Научная статья на тему 'Правовое регулирование обязанностей ребенка в зарубежных странах в Новое и новейшее время'

Правовое регулирование обязанностей ребенка в зарубежных странах в Новое и новейшее время Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2073
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВО НОВОГО ВРЕМЕНИ / ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ / ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Статья представляет собой краткий экскурс в историю правовых норм, регулировавших обязанности ребенка в зарубежных странах в эпохи Нового и Новейшего времени. Автором исследуются тексты нормативных актов и на их основе делаются выводы о правовом положении детей в изучаемые периоды времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обязанностей ребенка в зарубежных странах в Новое и новейшее время»

ПОЛИТИКА И ПРАВО

УДК 342.4

Е. А. Капитонова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация. Статья представляет собой краткий экскурс в историю правовых норм, регулировавших обязанности ребенка в зарубежных странах в эпохи Нового и Новейшего времени. Автором исследуются тексты нормативных актов и на их основе делаются выводы о правовом положении детей в изучаемые периоды времени.

Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, обязанности, правовой статус, право Нового времени, право Новейшего времени, зарубежное право.

Abstract. The article represents short excursus to the history of the legal rules regulating duties of a child in foreign countries during an epoch of the New and The Newest time. The author investigates texts of statutory acts and on their basis concludes a legal status of children during the studied periods of time.

Key words: child, minor, duties, legal status, laws of the New time, laws of the Newest time, foreign law.

История права Нового времени характеризуется переходом от личнозависимых отношений к индивидуальной свободе и признанию равенства граждан перед законом. По мнению большинства историков, процесс развития права в этот период протекал несравнимо более плавно, нежели процессы изменений в государственном строе, нередко принимавшие форму общественных катаклизмов. Тем не менее влияние английской революции XVII в. и французской революции XVIII в. на реформирование старого феодального права было очень велико, хотя и зависело во многом от конкретных исторических условий отдельно взятой страны. Характерной чертой права Нового времени является тот факт, что оно практически повсеместно переходит от разобщенности норм к формированию единых правовых систем, доминирующим началом которых становится конституционное (государственное) право. Одновременно право меняет и свой главный источник: если раньше им по большей части выступали зафиксированные в письменной форме правовые обычаи (что фактически означало преобладание казуистических правил поведения и широкое применение судебной практики), то теперь важнейшим регулятором становится непосредственно законодательство, т.е. нормы, созданные представителями государственной власти.

Автор не будет подробно останавливаться на описании той ломки общественных отношений и государственных строев, что последовала за первыми буржуазными революциями, как и не будет уделять внимание различиям континентальной и англо-саксонской систем права: и то, и другое является достаточно общеизвестными положениями. Важнее другое - проследить изменения в правовом регулировании обязанностей детей, приведшие в конеч-

ном итоге к переходу от всевластия отца в «патер фамилиас» к новому пониманию ответственности родителей.

В период Нового времени несовершеннолетний наконец окончательно обретает статус самостоятельного субъекта права. Во всех странах нынешней Европы к началу XIX в. устанавливаются границы совершеннолетия: принятый во Франции в 1804 г. «Гражданский кодекс французов» определяет его в 21 год, аналогичный возраст указан и в Германском гражданском кодексе (по другим источникам - Германском гражданском уложении) 1896 г., объединившем действовавшее на территории этой страны разобщенное местное право.

Ребенок при этом не просто выделяется из общей массы людей, со временем он однозначно расценивается как субъект, подлежащий особой защите в силу своего возраста и неспособности выступать полноправным членом общества. Особенно ярко это прослеживается на примере развития положений фабричного (трудового) законодательства в Англии, к началу XIX в. отражавшего рост активности и организованности рабочего класса. Если первоначально труд детей специальным образом не регулировался, то в 1803 г. был принят закон, запрещавший в текстильной промышленности ночной труд детей и ограничивавший рабочий день подростка в возрасте с 9 до 13 лет восемью часами, а несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет - двенадцатью часами. Также было предусмотрено создание системы контроля в виде фабричных инспекторов, каковая, впрочем, фактически не действовала, так как предприниматели стали использовать систему «группового труда» и контролировать продолжительность труда конкретного ребенка стало практически невозможно [1, с. 569]. В 1842 г. женщинам и детям в возрасте до десяти лет было запрещено трудиться под землей. В 1847 г. был принят закон, согласно которому для подростков с 14 до 18 лет рабочий день не должен был превышать десяти часов.

Повсеместно меняется и уголовное законодательство, положения о наказаниях в котором стали предусматривать более мягкие санкции в отношении несовершеннолетних. Так, по Уголовному кодексу Франции 1810 г. наказание детей варьировалось в зависимости от их возраста и имущественного положения: до 16 лет и при отсутствии родового имущества и профессии ребенок отправлялся в исправительный дом, в возрасте от 16 до 21 года -в тюрьму, но на срок не более шести месяцев.

Так, постепенно ребенок занимал специальную нишу в национальном правовом регулировании и признавался субъектом, требующим особого внимания со стороны государства.

Процесс признания за ребенком права на особую защиту не мог не сопровождаться определенными сдвигами и в правовом регулировании родительской власти над несовершеннолетним. Наметившаяся еще в Средневековье тенденция по ее снижению обретает общеевропейские масштабы и развивается, так что к XIX в. родители повсеместно утрачивают право распоряжаться жизнью ребенка и продавать его в качестве вещи (хотя на практике подобные действия (например, передача ребенка в услужение или на фабрику за деньги) имели место до ХХ в.).

Исторически первая обязанность ребенка повиноваться своим родителям не утратила своей актуальности в Новое время, хотя перестала поддер-

живаться государством столь жестким образом, как это имело место веками ранее. К примеру, в «Гражданском кодексе французов» 1804 г. в титуле IX «Об отцовской власти» было прямо прописано, что «дети во всяком возрасте должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение» и «остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения от власти» [2, с. 179]. Проявления указанной обязанности оставались примерно теми же: ребенок не мог покинуть отцовский дом без разрешения отца (исключение во Франции составляла возможность его добровольного поступления на военную службу после 18 лет), должен был получать согласие отца (в некоторых странах, например в Германии, согласие обоих родителей) на брак и при совершении сделок и до 16 лет мог быть подвергнут наказанию в виде лишения свободы по решению суда, принимаемому по просьбе отца.

В уголовном праве Нового времени и детоубийство, и отцеубийство карались одинаково - смертной казнью (в то время как неквалифицированное умышленное убийство, в частности по Уголовному кодексу Франции 1810 г., влекло лишь назначение в качестве наказания пожизненных каторжных работ). Однако в силу существования обязанности ребенка почитать и уважать своих родителей убийство несовершеннолетним кого-либо из старших родственников признавалось особо порочащим его деянием, а потому смертная казнь такого убийцы совершалась не обычным путем, а сопровождалась рядом символичных действий, призванных подчеркнуть всю тяжесть его преступления (согласно Уголовному кодексу Франции 1810 г., приговоренный к смерти за отцеубийство препровождался на место казни в рубашке, босиком, с черным покрывалом на голове, выставлялся на эшафоте на обозрение народа во время чтения судебным приставом обвинительного приговора, потом ему отсекали кисть правой руки, и только затем он предавался немедленной смерти).

Следует отметить, что правовое регулирование обязанностей ребенка на Востоке существенным образом отличалось от западного. В государствах стран Востока ребенок и в Новое время продолжал оставаться полностью бесправным существом, находящимся под полной и беспрекословной властью любого из своих старших родственников. Понятия совершеннолетия и связанного с ним освобождения от родительской власти там не существовало (уход из семьи связывался со вступлением в брак), уголовная ответственность применялась к ребенку в полном объеме с семи лет, убийство отца, матери, деда или бабки, отчима или мачехи относились к тягчайшим преступлениям, а лишение жизни детей или внуков во многих случаях оставались безнаказанными и оправдывались применением необходимых воспитательных мер в виде телесных наказаний.

Таким образом, в эпоху Нового времени правовой статус ребенка обретает реальные очертания, что связано с повсеместным определением в западных странах границ наступления совершеннолетия и признанием несовершеннолетнего в качестве субъекта, подлежащего особой защите со стороны государства и общества. Возникает и постепенно крепнет юридический феномен: право родителей на воспитание детей становится одновременно их обязанностью. В то же время правовое положение ребенка по-прежнему определяется его обязанностями, главной из которых продолжает оставаться обязанность почитания собственных родителей, выражающаяся в необходимости следовать воле родителей в решении своей судьбы, проявлять послушание и

покорно относиться к воспитательным мерам воздействия. В условиях развивающихся экономических отношений для детей, не относящихся к высшим слоям общества, также характерна обязанность трудиться и подчиняться всем правилам, предусмотренным законом, регулирующим их труд.

В Новейшее время происходящие значительные изменения в политических устройствах и конституциях продолжают менять национальные правовые системы. В большинстве стран законодатель постепенно отказывается от идеи крайнего индивидуализма, характерной для права времен буржуазных революций, в пользу признанного более необходимым правового регулирования социальной политики. Расширяется и сама сфера регулирования: зарождаются новые отрасли права и намечаются новые проблемы, требующие самого пристального внимания со стороны законодателя (например, необходимость охраны окружающей среды, борьба с болезнями и разумная демографическая политика). Определяются новые источники права: растет удельный вес актов исполнительной власти, действующей в определенных предметных рамках, в максимальной степени проявляются мировые интеграционные процессы, и, как следствие, стремительно растет влияние международных правовых актов на правовые системы отдельных стран.

В конституционном праве, о котором начиная с Новейшего времени можно говорить как об окончательно сформировавшейся отрасли права, ребенок признается самостоятельным субъектом права, существующим в качестве такового до наступления совершеннолетия. Граница совершеннолетия варьируется в различных странах, но в основном сводится либо к 18 годам (страны Европейского союза, страны СНГ, большая часть штатов США, Турция, Южная Африка и др.), либо к 20-21 году (20 лет - Корея, Таиланд, Тунис, Тайвань, Япония; 21 год - Аргентина, Гондурас, Египет, Монако, Сингапур, штаты Миссисипи и Нью-Йорк США).

Отношение к ребенку как к субъекту, требующему особо пристального внимания и защиты, сохраняется и развивается. Особенно ярко эта тенденция начинает проявляться с учреждением после Первой мировой войны в рамках Лиги Наций Международной ассоциации заботы о детях и созданием в 1945 г. Генеральной Ассамблеей ООН Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). На международном уровне принимаются значимые нормативные акты: исторически первая Женевская декларация прав ребенка 1924 г., заменившая ее Декларация прав ребенка 1959 г. и действующая в настоящее время Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Последовательность создания названных документов достоверно отражает изменение концепции восприятия ребенка на протяжении ХХ в.: если в Женевской декларации 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, в Декларации 1959 г. уже появляются отдельные положения, свидетельствующие о признании их на международном уровне самостоятельными субъектами права. Конвенция 1989 г., в свою очередь, безоговорочно оценивает ребенка как специального субъекта права и с момента своего принятия окончательно укореняет в современном обществе новую модель отношения к несовершеннолетним как к самостоятельным носителям прав и обязанностей.

Новейшее время смягчило отцовскую власть даже на Востоке, в том числе в Китае, где она традиционно была очень сильна. Закон о браке 1950 г. объявил об упразднении заключения брака по воле родителей и запретил куплю-продажу невест. Закон о труде установил на предприятиях 4-6-часовой

рабочий день для подростков. Данные послабления тем не менее не сказались на общем исполнении обязанности почитания и уважения родителей, по сей день остающейся основной обязанностью ребенка в Китае. В стране до сих пор действует культ предков как альтернатива существующему правовому регулированию, причем он настолько силен, что даже если чей-то отец оказался вором или убийцей, дети по-прежнему обязаны смиренно увещевать отца и просить его вернуться на путь добродетели, но не осуждать его и тем более не выдавать органам правосудия. Польза данного обычая, по признанию современных исследователей, в настоящее время состоит в том, что привычка преданности детей своим родителям имеет свойство впоследствии перерастать в чувство их преданности общине и государству [3, с. 52]. Также в соответствии с вековыми традициями Китая в уголовном праве этой страны до сих пор действует повышенная уголовная ответственность за любые посягательства на жизнь, здоровье и честь старших родственников. Даже установленное ограничение применения смертной казни к лицам, не достигшим 18 лет, не применяется в отношении детей, совершивших умышленное убийство родственников по прямой восходящей линии.

К традиционной обязанности ребенка почитать и уважать своих родителей, которая хотя и сохраняется по всему миру примерно в тех же формах проявления, но полностью утрачивает свою былую жесткую поддержку со стороны законодателя (за исключением вышеописанной ситуации в Китае), в ХХ в. добавляются новые обязанности.

Повсеместно государства признают необходимость образования детей, что приводит к установлению обязательного уровня образования, которым должен овладеть каждый ребенок. Например, согласно Конституции Германской империи от 11.08.1919 г. обязательным было признано всеобщее школьное обучение в народных школах с не менее чем восьмилетним курсом и в школах второй ступени до достижения 18-летнего возраста. В Англии Акт об образовании 1944 г. предписал обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет (при этом возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей ребенка принадлежала родителям). Впоследствии подобные положения были прописаны в конституциях практически всех ведущих стран мира, что свидетельствует о возникновении и закреплении второй конституционной обязанности ребенка - обязанности получить образование.

Также за ребенком признается обязанность исполнять принятые на себя обязательства в самом широком смысле этого понятия. Если ребенок начинает работать до наступления совершеннолетия, он обязан подчиняться всем правилам трудового законодательства, для него предусмотренным, а также трудовому распорядку, установленному на предприятии. В случае получения какого-либо дохода он, как и другие граждане страны, обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. Если он совершает сделку (пусть и с разрешения родителей), он несет по ней определенную ответственность. В Англии, к примеру, понятие сделок трактовалось так широко, что под него подпадало даже такое действие, как помолвка, отказ от которой до 1970 г. рассматривался как нарушение договора и мог повлечь разбирательство в суде.

Определенным своеобразием отличаются обязанности ребенка в мусульманских странах, право которых основано на религии, вере и исламских

обычаях. В принятой 19 сентября 1981 г. Всеобщей исламской декларации прав человека можно выделить такие дополнительные обязанности ребенка, как «поиск знания и правды», «защита и борьба против притеснений в рамках, установленных Законом, даже если это приводит к оспариванию решений высших государственных властей», «уважение религиозных чувств других» [4, с. 241-242].

По итогам анализа возникновения и развития обязанностей ребенка в зарубежных странах можно констатировать, что за века развития права, во всей этой непрерывной череде заимствований и влияний одной правовой системы на другую, акцент постепенно сместился с первостепенного значения обязанностей ребенка на обязанности родителей. Само словосочетание «обязанности несовершеннолетнего» в настоящее время не встречается практически ни в одном нормативном акте, что, однако, отнюдь не означает отсутствия обязанностей как таковых.

Список литературы

1. История государства и права зарубежных стран : учеб. для вузов / под общ. ред. проф. Н. А. Крашенинниковой и проф. О. А. Жидкова. - 2-е изд., стер. - М. : НОРМА - ИНФРА-М, 2001. - Ч. 2. - 712 с.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М. : Юристъ, 2007. - Т. 2. - 520 с.

3. Осипян, Б. А. Процессы взаимодействия обычая и права / Б. А. Осипян // Современное право. - 2006. - № 4. - С. 51-57.

4. Ковлер, А. И. Антропология права : учеб. для вузов / А. И. Ковлер. - М. : НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Капитонова Елена Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет

Kapitonova Elena Anatolyevna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of criminal law. Penza State University

E-mail: e-kapitonova@yandex.ru

УДК 342.4 Капитонова, Е. А.

Правовое регулирование обязанностей ребенка в зарубежных странах в Новое и Новейшее время / Е. А. Капитонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. -№ 4 (24). - С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.