Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Исламская Республика Иран / президент / промульгация / право вето / законодательный процесс / нормотворчество / парламент / Islamic Republic of Iran / president / promulgation / veto power / legislative process / rule-making / parliament

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вылцан Сергей Евгеньевич, Кудинов Владимир Владимирович

В Исламской Республике Иран (далее ИРИ) президент является официально вторым лицом после Верховного лидера в иерархии должностных лиц государства. Президент, формально являясь главой правительства, наделен полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательной власти. В статье исследованы формы реализации и особенности нормотворческих полномочий президента Ирана, сделан вывод о его сравнительно слабом влиянии на нормотворческий процесс в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RULE-MAKING ACTIVITIES OF THE PRESIDENT OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

In the Islamic Republic of Iran (hereinafter IRI), the president is officially the second person after the Supreme Leader in the hierarchy of state officials. The President, formally being the head of government, is endowed with powers both in the sphere of executive and legislative power. The article examines the forms of implementation and features of the rule-making powers of the President of Iran, the conclusion is made about his relatively weak influence on the rule-making process in the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_273 УДК: 342.515

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН LEGAL REGULATION OF RULE-MAKING ACTIVITIES OF THE PRESIDENT OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

ВЫЛЦАН Сергей Евгеньевич,

кандидат юридических наук,

эксперт отделения мусульманского права Центра изучения религиозно-правовых систем юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119234, Россия, г. Москва, ул. Колмогорова, 1, к. 13, 14. E-mail: servyltsan@mail.ru;

VYLTSAN Sergey Evgenievich,

expert of the Muslim branch of the Center for the Study of Religious and Legal Systems, Faculty of Law,

Moscow State University. M.V. Lomonosov, candidate of legal sciences.

119234, Russia, Moscow, st. Kolmogorov, 1, office 13, 14.

E-mail: servyltsan@mail.ru;

Научный редактор:

КУДИНОВ Владимир Владимирович,

доктор юридических наук,

доцент профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., 9. E-mail: kudinov45@mail.ru; Scientific editor:

KUDINOV Vladimir Vladimirovich,

Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutorial-Investigative Activities of the Kutafin Moscow State Law University, Doctor of Law, Associate Professor. 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: kudinov45@mail.ru

Краткая аннотация: В Исламской Республике Иран (далее - ИРИ) президент является официально вторым лицом после Верховного лидера в иерархии должностных лиц государства. Президент, формально являясь главой правительства, наделен полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательной власти. В статье исследованы формы реализации и особенности нормотворческих полномочий президента Ирана, сделан вывод о его сравнительно слабом влиянии на нормотворческий процесс в государстве.

Abstract: In the Islamic Republic of Iran (hereinafter - IRI), the president is officially the second person after the Supreme Leader in the hierarchy of state officials. The President, formally being the head of government, is endowed with powers both in the sphere of executive and legislative power. The article examines the forms of implementation and features of the rule-making powers of the President of Iran, the conclusion is made about his relatively weak influence on the rule-making process in the state.

Ключевые слова: Исламская Республика Иран, президент, промульгация, право вето, законодательный процесс, нормотворчество, парламент.

Keywords: Islamic Republic of Iran, president, promulgation, veto power, legislative process, rule-making, parliament.

Для цитирования: Вылцан С.Е., Кудинов В.В. Правовое регулирование нормотворческой деятельности Президента Исламской Республики Иран //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 273-276. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_273.

For citation: Vyltsan S.E., Kudinov V. V. Legal regulation of rule-making activities of the President of the Islamic Republic of Iran // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 273-276. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_273.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Первоначально необходимо отметить, что правительство имеет право законодательной инициативы, а также право принятия отдельных законопроектов по поручению Меджлиса. Сформированные правительственные законопроекты утверждает президент или ответственные министры. В ст. 123 Конституции ИРИ указано, что президент подписывает принятые Меджлисом (парламентом) законы, а также результаты референдумов, и направляет их в компетентные инстанции для исполнения1.

Принятые Меджлисом законы и результаты референдумов после необходимых процедур утверждения со стороны иных инстанций поступают президенту. Он обязан в течение пяти дней подписать поступившие акты и направить их в компетентные инстанции для исполнения, а также издать распоряжение об их опубликовании в «Официальной газете»2 ^"j ^1-Ojj (рузнаме-э расми)3. В данном печатном издании подписанный акт должен быть опубликован в течение 72 часов после поступления. По прошествии 15 суток с момента официального опубликования, акт становится обязательным к исполнению на всей территории государства, за исключением случаев, когда в самом акте указан момент его вступления в силу. Однако если президент по какой-либо причине не подпишет или не отправит на опубликование поступившие к нему акты в установленный законом срок, то в таком случае глава Меджлиса издает распоряжение «Официальной газете» на опубликование.

1 üi^ji ^oU^il ^^L^i ü^jls (Конституция Исламской Республики Иран) URL: https://www.lu.ac.ir/uploads/123456_20436.pdf (дата обращения: 21.02.2023)

2 (Сайт «Официальной газеты» Исламской Республики Иран) URL: https://www.rrk.ir (дата обращения: 29.10.2022)

3 Именно такое название носит официальное печатное издание, где должны быть опубликованы нормативные правовые акты Ирана.

Исходя из указанного порядка возможно заключить, что полномочие президента подписывать принятые Меджлисом законы, а также результаты референдумов не является правом вето.

Имеются авторы, которые предлагают изменить содержание ст. 123 с тем, чтобы президент имел право вернуть принятый законопроект в Меджлис на доработку, т.е. приобрел полноценное право отлагательного вето1. Крайне маловероятно, что такая идея будет реализована. Главная причина этого заключается в том, что принятые Меджлисом законы проходят через стадию религиозно-конституционного контроля Наблюдательного совета. Наблюдательный совет фактически формируется Верховным лидером. Поэтому если президенту предоставить право вето, это будет означать, что он может подставить под сомнение решение Наблюдательного совета, а значит, косвенно и самого Верховного лидера.

В рамках законотворческого процесса в соответствии со ст. 125 Конституции президент или его уполномоченный представитель подписывает утвержденные Меджлисом договоры, соглашения и иные международные акты между правительством Ирана и зарубежными странами. Учитывая, что согласно ст. 9 Гражданского кодекса ИРИ международные акты, соответствующие Конституции Исламской Республики Иран, ратифицированные на территории государства, имеют силу законов, по содержанию ст. 125 отличается от ст. 123 только тем, что при подписании международных актов допускается делегирование данного действия полномочному представителю президента.

Помимо законотворчества, правительство активным образом участвует в нормотворческой деятельности путем издания различных подзаконных актов. Данная деятельность базируется на нормах, закрепленных в ст. ст. 138 Конституции. В соответствии с ней кабинет министров или отдельные министры издают положения ¿±¡1 (аиненамэ) с целью разъяснения порядка реализации конкретных норм законов. Особенность составления законов с точки зрения юридической техники в Иране заключается в том, что в тексте зачастую встречает примерно следующая фраза: «исполнение данной статьи будет урегулировано в отдельном положении». В данном случае, издание положений является не правом, а обязанностью правительства.

Кабинет имеет право для реализации поставленных перед ним задач, исполнения действующих законов, а также для организации деятельности органов исполнительной власти принимать положения и постановления yjj^j (тасвибнамэ). Отдельные министры полномочны для достижения поставленных задач в рамках их компетенции издавать положения и распоряжения ^üJüj (бахщнамэ), которые «не противоречат духу и букве законов» (ст. 138). Помимо этого, правительство имеет право поручить реализацию отдельных задач специальной комиссии из нескольких министров. Решения таких комиссий должен утверждать президент.

Крайне важное положение ст. 138 для нормотворческой деятельности правительства Ирана заключается в том, что постановления, положения и решения правительственных комиссий для того, чтобы вступить в силу, должны быть одобрены главой Меджлиса. Если он посчитает, что полученные правительственные акты противоречат действующим законам, то возвращает их с конкретными замечаниями для доработки. Для этого одновременно с отсылкой принятого акта правительство обязано направить его в Меджлис.

Данное положение статьи Конституции детализируется в специально принятом для этого Законе «О способе реализации статьей 85 и 138 Конституции Исламской Республики Иран применительно к полномочиям главы Меджлиса исламского совета»2 от 16 января 1990 г. В нем повторяется содержание ст. 138 касательно полномочий главы Меджлиса. Далее содержится положение о том, что разработчик возвращенного акта (правительство или специальная комиссия) обязан, во-первых, немедленно приостановить его действие, а во-вторых, в течение одной недели с момента объявления главой Меджлиса акт противоречащим законам исправить его. Представляется довольно странным, что закон, также как и Конституция не устанавливает срок рассмотрения акта главой Меджлиса. Имеет чрезвычайное значение факт того, что если правительство отказывается следовать рекомендациям главы Меджлиса и исправлять положения акта, то в данном конфликте точка зрения главы Меджлиса считается приоритетной. Наблюдательный совет в своем акте толкования установил, что если правительство не внесет необходимые поправки в

„3

возвращенный акт в течение установленных законом семи дней, то в таком случае акт подлежит отмене .

В нынешней формулировке ст. 138 появилась в результате конституционной реформы 1989 г. До нее именно президент являлся субъектом, который утверждал принятые правительственные постановления и положения и отправлял их на доработку, если считал противоречащими действующим законам. Данное полномочие было закреплено в изначальной редакции ст. 126. После реформы данное полномочие у президента было изъято и передано главе Меджлиса, хотя конституционно-правовой статус - глава исполнительной власти и второе лицо в иерархии должностных лиц после Верховного лидера - остался прежним.

Представляет интерес причины, легшие в основу столь масштабных и трудно объяснимых с точки зрения целесообразности для функционирования государственного механизма изменений. Для их установления необходимо обратиться к обсуждениям конституционного совета. Рассматриваемое решение было принято на основе следующих суждений4.

Если президент, будучи руководителем правительства, будет проверять правительственные акты на предмет соответствия законам, это будет означать, что он проверяет деятельность того же органа, которым и руководит, что является предпосылкой для необъективного испол-

1 tib b.n9j 0^95 L^nl ."mi^Lo (Содержание президентского права промульгации законов) URL: http://www.publiclaw89.blogfa.com/post/33 (дата обращения: 29.10.2022)

2 ^oU^il t-L^n tib ^Ii oJgi ..in Lj ^kjlj p ül^jl ^oU^il ^^L^l O9JI5 138 3 85 J^l ^l^l 09SJ O9JL9 (Закон Исламской Республики Иран «О способе реализации статьей 85 и 138 Конституции Исламской Республики Иран применительно к полномочиям главы Меджлиса исламского совета» от 16.01.1990) URL: http://wwwsadeghima.ir/print.php?ToDo=ShowLaws&LawlD=7544 (дата обращения: 01.11.2022)

3 .ип! ol>kj öI>ä! oj ül^jl ^joU^jI ^^L^l ü9j15 (Конституция Ирана с постатейными актами толкования Наблюдательного совета. С. 245) URL: https://www.shora-gc.ir/files/fa/news/1398/9/21/4354_236.pdf (дата обращения: 24.10.2022)

4 ül^jl ^joU^jI ^^L^l ü9j15 ob;y ..in 3 ^¡Lo (Сейд Варэи Дж. Документальные источники Конституции Исламской Республики Иран. С. 833-839) URL: http://toluehagh.ir/um/uploads/2013/12/mabaani.pdf (дата обращения: 22.07.2022)

нения данного полномочия. Для предотвращения этого явления было предложено назначить иное лицо для исполнения указанного полномочия вместо президента. Оппоненты таких рассуждений приводили доводы, согласно которым статус президента в качестве главы исполнительной власти предполагает, что он должен иметь право проверять принятые акты подчиненного ему органа. Помимо этого, передача принятых актов иным субъектам существенно замедлит процесс их реализации. Но такие доводы были восприняты для большинства членов конституционного совета неубедительными, и было принято решение передать рассматриваемое полномочие иному субъекту.

После этого совет начал обсуждение вариантов этих субъектов. Звучали предложения о передаче полномочия Меджлису, специальной комиссии при Меджлисе, Верховному лидеру, главе судебной власти. Выбор был сделан в пользу главы Меджлиса, так как он, по мнению членов конституционного совета, наилучшим образом осведомлен о текущих проблемах исполнительной власти среди прозвучавших предлагаемых субъектов. Такая нестандартная форма парламентского контроля над деятельностью правительства является подтверждением условности утверждения о том, что в Иране президент является главой исполнительной власти и руководит деятельностью кабинета министров.

В результате реформы 1989 г. в Конституцию ИРИ была добавлена ст. 176, которая закрепила создание нового государственного органа -Высшего совета национальной безопасности У» ^А»1 ^ ^ЬУ) (щоура-э али-э амният-э мелли) (далее - ВСНБ или Высший совет). В статье указано, что совет создается для целей обеспечения благосостояния народа, защиты Исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета. Деятельность ВСНБ имеет непосредственное отношение к президенту, так как согласно ст. 176 именно он возглавляет данный орган.

Изначально конституционная комиссия планировала, что ВСНБ должен быть структурным подразделением правительства. Но в последующем при обсуждении состава органа было принято решение включить в него должных лиц иных органов власти, что означало приданию ВСНБ правового статуса координационного совета органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности, который не относится ни к одной ветви власти.

В настоящее время согласно ст. 176 Конституции в состав Высшего совета национальной безопасности входят следующие лица:

- президент, глава Меджлиса и глава судебной власти;

- командующий объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил;

- лицо, ответственное за планирование и бюджет (в настоящее время это глава Организации по планированию и бюджету);

- два представителя Верховного лидера;

- министры внутренних дел, иностранных дел и информации;

- министр или командующий вооруженными силами в случае, если их деятельность затрагивается на конкретном заседании.

Высший совет национальной безопасности выполняет три задачи. Первая - это разработка государственной политики в сфере обороны и

безопасности в рамках действующих стратегий общей политики Верховного лидера. Вторая - организация координации общественных, политических, информационных, культурных и экономических процессов с мерами, принимаемыми в области обороны и обеспечения безопасности. Наконец, третья - использование как материальных, так и нематериальных ресурсов страны для противостояния внутренним и внешним угрозам.

В свою очередь, наиболее значимый вопрос деятельности Высшего совета заключается в том, как соотносятся его акты с законами и правовыми актами иных государственных органов. В ст. 176 указано, что решения ВСНБ вступают в силу после утверждения со стороны Верховного лидера. На стадии обсуждения конституционной комиссией данного аспекта изначально предполагался только такой способ утверждения решений ВСНБ. Комиссия обосновывала это следующими причинами1. Во-первых, ВСНБ действует в рамках стратегий общей политики, исходящих от Верховного лидера. Во-вторых, Высший совет осуществляет свою деятельность в тесной связи с вооруженными силами, а руководство ими является полномочием рахбара. Учитывая, что ВСНБ должен возглавить президент, а его решения не могут быть обязательными для органов законодательной и судебной ветвей власти, Верховный лидер с его правом абсолютного контроля, следуя правовой логике функционирования государственного механизма в Иране, был единственной возможной инстанцией утверждения актов ВСНБ.

Иные характеристики актов ВСНБ в Конституции или законах отсутствуют. Наблюдательный совет также не осуществлял толкование ст. 176. Однако вывод о положении решений ВСНБ в иерархии нормативный правовых актов возможно сделать, обратившись к практике религиозно-конституционного контроля Наблюдательного совета.

Так, 8 декабря 2010 г. в Наблюдательный совет поступил законопроект «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)»2. В ст.ст 124 и 126 были закреплены задачи правительству в сфере «чистых» источников энергии, в частности, в области ядерной энергетики. Наблюдательный совет в рамках осуществления религиозно-конституционного контроля вынес решение о противоречии принятого Меджлисом законопроекта нормам Конституции. Среди прочего в акте Наблюдательного совета было указано следующее: «Нормы, регулирующие положения о «чистых» источниках энергии, должны быть уточнены с учетом того, что регулирование указанной области осуществляется Высшим советом национальной безопасности»3. На основе этого Меджлис внес изменения, закрепив в ст. 137 конечного текста законопроекта оговорку о том, что «реализация статей 135 и 137 (о «чистой» энергетике) не должна противоречить решениям Высшего совета национальной безопасности»1.

1 ül^jl ^oU^il ^j^^jj^ ^^L^l ü^jls ob;y ..in з ^¡Lo ^l^^ (Сеид Варэи Дж. Документальные источники Конституции Исламской Республики Иран. С. 1011) URL: http://toluehagh.ir/um/uploads/2013/12/mabaani.pdf (дата обращения: 22.07.2022)

2 ül^jl ^nU^l ^j^^jj^ qo..i9j ^^^ gJL^*; qoLi^j (Законопроект Исламской Республики Иран «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)») URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/FileLoad.aspx?id=9tcr8qayaOg=&TN=l7tLyhyOobj0SooAFUE3m9d5XYGi044i6e4f+1 NCQCI=&NF=bHiIRfspeW0= (дата обращения: 05.11.2022)

3 ^j-j до.. 19J gnli^j öjL j^ üL-plj (Мнение Наблюдательного совета относительно законопроекта «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)» от 27.12.2010) URL: http://nazarat.shora-

В указанном процессе представляют интерес несколько аспектов. Наблюдательный совет является органом религиозно-конституционного контроля над не вступившими в силу законами, т.е. он может отклонить принятый Меджлисом законопроект на основе его противоречия религиозным нормам или Конституции, а в данном случае он сформировал отрицательное заключение о законопроекте со ссылкой на факт наличия у ВСНБ решений, регулирующих сферу ядерной энергетики. Исходя из этого, Наблюдательный совет несколько вышел за рамки своей компетенции. Таким решением совет продемонстрировал, что нормы закона он рассматривает как более низкие по юридической силе нежели чем акты ВСНБ. Но важно, что Меджлис не стал вступать в конфронтацию по данному поводу и внес обозначенные поправки, фактически подтвердив заявленное Наблюдательным советом положение.

Таким образом, Высший совет национальной безопасности является координационным органом государственной власти в области обеспечения национальной безопасности, имеющим совещательный статус при Верховном лидере. По сути, факт необходимости утверждений решений ВСНБ со стороны Верховного лидера является причиной того, что в иерархии источников (форм) права эти акты стоят выше законов. В свою очередь, президент, являясь главой ВСНБ, оказывает существенное влияние на его деятельность и, таким образом, участвует в нормот-ворческом процессе.

Библиография:

1. jljjl ^jje-i ^i^l jjjii (Конституция Исламской Республики Иран) URL: https://www.lu.ac.ir/uploads/123456_20436.pdf (дата обращения:

21.02.2023);

2. ^Ijj^ ^j^j jijji ^-^l ^jje-i ^Ul jj^li (Конституция Ирана с постатейными актами толкования Наблюдательного совета) URL: https://www.shora-gc.ir/files/fa/news/1398/9/21/4354_236.pdf (дата обращения: 24.10.2022);

3. ^-^l ^ijj^ ^¿j ь jj jijji ^-^l ^jje-i ^Ul jjjli 138 j 85 Jj^l ^ljil "ji jjjii (Закон Исламской Республики Иран «О способе реализации статей 85 и 138 Конституции Исламской Республики Иран применительно к полномочиям главы Меджлиса исламского совета» от 16.01.1990) URL: http://www.sadeghinia.ir/print.php?ToDo=ShowLaws&LawID=7544 (дата обращения: 01.11.2022);

4. jljjl ^-^l ^jj^-i fib (Закон Исламской Республики Иран «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)» от 20.01.2011) URL: https://www.mpo-kz.ir/uploads/2019/05/ghavanin_90_95_barnameh_panjom.pdf (дата обращения: 05.11.2022);

5. jljjl ^jj^-i fib 4-lijj (Законопроект Исламской Республики Иран «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)») URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/FileLoad.aspx?id=9tcr8qayaOg=&TN=l7tLyhyOobj0SooAFUE3m9d5XYGi044i6e4f+1NCQCI=&NF=bHiIRfspeW0= (дата обращения: 05.11.2022);

6. ^-^j <-ijjjj (Сайт «Официальной газеты» Исламской Республики Иран) URL: https://www.rrk.ir (дата обращения: 29.10.2022);

7. jj^-i очЪ o^lji i^-l ^ij^i ^i- (Содержание президентского права промульгации законов) URL: http://www.publiclaw89.blogfa.com/post/33 (дата обращения: 29.10.2022);

8. fib 4-lijj ajb jj jbs^i ^ljj^ j^j (Мнение Наблюдательного совета относительно законопроекта «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)» от 27.12.2010) URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/frmMatn.aspx?id00=gPJfMvx815w=&TN=l7tLyhy0obj0SooAFUE3m5rC3iufWLR1csaqpt/F90o=&MN=csaqpt/F90o=&id=/YMkVdB0akk=&tablename02=l7tLyhy0obj0So oAFUE3m68PnpG7MruN (дата обращения: 05.11.2022);

9. jljjl ^jj^-i ^i^l jjjli ^lJb^- j ^jij- ^jj Jlji jj^ (Сейд Варэи Дж. Документальные источники Конституции Исламской Республики Иран) URL: http://toluehagh.ir/um/uploads/2013/12/mabaani.pdf (дата обращения: 22.07.2022).

References:

1. Constitution of the Islamic Republic of Iran URL: https://www.lu.ac.ir/uploads/123456_20436.pdf (Date of access: 02/21/2023);

2. Iranian Constitution with Articles of Interpretation of the Supervisory Board URL: https://www.shora-gc.ir/files/fa/news/1398/9/21/4354_236.pdf (Date of access:

24.10.2022);

3. Law of the Islamic Republic of Iran "0n the method of implementing articles 85 and 138 of the Constitution of the Islamic Republic of Iran in relation to the powers of the head of the Majlis of the Islamic Council" dated 16.01.1990 URL: http://www.sadeghinia.ir/print.php?ToDo=ShowLaws&LawID= 7544 (date of access: 11/01/2022);

4. Law of the Islamic Republic of Iran "The Fifth Development Program of the Islamic Republic of Iran (2010-2014)" dated 01/20/2011 URL: https://www.mpo-kz.ir/uploads/2019/05/ghavanin_90_95_barnameh_panjom.pdf (date of access: 05.11.2022);

5. Draft Law of the Islamic Republic of Iran "The Fifth Development Program of the Islamic Republic of Iran (2010-2014)") URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/FileLoad.aspx?id=9tcr8qaya0g=&TN=l7tLyhy0obj0SooAFUE3m9d5XYGi044i6e4f+1NCQCI= &NF=bHiIRfspeW0= (accessed 11/05/2022);

6. Website of the "0fficial Gazette" of the Islamic Republic of Iran URL: https://www.rrk.ir (date of access: 29.10.2022);

7. Contents of the presidential right to promulgate laws URL: http://www.publiclaw89.blogfa.com/post/33 (Accessed: 10/29/2022);

8. 0pinion of the Supervisory Board on the draft law "The Fifth Development Program of the Islamic Republic of Iran (2010-2014)" dated 27.12.2010) URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/frmMatn.aspx?id00=gPJfMvx815w=&TN

=!7tLyhy0obj0SooAFUE3m5rC3iufWLR1csaqpt/F90o=&MN=csaqpt/F90o=&id=/YMkVdB0akk=&tablename02=l7tLyhy0obj0SooAFUE3m68PnpG7MruN (accessed 11/05/2022);

9. Seid Warei J. Documentary Sources of the Constitution of the Islamic Republic of Iran) URL: http://toluehagh.ir/um/uploads/2013/12/mabaani.pdf (Accessed:

07/22/2022);

rc.ir/Forms/frmMatn.aspx?id00=gPJfMvx815w=&TN=l7tLyhyOobj0SooAFUE3m5rC3iufWLR1 csaqpt/F9Oo=&MN=csaqpt/F9Oo=&id=/YMkVdBOakk=&tablename02=l7tLyhyOobj0So oAFUE3m68PnpG7MruN (дата обращения: 05.11.2022)

1 ül^jl ^nU^l go.ngii gJI.H^j gnli^p (Закон Исламской Республики Иран «Пятая программа развития Исламской Республики Иран (2010-2014)» от 20.01.2011)

URL: https://www.mpo-kz.ir/uploads/2019/05/ghavanin_90_95_barnameh_panjom.pdf (дата обращения: 05.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.