Научная статья на тему 'Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства Юстиции'

Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства Юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства Юстиции»

Баранова Елена Анатольевна

аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета

(тел.: 88612583414)

Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения гражданских служащих ведомства Министерства Юстиции

Аннотация

В статье рассматривается негосударственное пенсионное обеспечение гражданских служащих Министерства юстиции России в XIX в. Анализируются основные положения нормативных актов, регулирующих данные вопросы.

Аnnotation

In article is considered негосударственное pension provision civil serving Ministry to justices to Russia in Hix v. are Analysed main positions of the normative acts, adjusting given questions.

Ключевые слова: история государства и права, правовое регулирование, негосударственное пенсионное обеспечение, гражданские служащие, правоохранительные органы.

toy words: history state and right, legal regulation, негосударственное pension provision, civil employees, law-enforcement organs.

егосударственное пенсионное

Н обеспечение государственных служащих Министерства юстиции осуществлялось за счет эмеритальной кассы ведомства Министерства юстиции, которая считалась лучшей в стране в конце XIX в. Деятельность кассы началась еще в период осуществления судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но фактически ее деятельность началась только в 1885 г.

Целью созданной кассы было провозглашено "обезпечить оставляющих службу чинов сего ведомства, участвовавших взносами в кассу, и их семейства производством из сей кассы пенсий и пособий независимо от тех, какие им будут следовать на основании общих законов, особых уставов и Высочайших повелений" [1].

Участниками эмеритальной кассы являлись: Министр Юстиции и его Товарищ; лица, занимающие штатные должности в общих судебных местах и канцеляриях, либо кандидаты, пользующиеся штатным окладом; все служащие штатные чины: судебных

установлений прежнего устройства, коммерческих судов и состоящих при них канцелярий;

председатели мировых съездов, мировые судьи, помощники мировых судей и штатные чины канцелярий мировых съездов и отделов, за исключением почетных мировых судей и чинов съездов Санкт-Петербургского;

чины центрального Управления Министерства Юстиции и Московского архива Министерства;

лица прокурорского надзора при судебных установлениях, Губернские и областные прокуроры, их товарищи, уездные стряпчие, а также штатные чины их канцелярий;

Обер-прокуроры Правительствующего Сената, Герольдмейстер, Товарищи Обер-Прокуроров, их секретари и служащие канцелярий;

судебные приставы всех учреждений и судебные рассыльные;

штатные чины дворянских опек Пермской и Екатеринбургской и секретари Вятского и Олонецкого губернских присутствий по опекунским делам (ст. 5 Устава эмеритальной кассы).

К участникам эмеритальной кассы по постановлению Совета кассы могли быть

33

отнесены и иные должности, не указанные в ст. 5 Устава кассы, если при их учреждении не было постановлено об изъятии их из состава эмеритальной кассы.

Органами эмеритальной кассы являлись: Управление, Комитет и Совет кассы.

Полномочия Управления включали регулирование текущей деятельности кассы, контроль за своевременностью и правильностью поступающих платежей, рассмотрение обращений за назначением пенсий, составление отчетов и т.д. (ст. 61 Устава кассы).

Комитет кассы рассматривал просьбы о назначении пенсий и пособий, разрешал вопросы, связанные с инвестированием полученных взносов, предварительно рассматривал и проверял отчетность кассы и назначал ревизию, рассматривал спорный вопросы относительно взимаемых вычетов и осуществлял иные полномочия, не отнесенные к ведению Совета (сь. 63 Устава кассы).

Комитет возглавлял председатель, назначаемый Министром юстиции. Также в состав комитета входили Вице-Директор Второго Департамента Министерства Юстиции, Управляющий делами кассы и два члена судебного ведомства - один избирался общим собранием Санкт-Петербургской Судебной Палаты, другой - общим собранием Санкт-Петербургского Окружного Суда (ст. 62 Устава кассы). Все вопросы в Комитете решались голосованием, председатель обладал преимущественным правом голоса.

Совет эмеритальной кассы осуществлял общее руководство и контроль за деятельностью кассы ("относительно делопроизводства, счетоводства и отчетности кассы"), рассматривал и утверждал отчетность кассы, разрешал жалобы на действия Комитета, а также вопросы, связанные с внесением изменений в Устав кассы, рассматривал вопросы о назначении пенсий и пособий при отсутствии необходимых документов и т.д. (ст. 68 Устава кассы).

Совет возглавлял Министр Юстиции. В состав Совета входили Товарищ Министра Юстиции, Директора обоих Департаментов, по лонному Сенатору от Уголовного и Гражданского Кассационного Департаментов Сената, Обер-Прокурора, Старшего Председателя Санкт-Петербургской Судебной Палаты, Прокурора Палаты и Председателя Санкт-Петербургского Окружного Суда (ст. 67 Устава кассы).

Начиная с 1 июля 1885 г., через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы назначал особую комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел

способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы. На 1 января 1896 г. капитал кассы составлял 16 894 189 руб. [2, с. 149], а на 1 января 1901 года ее основной капитал превысил 23 млн. руб., ежегодный доход от взносов участников составил 780 тыс. руб. [3, с. 12]

Денежные средства кассы образовывались за счет:

эмеритальных вычетов с участников кассы с начисленными на эту сумму процентами; процентов на принадлежащий кассе капитал; добровольных пожертвований и отказов в пользу кассы [4].

Эмеритальные вычеты участников кассы составляли ежегодно 4% от всего содержания, включая жалование, в том числе и добавочное, квартирные и столовые деньги. Особые правила были установлены в следующих случаях:

с участников кассы, получавших содержание свыше 7000 руб., удерживалось 280 рублей; с мировых судей - 84 руб.; с судебных следователей при окружных судах - 72 руб., со следователей при прочих установлениях - 56 руб. (ст. 9 Устава кассы).

Кроме того, из содержания судебных приставов в доход кассы отчислялось ежегодно 4% от общей суммы вознаграждения, полученного приставами за совершение исполнительных действий.

Поступившие в кассу средства направлялись на приобретение государственных или гарантированных Правительством процентных бумаг, а также закладных листов земельных банков и облигаций Санкт-Петербургского и Московского городских кредитных обществ (ст. 11 Устава кассы).

Правом на получение пенсии за счет кассы пользовались участники кассы либо члены семьи в случае их смерти (ст. 17 Устава кассы). Право на пенсию зависело от продолжительности выслуги лет при условии участия в кассе не менее 10 лет.

В соответствии со ст. 20 Устава кассы в выслугу лет, необходимую для назначения эмеритальной пенсии засчитывались:

время участия в кассе в период пребывания в должностях, перечисленных в ст. ст. 5,6 Устава;

период службы в звании кандидата на судебные должности или на должность судебного следователя;

время состояния за штатом в связи с упразднением должности из числа указанных в ст. 5 Устава;

_34

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

- время службы на штатной должности ведомства Министерства Юстиции, не соединенное с участием в кассе, до 1 июля 1892 г., а также по судебным установлениям губерний Царства Польского и Закавказского края до подчинения их ведомству Министерства Юстиции;

- период службы в звании канцелярского чиновника или служителя в судебных местах прежнего устройства до 1 июля 1885 г.

При этом в число лет участия в кассе засчитывалось время, оплаченное взносами в кассу, а также время, в течение которого должностное лицо подвергалось шестипроцентным вычетам из жалованья, до принятия Устава кассы.

Эмеритальные пенсии разделялись на степени в соответствии с размером содержания, из которого производились вычеты в последние три года участия в кассе [5], на классы - в зависимости от продолжительности выслуги, а также разряды - в зависимости от числа лет участия в кассе [6] (ст. 23 Устава кассы).

Классы эмеритальных пенсий распределялись следующим образом: участники, имевшие эмеритальную выслугу тридцать пять и более лет, а также лица, имевшие выслугу свыше 25 лет, подвергшиеся в период участия в кассе тяжким увечьям или болезням (лишение рассудка, зрения, слуха), лишавшим их возможности продолжать службу и "жить своим трудом" приобретали право на пенсию 1 класса; лица, имевшие выслугу двадцать пять и более лет, а также лица, подвергшиеся увечьям, указанным выше, при выслуге менее 25 лет - 2 класса (ст. ст. 26, 27 Устава кассы).

Участник кассы, приобретший право на пенсию мог пользоваться ею во время нахождения в отставке или во время нахождения на службе без содержания (ст. 31 Устава кассы).

Право на эмеритальную пенсию по случаю потери кормильца имели члены семьи участника кассы в случае его смерти, лишения всех прав состояния, безвестного отсутствия [7], пострижения в монашество (ст. ст. 17, 32 Устава кассы). При этом к членам семьи относились супруга, состоявшая в браке с участником кассы, дети, родившиеся в этом браке, а также вдовая мать участника при отсутствии жены и детей, если она не получала пенсию за счет Государственного Казначейства либо ее размер был ниже полагающейся эмеритальной пенсии (ст. ст. 18, 34 Устава кассы).

Члены семьи умершего участника кассы имели право на пенсию того же класса, что и сам участник. Однако в случае, если умерший имел

не менее 1 5 лет выслуги и "подвергся болезненному состоянию", лишающему возможности продолжать службу и жить своим трудом, членам семьи пенсия в любом случае назначалась пенсия 1 класса по особому расписанию.

Размер эмеритальной пенсии для вдовы составлял ? оклада пенсии участника кассы. В отношении детей участника устанавливались следующие правила: одна сирота - 1/6 оклада пенсии, две сироты - 2/6 оклада, три и более - 3/ 6 оклада. Круглые сироты получали пенсию в размере одна сирота - 1/4 оклада пенсии, две сироты - 2/4 оклада, три- 3/4 оклада, 4 сироты и более - полный оклад, который распределялся между ними поровну.

Эмеритальные пенсии по потере кормильца выплачивались вдовам до замужества или поступления на государственную службу с получением содержания; сыновьям - до достижения 21 года или поступления на службу до этого возраста; дочерям - до достижения 21 года или поступления на службу либо выхода замуж до достижения этого возраста; детям, не способным добыть средства к существованию собственным трудом вследствие паралича, потери зрения, слуха, рассудка - пожизненно [8] (ст. 40 Устава кассы).

Если дети умершего находились на содержании в казенных учебных заведениях, полагающаяся им пенсия, поступала из казначейства начальнику учебного заведения для передачи кредитному учреждению под проценты и выплачивалась воспитанникам по окончании заведения.

Для обращения за эмеритальными пенсиями уставом устанавливался срок 1 год, для пребывающих за границей - 2 года. В данном случае пенсия участнику кассы назначалась с момента увольнения, членам семьи - со дня смерит, пострижения в монашество или вступлении в силу приговора о лишении прав состояния. В случае пропуска установленного срока подачи прошения о пенсии, пенсия назначалась со дня подачи прошения.

Прошения о назначении эмеритальной пенсии с приложением необходимых документов подавались в Управление кассы либо по последнему месту службы участника кассы (ст. 76 Устава кассы).

Уставом определялся порядок подтверждения юридических фактов, необходимых для назначения пенсии. Время службы по ведомству Министерства Юстиции удостоверялось послужным списком; нахождение в отставке -указом об отставке; смерть, рождение, брак -

35

метрическими свидетельствами; лишение всех прав состояния - заверенной копией приговора, вступившего в законную силу; безвестное отсутствие - удостоверением Окружного Суда о назначении опеки; пострижение в монахи -удостоверением местного епархиального начальства; расстройство "умственных способностей" - заверенной копией определения "о признании лица безумным или сумасшедшим"; болезненное состояние - копией акта освидетельствования, произведенного Окружным Судом или Судебной Палатой (ст. 79 Устава кассы).

При этом освидетельствование рода и свойства болезни ил увечья лица, имеющего право на пенсию, проводилось в распорядительном заседании Окружного Суда или Судебной палаты с участием от одного од трех экспертов. В данном случае в акте освидетельствования должен был быть указан срок переосвидетельствования (каждые 2 года) либо при наличии неизлечимой болезни указано на то, что лицо переосвидетельствованию не подлежит (ст. ст. 82, 83 Устава кассы).

По общим правилам пенсия выплачивалась пожизненно. Однако, кроме смерти [9], ее выплата также прекращалась в случае пострижения в монашество, лишением всех прав состояния, безвестного отсутствия, излечения от болезни, в связи с которой была назначена пенсия, непредставления в установленный срок акта медицинского освидетельствования болезненного состояния, поступления на службу с получением содержания (ст. 45 Устава кассы).

В этих случаях Управление кассы сообщало местному казначейству о прекращении выплаты пенсии, которые и прекращали все выплаты (ст. 87 Устава кассы).

Выплата пенсии могла быть возобновлена в случаях, если пенсионер, лишенный всех прав состояния, новым приговором суда признавался невиновным либо ему назначалось наказание, не связанное с лишением всех прав состояния, либо права состояния возвращались по "Монаршему милосердию"; если являлся пенсионер, признанный безвестно отсутствующим [10]; если предоставлялся соответствующий акт медицинского освидетельствования болезни;

если поступивший на государственную службу пенсионер выходил вновь в отставку или переходил на должность без содержания (ст. 48 Устава кассы).

Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение гражданских служащих в XIX в. было достаточно детально регламентировано и выступало дополнительной гарантией обеспечения служащих и членов их семей.

Литература

1. Устав эмеритальной кассы Министерства Юстиции // СЗРИ. Т. III. Кн. 4. СПб., 1912.

2. Ф. Брокгауз, И.А. Эфрон. Энциклопедический словарь. Т. XXIII.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. М., 1976.

4. С разрешения Совета кассы допускалось принимать пожертвования, как при жизни жертвователя, так и по завещаниям (ст. 12 Устава кассы).

5. Если содержание участника кассы изменялось в течение трех последних лет участия в кассе, эмеритальная пенсия рассчитывалась по наименьшему размеру его содержания (ст. 25 Устава кассы).

6. При определении разряда эмеритальной пенсии 1 класса сверх числа лет, в течение которых производились вычеты в эмеритальный капитал, засчитывался также период неоплатной службы (кандидата на судебную должность, прерывания за штатом) из расчета 2 дня такой службы за 1 день участия в кассе.

7. Право на пенсию членов семьи безвестно отсутствующего участника возникало по истечении 1 года после "публикации о сыске" (ст. 33 Устава кассы).

8. В случае непредставления в установленный срок акта медицинского освидетельствования, пенсия назначалась на два года.

9. Неполученная в связи со смертью пенсия, выплачивалась наследникам участника кассы.

10. При этом выплата пенсии по потере кормильца, назначенной членам семьи участника кассы, прекращалась.

36

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.