* В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА *
Правовое регулирование обязательственных (договорных) отношений в государственных образовательных учреждениях
А. А. Василенко
В Республике Беларусь для государственных образовательных учреждений (далее — ГОУ) не предусмотрена единая система гражданско-правовых договоров о подготовке специалистов высшего образования. Эта проблема в юридической литературе обсуждается с позиции договора, заключенного между ГОУ и студентом платной формы обучения. Предмет договора — обязательство ГОУ предоставить образовательные услуги и обязанность студента оплатить их стоимость.
Между тем в ГОУ есть такие категории обучающихся, как слушатели, учащиеся, аспиранты, магистранты, курсанты, с которыми также заключаются гражданско-правовые договоры. Для построения исходной позиции по оптимизации гражданско-правового договорного регулирования в ГОУ рассмотрим понятие договора, проблему разделения субъективных гражданских прав на вещные и обязательственные, а также сущность и такой вид гражданско-правового договора в ГОУ, как договор оказания услуг по подготовке специалиста бюджетной формы обучения.
Договор как юридический факт имеет свою историю. Так, еще в
Василенко Александр Александрович —
заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела, соискатель кафедры гражданского права и процесса Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы.
Риме наиболее важным источником обязательств был договор (contractus). Глагол contrahere по своему буквальному значению (con + trahere — стягивать) является синонимом глаголов obligate, abstringere. Первоначально он относился не только к договорам, но и к другим видам обязательств1.
В римском праве контракт (contractus) — это соглашение, которое является источником обязательственного отношения, защищенного цивильными исками2. Кроме того, договоры были наиболее распространенным источником обязательств. Договорами в римском праве признавались соглашения, основывающиеся на согласованном волеизъявлении право- и дееспособных субъектов, при условии, что такая согласованность будет достигнута в форме, предписанной законом3.
В современной юридической науке договор есть «соглашение двух
1 См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 2003.
2 См.: Дождев Д. В. Римское частное право: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под общей ред. члена-корреспондента Российской Академии наук, д-ра юрид. наук, профессора В. С. Нерсесянца. изд. 2-е, изм. и доп. М., Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М. 2006. —784 с.
3 См.: Бондаренко Н. Л. Римское частное
право: ответы на экзаменационные вопро-
сы. Минск, 2005. —112 с.
или большего числа лиц об осуществлении определенных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей»4 . Из этого следует, что договор, во-первых, представляет собой правоустанавливающий, пра-воизменяющий либо правопрекра-щающий юридический факт. Во-вторых, термином «договор» обозначается также договорное обязательство, возникающее на основе соответствующего соглашения. В-третьих, договором именуется также документ, фиксирующий соглашение сторон.
Необходимо отметить, что понятие «договор» не тождественно понятию «обязательство». Договор — лишь одно из оснований возникновения обязательств5. Обязательство же может быть простым и сложным. В простом обязательстве правовые отношения возникают между двумя лицами (например, должником и кредитором). Сложное обязательство — это обязательство с множественностью лиц. Сложным обязательство считается и в том случае, когда у каждой из сторон возникают права и обязанности одновременно (например, при купле-продаже)6.
Законодательство Республики Беларусь связывает возникновение обязательств, в том числе договорных, с правосубъектностью субъектов права и субъектов правоотношений. Так, государство закрепляет за различными организациями
4 Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 263.
5 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3-х т. Т. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Разд. IV. Отдельные виды обязательств (гл. 30—50) / Отв. ред. и рук. авт. колл. В. Ф. Чигир. Минск, 2005.
6 См.: Юридический справочник для населения. изд. 2-е, с изм. и доп. М., 1989.
возможность участвовать в разных сферах общественной жизни, в связи с чем признает их субъектами разнообразных юридических отно-шений7, в том числе вещных и обязательственных (договорных).
В современной науке проблема деления субъективных гражданских прав на вещные и обязательственные рассматривается с нескольких точек зрения:
1) субъективные гражданские права делятся на вещные права, относящиеся к числу абсолютных, и обязательственные права, относящиеся к числу относительных прав8;
2) деление субъективных гражданских прав на вещные и обязательственные не имеет смысла, так как отсутствуют основания для такой классификации9;
3) помимо вещных и обязательственных правоотношений (соответственно, и прав) существуют так называемые смешанные правоотношения и субъективные гражданские права, обладающие свойствами обеих групп.
В отличие от обязательства вещное отношение является опосредованной, косвенной связью, складывающейся между субъектами не напрямую, а через посредство их отношения к одной и той же вещи. Обязательство же при гибели конкретной вещи прекращается не всегда (род не гибнет); к тому же оно обычно выступает формой эквивалентного товарно-денежного отношения, в котором связка: я имею право делать нечто, а ты обязан это терпеть, — немыслима.
7 См.: Рахмилович В. А. Хозяйственная правосубъектность и юридическое лицо // Правоведение. 1977. № 2. С. 25—34.
8 См., напр.: Агарков М. М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 2. С. 31, 34.
9 См., напр.: Гражданское право: Учебник.
Ч. 1 / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сер-
геева. СПб., 1996. С. 287.
Подобные отношения следует регулировать вещным правом10.
В юридической литературе вещным традиционно называли право, обеспечивающее возможность непосредственного воздействия управомоченного на вещь, а обязательственным — право, предоставляющее возможность требовать совершения определенного действия от другого лица или других лиц11. Поскольку вещное право может быть нарушено каждым, оно защищается против любого нарушителя, в то время как обязательственное право пользуется защитой только против одного или нескольких обязанных лиц12. Следовательно, деление субъективных гражданских прав на вещные и обязательственные — оправданно.
Как справедливо отмечает Ю. С. Гамбаров, «разделение прав на вещные и обязательственные рассматривалось римскими юристами как omnium actionum summa divisio, то есть как основное и обнимающее все права... Со времени рецепции римского права это противоположение прав было не только принято, но и признано исчерпывающим для всех гражданских прав и европейской доктриной, проникнув затем как в судебную практику, так и в современные законодательства»13.
Однако авторы концепции «смешанных прав» приходят к выводу о возможности существования права собственности или иного вещного права на обязательственное право: «. объектом права собственности или иного вещного права в ряде
10 См.: Иванов А. А. Вещное право // Правоведение. 1992. № 1. С. 115—120.
11 См., напр.: Анненков К. Система русского гражданского права. Т. 1. СПб., 1910. С. 133.
12 См., напр.: Дернбург Г. Пандекты. Обязательственное право. М., 1900. С. 4.
13 Гамбаров Ю. С. Курс гражданского права Часть общая. Т. 1. СПб., 1911. С. 425.
случаев может служить обязательственное по своей природе пра-во...»14.
Тем не менее, данная позиция не совсем справедлива. Так, например, В. А. Дозорцев прямо указывает, что «объектом права собственности могут быть только материальные вещи, ограниченные в пространстве»15.
В ГОУ одним из самых актуальных вопросов является вопрос гражданско-правового договорного регулирования. Гражданско-правовой договор всегда был одним из основных объектов исследования отечественной цивилистики, что обусловлено значением договора как важнейшего основания возникновения гражданских прав и обязанностей16 .
«Договоры. будучи юридическими фактами, устанавливают, изменяют или прекращают гражданс-
17
кие правоотношения»1'.
Несомненно, договоры в ряде случаев не только создают определенные правоотношения, но и порождают нормы права, т. е. выступают как источники права18 .
Таким образом, юридическая сила гражданско-правового нормативного акта выражается в его действии, а гражданско-правовой нор-
14 Брагинский М. И. К вопросу о соотношении вещных и обязательственных правоотношений // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998. С. 125.
15 Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохло-ва. М., 1998. С. 231.
16 См., напр.: Нечаев В. М. Теория договора // Юридический вестник. 1888. № 10. С. 242—265.
17 Советское гражданское право: Учебник. Ч. 1. изд. 3-е, перераб. и доп. / Отв. ред. В. А. Рясенцев. М., 1986. С. 444.
18 См.: Кечекьян С. Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. Труды юридического факультета. Кн. 2. 1946. С. 25.
мы — в ее применении к конкретным общественным отношениям19.
Значит, правовой результат, порождаемый волеизъявлениями субъектов договора и заложенный в договорных условиях, составляют правовые нормы или индивидуальные установления20.
Посредством согласования индивидуальных условий субъекты вырабатывают общие условия, образующие содержание договорного акта21. Как отмечает Р. О. Халфина, «...являясь основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений, договор определяет и содержание этих правоотношений. Договор. непосредственно регулирует поведение сторон.»22.
Отрицание свободы усмотрения сторон равносильно отрицанию самого института договора23.
Гражданско-правовой договор (как и сделка вообще) по своей юридической природе является правовым актом и в этом качестве регулирует правовые отношения сторон между собой или также с другими (третьими) субъектами права (лицами), наделенными правами по отношению к сторонам. Особенностью договора как правового акта — регулятора общественных отношений является то, что он упорядочивает отношения между сторонами договора и выступает как средство са-
24
морегулирования сторон24.
19 См. напр.: Дозорцев В. А. Обратная сила закона об авторском праве // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 39.
20 См.: Иванов В. В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право. 2000. № 12. С. 73—79.
21 См.: Красавчиков О. А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции. Свердловск, 1980. С. 11.
22 Халфина Р. О. Значение и сущность договора в советском гражданском праве. М., 1954. С. 106.
23 См.: Зыкин И. С. Договор внешнеэкономической деятельности. М., 1990. С. 40—41.
24 См.: Казанцев М. Ф. Гражданско-правовое договорное регулирование: Исходные положения концепции // Правоведение. 2003. № 2 (247). С. 90—102.
На сегодняшний день в юридической науке существует несколько разновидностей одного и того же вида гражданско-правового договора по подготовке специалиста. В практике существует закономерно используемый договор возмездного оказания образовательных услуг. В целом он является уточненным вариантом договора возмездного оказания услуг, согласно которому одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1. ст. 733 ГК РБ).
Включение в ГК РСФСР данного вида договора обусловлено тем, что регулировавшиеся ГК РСФСР 1964 г. отдельные услуги, такие как комиссия, поручение, перевозка, хранение, не охватывали всего их многообразия.
Действующее гражданское законодательство, а также законодательство об образовании не приводят определения и не раскрывают понятия и содержания договора возмездного оказания услуг в системе высшего профессионального образования, что порождает немало трудностей в практической деятельности вузов.
Между тем ряд ученых указывают, что договор возмездного оказания образовательных услуг — это допускаемое законом письменное соглашение образовательного учреждения, студента или слушателя и физического и (или) юридического лица (лиц) об установлении правоотношения, в которое они вступают с целью получения высшего профессионального образования.
По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги студенту или слушателю (обучающемуся), прошедшему по конкурсу и обязанному выполнять учебный план специальности, а физическое и (или)
юридическое лицо (заказчик) обязуется оплатить эти услуги. Данный договор является возмездным, взаимным (двусторонним), казуальным, срочным договором присоединения25 .
Цель договора, как правило, не имеет выраженного вещественного результата. Более того, если такой результат имеется, предметом договора возмездного оказания услуг является деятельность, основная цель которой не направлена на создание овеществленного результата. Хотя такой результат и может возникать, его создание в договоре возмездного оказания услуг никогда не является самостоятельным предметом договора26 .
Поэтому, как отмечает О. Н. Садиков, при оказании услуги «продается» не сам результат, а привед-
27
шие к нему действия2'.
Большинство исследователей отмечает, что договор возмездного оказания услуг — двусторонний: исполнитель и заказчик28 . На практике же существуют трехсторонние договоры, где одна сторона — заказчик (юридическое лицо), вторая сторона — исполнитель (ГОУ) и третья сторона — потребитель услуг (студент).
Если на стороне исполнителя выступают одновременно два или более лица, то при неделимости предмета обязательства они должны признаваться по отношению к
25 См.: Волчанская Л. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг: Правовое регулирование, понятие и содержание // Правоведение. 2002. № 3 (242). С. 265—270.
26 См.: Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Под общей ред. А. М. Эрделевского. М., 2001.
27 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О. Н. Сади-кова М.: Норма, 2001.
28 См., напр.: Комментарий к Гражданско-
му кодексу Российской Федерации, части
второй / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Ка-
балкина. М., 2004.
заказчику солидарными должниками в отношении обязанности оказать ему соответствующую услугу и, соответственно, солидарными кредиторами в отношении права требовать принятия исполнения и его оплаты. Однако при делимости предмета обязательства, а также в других случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из этих лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику лишь в пределах своей доли29.
Другие исследователи подчеркивают, что рассматриваемый договор публичным не является, поскольку не содержит признаков публичных договоров. А именно: он заключается некоммерческой организацией — образовательным учреждением и лишь с гражданами, успешно выдержавшими вступительные экзамены и прошедшими по конкурсу среди претендентов на заключение договора30.
Тем не менее, на данный договор распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к ГОУ.
В Российской Федерации такой вид договора называется договором об образовании — соглашение между высшим учебным заведением и студентом об установлении, изменении и прекращении педагогических правоотношений. Высшее учебное заведение выполняет работы и оказывает образовательные услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на ос-
31
нове договоров31 .
29 См.: Гражданское право. Т. II. Полут. 2 / Под ред. д-ра юрид. наук, профессора Е. А. Суханова. М., 2003.
30 См.: Волчанская Л. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг // Российская юстиция. 2002. № 9. С. 42.
31 См.: Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2001.
Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу вуза. Основанием для заключения договора является прием в высшие учебные заведения, который проводится по личному заявлению граждан, имеющих среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний.
В системе образования Республики Беларусь наиболее распространенным видом договора об образовании является договор о подготовке специалиста высшего образования по соответствующей форме обучения (дневной, заочной и вечерней), однако понятие данного договора до сих пор отсутствует.
Так, в п. 1.3. Положения «О порядке заключения договоров на подготовку специалистов и рабочих кадров в учебных заведениях Республики Беларусь», утвержденного приказом Министерства образования Республики Беларусь 14 июня 1994 г. № 170, сказано, что «.заключение договоров расширяет возможность граждан получать высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование. расширяет правовую и социальную защиту обучающихся высших, средних специальных и профессионально-технических учебных учреждений» .
Отличие наименования данного договора от договора возмездного оказания услуг и договора об образовании имеет важное практическое значение, поскольку в названии договора наиболее точно отражена цель образовательного процесса в ГОУ: подготовка специалиста высшего образования.
Адекватно появлению в системе образования новых видов образовательных услуг (услуги по дополнительному образованию, платные курсы для населения и т. д.) договор о подготовке специалиста высшего образования индивидуализирует цель государственного заказа по подготовке специалистов для народного хозяйства Республики Беларусь.
С целью оптимизации и согласованности системы договоров в ГОУ предлагаем использовать в гражданско-правовом договорном регулировании такое наименование договора, как договор о подготовке специалиста высшего образования.
Поэтому договор о подготовке специалиста высшего образования — соглашение сторон, по которому одна сторона — исполнитель (ГОУ) — обязуется по заданию другой стороны — заказчика (физического или юридического лица) — оказывать образовательные услуги по профессиональному обучению потребителя (студента) в ГОУ, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги.