Научная статья на тему 'СОВЕТ СТРАЖЕЙ КОНСТИТУЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН'

СОВЕТ СТРАЖЕЙ КОНСТИТУЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
703
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ ИРАНА / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гавриленко Никита Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы деятельности Совета стражей конституции Исламской Республики Иран как органа государственной власти, наделённого широкими полномочиями в области законодательной власти, судебной власти (толкование положений Конституции Исламской Республики Иран), влияния на избирательную систему и, в связи с этим имеющую уникальную специфику, проявляющуюся во влиянии исламских традиций на становлении и развитии государства. Отмечается негативная особенность сосредоточения у Совета стражей конституции Исламской республики Иран сосредотачивается властных полномочий, отнесенных к разным ветвям власти, что негативно сказывается на принципе разделения властей и приводит к конфликтам, а также излишне усложняет государственную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNCIL OF GUARDIANS OF THE CONSTITUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

The article examines the issues of the activities of the Guardian Council of the Constitution of the Islamic Republic of Iran as a public authority endowed with broad powers in the field of legislative power, judicial power (interpretation of the provisions of the Constitution of the Islamic Republic of Iran), influence on the electoral system and, in this regard, having a unique specificity, manifested in the influence of Islamic traditions on the formation and development of the state. There is a negative feature of the concentration of the Council of Guardians of the Constitution of the Islamic Republic of Iran concentrates the powers attributed to different branches of government, which negatively affects the principle of separation of powers and leads to conflicts, as well as unnecessarily complicates the state system.

Текст научной работы на тему «СОВЕТ СТРАЖЕЙ КОНСТИТУЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

Совет стражей Конституции Исламской Республики Иран Council of Guardians of the Constitution of the Islamic Republic of Iran

Гавриленко Никита Сергеевич

аспирант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Россия, Санкт-Петербург gavrkita@gmail.com

Gavrilenko Nikita Sergeyevich

graduate student

Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics

Russia, Saint Petersburg gavrkita@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы деятельности Совета стражей конституции Исламской Республики Иран как органа государственной власти, наделённого широкими полномочиями в области законодательной власти, судебной власти (толкование положений Конституции Исламской Республики Иран), влияния на избирательную систему и, в связи с этим имеющую уникальную специфику, проявляющуюся во влиянии исламских традиций на становлении и развитии государства. Отмечается негативная особенность сосредоточения у Совета стражей конституции Исламской республики Иран сосредотачивается властных полномочий, отнесенных к разным ветвям власти, что негативно сказывается на принципе разделения властей и приводит к конфликтам, а также излишне усложняет государственную систему.

Annotation.

The article examines the issues of the activities of the Guardian Council of the Constitution of the Islamic Republic of Iran as a public authority endowed with broad powers in the field of legislative power, judicial power (interpretation of the provisions of the Constitution of the Islamic Republic of Iran), influence on the electoral system and, in this regard, having a unique specificity, manifested in the influence of Islamic traditions on the formation and development of the state. There is a negative feature of the concentration of the Council of Guardians of the Constitution of the Islamic Republic of Iran concentrates the powers attributed to different branches of government, which negatively affects the principle of separation of powers and leads to conflicts, as well as unnecessarily complicates the state system.

Ключевые слова: конституция Ирана, исламское право, государственная власть законодательная власть, избирательное система.

Key words: the constitution of Iran, Islamic law, state power, legislative power, electoral system.

В современном мире романо-германская и англосаксонская правовые семьи являются основными моделями построения правовых систем, ключевым отличием которых принято считать источник права. Для романо-германской системы основной источник - это кодифицированный закон, для англосаксонской системы -судебный прецедент. Так или иначе большинство стран мира придерживаются вышеназванных систем.

Тем не менее несмотря на глобализацию и унификацию затрагивающие многие стороны жизни (в том числе и государственное устройство) в мире остаются страны, придерживающиеся своего уникального пути развития, одним из которых является путь религии, как истоков построения государства.

Примером такого государства является Исламская Республика Иран, которое уже более 40 лет, несмотря на жёсткий санкционный режим и внешнее давление со стороны многих государств, придерживается религиозной, теократической модели развития.

Исламская Республика Иран согласно Конституции 1979 года является одной из немногих существующих на данный момент теократических государств в мире, что в значительной мере отражается на

государственном устройстве этой страны, законодательстве и порождает особенности характерные исключительно для данного государства.

Однако несмотря на уникальный путь развития Ирана после Исламской революция в Иране в 1979 году, в той или иной степени привычные институты государственной власти существуют, пусть и значительно отличаются от сложивших в большинстве других странах мир.

Одним, из таких институтов является Совет стражей Конституции (Совет хранителей).

Совет стражей Конституции (далее Совет) - специальный, назначаемый орган государственной власти, наделённый обширными полномочиями в области законодательной и исполнительной власти.

Согласно статье 91 Конституции Совет состоит из двенадцати членов, шесть из которых обязательно являются богословами, экспертами в вопросах ислама, «осознающие текущие потребности и проблемы дня», назначаемые Высшим руководителем Ирана и шесть юристов, специализирующихся на различных областях права, назначаемые Исламским консультативным советом (Меджлисом), по рекомендации главы судебной власти. Срок полномочий членов Совета составляет шесть лет (ст. 92 Конституции).

Члены Совета избираются не одновременно, а поэтапно, в связи с чем половина членов меняется каждые три года.

С 1988 года Совет стражей Конституции возглавляет Ахмад Джаннати, который является его бессменными членом с 1980 года.

Рассмотрим полномочия Совета с точки зрения разделения на законодательную и исполнительную ветви

власти.

Законодательная власть. Совет уполномочен рассматривать все парламентские решения на предмет их соответствия догматам ислама и Конституции Ирана. В случае если законопроект противоречит исламскому праву и (или) основному Закону государства, Совет уполномочен наложить вето и вернуть законопроект на доработку в Меджлис.

Право вето, позволяющее Совету отклонять, направленные Меджлисом законопроекты, а также возражать против принятых, утверждённых Правительством и иными органами исполнительной власти указов, распоряжений, в случае если они противоречат статье 4 Конституции, закрепляющей, что «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные военные и политические законы и иные нормы должны основываться на исламских нормах... Заключение по поводу соответствия нормами выносится факихами (то есть исламскими правоведами) из Совета стражей Конституции"[1].

Следует отметить, что Совет достаточно редко развёрнуто объясняет причины отказа в утверждении того или иного законопроекта Меджлиса, ограничиваясь лишь только довольно абстрактными формулировками «противоречит нормам шариата и (или) Конституции, лишь иногда (довольно лаконично) указывая направление, в котором законодательный орган должен скорректировать направленный законопроект. Однако, данные комментарии расплывчаты и зачастую даже экспертам трудно их понять. Исключение могут возникнут только в том случае, если Совет находится под сильным давлением (политическим, общественным). Отклоненный законопроект возвращается на доработку в Меджлиса и если после неё вновь будет отклонён Советом, то данный законопроект направляется на рассмотрение в Совет по определению политической целесообразности, призванный разрешать конфликты между Меджлисом и Советом стражей Конституции.

Таким образом, Совет наделён мощным инструментом, оказывающие значительное влияние на всю государственную систему Исламской Республики Иран. В статье 93 Конституции закреплено, что без Совета решения, принятые Меджлисом, не имеют законной силы, кроме случаев утверждения депутатов и выборов шести юристов в Совет стражей Конституции.

Однако, статья 96 Конституции устанавливает, что только теологи-богословы из членов Совета уполномочены принимать решение о соответствии принятых Меджлисом решений с предписаниями ислама, в то время как все двенадцать членов Совета стражей участвуют в принятии решения только в случае, если рассматриваются вопросы соответствия законопроектов Меджлиса и Конституцией страны.

Следует подчеркнуть, что Совет рассматривает значимые для общества и государства вопросы, оказывающие непосредственное влияние на экономическую, социальную и общественную сферы жизни. К таким вопросам следует относить контроль за торговыми отношениями с зарубежными странами, вопросы, связанные с деятельностью средств массовой информации и решения относящиеся к положению женщин (особенно актуальные во многих мусульманских странах), а также вопросы деятельность банковских организаций и т.д.

Таким образом, Меджлис находится в крайне зависимом от Совета положении, что периодически вызывает недовольство иранских парламентариев.

Интересен тот факт, что недовольство представителей Меджлиса и иных представителей политической системы Ирана. По их мнению, Совет оказывал чрезмерное давлением на парламентариев, отклоняя законопроекты, принятые парламентским большинством. Конфликта между парламентариями и Советом привёл к тому, что в начале 1980-х годов Высший руководитель Ирана Аятолла Хомейни ограничил полномочия Совета стражей в законодательных вопросах, а в 1988 году в Конституции были внесены изменения, в том числе был создан в Совет по определению политической целесообразности.

Влияние на судебную власть. Совет в соответствии со статьёй 98 Конституции осуществляет полномочия по толкованию Конституции.

Таким образом, Совет помимо мощного инструмента осуществления контроля за законодательной властью имеет дополнительные возможности для осуществления подобно Конституционному суду.

Особенно часто Совет пользовался правом в первые годы его деятельности. Но даже после этого Совет неоднократно использовал это средство для решения проблем, интерпретируя Конституцию в соответствии со своими консервативными взглядами.

В случае если толкование принято тремя четвертями голосов оно имеет такую же юридическую силу, как и норма Конституции. В противном случае толкование рассматривается как рекомендательное решение.

Согласно уставу Совета, толкование норм Конституции осуществляются по запросу. Это может быть Президент, Спикер Исламского консультативного совета, глава Судебной власти Ирана, членам кабинета министров.

Решение о том, будет ли принят запрос на толкование относится к компетенции самого Совета. Толкование в основном касаются отношений, возникающих между отдельными органами государственной власти. Некоторые запросы на толкование касаются экономических отношений Ирана с иностранными государствами.

Подводя итог полномочиям Совета в сфере толкования Конституции можно отметить определенное сходство с полномочиями Конституционного суда Российской Федерации, за исключением отсутствия религиозного фактора в действиях и решения отечественного судебного органа.

Влияние на избирательная систему. Основой избирательной системы Исламской Республики Иран

служат:

• Закон о выборах Президента;

• Закон о выборах Меджлиса исламского совета;

• Закон о выборах в Совет экспертов;

• Закон о выборах в исламские советы местного самоуправления;

• Закон о проведении референдумов [3].

Вместе тем Совет имеет большое влияние и на избирательную систему страны, так как надзор за выборами президента, членов парламента, а также референдумы возложены на Совет (статьи 99 и 118 Конституции).

Совет играет центральную роль в контроле за толкованием исламских ценностей следующими способами:

• осуществляет надзор за потенциальными кандидатами и определяет, кто может и не может баллотироваться на национальный пост;

• не допускает кандидатов в случае их несоответствия требованиям.

Кандидаты в Меджлис, на пост Президента Ирана необходимо проверяются Советом на соответствии религиозным принципам, то есть они достигнуть возраста 30 лет и не быть старше 75 лет, должны исповедовать ислам шиитского толка (за исключением кандидатов в Меджлис от религиозных меньшинств), отслужить срочную службу в рядах армии Ирана, быть верными Конституции Ирана и не иметь репутационных проблем и соответственно являться гражданином Ирана.

Соответственно, Совет принимает решения о допуске к выборам кандидатов и формирует избирательные списки для избирателя.

С учётом того, что Совет стражей Конституции не обязан публично объяснять причины, по которым кандидаты не допускаются для участия в выборах (в первую очередь из-за довольно расплывчатых требований) нередки случаи, когда многие кандидаты не получают допуска для участия в выборах.

Например, для участия в выборах Президента Ирана в 2021 было зарегистрировано 592 кандидата, в окончательном же списке, было допущено лишь семь человек.

Стоит заметить, что юридические основания, позволяющие Совету не допускать тех или иных кандидатов, являются спорными, так как Совет стражей Конституции после смерти Высшего руководителя Ирана Рухолла Хомейни воспользовался правом толковании Конституции и интерпретировал довольно широкую формулировку «надзор» как право накладывания вето на участие кандидатов в Меджлис, о чём в самой Конституции прямо не оговорено. Более того, один из наиболее влиятельных и близких к Хомейни политиков, занимавший пост заместителя Высшего руководителя Хосейн-Али Монтазери считад, что в статье 99 подразумевалось, что Совет не наделяется полномочиями по проверке кандидатов, а предотвращает случаи коррупции, либо иной личной заинтересованности, пристрастности. Для полноты картины следует знать, что Монтазери после смерти Хомейни был отправлен в отставку со всех занимаемых постов и даже некоторое время находился под домашним арестом.

Подводя итог деятельности Совета в области избирательной системы, хочется вновь отметить некоторое сходство с полномочиями Центральной избирательной комиссии России. Но стоит отметить, что критерии допуска кандидатов в нашей стране более прозрачны для потенциальных кандидатов, в частности лишены религиозного ценза.

Итак, Конституция Исламской Республики Иран совмещает в себе накопленные исламские традиции, закреплённые в рамках основного Закона государства.

Совет стражей Конституции Исламской Республики Иран является влиятельным органом, совместившим в себе полномочия разных ветвей власти. На наш взгляд деятельность Совета негативно сказывается на принципе разделения властей, сосредотачивая в одном органе множество полномочий и существенно влияя на законодательную (накладывания вето на законопроекты Меджлиса) и судебную (толкование Конституции) ветви власти, кроме того, влияя на избирательную систему имея возможность не

допуска кандидатов к выборам, тем самым влияя на избирательную систему. Подтверждает существующие недостатки в распределении полномочий Совета и тот факт, что в Иране существует специальный орган для разрешения разногласий и конфликтов между Советом и Меджлисом, а именно в Совет по определению политической целесообразности, что усложняет без того запутанную систему государственного управления, порождает дополнительные проблемы и коллизии.

Консервативная позиция Совета, его принципиальность по некоторым вопроса (в первую очередь религиозным), в сочетании с предусмотренными государственными механизмами воздействия на различные государственные институты приводили к конфликтам с Меджлисом, конфликтам с правительством, а также к недовольству участников избирательной системы.

Вместе тем, необходимо отметить, что Совет, впрочем, как и вся современная государственность Исламской Республики Иран, являются результатом сильного влияния исламских норм, принципов и традиций, что в свою очередь делает это государства уникальным в сложившей современной картине мира.

Список используемой литературы:

1. Конституция Исламской Республики Иран [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://constitutions.ru/?p=140 (дата обращения: 10.05.2022).

2. Постнова А.А. Общая характеристика Конституции Исламской республики Иран // Вестник магистратуры. 2020. №4-2 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-konstitutsii-islamskoy-respubliki-iran (дата обращения: 25.05.2022).

3. Современные избирательные системы. Вып. 16: Иран, Латвия, Литва / Н.А. Филин, В.О. Кокликов, А.С. Ходунов [и др.]; науч. ред. В.И. Лафитский. — М.: РЦОИТ, 2021. — 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.