Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ "НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ" (СТ. 258 УК РФ)'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ "НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ" (СТ. 258 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАКОННАЯ ОХОТА / ЖИВОТНЫЙ МИР / ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРОКИ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ОРУДИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов В.А., Афанасьева А.Е.

В статье осуществляется анализ актуальных вопросов, касающихся юридической оценки такого достаточно распространенного на практике экологического состава преступления, как «незаконная охота» (ст. 258 УК РФ). Акцентируется внимание на исследовании отдельных примеров из судебной практики и теоретических источников. Сделан вывод о латентности данного состава преступления, а также ее стабильно высокая доля в структуре экологических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ANALYSIS OF THE CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF "ILLEGAL HUNTING" (ARTICLE 258 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article analyzes topical issues related to the legal assessment of such a fairly common in practice environmental offense as “illegal hunting" (Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation). Attention is focused on the study of individual examples from judicial practice and theoretical sources. The conclusion is made about the latency of this corpus delicti, as well as its consistently high share in the structure of environmental crimes.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ "НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ" (СТ. 258 УК РФ)»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_86 УДК 349.42

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ «НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ» (СТ. 258 УК РФ) THEORETICAL AND PRACTICAL ANALYSIS OF CRIMINAL LAW CHARACTERISTICS OF "ILLEGAL HUNTING" (ARTICLE 258 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета,

действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска,

член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

АФАНАСЬЕВА Алина Евгеньевна,

магистрант кафедры уголовного права и криминологии Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: alinochka.afanaseva.98@mail.ru;

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University,

full member of the Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: vav.70@mail.ru ;

AFANASYEVA Alina Evgenievna,

Master's student of the Department of Criminal Law and Criminology of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: alinochka.afanaseva.98@mail.ru

Краткая аннотация: В статье осуществляется анализ актуальных вопросов, касающихся юридической оценки такого достаточно распространенного на практике экологического состава преступления, как «незаконная охота» (ст. 258 УК РФ). Акцентируется внимание на исследовании отдельных примеров из судебной практики и теоретических источников. Сделан вывод о латентности данного состава преступления, а также ее стабильно высокая доля в структуре экологических преступлений.

Abstract: The article analyzes topical issues related to the legal assessment of such a fairly common in practice environmental offense as "illegal hunting" (Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation). Attention is focused on the study of individual examples from judicial practice and theoretical sources. The conclusion is made about the latency of this corpus delicti, as well as its consistently high share in the structure of environmental crimes.

Ключевые слова: правовой механизм, охрана окружающей среды, преступление, экологические преступления, состав преступления, экологическая безопасность, незаконная охота, животный мир, охотничьи ресурсы, запрещенные сроки, запрещенные орудия, Уголовный кодекс Российской Федерации.

Keywords: legal mechanism, environmental protection, crime, environmental crimes, corpus delicti, environmental safety, illegal hunting, wildlife, hunting resources, prohibited terms, prohibited weapons, Criminal Code of the Russian Federation.

Для цитирования: Власов В.А., Афанасьева А.Е. Теоретический и практический анализ уголовно-правовой характеристики «незаконной охоты» (ст. 258 УК РФ) // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 86-89. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_86.

For citation: Vlasov V.A., Afanasyeva A.E. Theoretical and practical analysis of the criminal-legal characteristics of "illegal hunting" (Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 86-89. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_86.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022

Проблема взаимодействия природы и общества существовала во все времена. В современный период времени российские правоохранительные органы предпринимают попытки решения отдельных практических проблем в сфере правовой регламентации общественных экологических отношений. Имеющаяся объективная необходимость теоретического и практического анализа специфики и оценки отдельных составов экологических преступлений вытекает из проводимой в Российском государстве уголовно-правовой политики, направленной на обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности. Ежегодно совершается достаточно большое количество преступлений экологической направленности, которые имеют пагубные последствия для страны. Рассматриваемая группа преступлений отличается высокой латентностью, возникают сложности, связанные с их квалификацией.1

Важнейшим направлением охраны окружающей среды в России следует считать сохранение объектов животного мира, выражающееся в недопущении таких негативных форм человеческого поведения, как незаконная охота.2 Следует разграничивать категории «охота» и «незаконная охота». Охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной

1 Каримова Ч.Р. Проблемы квалификации незаконной охоты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 144 -149.

2 Власов, В.А. Отдельные актуальные аспекты уголовно-правовой ответственности за незаконную охоту (ст. 258 УК РФ) (на примере Красноярского края) / В.А. Власов, Ю.С. Асочакова, А.А. Саенко // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 107-111.

переработкой и транспортировкой.1 Охота имеет место также в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»2 незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и т.д. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы.

Основными объектами данного преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к охотничьим ресурсами на территории РФ относятся копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом. В качестве предмета незаконной охоты выступают дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения, вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба.3

Следует отметить, что незаконная охота с причинением крупного ущерба, с применением механического средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, считается оконченной с момента начала добычи, выслеживания, преследования, независимо добыты дикие животные или нет. В результате лица, признанные виновными привлекаются к уголовно-правовой ответственности.

Ранее, один из авторов настоящего исследования уже обращал внимание на то, что уголовно-правовая ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, призванных обеспечивать эффективное применение и реализацию принудительных мер уголовно-правового воздействия на правонарушителей, установленного законом порядка рационального использования и охраны природных объектов и природных ресурсов.4

Собственно, незаконная охота является одним из самых распространенных среди экологических преступлений наряду с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (ст. 256 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)),5 незаконной рубкой лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожением и повреждением лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Браконьерство как негативное явление остается актуальной проблемой практически для всех субъектов Российской Федерации. Например, резонансным стал случай, когда в ночь на 29 октября 2021 года депутата Государственной думы Российской Федерации от КПРФ Валерия Рашкина застали в охотничьем хозяйстве «Лебедка» в Лысогорском районе Саратовской области с разделанной тушей лося в багажнике. Сначала депутат говорил, что нашел убитое животное, разделал и собирался везти в полицию. В ноябре 2021 года В. Рашкин признался, что застрелил лося, приняв его в темноте за кабана, но заверил, что не знал, что у позвавших его на охоту друзей не было разрешения. Он выражал готовность возместить материальный ущерб и привезти в Саратовскую область новую лосиху. Калининский районный суд Саратовской области приговорил Валерия Рашкина к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.6

Браконьерство - это промысловая или любительская рыбалка, или охота, которая нарушает действующее законодательство о защите и охране окружающей среды. А также случаи, когда у охотника или рыбака отсутствует охотничий билет, лицензия на охоту, рыбную ловлю или

1 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12. декабрь.

3 Новая редакция Уголовного Кодекса РФ с комментариями и изменениями на 2021-2022 год / // https://ukodeksrf.ru (дата обращения 20.03.2022).

4 Власов, В.А. Уголовно-правовая ответственность за совершение преступлений в области охраны и использования земель: отдельные актуальные аспекты / В.А. Власов, А.А. Тесленко, В.А. Толстиков // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). С. 6-8.

5Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6 Депутат Рашкин получил три года условно за охоту на лося // https://www.interfax.ru (дата обращения 10.05.2022).

же количество его добычи превышает установленную максимальную норму; применение оружия или пиротехнических средств, использование которых на охоте или рыбалке запрещено законом; охота с любого типа воздушного или наземного транспорта. В случае с лодкой рыбачить или стрелять с нее можно только при заглушенном двигателе.

Незаконная охота является одним из наиболее часто встречающихся преступлений. Ежегодно совершается достаточно большое количество преступлений экологической направленности, которые имеют пагубные последствия для страны. По итогам мониторинга Минприроды за 2019 год, в России без разрешения было убито 4,5 тыс. животных. Среди них больше всего лосей (1 194 особи), косуль (883 особи) и кабанов (273 особи).

По сравнению с 2018 годом количество нарушений снизилось — тогда за год браконьеры убили 5,7 тыс. животных, в том числе 3 тыс. копытных и 1,4 тыс. пушных особей. При этом, по данным государственного охотхозяйственного реестра, в сезоне 2018-2019 годов легальным образом было добыто по меньшей мере 1,43 млн. животных. Таким образом, если сопоставить информацию о законно отстрелянной дичи с данными о браконьерстве, то доля нелегально убитых зверей составит около 0,3% от общей добычи.

Однако, директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Андреем Филатовым, в 2020 году было сделано заявление, что реальный ущерб от незаконной охоты в России составляет 18 млрд. руб., что превышает объем легально добытой продукции охоты, стоимость которой находится на уровне в 16 млрд. руб.1

В общем стоит отметить, что браконьерство является не только региональной проблемой, но и общероссийским бедствием, так как ежегодно происходит истребление редких видов животных и птиц. Так, при квалификации незаконной охоты возникают вопросы, касающиеся разграничения уголовной и административной ответственности, применения квалифицирующих признаков, привлечения к ответственности за преступления, совершенные в соучастии. Для решения существующих проблем квалификации незаконной охоты необходимо проведение анализа правовых норм, практических материалов и мнений ученых, занимающихся изучением уголовной ответственности за незаконную охоту.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 УК РФ основными признаками незаконной охоты, на основании которых возможно привлечение к уголовной ответственности, относятся следующие: действия, при которых был причинен крупный ущерб; при противоправных действиях применялись механические транспортные средства или воздушные суда, взрывчатые вещества, газы или иные способы массового уничтожения птиц и зверей; преступление совершалось по отношению к птицам и зверям, охота на которых полностью запрещена; местом преступления являлось особо охраняемая природная территория либо зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Данные признаки позволяют отграничить преступления, ответственность за которые предусмотрена в ст. 258 УК РФ, от правонарушений, указанных в ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).2

Сложность разграничения незаконной охоты как административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния заключается в том, что не всегда удается определить грань между ними, которая является достаточно размытой.3 Так, на практике возникают проблемы при квалификации по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ с причинением крупного ущерба. Согласно данным судебной практики, за схожие преступления устанавливается как уголовная, так и административная ответственность. Так, по одному из дел мировой судья судебного участка № 131 в Шарыпов-ском районе Красноярского края принял решение о привлечении к уголовной ответственности по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ за то, что гражданин Чечков А.П. отстрелял одну косулю. Свою вину в совершении преступления он признал частично, заявил о том, что умысла на добычу косули у него не было, так как предполагал, что стрелял в лису, при этом транспортное средство и фару при охоте не использовал и подал апелляционную жалобу. По итогам ее рассмотрения, приговор мирового судьи судебного участка № 131 в Шарыповском районе Красноярского края от 11 марта 2021 года в отношении Чечкова А.П. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.4

Постановлением мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ Мацуков О. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.11 КоАП РФ, а именно произвел добычу копытных животных, относящихся к охотничьим ресурсам без разрешения и был подвергнут административному наказанию в виде лишения права осуществлять охоту на срок 2 года. Он подал апелляционную жалобу. По итогам ее рассмотрения, постановление мирового судьи по Шимановскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.11 КоАП РФ, в отношении Мацукова Олега Алексеевича оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. 5

Подобная противоречивость судебной практики была обусловлена отсутствием четких критериев определения крупного ущерба. Частично вопрос об определении ущерба при незаконной охоте был решен в постановлении Правительства РФ от 10 июня 2019 года № 75 01.6 Порог крупного и особо крупного ущерба устанавливается примечанием к ст. 258 УК РФ УК РФ, где указано, что крупным ущербом признается ущерб, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным - сто двадцать тысяч рублей.

Анализ уголовных дел указывает на то, что органы дознания, как правило, не уделяют должного внимания фактической организован-

1 «Половину диких животных в нашем регионе убивают незаконно» // URL: https://plus-one.ru/ecology (дата обращения: 13.04.2022).

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

3 Редникова, Т.В. Вопросы разграничения уголовной и административной ответственности за незаконную охоту // Союз криминалистов и криминологов. 2018. № 2. С. 97 - 100

4 Постановление Шарыповского района Красноярского края № 10-4/2021 от 30 июля 2021 г. по делу № 10-4/2021 // Судебные решения. // URL: http:/sudact.ru> (дата обращения: 13.04.2022).

5 Решение Шимановского районного суда Амурской области № 12-59/2021 от 28 июня 2021 г. по делу № 12-59/2021 // URL: http://sudact.ru (дата обращения: 13.04.2022).

6 Постановление Правительства РФ от 10 июня 2019 г. N 750 "Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации". // URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 13.10.2021).

ности, сплоченности лиц, совершающих данное преступление. Как правило, такие группы имеют постоянный состав, в них четко распределены роли, выработаны стандарты поведения, установлена четкая иерархия. Члены таких групп часто имеют иные, помимо необходимых непосредственно для участия в охоте, связи - рабочие, дружеские и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что организованная группа - гораздо более типичная форма соучастия для незаконной охоты, чем группа лиц по предварительному сговору.

Для правовой оценки соучастников необходим учет особенностей общественно опасного деяния, которые, как говорилось ранее, указаны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 21. И те, и другие совершают одно и то же преступление, в связи с этим содеянное стрелками даже до производства ими выстрелов, образует состав оконченной охоты ввиду того, что они действуют совместно с загонщиками. Кроме того, как правило, выстрел производит один стрелок, тогда как остальные участники незаконной охоты признаются виновными наряду с ним.1

Таким образом, проведенный анализ проблемных вопросов квалификации незаконной охоты свидетельствует, что требуют решения такие вопросы, как: латентность данного состава преступления, а также ее стабильно высокая доля в структуре экологических преступлений.

Библиография:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

3. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2019 г. N 750 "Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 13.10.2021).

4. Постановление Пленума Верховного Суда Рф от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12, декабрь.

5. Решение Шимановского районного суда Амурской области № 12-59/2021 от 28 июня 2021 г. по делу № 12-59/2021 // URL: http://sudact.ru (дата обращения: 13.04.2022).

6. Постановление Шарыповского района Красноярского края № 10-4/2021 от 30 июля 2021 г. по делу № 10-4/2021 // Судебные решения. // URL: http:/sudact.ru> (дата обращения: 13.04.2022).

7. Белозерцев, С.М. Отдельные меры по борьбе с криминальным лесным рынком: новые подходы и старые проблемы (на примере Иркутской области) // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, 2015. - № 1 (72). - С. 31 -36.

8. Забавко, Р.А. Незаконная охота, совершенная в соучастии // Особенности квалификации экологических преступлений: сб. материалов межвуз. кругл. стола, посвящ. 300-летию рос. Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского ин-та МВД РФ, 2018. - 256 с.

9. Половину диких животных в нашем регионе убивают незаконно. URL: https://plus-one.ru/ecology (дата обращения: 13.10.2021).

10. Редникова, Т.В. Вопросы разграничения уголовной и административной ответственности за незаконную охоту // Союз криминалистов и криминологов. 2018. -№ 2. - С. 97 - 100.

11. Власов, В.А. Отдельные актуальные аспекты уголовно-правовой ответственности за незаконную охоту (ст. 258 УК РФ) (на примере Красноярского края) / В.А. Власов, Ю.С. Асочакова, А.А. Саенко // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 107-111.

12. Власов, В.А. Уголовно-правовая ответственность за совершение преступлений в области охраны и использования земель: отдельные актуальные аспекты / В.А. Власов, А.А. Тесленко, В.А. Толстиков // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). С. 6-8.

13. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

14. Новая редакция Уголовного Кодекса РФ с комментариями и изменениями на 2021-2022 год // https://ukodeksrf.ru (дата обращения 20.03.2022).

15. Депутат Рашкин получил три года условно за охоту на лося // https://www.interfax.ru (дата обращения 10.05.2022).

16. Каримова, Ч.Р. Проблемы квалификации незаконной охоты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2(10). С. 144 - 149.

References:

1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 20 Dec. 2001: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation 26 Dec. 2001: introduction. Feder. the law grew. Federation from 30 Dec. 2001 No. 195-FZ (ed. of 31.07.2020; with amendments and additions, intro. effective from 08/11/2020) // The Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. - 2002. - No. 1 (part 1), article 1.

2. The Criminal Code of the Russian Federation: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 24 May 1996: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation June 5, 1996: input. Feder. the law grew. Of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ (ed. from 07/31/2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. 1996. No. 25, Article 2954.3.

Decree of the Government of the Russian Federation No. 750 dated June 10, 2019 "On Approval of Taxes and Methods for Calculating Large and Especially Large Damage for the Purposes of Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation". uRl: https://base.garant.ru (accessed: 13.10.2021).

4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 18.10.2012 N 21 (ed. of 30.11.2017) "On the application by courts of the law on liability for violations in the field of environmental protection and nature management" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2012. No. 12, December.

5. Decision of the Shimanovsky District Court of the Amur Region No. 12-59/2021 of June 28, 2021 in case No. 12-59/2021 // URL: http://sudact.ru (accessed: 04/13/2022).

6. Resolution of the Sharypovsky district of the Krasnoyarsk Territory No. 10-4/2021 of July 30, 2021 in case No. 10-4/2021 // Court decisions. // URL: http:/sudact.ru

7. Belozertsev, S.M. Individual measures to combat the criminal forest market: new approaches and old problems (on the example of the Irkutsk region) // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. - № 1 (72). - Pp. 31-36.

8. Zabavko, R.A. Illegal hunting committed in complicity // Features of the qualification of environmental crimes: collection of materials of inter-university. round table, dedicated. The 300th anniversary of ros. Irkutsk: Publishing House of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. - 256 p

9. Half of wild animals in our region are killed illegally. URL: https://plus-one.ru/ecology (date of appeal: 13.10.2021).

10. Rednikova, T.V. Issues of differentiation of criminal and administrative responsibility for illegal hunting // Union of Criminalists and Criminologists. 2018. - No. 2. - pp. 97-100.

11. Vlasov, V.A. Some actual aspects of criminal liability for illegal hunting (Article 258 of the Criminal Code of the Russian Federation) (on the example of the Krasnoyarsk Territory) / V.A. Vlasov, Yu.S. Asochakova, A.A. Saenko // Law and the State: theory and practice. 2021. No. 7 (199). pp. 107-111.

12. Vlasov, V.A. Criminal liability for committing crimes in the field of protection and use of land: some topical aspects / V.A. Vlasov, A.A. Teslenko, V.A. Tolstikov // Agrarian and land law. 2019. No. 12 (180). pp. 6-8.

13. Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2009 (as amended on 11.06.2021) "On hunting and conservation of hunting Resources, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 09.12.2021) // Federal Law of the Russian Federation. 2009. No. 30. St. 3735.

14. New edition of the Criminal Code of the Russian Federation with comments and amendments for 2021-2022 // https://ukodeksrf.ru (date of formation 20.03.2022).

15. Deputy Rashkin received three years probation for hunting elk // https://www.interfax.ru (accessed 10.05.2022).

16. Karimova, Ch.R. Problems of illegal hunting qualification // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. Vol. 5. No. 2(10). pp. 144 - 149.

1 Забавко, Р.А. Незаконная охота, совершенная в соучастии // Особенности квалификации экологических преступлений: сб. материалов межвуз. кругл. стола, посвящ. 300-летию рос. Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского ин-та МВД РФ, 2018. С. 25 - 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.