актуальность борьбы с незаконной охотой ввиду увеличения такого количества преступлений. Авторы рассматривают санкции ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации как один из способов предупреждения таких преступлений. В статье сделан вывод о том, что основными причинами незаконной охоты являются несовершенство природоохранного государства, коррупция, правовой нигилизм и низкий уровень жизни населения. Каждая причина рассмотрена отдельно и проанализированы способы борьбы с ней. Минимизация причин незаконной охоты должна привести к уменьшению количества эпизодов таких преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL HUNTING AS A CRIME AND THE FIGHT AGAINST IT

This article discusses the relevance of the fight against illegal hunting due to the increase in such a number of crimes. The authors consider the sanctions of Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation as one of the ways to prevent such crimes. The article concludes that the main reasons for illegal hunting are the imperfection of the nature protection state, corruption, legal nihilism and the low standard of living of the population. Each cause is considered separately and ways to combat it are analyzed. Minimizing the causes of illegal hunting should lead to a reduction in the number of episodes of such crimes.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ ОХОТА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И БОРЬБА С НЕЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_128 УДК 343.2/7

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ И БОРЬБА С НЕЙ ILLEGAL HUNTING AS A CRIME AND THE FIGHT AGAINST IT

КАРПУХИН Михаил Юрьевич,

кандидат сельскохозяйственных наук, проректор по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42. E-mail: mkarpukhin@yandex.ru;

ХОМЯКОВА Маргарита Александровна,

магистр садоводства, специалист по выставочной и грантовой деятельности Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42. E-mail: homyakovama@mail.ru;

KARPUKHIN Mikhail Yuryevich,

candidate of agricultural sciences, vice-rector for research and innovation, Ural State Agrarian University.

620075, Russian Federation, Ekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: mkarpukhin@yandex.ru;

KHOMYAKOVA Margarita Aleksandrovna,

master of horticulture, specialist in exhibition and grant activities, Ural State Agrarian University.

620075, Russian Federation, Ekaterinburg, Karla Libknehta str., 42. E-mail: homyakovama@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматривается актуальность борьбы с незаконной охотой ввиду увеличения такого количества преступлений. Авторы рассматривают санкции ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации как один из способов предупреждения таких преступлений. В статье сделан вывод о том, что основными причинами незаконной охоты являются несовершенство природоохранного государства, коррупция, правовой нигилизм и низкий уровень жизни населения. Каждая причина рассмотрена отдельно и проанализированы способы борьбы с ней. Минимизация причин незаконной охоты должна привести к уменьшению количества эпизодов таких преступлений.

Abstract: This article discusses the relevance of the fight against illegal hunting due to the increase in such a number of crimes. The authors consider the sanctions of Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation as one of the ways to prevent such crimes. The article concludes that the main reasons for illegal hunting are the imperfection of the nature protection state, corruption, legal nihilism and the low standard of living of the population. Each cause is considered separately and ways to combat it are analyzed. Minimizing the causes of illegal hunting should lead to a reduction in the number of episodes of such crimes.

Ключевые слова: незаконная охота; охота; экологическое право; борьба с преступностью; природоохранное законодательство; предупреждение преступлений

Keywords: illegal hunting; hunting; environmental law; combating crime; environmental legislation; crime prevention

Для цитирования: Карпухин М.Ю., Хомякова М.А. Незаконная охота как преступление и борьба с ней // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 128-131. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_128.

For citation: Karpukhin M.Yu, Khomyakova M.A. Illegal hunting as a crime and the fight against it // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 128-131. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_128.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации [1], природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации. 58 статья Основного закона говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Анализ конституционных норм права позволяет сделать вывод, что любой человек, находящийся на территории России, не только обладает правом на благоприятную окружающую среду, а также на природные ресурсы, но и обязан сохранять их.

Животные являются неотъемлимой частью природного мира, поэтому, используя метод перехода от общего к частному, можно сказать: охрана природы в целом априори означает охрану и необходимость бережного отношения к объектам животного мира в частности. Данное положение находит свое отражение в ряде нормативных правовых актов, в том числе в Красной книге России (а также Красных книгах субъектов Российской Федерации) [2], Федеральном законе от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» [3], Кодексе об административных правонарушениях [4], Уголовном кодексе Российской Федерации [5] (далее в тексте - УКРФ) [6].

В рамках данного научного исследования изучается проблематика незаконной охоты и борьбы с этим явлением, поскольку статистика, которую приводят органы прокуратуры, говорит о том, что количество преступлений, связанных с незаконной охотой, растет [7].

О том, что такое «охота» сказано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [9]. Согласно данной норме, охотой является «поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка». В том же пункте установлено, что незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др. Очевидно, что перечень того, какой вид охоты является незаконной, открыт. В связи с чем правоприменитель уполномочен толковать и применять норму достаточно широко,

учитывая разнообразие законодательных норм, регламентирующих отношения, связанные с охотой.

Незаконная охота несет негативные последствия для экологической системы: искусственное изъятие объектов животного мира из природной среды путем их незаконного истребления ведет к нарушению природных циклов, от которых зависят не только прочие представители фауны и флоры, но и которые оказывают свое влияние на жизнь человека.

Как и любая ценность, подвергающаяся опасности, объекты животного мира нуждаются в защите, в том числе в уголовно-правовой [6]. Что касается темы незаконной охоты, то в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации существует статья 258, которая так и называется - «Незаконная охота». В ч. 1 данной статьи раскрывается, что уголовно-наказуемой незаконная охота является в случаях, если её результатом стал крупный ущерб;1 если незаконная охота совершена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей (здесь можно снова наблюдать открытый перечень, но на этот раз в отношении орудия преступления); в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (речь идет, например, о птицах и зверях, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, либо хотя бы в одну из Красных книг субъектов Российской Федерации); на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации [9].

Максимальное наказание, которое следует за эти деяния - лишение свободы до 2-х лет, что говорит о том, что такие преступления являются преступлениями небольшой тяжести.

Вторая часть статьи 258 УК РФ устанавливает: незаконной охота признается, если она совершена лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо ее последствием стал особо крупный ущерб2.

Максимальным наказанием за такие деяния является лишение свободы сроком до пяти лет. Это означает, что такие преступления относятся к преступлениям средней тяжести.

Угроза уголовного наказания за незаконную охоту может служить превентивным средством таких преступлений.

Следует помнить о том, что статьёй 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность подать гражданский иск в уголовном процессе, основной целью которого является требование о возмещении имущественного вреда, причиненного преступным деянием. В случае незаконной охоты потерпевшая сторона (которой может быть как частное лицо, так и публичное образование) имеет право подать иск с требованием компенсировать ущерб, причиненный незаконной охотой. В связи с этим, помимо уголовной ответственности, виновный в незаконной охоте должен будет оплатить из собственного личного бюджета ущерб, причиненный в результате его противоправных деяний. Данную меру также можно отнести к превентивным.

В работе уже рассмотрены две меры предупреждения незаконной охоты. Предупреждение таких преступлений важно для российского социума: несмотря на то, что виновные обязаны компенсировать в денежном эквиваленте вред, причиненный преступлением, реальная компенсация будет проходить достаточно долго: чтобы родилось и выросло новое поколение представителей животного мира, погибших в результате незаконной охоты, требуются не только финансовые ресурсы, но и время: смерть животного наступает мгновенно, в то время как появление на свет нового представителя фауны и его взросление может занять годы. Антропогенное вмешательство в одну часть природы влияет не остальные элементы экосистемы: незаконная охота наносит практически непоправимый вред не только фауне, а также нарушает баланс экосистемы [10].

Как было сказано выше, по данным органов прокуратуры Российской Федерации, в количество эпизодов незаконной охоты растет, поэтому важно предупреждать такие преступления.

По общему правилу, у каждого явления есть причина, и устранив причину, можно устранить её последствия. Детерминантами такой преступности, согласно литературе [11], являются:

• Слабая правовая защита правоохранной деятельности;

• Коррупционная составляющая;

• Правовой нигилизм;

• Низкий уровень жизни населения.

В целом, данный перечень детерминантов является достаточно полным, на взгляд авторов настоящего исследования. Минимизация этих причин должна привести к уменьшению эпизодов незаконной охоты.

Противодействием слабой правовой защиты правоохранной деятельности в сфере природопользования является совершенствование соответствующего законодательства. Например, постоянно актуализируется Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12]. На момент написания данной научной работы (осень 2022 года) законодателем уже определены поправки в данный закон, которые начнут действовать с сентября 2023 г [13].

Также сегодня существует ряд нормативных актов, направленных на противодействие охоте на отдельные виды животных. Например, сахалинскую кабаргу охраняет Распоряжение МПР РФ от 24.03.2008 № 9-р «О Стратегии сохранения сахалинской кабарги в России» [14]. П. 7.2 данного Распоряжения регламентирует пресечение и предостережение браконьерства в отношении сахалинской кабарги. Законодатель предлагает следующие пути: «эффективность усилий по борьбе с браконьерством на острове в значительной мере зависит от поддержки государства,

1 Согласно примечанию к данной статье, крупный ущерб - от 40 тысяч рублей.

2 Согласно примечанию к данной статье, крупный ущерб - от 40 тысяч рублей

органов исполнительной власти Сахалинской области и активных действий общественности. Приоритетное значение в решение этой опасной для редких видов проблемы принадлежит экономическим санкциям за нарушения закона. Суммы в возмещение вреда за незаконную добычу сахалинской кабарги следует существенно увеличить».

Предложения по предотвращению незаконной охоты на сахалинскую кабаргу являются рациональными. Используя метод переноса от общего к частному, предлагается внести правки для предотвращения браконьерства (незаконной охоты) на всех животных. Подобные правки должны быть основаны на нормах, регулирующих такие охранительные отношения в отношении отдельных видов животных и применены аналогично ко всем объектам животного мира.

Что касается вопросов противодействия коррупции, как одного из факторов незаконной охоты, то основным нормативным актом является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» [15]. Борьба с коррупцией в целом отражается на уменьшении количества коррупционных факторов в частности. Это касается и проявления коррупции, являющейся причиной незаконной охоты.

Следующий фактор - правовой нигилизм - является причиной многих правонарушений и преступлений, совершаемых в России [16]. Зачастую субъект совершает деяние, даже не подозревая, что оно преступно. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Это касается и незаконной охоты: следует предположить, что значительное количество охотников не обладает специальными знаниями в области юриспруденции, в том числе и уголовного права и не подозревает, что обычная, на их взгляд, охота может привести к лишению свободы. Уменьшить уровень правового нигилизма возможно, проводя просветительскую деятельность: в регионах, для которых характерен охотничий промысел, необходимо устраивать уроки правового просвещения, на которых будут разъясняться правила законной охоты и освещаться последствия нарушения этих правил.

К незаконной охоте приводит также низкий уровень жизни населения: изначально охота для человека являлась способом добычи пропитания и одежды. Пушнина и прочие ресурсы, добытые в результате охоты, могут выступать товаром, который охотник может продать и получить финансовые ресурсы [17]. Повышение качества жизни населения (особенно там, где незаконная охота является одним из способов выживания, например, в Арктике) должно поспособствовать уменьшению эпизодов рассматриваемого преступления.

Подводя итоги настоящего исследования, можно сказать, что незаконная охота является негативным явлением для населения России, для самого государства и для российской экосистемы. Отдельные виды незаконной охоты можно отнести к преступлениям небольшой и средней тяжести, максимальным наказанием за которые является лишение свободы до пяти лет. Наличие таких санкций в российском законодательстве носит превентивный характер, однако устранение причин незаконной охоты, в комплексе с угрозой уголовного наказания, должно дать достаточный эффект для уменьшения количества таких преступлений.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»

2. Багрецов Д. Н., Багрецова О. А., Хомякова М. А., Чебыкина Е. Е. Красная книга России: правовой аспект // Аграрное образование и наука. 2022.

№ 2. С. 9.

3. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О животном мире» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // СЗ РФ 24.04.1995, № 17, ст. 1462.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // СЗ РФ 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Карпухин М. Ю. Уголовно-правовая охрана объектов животного мира //Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5. С. 76 - 81.

7. Прокуратура разъясняет. Правоприменительная практика, разграничение незаконной охоты и нарушений правил охоты и меры ответственности за незаконную охоту [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_64/activity/legal-education/explam?item=51720287 (Дата посещения ресурса: 08.07.2022).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета, № 251, 31.10.2012.

9. Карпухин М. Ю., Хомякова М. А. Уголовная ответственность за порчу земли в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 6. С. 73-78. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_6_73.

10. Гаджилов Г. М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной охоты: По материалам Республики Дагестан: дисс. ... канд. юрид. наук. 2003., Махачкала, Дагестанский государственный университет. 199 с.

11. Кумышева М. К., Геляхова Л. А. Направления предупреждения незаконной охоты // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 344 -

346.

12. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ 14.01.2002, № 2, ст. 133.

13. Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ 03.01.2022, № 1 (Часть I), ст. 15.

14. Распоряжение МПР РФ от 24.03.2008 № 9-р «О Стратегии сохранения сахалинской кабарги в России» //СПС «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

16. Касаева Т.Г. Правовой нигилизм в современной России // Российский судья. 2019. № 6. С. 52 - 55.

17. Куделькин Н.С. Охрана морской среды Арктики: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Lex russica. 2018. № 9. С. 91 - 97. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.142.9.091-097.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Consultant Plus

2. Bagretsov D. N., Bagretsova O. A., Khomyakova M. A., Chebykina E. E. The Red Book of Russia: a legal aspect // Agrarian education and science. 2022. No. 2. p. 9.

3. Federal Law No. 52-FZ of 24.04.1995 (as amended on 11.06.2021) "On the Animal world" (with amendments and additions, intro. effective from 01.08.2021) // NW RF 24.04.1995, No. 17, Article 1462.

4. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (ed. of 14.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2022) // NW RF 07.01.2002, No. 1 (Part 1), art. 1.

5. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 14.07.2022, with amendments. from 18.07.2022) (with amendments and additions, intra. effective from 07/25/2022) // NW RF 17.06.1996, No. 25, Article 2954.

6. Karpukhin M. Yu. Criminal and legal protection of objects of the animal world //Russian law: education, practice, science. 2020. No. 5. pp. 76 - 81.

7. The Prosecutor's Office clarifies. Law enforcement practice, differentiation of illegal hunting and violations of hunting rules and measures of responsibility for illegal hunting [Electronic resource] - Access mode: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_64/activity/legal-education/explain?item=51720287 (Date of resource visit: 08.07.2022).

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 21 dated 18.10.2012 (ed. dated 30.11.2017) "On the application by courts of legislation on liability for violations in the field of environmental protection and nature management" // Rossiyskaya Gazeta, No. 251, 31.10.2012.

9. Karpukhin M. Yu., Khomyakova M. A. Criminal liability for damage to land in an ecological disaster zone or in an environmental emergency zone // Russian law: education, practice, science. 2021. No. 6. pp. 73-78. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_6_73.

10. Gadzhilov G. M. Criminal-legal and criminological analysis of illegal hunting: Based on the materials of the Republic of Dagestan: diss. ... cand. law sciences'. 2003., Makhachkala, Dagestan State University. 199 p .

11. Kumysheva M. K., Gelyakhova L. A. Directions of prevention of illegal hunting // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 3. pp. 344 - 346.

12. Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (as amended on 26.03.2022) "On Environmental Protection" (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2022) // NW RF 14.01.2002, No. 2, Article 133.

13. Federal Law No. 446-FZ of 30.12.2021 (as amended on 26.03.2022) "On Amendments to the Federal Law "On Environmental Protection" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // NW RF 03.01.2022, No. 1 (Part I), art. 15.

14. Order of the MPR RF of 24.03.2008 No. 9-r "On the Strategy of presernng Sakhalin musk deer in Russia" // ConsultantPlus.

15. Federal Law No. 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 01.04.2022) "On Combating Corruption" // Federal Law of the Russian Federation 29.12.2008, No. 52 (Part 1), Article 6228.

16. Kasaeva T.G. Legal nihilism in modern Russia // Russian judge. 2019. No. 6. pp. 52 - 55.

17. Kudelkin N.S. Protection of the Arctic marine environment: criminal law and criminological aspects // Lex russica. 2018. No. 9. pp. 91 - 97. DOI: 10.17803/17295920.2018.142.9.091-097.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.