Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО СОВЕТА КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО СОВЕТА КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / ВЫСШИЙ СОВЕТ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ / ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вылцан Сергей Евгеньевич

Цель исследования - проследить динамику эволюции правового статуса Высшего совета культурной революции - особого органа в государственном механизме Исламской Республики Иран. Для этого были рассмотрены причины и условия создания Штаба культурной революции - предшественника Высшего совета, основные правовые акты, регулирующие деятельность Высшего совета в настоящее время, а также соотношение актов Высшего совета с законами и правовыми актами иных государственных органов в Иране. Вывод: создание на основе указа Верховного лидера Штаба культурной революции стало одним из средств выполнения задачи нового политического руководства во главе с богословами по нейтрализации иных политических сил в стране, претендующих на занятие властных позиций. После достижения этой задачи на основе указа главы государства Штаб был трансформирован в Высший совет культурной революции для осуществления регулирования культурной сферы жизни с целью дальнейшей исламизации культуры во всех ее проявлениях. В настоящее время Высший совет культурной революции является органом, не имеющим конституционного статуса, но при этом фактически осуществляющим «квазизаконодательную» деятельность в области культуры. Причем «законы», принимаемые Высшим советом, обладают большей юридической силой, чем законы, принимаемые иранским парламентом - Меджлисом исламского совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE LEGAL STATUS OF THE SUPREME COUNCIL OF THE CULTURAL REVOLUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

In this study the author aims to trace the dynamics of the evolution of the legal status of the Supreme Council of the Cultural Revolution (further the Supreme Council) - a special body in the state mechanism of the Islamic Republic of Iran. The reasons and conditions for establishing the Cultural Revolution Headquarters - the predecessor body of the Supreme Council - the main legal acts regulating the activities of the Supreme Council at the present time, as well as the correlation of the acts of the Supreme Council with the laws and legal acts of some other state bodies in Iran, are considered. Based on the study, the author concludes that establishing the Headquarters of the Cultural Revolution based on the Supreme Leader's decree has become one of the means of fulfilling the objective of the new political leadership, headed by theologians, to neutralize other political forces in the country that claim to occupy positions of power. After achieving this task, on the basis of the decree of the head of state, the Headquarters are transformed into the Supreme Council of the Cultural Revolution to regulate the cultural sphere of life with the aim of further Islamization of culture in all its manifestations. Currently, the Supreme Council of the Cultural Revolution is a body that does not have a constitutional status, but at the same time it in fact carries out “quasilegislative” activities in the field of culture. Moreover, the “laws” adopted by the Supreme Council have greater legal force than the laws adopted by the Iranian parliament - the Majlis of the Islamic Council.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО СОВЕТА КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.5(55)

DOI: 10.12737/jflcl.2022.044

Эволюция правового статуса Высшего совета культурной революции Исламской Республики Иран

Сергей Евгеньевич Вылцан

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, servyltsan@mail.ru

Аннотация. Цель исследования — проследить динамику эволюции правового статуса Высшего совета культурной революции — особого органа в государственном механизме Исламской Республики Иран. Для этого были рассмотрены причины и условия создания Штаба культурной революции — предшественника Высшего совета, основные правовые акты, регулирующие деятельность Высшего совета в настоящее время, а также соотношение актов Высшего совета с законами и правовыми актами иных государственных органов в Иране.

Вывод: создание на основе указа Верховного лидера Штаба культурной революции стало одним из средств выполнения задачи нового политического руководства во главе с богословами по нейтрализации иных политических сил в стране, претендующих на занятие властных позиций. После достижения этой задачи на основе указа главы государства Штаб был трансформирован в Высший совет культурной революции для осуществления регулирования культурной сферы жизни с целью дальнейшей исламизации культуры во всех ее проявлениях. В настоящее время Высший совет культурной революции является органом, не имеющим конституционного статуса, но при этом фактически осуществляющим «квазизаконодательную» деятельность в области культуры. Причем «законы», принимаемые Высшим советом, обладают большей юридической силой, чем законы, принимаемые иранским парламентом — Меджлисом исламского совета.

Ключевые слова: Исламская Республика Иран, Высший совет культурной революции, толкование Конституции, государственный механизм, контрольные полномочия, юридическая сила

Для цитирования. Вылцан С. Е. Эволюция правового статуса Высшего совета культурной революции Исламской Республики Иран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. №№ 4. С. 5—15. DOI: 10.12737/ jflcl.2022.044

Evolution of the Legal Status of the Supreme Council of the Cultural Revolution of the Islamic Republic of Iran

Sergey E. Vyltsan

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, servyltsan@mail.ru

Abstract. In this study the author aims to trace the dynamics of the evolution of the legal status of the Supreme Council of the Cultural Revolution (further the Supreme Council) — a special body in the state mechanism of the Islamic Republic of Iran. The reasons and conditions for establishing the Cultural Revolution Headquarters — the predecessor body of the Supreme Council — the main legal acts regulating the activities of the Supreme Council at the present time, as well as the correlation of the acts of the Supreme Council with the laws and legal acts of some other state bodies in Iran, are considered.

Based on the study, the author concludes that establishing the Headquarters of the Cultural Revolution based on the Supreme Leader's decree has become one of the means of fulfilling the objective of the new political leadership, headed by theologians, to neutralize other political forces in the country that claim to occupy positions of power. After achieving this task, on the basis of the decree of the head of state, the Headquarters are transformed into the Supreme Council of the Cultural Revolution to regulate the cultural sphere of life with the aim of further Islamization of culture in all its manifestations. Currently, the Supreme Council of the Cultural Revolution is a body that does not have a constitutional status, but at the same time it in fact carries out "quasilegislative" activities in the field of culture. Moreover, the "laws" adopted by the Supreme Council have greater legal force than the laws adopted by the Iranian parliament — the Majlis of the Islamic Council.

Keywords: Islamic Republic of Iran, Supreme Council of the Cultural Revolution, interpretation of the Constitution, state mechanism, supervisory powers, legal force

For citation. Vyltsan S. E. Evolution of the Legal Status of the Supreme Council of the Cultural Revolution of the Islamic Republic of Iran. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 4, pp. 5—15. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.044

Победа Исламской революции в Иране стала причиной процесса, получившего название «культурная революция». Она берет начало в 1980 г., когда во время новогодней речи 21 марта1 аятолла Хомейни провозгласил необходимость «проведения исламской революции в университетах, создание в них условий для занятия исламскими науками»2. Вслед за данным заявлением 18 апреля Совет Исламской революции постановил, что в трехдневный срок все университеты страны обязаны ликвидировать имеющиеся в них общественно-политические организации, провести экзамены до 4 июня, а с 5 июня прервать работу, чтобы «перевести образовательную систему государства на революционные и исламские основы»3. Причина этого состояла в том, что после победы Исламской революции объединенные единой целью свержения шахского режима интересы различных политических сил раскололись по вопросу построения системы государственной власти в стране, а университеты стали местом распространения политических идей и движений, а не образования и науки4. В свою очередь, религиозные круги, достигнув некогда общей цели, были не заинтересованы в том, чтобы делить властные полномочия с чуждыми им политическими силами.

После начала вынужденных каникул аятолла Хомейни 12 июня 1980 г. издал Указ «О создании Штаба культурной революции» (сэтад-э энгляб-э фарханьги)5, в котором предписывал данному органу выполнить две задачи: 1) разработать стратегию развития университетов в различных областях науки и техники, но обязательно «на основе исламской культуры» с привлечением преподавателей, студентов и иных причастных к высшему образованию лиц, обладающих верой в исламскую республику; 2) подготовить «достойных, компетентных и убежденных преподавателей».

Университеты были закрыты в течение двух лет. За этот период Штаб составил 68 учебных программ в области инженерии и техники, 74 — в области ме-

1 Согласно солнечному календарю, принятому в Иране, год начинается с 21 марта (1-е фарвардина).

2 Новогоднее обращение имама Хомейни — поворотная точка в истории «культурной революции» (на перс. яз.). URL: https://www.dana.ir/news/188380.html/ (дата обращения: 06.11.2021).

3 Экскурс в историю Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). URL: https://web.archive.org/web/20070629014445/ http://www.iranculture.org:80/about/tarikh.php (дата обращения: 06.11.2021).

4 См.: Дервищванд А., Фазаэли А., Эсмаили ГивиХ. Исследование места решений Высшего совета культурной революции с позиций Наблюдательного совета (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/article/1563691750-9833-21-2.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

5 URL: http://www.imam-khomeini.ir/fa/n2264 (дата обра-

щения: 06.11.2021).

дицины, 20 — сельского хозяйства и 86 программ — в области гуманитарных дисциплин; результатом деятельности данного органа стал также «отбор преподавателей и студентов»6. Очевидно, что имелся в виду допуск до образовательного процесса только лиц, которые проявляли лояльность к новому государственному строю и идеологии.

После открытия университетов и выполнения первоначально поставленных задач потребность в функционировании Штаба культурной революции не исчерпала себя. Более того, возникла необходимость совершенствования организационной структуры Штаба по той причине, что он не имел закрепленных полномочий для взаимодействия с иными органами, занимающимися государственным управлением в сфере культуры. Согласно указу аятоллы Хомейни в Штаб входили семь конкретных физических лиц, которые являлись соратниками самого Хомейни. Ввиду этого он в августе-сентябре 1983 г. принял решение об усилении полномочий Штаба посредством введения в его состав новых членов: премьер-министра, министров культуры и исламской ориентации, культуры и высшего образования (два разных министерства), двух представителей студенчества и нескольких конкретных физических лиц7.

Но принятые меры были расценены как недостаточные. Поэтому 10 декабря 1984 г. аятолла Хомейни издал Указ «О создании Высшего совета культурной революции»8, в соответствии с которым Штаб культурной революции переименован в «Высший совет культурной революции» (щоура-э али-э энгляб-э фарханьги) (далее — Высший совет, Совет). В его состав помимо членов бывшего Штаба он включил глав ветвей власти и несколько иных физических лиц. Таким образом, посредством членства президента, глав Меджлиса и судебной власти решения совета должны приобретать обязательную силу для большинства государственных органов, а процесс выработки решений проходить быстрее за счет более эффективной координации между органами разных ветвей власти. На вопрос президента по поводу юридической силы актов данного органа имам Хомейни 25 февраля 1985 г. ответил однозначно, но без раскрытия деталей: «Акты Высшего совета культурной революции должны исполняться»9.

6 Нахид Р. Н. Культурная революция в Исламской Республике Иран (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/ article/20120413135132-1174-105.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

7 Членство организации «Университетский джихад» в Высшем совете культурной революции (на перс. яз.). URL: https://srm.acecr.ac.ir/fa/page/263/ (дата обращения: 06.11.2021).

8 URL: http://www.imam-khomeini.ir/fa/n25169/ (дата обращения: 06.11.2021).

9 Экскурс в историю Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). URL: https://web.archive.org/web/20070629014445/

В такой организационно-правовой форме, как орган при Верховном лидере, координирующий государственную политику в сфере культуры, Совет существовал до 4 декабря 1996 г. В этот день Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи издал Указ «О назначении членов Высшего совета культурной революции»10, в котором подчеркнул огромный вклад Совета в развитие исламской культуры в Иране, утверждая, что, несмотря на прошедшее с момента свершения революции время, функционирование Совета является необходимостью для «ухода от пагубной западной культуры и установления благоприятной исламской культуры, а также для проведения культурной революции во всех сферах жизни общества».

Но главное, что закреплял указ рахбара — это новый состав Высшего совета. Помимо 19 конкретных физических лиц из числа богословов и ученых, назначенных на срок до трех лет с возможностью переизбрания, а также глав ветвей власти в состав Совета вошли министры культуры и исламской ориентации; культуры и высшего образования; здравоохранения, фармацевтики и медицинского образования; обучения и воспитания; главы организаций «Голос и образ»11; исламской пропаганды, «университетского джихада»12; представители Верховного лидера в университетах; глава совета общественной культуры женщин; глава Свободного исламского университета; специализированные комиссии Меджлиса по воспитанию и образованию, здравоохранению, культуре и высшему образованию, искусству и исламской ориентации.

Введение в состав Высшего совета столь значительного количества государственных органов и учреждений является отражением возросшего за прошедшие 12 лет с момента создания Совета бюрократического аппарата, стремление обеспечить консолидированную государственную политику в области культуры в рамках одной организационной структуры. Причем в указе закреплено, что целью Высшего совета в новом периоде является «формирование культурных целей и общей линии развития культуры государства».

Указы Верховного лидера, в общих чертах обозначающие генеральную линию Высшего совета культурной революции и регулирующие его состав,

http://www.iranculture.org:80/about/tarikh.php (дата обращения: 07.11.2021).

10 URL: https://farsi.khamenei.ir/message-content?id=4797 (дата обращения: 07.11.2021).

11 Важнейшее средство массовой информации в Иране, имеющее конституционный статус.

12 Дословно непереводимое на русский язык выражение

«джэхад-э данэщгахи». Возможный вариант интерпретации:

«организация по способствованию совершенствованию уни-

верситетов».

были единственной правовой основой функционирования Совета до принятия 11 ноября 1997 г. постановления Высшего совета культурной революции «Место, цели и задачи Высшего совета культурной революции»13.

Согласно данному акту Высший совет культурной революции является высшей инстанцией, определяющей политическую линию и принимающей решения в области культуры, образования и воспитания в рамках стратегий общей политики14. Декларируется претенциозная цель функционирования Совета — путем исправления культуры и руководства культурной сферой сохранить независимость и укрепить религиозные культурные основы для создания новой исламской цивилизации. С учетом этого прослеживается эволюция целей Совета, последовательно направленная в сторону все большего масштаба объекта воздействия. Так, перед Штабом культурной революции ставилась цель переориентировать образовательные программы в университетах на исламскую основу и «очистить» их от нелояльных преподавателей и студентов. Высший совет культурной революции имел гораздо более объемную цель — провести культурную революцию во всех сферах жизни общества. Следующая цель, отраженная уже в акте самого Совета, — создание новой исламской цивилизации. Представляется, что данная эволюция обусловлена как расширившимся бюрократическим аппаратом, который должен оправдывать свое существование и финансирование за счет постановки неконкретных, но крайне амбициозных целей, так и убежденностью высшего руководства Ирана в необходимости государственного регулирования культурной сферы жизни общества15 с одновременным желанием экспансии своей культуры за рубеж для приобретения большего политического и экономического влияния.

Постановление Высшего совета закрепляет основные направления деятельности данного органа:

расширение влияния культуры ислама в обществе и укрепление культурной революции;

борьба с западными влияниями в культурной сфере;

изменение университетов, религиозных образовательных учреждений и культурных центров на основе культуры ислама для воспитания как можно большего числа людей в духе ислама, патриотизма и независимости;

13 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/100544 (дата обращения: 07.11.2021).

14 Документы стратегического характера, принимаемые Верховным лидером, ставящие цели развития страны в различных областях.

15 Сборник решений Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). С. 3. URL: https://sccr.ir/Files/10712.pdf (дата обращения: 07.11.2021).

распространение грамотности и научного познания, опыта, накопленного человечеством, для достижения научной и культурной независимости;

сохранение культурного наследия ислама и народа;

распространение идей и культуры Исламской революции, а также укрепление культурных связей с зарубежными странами, особенно с мусульманскими.

Данные направления несколько конкретизируют цель деятельности Совета. В то же время очевидны логические противоречия между этими направлениями. Так, борьба с западным влиянием в культурной сфере вступает в противоречие с распространением грамотности и научного познания, опыта, накопленного человечеством. И тем более вызывает вопросы: каким образом может сочетаться учение о божественном сотворении мира и человека, необходимое для «воспитания как можно большего числа людей в духе ислама», с распространением идеи об эволюции живых существ, в том числе человека, а тем более о происхождении человека путем эволюционных механизмов, без чего невозможно «распро -странение грамотности и научного познания».

В рассматриваемом постановлении закреплены 28 задач Высшего совета культурной революции. Из них наиболее содержательными, на наш взгляд, являются следующие:

установление принципов политики в сфере культуры и целей в сферах обучения, воспитания и культуры;

разработка критериев оценки культурной сферы; исследование ситуации в культурной, образовательной и исследовательской сферах в Иране;

разработка и утверждение политики в области пропаганды;

разработка и утверждение политики в области усиления религиозной пропаганды;

руководство системой средств массовой информации и организация контроля над ними;

определение критериев, которым должны соответствовать руководители, преподаватели высших учебных заведений и школ, студенты, а также университеты, исследовательские и культурные центры и религиозные образовательные организации16;

контроль за исполнением решений Высшего совета культурной революции, оценка результатов их реализации;

контроль с точки зрения следования утвержденной культурной политике реализуемых программ и

16 В данном пункте отдельно отмечено, что такую важную должность для сферы культуры, как ректор университета, может занимать лицо, одобренное Высшим советом культурной революции по представлению министров культуры и высшего образования, здравоохранения, фармацевтики и медицинского образования.

планов в области культуры министерствами и иными органами.

Крайне важно, что вышеназванное постановление было одобрено Верховным лидером17, на основе чего оно рассматривается как указ рахбара. А указу Верховного лидера не могут противоречить даже положения законов. (Последствия этого применительно к функционированию Совета будут раскрыты далее.)

Для регламентации своей работы Советом 13 апреля 2009 г. был принят Внутренний регламент Высшего совета культурной революции18. В нем установлено, что в рамках Совета создается президиум, состоящий из председателя, первого и второго заместителей председателя, одного секретаря и двух делопроизводителей. При этом президент Ирана по должности является председателем, а иные должностные лица президиума Совета выбираются абсолютным большинством голосов членов Совета путем тайного голосования. Основной обязанностью президиума является разработка планов реализации задач, поставленных перед Советом в соответствии с постановлением «Место, цели и задачи Высшего совета культурной революции». Причем президиуму необходимо представлять план мероприятий как на год, так и на пять лет. Планы утверждаются на общем голосовании Совета и, соответственно, обновляются ежегодно.

Председатель Совета в соответствии со ст. 11 Внутреннего регламента выполняет ряд значимых для функционирования Совета задач:

определение повестки заседаний Совета19; проведение заседаний в соответствии с нормами Внутреннего регламента;

обеспечение доведения решений Совета до исполнителей;

принятие необходимых мер для исполнения решений Совета.

С учетом того, что реализацией решений Совета в большинстве случаев являются органы исполнительной власти, логично, что именно президент по должности является председателем, так как он в качестве главы исполнительной власти уже имеет достаточные полномочия, необходимые для выполнения вышеуказанных задач председателя.

Заседания Совета правомочны при наличии абсолютного большинства членов Совета с обязательным присутствием председателя или одного из его заместителей. Заседания проводятся как минимум один раз в две недели. Внеочередные заседания возможны

17 См.: Дервищванд А., Фазаэли А., Эсмаили ГивиХ. Указ. соч.

18 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/135317 (дата обращения: 13.11.2021).

19 Любой пункт может быть исключен из повестки большинством голосов присутствующих на заседании.

по инициативе председателя или по запросу не менее одной трети всех членов Совета. На заседаниях могут присутствовать главы государственных органов, специалисты в различных областях знаний с разрешения председателя Совета.

В рамках Совета действуют временные и постоянные комиссии. В соответствии со ст. 18 действуют следующие постоянные комиссии: по основам культуры, науке, системе образования, культуре женщин, общей культуре, исламизации университетов и образовательных центров, искусству, управлению учреждениями культуры, религиозным образовательным учреждениям, трактовке Корана, международным культурным вопросам.

Значение постоянных комиссий заключается в том, что в рамках своей предметной области они могут по собственной инициативе проводить исследования и принимать решения. Эти решения представляют на общем заседании Совета, и если ни один из присутствующих не выскажется против, решение комиссии считается принятым в качестве решения всего Совета.

Во Внутреннем регламенте помимо общего заседания и заседаний комиссий в ст. 20 прописана еще одна организационная форма работы Высшего совета. В частности, для увеличения эффективности заседаний Совета и концентрирования его ресурсов на решении наиболее важных проблем в сфере культуры создается структурное подразделение — вспомогательная комиссия Высшего совета культурной революции. В ее состав входят все члены Совета, за исключением глав ветвей власти и иных лиц, которые являются членами Совета по занимаемой должности в органах государственной власти.

По поручению Совета вспомогательная комиссия может рассматривать и принимать любое решение, находящееся в компетенции Совета. Принятые вспо -могательной комиссией решения представляются на общем заседании Совета и считаются принятыми, если против них не поступит возражений от трех и более членов Совета. Очевидно, что такая форма работы данного органа направлена на решение объективно существующего противоречия, заключающегося в невозможности присутствия высших должностных лиц государства на заседаниях Совета при необходимости их присутствия в целях придания решениям Совета правомочия и легитимности.

Примечательная особенность, свидетельствующая о высокой оценке значения работы Высшего совета, заключается в том, что в соответствии со ст. 6 Внутреннего регламента все материальные и электронные документальные материалы Совета подлежат засекречиванию в степени, которую посчитает необходимой секретариат Совета. В соответствии с постановлением Кабинета министров ИРИ от 14 апреля 2009 г. «Об обеспечении сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и определе-

нии степени секретности информации»20 сведения, составляющие государственную тайну, на основании их важности делятся на четыре вида:

сведения, незаконное разглашение которых нанесет непоправимый вред основам существующей системы власти в стране;

сведения, незаконное разглашение которых поставит под угрозу общественные интересы и национальную безопасность;

сведения, незаконное разглашение которых сделает невозможным выполнение основных задач, возложенных на систему государственных органов;

сведения, незаконное разглашение которых нарушит деятельность отдельных министерств и ведомств или будет противоречить ведомственным интересам.

Секретные сведения относятся к первому и второму уровням (первый — «совершенно секретно», второй — «секретно»), конфиденциальные — к третьему и четвертому (третий — «особо конфиденциально», четвертый — «конфиденциально»)21.

Документы, касающиеся хода заседаний и голосования, конфиденциально высылаются всем членам Совета в течение недели после заседания. Помимо этого в соответствии со ст. 16 Внутреннего регламента любой член Совета имеет право направить запрос, касающийся сферы культуры или реализации решений Совета, в любой государственный орган или учреждение.

Статья 17 Внутреннего регламента содержит нормы, определяющие особенность проведения обсуждения повестки заседания. В отношении каждого пункта повестки могут высказываться только четыре члена Совета, каждый в течение пяти минут: два поддерживающих решение и два противника. Продлевать выступления полномочен только председательствующий на заседании.

Решения Советом принимаются посредством абсолютного большинства голосов присутствующих на заседании (но не менее 12 голосов должно быть подано в пользу конкретного решения). В случае равного количества голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель. Копия всех решений Совета направляется в Министерство юстиции. Решения, которые не содержат сведения, составляющие государственную тайну, подлежат опубликованию. В статье 30 указано, что в течение шести месяцев с момента принятия решения Советом оно не может быть изменено или отменено, за исключением случая, когда изменение или отмену потребуют не

20 URL: http://www.vekalatonline.ir/laws/16385 (дата обращения: 25.11.2021).

21 В персидском языке слова и обозначают

«секретный, тайный». Поэтому для разграничения осуще-

ствлен перевод как «секретный» и «конфиденциальный» соответственно.

менее двух третей членов Совета. Официальное толкование решений Высшего совета в соответствии со ст. 29 вправе осуществлять только сам Совет.

Главный вопрос о деятельности Высшего совета культурной революции в механизме иранского государства заключается в соотношении юридической силы актов Совета с законами. Исходя из норм Конституции ИРИ, объекты регулирования законов и актов Совета находятся в логическом отношении подчинения, где объект регулирования Меджлиса полностью поглощает сферу Совета. Как следует из ст. 71 Конституции ИРИ, «Меджлис исламского совета имеет право принимать законы в отношении любого вопроса в рамках норм Конститу-ции»22. На основе этого законодательное регулирование сферы культуры входит в компетенцию Меджлиса, тем более что иранской Конституцией не установлены изъятия из данной сферы, а Меджлис назван единственным органом законодательной власти. Но практика функционирования государственного механизма в Иране свидетельствует об ином положении.

С учетом того, что ни Конституция ИРИ, ни правовые акты, регулирующие деятельность Высшего совета культурной революции, не содержат сведений о соотношении актов Совета с актами иных органов, для ответа на обозначенный вопрос необходимо обратиться к разъяснениям Наблюдательного совета. Этот орган является единственной инстанцией официального толкования иранской Конституции. Но в ней вообще не содержится упоминание о Высшем совете культурной революции. Поэтому акты толкования конституционных норм не содержат искомой информации. Однако в разъяснениях Наблюдательного совета по отдельным запросам имеется упоминание положения Высшего совета культурной революции и юридической силы его актов. Так, впервые еще 29 июня 1983 г. Наблюдательный совет дал конкретное, но неинформативное разъяснение по запросу премьер-министра Ирана относительно правового положения на тот момент Штаба культурной революции: «С учетом того, что Штаб культурной революции создан на основе указа рахбара и не принят закон, регулирующий деятельность Штаба, все вопро -сы относительно его правового положения необходимо адресовать рахбару»23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительно позднее, в 1995 г., в Наблюдательный совет обратился уже глава Высшего совета культур-

22 URL: https://www.lu.ac.ir/uploads/123456_20436.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

23 Разъяснение наблюдательного совета от 29 июня 1983 г. № 4961. URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/frmMatn.aspx?id 00=cqaDlHwjo3I=&TN=UplEC5qeFEkibtiwqsf+LhDPbRMlzvn RcgjHvqM9oz8=&MN=csaqpt/F9Oo=&id=VELxE54PK5U=&t ablename02=UplEC5qeFEkibtiwqsf%20LhDPbRMlzvnRcsaqpt/ F9Oo= (дата обращения: 22.11.2021).

ной революции с аналогичным вопросом: какова юридическая сила актов данного органа? Ему было разъяснено, что акты Высшего совета имеют силу закона24. Но данный ответ поставил еще более сложные вопросы: могут ли акты Высшего совета противоречить действующим законам? Могут ли принимаемые законы отменить или изменить нормы действующих актов Высшего совета? Могут ли законы, принятые Меджлисом, регулировать отношения в сфере культуры? На последний вопрос был дан однозначный ответ 29 мая 2004 г., когда Наблюдательный совет признал несоответствующим Конституции и религиозным нормам принятый Меджлисом законопроект «О способах функционирования школьных и студенческих объединений»25. Наблюдательный совет указал, что «регулирование подобных общественных отношений является полномочием Высшего совета культурной революции, а не Меджлиса»26. В свою очередь, данный вывод сделан на основе того, что Высший совет является органом, созданным указом Верховного лидера, а он в соответствии со ст. 57 Конституции Ирана осуществляет абсолютный контроль над функционированием всех ветвей власти. И поэтому нарушение компетенции органа, созданного Верховным лидером, является нарушением его права абсолютного контроля.

Исходя из этого, Меджлис фактически не может принимать законы, которые регулируют сферу общественных отношений, находящихся в введении Высшего совета. Естественно, что Меджлис не был лишен права, закрепленного в ст. 71 Конституции ИРИ, где указано, что он полномочен принимать законы в отношении любого вопроса в рамках норм Конституции.

Но в то же время Наблюдательный совет своим актом религиозно-конституционного контроля создал прецедент, ограничивающий поле законодательного регулирования иранского парламента, изъяв из него сферу культуры, таким образом сделав принятие Меджлисом законов в данной сфере бессмысленными, так как заранее известно, что они будут признаны неконституционными и нарушающими конституционные нормы в рамках осуществления контроля Наблюдательным советом.

24 См.: Дервищванд А., Фазаэли А., Эсмаили Гиви Х. Указ. соч.

25 См.: Заключение Наблюдательного совета относительно законопроекта «О способах функционирования школьных и студенческих объединений». URL: http://nazarat.shora-rc.ir/ Forms/FileLoad.aspx?id=CigZHaZi7Zc=&TN=l7tLyhyOobhXEi NsIbmkjnd5wklImN++kRUAkzbVMy5wlowSa2sczg==&NF=bH iIRfspeW0= (дата обращения: 22.11.2021).

26 Экспертное мнение относительно законопроекта «О спо-

собах функционирования школьных и студенческих объ-

единений» (на перс. яз.). URL: https://rc.majlis.ir/fa/report/

show/817669 (дата обращения: 22.11.2021).

Вместе с тем до формирования Наблюдательным советом правила об исключительности «квазизаконодательного» регулирования сферы культуры актами Высшего совета культурной революции в практике иранской законодательной деятельности имелись случаи, когда Наблюдательный совет не находил подобных противоречий. Так, не были найдены нарушения Конституции и религиозных норм при рассмотрении проектов законов ИРИ от 16 января 1994 г. «О создании воспитательных и образовательных советов в останах, областях и иных регионах страны»27 и от 5 сентября 1995 г. «О назначении преподавателей и работников сферы образования и воспитания»28. И если второй закон строится на основе указа Верховного лидера, что определено в ст. 1: «Назначение воспитателей, преподавателей и иных работников сферы образования и воспитания проводится на основе Указа Верховного лидера от 5 января 1983 г.», и является конкретизацией данного указа, то первый из обозначенных нормативных правовых актов является ординарной мерой законодательного регулирования сферы культуры.

Очевидно, что если в случае с Законом ИРИ «О назначении преподавателей и работников сферы образования и воспитания» Наблюдательный совет не смог признать его несоответствующим Конституции или исламским нормам, так как это поставило бы под сомнение указ Верховного лидера, то относительно второго закона у Наблюдательного совета не было никаких причин не считать его принятие Меджлисом нарушением исключительной сферы регулирования Высшего совета культурной революции. Однако нарушение не было признано Наблюдательным советом.

Исходя из того, что вышеупомянутое постановление «Место, цели и задачи Высшего совета культурной революции» было одобрено Верховным лидером, в стране не могут быть созданы иные государственные органы на основе закона, пересекающие сферу компетенции Высшего совета. Подтверждается это тем, что Наблюдательный совет неоднократно блокировал попытки создания на основе закона подобных органов с формулировкой о нарушении компетенции Высшего совета. Но проблема заключается в том, что ряд министерств проводят нормативное регулирование общественных отношений в области культуры путем издания подзаконных правовых актов. И, например, в ходе принятия Закона ИРИ от 10 декабря 2003 г. «О задачах и полномочиях министерства связи и информационных технологий»29 Наблюдатель-

27 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/92352 (дата обращения: 22.11.2021).

28 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/92541 (дата обращения: 22.11.2021).

29 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/93987 (дата обращения: 22.11.2021).

ный совет изначально отклонил принятый Меджлисом проект данного акта, сославшись на то, что «содержание статей 2 и 4 представленного законопроекта пересекает задачи и полномочия Высшего совета культурной революции, указанных в пунктах 1 и 20 постановления "Место, цели и задачи Высшего совета культурной революции"; исходя из этого, законопроект противоречит статье 57 Конституции Ирана»30. Только после внесения Меджлисом поправки в указанные положения законопроекта Наблюдательный совет его окончательно одобрил.

Наблюдательный совет также признавал неконституционными принятые Меджлисом законы, которые отменяли или изменяли положения действующих актов Высшего совета. Так, данное основание было приведено при отклонении вышеобозначенно-го законопроекта «О задачах и полномочиях Министерства связи и информационных технологий», так как изначальный текст ст. 14 содержал положение о том, что «все законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие данному закону, подлежат от-мене»31.

Но в практике законодательной деятельности в Иране возможно выделить случаи, когда положения закона с прямым умыслом были составлены таким образом, чтобы поменять отдельные нормы действующего акта Высшего совета. Статья 1 Закона ИРИ от 4 февраля 2007 г. «О защите прав и обязанностей женщин внутри страны и за рубе-жом»32 содержит буквально следующее положение: «В первой строке первого раздела "Устава о защите прав и обязанностей женщин в Исламской Республике Иран" вместо "права на физическую неприкосновенность" указать "право на физическое здоровье"».

Устав о защите прав и обязанностей женщин в Исламской Республике Иран33 является правовым актом, принятым Высшим советом культурной революции. Он содержит мнение Совета о положении женщин в иранском обществе и их правовой статус. Примечателен в данном случае тот факт, что закон непосредственно меняет норму акта Высшего сове-

30 Заключение Наблюдательного совета относительно законопроекта «О задачах и полномочиях министерства связи и информационных технологий». URL: http://nazarat.shora-rc. ir/Forms/FileLoad.aspx?id=gKVh3NCngaQ=&TN=l7tLyhyOobj 0SooAFUE3m5rC3iufWLR1csaqpt/F90o=&NF=bHiIRfspeW0= (дата обращения: 22.11.2021).

31 Данная норма является привычной для иранской юридической техники при составлении законов. Обычно она закреплена в последней статье сформулированного закона.

32 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/97862 (дата обращения: 26.11.2021).

33 См. постановление Высшего совета культурной револю-

ции ИРИ от 21 сентября 2004 г. URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/

show/101171 (дата обращения: 27.11.2021).

та, а Наблюдательный совет в данном случае не видит противоречий Конституции. Но возможная причина такого лояльного отношения становится понятна из анализа данного закона. Всего он содержит две статьи. И в статье 2 закреплено, что правительство Ирана обязано предпринимать меры по защите правового статуса женщин, опираясь на положения указанного Устава, Конституции ИРИ и ряда иных правовых актов. Кроме того, в примечании к статье утверждается, что «с момента вступления закона в силу все законы и иные нормативные правовые акты, а также договоры, противоречащие данному закону, подлежат отмене». Таким образом, этот закон является фактически дополнением к постановлению Высшего совета культурной революции. По-видимому, смысл его принятия заключался в законодательной отмене иных правовых актов и договоров. Но исходя из правил, установленных практикой религиозно-конституционного контроля Наблюдательного совета, он не мог вступить в силу. Однако в данном случае политическая целесообразность оказалась более значимой по сравнению с выработанными правовыми процедурами и правилами.

В законах, принимаемых Меджлисом, не только не может быть норм, отменяющих или изменяющих положения действующих актов Высшего совета, но и норм, обязывающих Совет совершить конкретные действия. В противном случае Наблюдательный совет признает законопроект неконституционным. Примером подобного процесса стало отклонение законопроекта от 14 сентября 2016 г. «6-я программа развития Исламской Республики Иран в области экономики и общественно-культурной сфере»34. В своем заключении Наблюдательный совет указал, что текст закона обязывает Высший совет культурной револю -ции определить задачи, полномочия и кадровый состав Общественного совета, поэтому противоречит ст. 57 Конституции ИРИ35.

Практика функционирования Наблюдательного совета определила не только соотношение актов Высшего совета и законов, но и полномочия Суда административной справедливости (далее — Суд) как органа административной юстиции в отношении актов Совета. Система регулирования отношений между данными органами выстраивалась следующим образом. До принятия Закона ИРИ от 16 декабря 2006 г.

34 URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/FileLoad. aspx?id=Vv0bH7V/9zQ=&TN=l7tLyhy0obj0SooAFUE3m9d5 XYGi044i6e4f+1NCQCI=&NF=bHiIRfspeW0= (дата обращения: 27.11.2021).

35 См. Заключение Наблюдательного совета о законопроекте «6-я программа развития Исламской Республики Иран в области экономики и общественно-культурной сфере». URL: http://nazarat.shorarc.ir/Forms/FileLoad.aspx?id=LX7M xkXce3I=&TN=l7tLyhy0obj0SooAFUE3m5rC3iufWLR1csaq pt/F90o=&NF=bHiIRfspeW0= (дата обращения: 27.11.2021).

«О суде административной справедливости»36 Суд позиционировал акты Высшего совета наряду с актами органов исполнительной власти. Так, Суд признал недействительными ряд положений постановления Высшего совета культурной революции от 3 июля 2001 г. «Политика культуры Исламской Республики Иран в области средств массовой информации»37. В постановлении Общей коллегии Суда административной справедливости ИРИ от 23 июня 2002 г. № 301/8038, в частности, было указано, что рассматриваемый акт Высшего совета нарушает ст. 98 Конституции, так как в нем содержатся толкования отдельных положений Конституции, а толкование конституционных норм является исключительным полномочием Наблюдательного совета, следовательно, ст. 98, содержащая данную норму, нарушена.

Таким образом, Суд рассматривал жалобы на акты Совета в обычном порядке. Но в обозначенном Законе была внесена поправка по сравнению с предыдущим Законом ИРИ от 24 января 1982 г. «О суде административной справедливости»39: акты Высшего совета были выведены из объекта контроля Суда. Причем проект закона 2006 г. был отклонен Наблюдательным советом по причине того, что изначально в тексте закона подразумевалось, что акты Высшего совета будут подлежать контролю Суда. После этого Меджлис добавил примечание к ст. 19, согласно которому решения Высшего совета культурной революции и ряда иных органов государственной власти не могли быть объектами контроля Суда.

В ходе принятия Закона ИРИ от 21 июля 2013 г. «О создании и функционировании Суда административной справедливости»40 Меджлис закрепил в изначальном проекте норму о том, что Суд имеет право на расследование решений Высшего совета, если эти решения приняты им вне рамок его полномочий. Учитывая неконкретный характер закрепленных полномочий Совета и то обстоятельство, что определением нарушения рамок в каждом конкретном случае занимался бы Суд административной справедливости, принятие этой нормы означало бы возврат контроля Суда над Высшим советом. Поэтому Наблюдательный совет предсказуемо объявил данную норму противоречащей Конституции.

Особый статус решений Высшего совета в правовой системе Ирана, приравненный к законам, вызывает

36 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/99653 (дата обращения: 27.11.2021).

37 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/100737 (дата обраще -ния: 02.12.2021).

38 URL: http://www.dastour.ir/Print/?lid=259800 (дата обращения: 12.12.2021).

39 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/99653 (дата обращения: 27.11.2021).

40 URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/853390 (дата обраще -ния: 17.11.2021).

фундаментальный вопрос о наличии религиозно-конституционного контроля со стороны Наблюдательного совета за данными решениями. Этот вопрос возникает по причине того, что законы, принимаемые Меджлисом, не могут вступить в силу без одобрения данного органа или решения Ассамблеи по определению государственной целесообразности в случае возникновения непреодолимых противоречий между Меджлисом и Наблюдательным советом по поводу принятия закона. Исходя из этих посылок, все решения Высшего совета в обязательном порядке должны быть проверены Наблюдательным советом перед вступлением в силу.

В то же время руководящие правовые акты о Высшем совете не содержат положений, касающихся контроля за решениями данного органа. Но в Конституции ИРИ в ст. 4 указано, что законы и иные нормативные правовые акты в Иране должны приниматься на основе исламских норм. Если даже не принимать в расчет приравненность правового статуса законов парламента и решений Совета, в любом случае его решения, имеющие нормативный характер, подлежат контролю со стороны Наблюдательного совета, так как являются нормативными правовыми актами. Несмотря на тот факт, что законопроекты, принятые Меджлисом, обязательно дважды рассматриваются в Наблюдательном совете: сначала на предмет непротиворечия религиозным нормам, а затем — Конституции ИРИ, в отношении нормативных актов Высшего совета данное правило не применяется, так как ст. 4 Конституции подразумевает проверку только по первому пункту, которую могут осуществлять исключительно богословы Наблюдательного совета, а не весь Наблюдательный совет, где помимо богословов имеются юристы.

Практика взаимодействия Высшего совета культурной революции и Наблюдательного совета содержит только пять случаев рассмотрения решений Высшего совета на предмет непротиворечия религиозным нормам41. Все случаи связаны с запросом Суда административной справедливости в Наблюдательный совет. И только в двух случаях Наблюдательный совет признал решение Высшего совета противоречащим религиозным нормам42. Причем в первом случае

41 См.: Фаали Х, Мостафи М, Мортази-Хаджи А. Х. Механизм религиозного контроля Наблюдательного совета за решениями Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). URL: http://mag.shora-rc.ir/article_207_4b0841c3b239936a5 da88dde888a9f41.pdf (дата обращения: 11.12.2021).

42 Признание Наблюдательным советом противоречащими религиозным нормам отдельных положений решения заседаний 478 и 480 Высшего совета культурной революции от

12 июня 2002 г. (на перс. яз.). URL: http://mag.shora-rc.ir/article_ 207_4b0841c3b239936a5da88dde888a9f41.pdf (дата обращения:

11.12.2021); Признание Наблюдательным советом противоречащими религиозным нормам решения заседаний 472, 474 и 513 Высшего совета культурной революции от 8 апреля 2004 г. (на перс. яз.). URL: http://nazarat.shora-rc.ir/Forms/FileLoad.asp

лишь отдельные нормы постановления Высшего совета были признаны противоречащими религиозным нормам. Кроме того, исходя из специфики функционирования механизма взаимодействия Суда административной справедливости и Наблюдательного совета, постановление совета по поводу признания противоречащими религиозным нормам решений Высшего совета не привело к потере ими юридической силы. Формально это произошло только после решения Общей коллегии Суда со ссылкой на постановление Наблюдательного совета43. После внесения в 2006 г. поправок в Закон ИРИ «О суде административной справедливости» данный механизм обжалования постановлений Высшего совета стал невозможен. Поэтому правомерно утверждение, что в настоящее время исходя из норм Конституции ИРИ Наблюдательный совет имеет право религиозного контроля за решениями Высшего совета культурной революции, но на практике он не применяется как по причине отсутствия закрепленных правовых процедур данного контроля по отношению к Высшему совету, так и из-за особого правового статуса данного органа в государственном механизме Ирана.

На основе вышеизложенного возможно сделать следующие выводы. Изначально появившись как орган для борьбы с политической оппозицией в высших образовательных учреждениях и исламизации высшего образования в Иране после революции 1979 г., Высший совет культурной революции после решения первоначально возложенных на него задач стал выполнять все более масштабные задачи в сфере культуры, а также получил соответствующие полномочия и расширил кадровый состав. Вероятно, главной причиной столь продолжительного функционирования органа, который создавался для решения конкретных конечных задач, состоит в том, что лидер Исламской революции аятолла Хомейни считал культурную сферу жизни общества наиболее важной по сравнению с иными сферами. Поэтому до полноценного формирования парламента и системы министерств для скорейшего взятия под контроль культурной сферы и был создан на основе указа Верховного лидера сначала Штаб, а затем Высший совет культурной революции как органы при главе государства, реализующие поставленные им задачи. Но затем государственный механизм сформировался, а Высший совет стал его элементом.

Верховный лидер решил закрепить функцию нормативного правового регулирования в сфере культу-

x?id=A6CzOcDBvWo=&TN=+YmQoBqiDl6mAWnlNOjAGPNQ 7wzBFR7q&NF=bHiIRfspeW0=(дата обращения: 11.12.2021).

43 Постановление Общей коллегии Суда административной справедливости о признании недействительными отдельных положений решения заседаний 478 и 480 Высшего совета культурной революции от 23 июня 2002 г. URL: http:// www.dastour.ir/brows/?lid=259800 (дата обращения: 11.12.2021).

ры не в введении парламента, а органа, имеющего к нему весьма посредственное отношение (отдельные должностные лица парламента входят в состав Высшего совета). А нынешнее политическое руководство, в свою очередь, продолжает реализацию ценностных установок аятоллы Хомейни и поэтому не упраздняет Высший совет культурной революции, хотя первоначальные причины его создания уже неактуальны. Сейчас данный орган исходя из закрепленных за ним задач является не Высшим советом культурной революции, а скорее «Высшим советом культурного противостояния» или «Высшим советом борьбы за культуру».

Правовые акты Совета фактически имеют большую юридическую силу, чем законы, принимаемые Меджлисом, несмотря на тот факт, что Верховный лидер в своих высказываниях неоднократно подчер -кивал равенство юридической силы законов и актов Высшего совета. Причиной является тот факт, что создание Высшего совета культурной революции произошло посредством указа Верховного лидера, а затем он же одобрил постановление Совета «Место, цели и задачи Высшего совета культурной революции». Но фактическое обеспечение верховенства актов Совета над законами осуществляется Наблюдательным советом через реализацию им функции религиозно-конституционного контроля в ходе законодательного процесса.

Логика обоснования верховенства актов Совета над законами опирается на ст. 57 Конституции ИРИ. Верховный лидер осуществляет абсолютный контроль за функционированием всех ветвей власти. Высший совет культурной революции создан Верховным лидером. Поэтому нарушение компетенции органа, созданного рахбаром, является нарушением его права «абсолютного контроля». Исходя из этого, акты Высшего совета в иранской правовой системе следует рассматривать как указы Верховного лидера. Поэтому Меджлис хотя и не лишен функции принятия законов, регулирующих общественные отношения в сфере культуры, но принятие подобных законов будет для него бессмысленным из-за однозначной позиции Наблюдательного совета, который в рамках религиозно-конституционного контроля отклонит эти законы. Именно из-за того, что функционирование Совета вносит существенные изменения в закрепленную в Конституции ИРИ систему взаимодействия между органами государственной власти, а при этом упоминания о Совете в тексте Конституции отсутствуют, в иранской научной среде иногда данный орган вполне заслуженно называют «неписаная часть Конституции»44.

44 Сейд Солтани Н. Высший совет культурной революции— пример неписаной части Конституции? (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/article/1603029289-10163-99-4-9. pdf (дата обращения: 01.12.2021).

Иллюстрацией большего значения актов Высшего совета по отношению к законам является отличие в осуществлении религиозного контроля Наблюдательного совета за данными типами нормативных правовых актов. Даже формально исходя из положений Конституции ИРИ контроль в отношении актов Совета меньший из-за отсутствия этапа проверки на соответствие конституционным нормам.

Также необходимо признать справедливым утверждение, имеющееся в иранских исследованиях о Высшем совете культурной революции, согласно которому наличие в государственном механизме ИРИ органа с подобными полномочиями нарушает принцип независимости разных ветвей власти45. Но имеются юридические основания, позволяющие не согласиться с этим утверждением. Статья 57 Конституции ИРИ, предусматривающая наличие принципа разделения властей в Иране, также закрепляет принцип абсолютного контроля над функционированием всех ветвей власти со стороны Верховного лидера. Ни в одном нормативном правовом акте, в том числе и в Конституции, не зафиксированы пределы осуществления данного контроля, особенно учитывая, что этот контроль «абсолютный» (мотлягэ). Единственная инстанция, способная установить правовые границы в данном вопросе, — Наблюдательный совет. Но, как следует из практики вынесения решений данным органом со ссылкой на ст. 57, Наблюдательный совет придерживается буквальной трактовки понятия «абсолютный контроль».

Легитимность решениям Высшего совета придает наличие в его составе глав ветвей власти: президента, главы парламента и главы судебной власти, а также иных высокопоставленных должностных лиц. Присутствие этих должностных лиц, а также профильных министров в сфере культуры позволяет не только согласовывать позиции разных органов власти при принятии решений в рамках функционирования Совета, но и обеспечивать их выполнение посредством контрольных функций, имеющихся у глав ветвей власти.

Фактически Высший совет культурной революции является органом квазизаконодательного регулирования ограниченного количества общественных отношений — сферы культуры, т. е. представляет собой аналог парламента, формируемого не путем выборов, а посредством назначения со стороны главы государства. При этом Совет нельзя назвать

45 См.: БалявиМ, Комитеки М. Б., СейдХосейни М. Иссле-дование юридической силы решений Высшего совета культур -ной революции (на перс. яз.). URL: https://lawresearchmagazine. sbu.ac.ir/article_87526_46bd00467b66e1faa68bbc8befa94159.pdf (дата обращения: 01.12.2021); ЩарифМ. Правовое положение Высшего совета культурной революции и его решений (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/fa/article/4799/ (дата обращения: 02.12.2021).

совещательным органом при Верховном лидере, так как он обладает самостоятельностью при формировании решений. Более того, ни в одном нормативном правовом акте, регулирующем деятельность Совета, не встречается обязательное требование утверждения решений данного органа со стороны Верховного лидера. Однако можно утверждать,

что само существование в государственном механизме Ирана Высшего совета культурной революции с таким способом формирования и столь значительными полномочиями является как реализацией исламского характера государственной власти, так и показателем доминирующего значения Верховного лидера в государстве.

Список литературы

Баляви М., Комитеки М. Б., Сейд Хосейни М. Исследование юридической силы решений Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). URL: https://lawresearchmagazine.sbu.ac.ir/artide_87526_46bd00467b66e1faa68bbc8befa94159.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

Дервищванд А., Фазаэли А., Эсмаили Гиви Х. Исследование места решений Высшего совета культурной революции с позиций Наблюдательного совета (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/article/1563691750-9833-21-2.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

Нахид Р. Н. Культурная революция в Исламской Республике Иран (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/ article/20120413135132-1174-105.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

Сейд Солтани Н. Высший совет культурной революции — пример неписаной части Конституции? (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/file/download/article/1603029289-10163-99-4-9.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

Фаали Х., Мостафи М., Мортази-Хаджи А. Х. Механизм религиозного контроля Наблюдательного совета за решениями Высшего совета культурной революции (на перс. яз.). URL: http://mag.shora-rc.ir/article_207_4b0841c3b239936a5da88dde888a 9f41.pdf (дата обращения: 11.12.2021).

Щариф М. Правовое положение Высшего совета культурной революции и его решений (на перс. яз.). URL: http://ensani.ir/ fa/article/4799/ (дата обращения: 02.12.2021).

References

Balyavi M., Komiteki M. B., Seyd Khoseyni M. Issledovanie yuridicheskoy sily resheniy Vysshego soveta kul'turnoy revolyutsii. (In Pers.) Available at: https://lawresearchmagazine.sbu.ac.ir/article_87526_46bd00467b66e1faa68bbc8befa94159.pdf (accessed 01.12.2021).

Dervishchvand A., Fazaeli A., Esmaili Givi Kh. Issledovanie mesta resheniy Vysshego soveta kul'turnoy revolyutsii s pozitsiy Nablyudatel'nogo soveta. (In Pers.) Available at: http://ensani.ir/file/download/article/1563691750-9833-21-2.pdf (accessed 06.11.2021).

Faali Kh., Mostafi M., Mortazi-Khadzhi A. Kh. Mekhanizm religioznogo kontrolya Nablyudatel'nogo soveta za resheniyami Vysshego soveta kul'turnoy revolyutsii. (In Pers.) Available at: http://mag.shora-rc.ir/article_207_4b0841c3b239936a5da88dde888a 9f41.pdf (accessed 11.12.2021).

Nakhid R. N. Cultural Revolution in the Islamic Republic of Iran. (In Pers.) Available at: http://ensani.ir/file/download/ article/20120413135132-1174-105.pdf (accessed 06.11.2021).

Seyd Soltani N. Vysshiy sovet kul'turnoy revolyutsii — primer nepisanoy chasti Konstitutsii? (In Pers.) Available at: http://ensani. ir/file/download/article/1603029289-10163-99-4-9.pdf (accessed 01.12.2021).

Shcharif M. Pravovoe polozhenie Vysshego soveta kul'turnoy revolyutsii i ego resheniy. (In Pers.) Available at: http://ensani.ir/fa/ article/4799/ (accessed 02.12.2021).

Информация об авторе

С. Е. Вылцан, эксперт мусульманского отделения Центра изучения религиозно-правовых систем юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.