Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / БАНК РОССИИ / ПЛАТФОРМА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ / ФОРМА ДЕНЕГ / «КРИПТОВАЛЮТА» / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равоян Руслан Адович

В статье мы попытаемся разобраться с таким явлением в нашей жизни как цифровой рубль, активное использование которого начнется уже в самое ближайшее время. Поскольку законодательные контуры использования цифрового рубля все еще находятся на стадии доработки, в статье мы рассмотрим основные элементы, которые уже не подвергнутся каким-либо изменениям. Постараемся понять, правовую сущность цифрового рубля. В статье исследуется законодательная база, которая закладывается для целей регулирования операций с цифровым рублем, основные характеристики цифрового рубля, как он соотносится с «криптовалютой», платформа цифрового рубля, ее участники и пользователи, а также иные особенности режима использования цифрового рубля. В статье указывается, что для определения цифрового рубля как законного платежного средства на территории Российской Федерации необходима обширная нормативно-правовая регламентация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE CIRCULATION OF THE DIGITAL RUBLE

In this article, we will try to deal with such a phenomenon in our lives as the digital ruble, the active use of which will begin in the very near future. Since the legislative contours of the use of the digital ruble are still being finalized, in this article we will consider the main elements that will not be subject to any changes. We will try to understand the legal essence of the digital ruble. The article examines the legal framework that is laid down for the purpose of regulating operations with the digital ruble, the main characteristics of the digital ruble, as it relates to the “cryptocurrency”, the digital ruble platform, its participants and users, as well as other features of the mode of using the digital ruble. The article points out that in order to define the digital ruble as legal tender on the territory of the Russian Federation, extensive legal regulation is required.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ»

Правовое регулирование обращения цифрового рубля

Равоян Руслан Адович,

аспирант, кафедра конституционного и административного права, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: rus.ravoyan@mail.ru

В статье мы попытаемся разобраться с таким явлением в нашей жизни как цифровой рубль, активное использование которого начнется уже в самое ближайшее время. Поскольку законодательные контуры использования цифрового рубля все еще находятся на стадии доработки, в статье мы рассмотрим основные элементы, которые уже не подвергнутся каким-либо изменениям. Постараемся понять, правовую сущность цифрового рубля. В статье исследуется законодательная база, которая закладывается для целей регулирования операций с цифровым рублем, основные характеристики цифрового рубля, как он соотносится с «криптовалютой», платформа цифрового рубля, ее участники и пользователи, а также иные особенности режима использования цифрового рубля. В статье указывается, что для определения цифрового рубля как законного платежного средства на территории Российской Федерации необходима обширная нормативно-правовая регламентация.

Ключевые слова: цифровой рубль; цифровая валюта; Банк России; платформа цифрового рубля; форма денег; «крипто-валюта»; цифровое государство.

Стремительное развитие цифровых технологий, которое активно затрагивает экономику, оказало влияние на организацию денежного обращения. В 10-х годах 21 века человечество столкнулось с совершенно новой формой денежных средств. В области российского законодательства данная форма получила название цифровая валюта. Несмотря на формальное отсутствие законодательной базы, тестовая операция с цифровым рублем уже проводилась в 2022 году, на очереди пилотное тестирование с участием физических и юридических лиц, которое предположительно продлится до 2025 года, по результатам которого система при необходимости будет корректироваться. Таким образом, граждане могут принять непосредственное участие в столь масштабном для страны эксперименте.

Следует отметить, что Россия не передовая страна, которая на государственном уровне внедряет у себя национальную цифровую валюту. В частности, Китай в этом смысле с «цифровым юанем» находится на более продвинутой стадии его использования, а некоторые страны уже в полной мере используют национальные цифровые валюты, например, государства Карибского бассейна.

О намерении Российской Федерации создать национальную цифровую валюту, было объявлено в 2020 году, когда был опубликован доклад Банка России «Цифровой рубль - для общественных обсуждений» и Концепция «О цифровом рубле». В Докладе изложены базовые положения о введении цифровой формы рубля на территории Российской Федерации. Доработанная по результатам обсуждений в 2021 году концепция легла в основу законопроекта, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. При этом само понятие цифрового рубля в законопроекте не раскрывается, а в соответствии с концепцией, цифровой рубль - это третья форма денег.

Наряду с наличным и безналичным рублем с технической точки зрения цифровой рубль - это уникальный цифровой код, который находится на специальном электронном кошельке на платформе Банка России, то есть с точки зрения пользователя это электронный аналог безналичных денежных средств.

С правовой точки зрения цифровой рубль является национальной валютой, Конституцией РФ установлено, что «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации

5 -о

сз ж

■с

не допускаются» [1, часть 1 статьи 75]. Новая форма рубля (цифровая) не противоречит положениям Конституции РФ и не требует внесения каких-либо изменений в неё.

Цифровой рубль относится к категории цифровых валют центральных банков, и будет представлять собой «фиатные деньги», то есть деньги эмитируемые государством. При этом для внедрения, обращения цифрового рубля потребуется внесение изменений и дополнений в большое количество действующих нормативно-правовых актов в сфере использования и порядка обращения денежных средств между различными субъектами правоотношений. В этой связи принятым законопроектом в первую очередь вносятся изменения в такие законы как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О персональных данных». Федеральный закон «Об электронной подписи» и др. С 2024 года предполагается вступление в силу изменений в Федеральный закон «О несостоятельности», в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и в Федеральный закон «о таможенном регулировании в российской Федерации...». Изменения постепенно будут вноситься и в другие нормативно-правовые акты.

При этом особый интерес представляют правила платформы цифрового рубля, которые должны быть приняты банком России и которые пока не опубликованы. Именно в них будет закреплена специфика использования данной платформы, данного инструмента, основные характеристики цифрового рубля.

Цифровой рубль является обязательством Банка России и эмитентом цифрового рубля также является Банк России, его платежные характеристики полностью совпадают с наличными рублями и рублями в классической безналичной форме. Рубли в разной форме будут беспрепятственно обмениваться один к одному, при этом непосредственно цифровой рубль нельзя будет обналичить, его нужно будет сначала конвертировать в безналичные денежные средства на банковском счете, а потом уже с банковского счета можно будет снять наличные денежные средства.

По замыслу законодателя цифровые рубли это не средство сбережения, а средства расчетов, поэтому в отличие от безналичных денежных средств на банковском счете проценты на цифровые рубли начисляться не будут, права на цифровые рубли также не могут быть предметом залога и в цифровых рублях не может быть выдан кредит.

Интересно, что с точки зрения гражданско-правовой терминологии цифровые рубли будут — являться формой безналичных денег, а расчеты 2 цифровыми рублями - безналичными расчетами, Я это будет прямо закреплено в статьях 128 и 140 ° Гражданского кодекса РФ, а в Федеральном за-ав коне «О национальной платежной системе» поря-

док перевода денежных средств и электронных денежных средств дополнится особенностями перевода цифровых рублей.

Особо следует отметить, что цифровой рубль не имеет ничего общего с «криптовалютами», речь о которых идет в законе «О цифровых финансовых активах» и в соответствии с которым цифровая валюта относится к так называемым частным деньгам, тогда как цифровой рубль является новой формой национальной валюты. Несмотря на то, что для его выпуска также используются технологии распределенных реестров или «блокчейн», в данном случае выпуск цифровой валюты централизован у нее будет единственный эмитент Банк России и обеспечение свойственное государственным деньгам.

Оборот цифровых рублей будет осуществляться на специально созданной для этого платформе Банка России, по сути, платформа цифрового рубля - это технологическая оболочка на которой и будет обращаться цифровой рубль. Банк России будет являться оператором такой платформы и будет устанавливать правила и тарифы в соответствии с которыми на данной платформе будут осуществляться операции с цифровым рублем. По словам экспертов, тарифы будут выгодно отличаться от тарифов на традиционные банковские услуги, что должно снизить издержки пользователей платформы, а насколько известно из комментариев официальных лиц Банка России, предполагается, что физические лица будут пользоваться услугами платформы бесплатно.

Получить доступ к цифровой платформе можно будет через любую кредитную организацию в которой вы обслуживаетесь, при условии, что она является участником данной цифровой платформы. На стадии пилотного тестирования таких организаций всего 19, но их число постоянно будет увеличиваться, с полным списком таких организаций участвующих сейчас в этом проекте можно ознакомиться на сайте Банка России.

Пользование платформой предполагается двухуровневой, на ней будут зарегистрированы участники и пользователи, вторые смогут получить доступ к цифровой платформе только через участников. Пользователями будут являться физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а участниками, через которых такие пользователи будут получать доступ к платформе будут кредитные организации, причем как российские, так и иностранные, безусловно, в случае заключения соответствующего соглашения также участниками цифровой платформы будут сам Банк России и Федеральное казначейство.

Согласно законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» 45 глава Гражданского кодекса дополняется новым параграфом под названием «Цифровой счет (кошелек)». Данными положениями предусма-

тривается новый вид договора - договор цифрового счета или кошелька, а также порядок и особенности его заключения. В частности, устанавливается, что договор будет заключен непосредственно между владельцем цифрового счета и Банком России, причем цифровые счета будут как у пользователей цифровой платформы, так и ее участников, включая Банк России, а кредитные организации, через которые пользователи цифровых счетов будут получать доступ к платформе цифрового рубля будут представлять Банк России во взаимоотношениях со своими клиентами. Это принципиально отличает режим использования цифровых счетов от режима использования традиционных банковских счетов, где по договору банковского счета контрагентом является кредитная организация, в целом же к отношениям по договору цифрового счета предполагается применять общее положение о банковском счете. Таким образом, цифровые рубли будут находиться на независимом от любой кредитной организации цифровом счете, соответственно все риски связанные с отзывом лицензии той или иной кредитной организации к цифровому счету просто неприменимо.

По общему правилу у одного пользователя может быть только один цифровой счет, а получить доступ к нему можно будет через любую кредитную организацию, в которой такой пользователь обслуживается при этом договор цифрового счета, как и договор банковского счета, может быть расторгнут. В случаях установленных законом на средства находящиеся на цифровом счете точно также может быть наложен арест или могут быть наложены ограничения на распоряжение денежными средствами. Необходимо отметить, что Банк России будет вправе приостановить доступ пользователям и участникам к цифровым счетам в случае нарушения последними правил платформы, также доступ может быть ограничен в случае закрытия банковских счетов или в случае прекращения использования персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа.

После подключения к платформе нужно будет дать распоряжение банку в котором вы обслуживаетесь на перечисление безналичных денежных средств своего банковского счета на цифровой счет на платформе Банка России. После этой процедуры можно будет осуществлять операции с цифровым рублем, делать переводы, производить оплату работ услуг и товаров. Пополнить цифровой кошелек сразу наличными денежными средствами не получится для этого нужно будет сначала положить наличные денежные средства на банковский счет, а потом уже безналичные денежные средства конвертировать в цифровые рубли с помощью соответствующего распоряжения банку. Снятие цифровых рублей будет происходить по аналогии уже в обратном порядке сначала нужно будет цифровые рубли перечислить на банковский счет, а с банковского счета уже можно будет снять наличные денежные средства.

Использование цифровых рублей будет осуществляться исключительно на добровольной основе предполагается, что пользователи оценят качество надежность и конкурентную стоимость нового способа расчетов и будут сами принимать решения в каких случаях его использовать, но нельзя не отметить, что скорость и прозрачность совершения платежей на цифровой платформе говорит о том что, скорее всего рано или поздно как минимум в бюджетной сфере расчеты будут переводиться на эту платформу.

В отношении физических лиц предполагается, что им будет предоставлена возможность завещать денежные средства, находящиеся на цифровом счете как минимум с помощью тех же инструментов которые используются для завещания безналичных денежных средств на счетах кредитных организациях.

Изменениями в валютное законодательство уточняется, что возможность открыть цифровой счет также будет предоставлена нерезидентам Российской Федерации через участников цифровой платформы, являющихся уполномоченными банками.

Предполагается, что уже с 2024 года таможенные органы получат право бесспорного списания денежных средств находящихся на цифровом счете, в отношении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени. Про аналогичное право налоговых органов в отношении налоговых платежей текущий законопроект положений пока не содержит, вероятно, это будет реализовано на более поздних этапах, путем внесения соответствующих изменений в налоговый кодекс.

Если на цифровой счет накладывались ограничения в связи с исполнительным производством, возобновление доступа пользователя к совершению операций по счету будет возможно только при предъявлении доказательств окончания исполнительного производства.

В контексте настоящего исследования важно отметить и смарт-контракты, которые не вошли в текущий законопроект, но о которых сказано в концепции цифрового рубля. Предполагается, что на платформе цифрового рубля будет реализован функционал цифрового алгоритма, который будет фиксировать сделки и контролировать выполнение обязательств всеми сторонами. При таком механизме сделка будет исполняться автоматически при наступлении заранее определенных сторонами условий, ближайший аналог структурирования такого рода процедур, это сделки с использованием счета «эскроу», но пока о смарт-контрактах на платформе цифрового рубля говорить рано, что подтверждает необходимость появления новых законодательных инициатив в сфере регулирования национальной цифровой валюты.

В завершении исследования необходимо отметить, что вопросы о правовой сущности цифрового рубля остаются дискуссионными. Уже сегодня ЦБ РФ сталкивается с серьезной проблемой - необ-

5 -о

сз ж

■с

ходимостью закрепления новой денежной сущности как законного платежного средства. Эту задачу могли бы решить иные подходы, предлагаемые инициатором внедрения цифрового рубля. Например, определение цифрового рубля как безналичных (электронных) денежных средств. Данные шаги предполагают значительный объем внесения изменений в нормативно-правовые акты, и ставят актуальные вопросы о его соотношении с действующим законодательством.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. - Москва: Эксмо. 2020

2. Цифровой рубль: доклад для общественных обсуждений. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/ File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 04.06.2023).

3. Концепция цифрового рубля. URL: http:// www.cbr.ru/content/document/file/120075/ concept_08042021.pdf (дата обращения: 04.06.2023)

4. Андрюшин С.А. Цифровая валюта центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. N1.

5. Ефимова Л.Г. Цифровые активы и права на них в контексте изменения гражданского и банковского законодательства // Банковское право. 2021. N5.

6. Габов А.В. Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 4.

7. Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность

1

CO

СЧ

CM

CO

z

42

участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. N1.

LEGAL REGULATION OF THE CIRCULATION OF THE DIGITAL RUBLE

Ravoyan R.A.

Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

In this article, we will try to deal with such a phenomenon in our lives as the digital ruble, the active use of which will begin in the very near future. Since the legislative contours of the use of the digital ruble are still being finalized, in this article we will consider the main elements that will not be subject to any changes. We will try to understand the legal essence of the digital ruble. The article examines the legal framework that is laid down for the purpose of regulating operations with the digital ruble, the main characteristics of the digital ruble, as it relates to the "cryptocurrency", the digital ruble platform, its participants and users, as well as other features of the mode of using the digital ruble. The article points out that in order to define the digital ruble as legal tender on the territory of the Russian Federation, extensive legal regulation is required.

Keywords: digital ruble; digital currency; Bank of Russia; digital ruble platform; form of money; "cryptocurrency"; digital state.

References

1. The Constitution of the Russian Federation as amended by the All-Russian vote on July 1, 2020. - Moscow: Eksmo. 2020

2. Digital ruble: report for public discussions. URL: https://cbr.ru/ StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (date of access: 06/04/2023).

3. The concept of the digital ruble. URL: http://www.cbr.ru/content/ document/file/120075/concept_08042021.pdf (date of access: 06/04/2023)

4. Andryushin S.A. Digital currency of the central bank as the third form of state money // Actual problems of economics and law. 2021. V. 15. N1.

5. Efimova L.G. Digital assets and rights to them in the context of changes in civil and banking legislation // Banking law. 2021. No. 5.

6. Gabov A.V. Digital ruble of the Central Bank as an object of civil rights // Actual problems of Russian law. 2021. No. 4.

7. Pokachalova E.V., Gudkova M.V. Monetary system of the Russian Federation: digital innovations and their impact on the legal personality of participants in financial relations // Banking law. 2021. N1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.