Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпенсионный возраст / лица предпенсионного возраста / накопительная часть пенсии / страховая пенсия / совершенствование пенсионного законодательства / pre-retirement age / persons of pre-retirement age / funded part of pension / insurance pension / improvement of pension legislation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Арслановна Султанова

Дана оценка реформ в системе пенсионного обеспечения, их значение для совершенствования социальной защиты лиц, реализовавших свои трудовые навыки. В период геополитических кризисов в особой поддержке нуждаются люди такой категории. Результаты целевых исследований в области пенсионного права показывают пробелы в сфере пенсионного обеспечения и их влияние на положение лиц пенсионного возраста в период геополитических кризисов. Актуальность проблемы объясняется данными исследований, доказывающих значимость эффективной пенсионной системы в условиях глобального экономического кризиса, подтверждается полученными данными в процессе опросов, интервью среди пенсионеров и лиц прежнего пенсионного возраста. Цель исследования – определить направления совершенствования системы накопительной пенсии и иного пенсионного обеспечения лиц прежнего пенсионного возраста в эпоху глобального экономического кризиса. Предложения по совершенствованию системы пенсионного обеспечения данной категории лиц построены на основе изучения научной литературы, пенсионного законодательства и результатов социологических опросов среди разных категорий граждан республик Северного Кавказа, большинство из которых лица предпенсионного возраста. В рамках исследования выявлено отношение граждан среднего возраста и лиц предпенсионного возраста к реформам, начиная с 2002 года, а также увеличению пенсионного возраста. В ходе исследования использованы социологические методы, на основе которых проанализированы результаты опросов среди лиц предпенсионного возраста относительно их мнения на размер и способы назначения накопительной пенсии. Помимо этого, исследование проведено с помощью сравнительно-правового, исторического и диалектического методов, а также обобщения и анализа материалов по назначению пенсий в городах Республики Дагестан через Социальный фонд России. Проведенное исследование подтвердило, что пенсионное обеспечение остается неотъемлемым атрибутом социальной системы в любых сложных социально-экономических ситуациях, особенно в эпоху геополитических изменений. В тяжелой жизненной ситуации оказались лица, которые по объективным причинам в пенсионном возрасте получили статус предпенсионеров, в связи с чем возникла необходимость внесения изменений в систему обеспечения накопительной пенсией лиц предпенсионного возраста. Исследование имеет практическое значение, результаты которого могут быть использованы в ходе совершенствования системы обеспечения накопительной пенсией лиц предпенсионного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Funded Pensions in the Pension System in the Context of the Global Economic Crisis

The article assesses the reforms in the pension system, their importance for improving the social protection of persons who have devoted their lives at working age and their abilities, knowledge and skills to the development of the socio-economic power of the state. In times of geopolitical crises, people of this category need special support. The results of targeted research in the field of pension law show gaps in the field of pension provision and their impact on the situation of people of retirement age during geopolitical crises. The urgency of the problem is also explained by the research data proving the importance of an effective pension system in the context of the global economic crisis. This hypothesis is confirmed by the data obtained in the process of surveys, interviews among pensioners and people of previous retirement age. The relevance of the topic implies the purpose of the study – to determine the directions for improving the system of funded pensions and other pension provision for persons of previous retirement age in the era of the global economic crisis. Proposals to improve the pension system for this category of persons are based on the study of scientific literature, pension legislation and the results of sociological surveys among different categories of citizens of the republics of the North Caucasus, who are mostly of preretirement age. The study revealed the attitude of middle-aged citizens and people of preretirement age to reforms since 2002, as well as an increase in the retirement age. In the course of the study, sociological methods were used, on the basis of which the results of surveys among people of preretirement age regarding their opinion on the size and methods of assigning a funded pension were analyzed. In addition, the study was conducted using comparative legal, historical and dialectical methods, as well as generalization and analysis of materials on the appointment of pensions in the cities of the Republic of Dagestan through the Social Fund of Russia. The conducted research has once again confirmed that pension provision remains an integral attribute of the social system in any difficult socioeconomic situations, especially in the era of geopolitical changes. People who, for objective reasons, received the status of pre-retirees at retirement age found themselves in a difficult life situation, and therefore it became necessary to make changes to the system of providing funded pensions for people of pre-retirement age. The research is of practical importance, the results of which can be used in the course of improving the system of providing funded pensions to people of pre-retirement age.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 349.2 DOI: 10.17277/pravo.2024.02.pp.152-160

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Марина Арслановна Султанова, канд. юрид. наук, доцент,

кафедра «Гражданское право», ГАУО ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», Махачкала, Россия;

rock6396@mail.ru

Дана оценка реформ в системе пенсионного обеспечения, их значение для совершенствования социальной защиты лиц, реализовавших свои трудовые навыки. В период геополитических кризисов в особой поддержке нуждаются люди такой категории. Результаты целевых исследований в области пенсионного права показывают пробелы в сфере пенсионного обеспечения и их влияние на положение лиц пенсионного возраста в период геополитических кризисов.

Актуальность проблемы объясняется данными исследований, доказывающих значимость эффективной пенсионной системы в условиях глобального экономического кризиса, подтверждается полученными данными в процессе опросов, интервью среди пенсионеров и лиц прежнего пенсионного возраста.

Цель исследования - определить направления совершенствования системы накопительной пенсии и иного пенсионного обеспечения лиц прежнего пенсионного возраста в эпоху глобального экономического кризиса. Предложения по совершенствованию системы пенсионного обеспечения данной категории лиц построены на основе изучения научной литературы, пенсионного законодательства и результатов социологических опросов среди разных категорий граждан республик Северного Кавказа, большинство из которых лица предпенсионного возраста.

В рамках исследования выявлено отношение граждан среднего возраста и лиц предпенсионного возраста к реформам, начиная с 2002 года, а также увеличению пенсионного возраста. В ходе исследования использованы социологические методы, на основе которых проанализированы результаты опросов среди лиц предпенсионного возраста относительно их мнения на размер и способы назначения накопительной пенсии. Помимо этого, исследование проведено с помощью сравнительно-правового, исторического и диалектического методов, а также обобщения и анализа материалов по назначению пенсий в городах Республики Дагестан через Социальный фонд России.

Проведенное исследование подтвердило, что пенсионное обеспечение остается неотъемлемым атрибутом социальной системы в любых сложных социально-экономических ситуациях, особенно в эпоху геополитических изменений. В тяжелой жизненной ситуации оказались лица, которые по объективным причинам в пенсионном возрасте получили статус предпенсионеров, в связи с чем возникла необхо-

димость внесения изменений в систему обеспечения накопительной пенсией лиц предпенсионного возраста. Исследование имеет практическое значение, результаты которого могут быть использованы в ходе совершенствования системы обеспечения накопительной пенсией лиц предпенсионного возраста.

Ключевые слова: предпенсионный возраст; лица предпенсионного возраста; накопительная часть пенсии; страховая пенсия; совершенствование пенсионного законодательства.

Постановка проблемы

В период геополитического и геоэкономического кризиса следует особое внимание уделять социальному обеспечению лиц, находящихся на перепутье изменений, внесенных в систему пенсионного обеспечения. Речь идет о гражданах предпенсионного возраста. Главная задача государственной социальной политики в период экономических кризисов - принятие мер, направленных на поддержание их жизненного уровня. Возникает необходимость осуществления мероприятий по нивелированию материального стимулирования лиц, обделенных пенсионным обеспечением по достижению прежнего пенсионного возраста. «С повышением возраста выхода на пенсию возникает проблема трудоустройства "пожилых" граждан, но еще не пенсионеров. Понятно желание работодателей при приеме на работу отдавать предпочтение молодым специалистам, имеющим большее количество ресурсов. И хотя государством разработана система мер, препятствующая "возрастной дискриминации", но полностью проблему она решить не может, поэтому вопросы по трудоустройству граждан предпенсионного возраста на сегодняшний день весьма актуальны» [4, с. 65].

Обделив заслуживающих пенсионного обеспечения лиц, имеющих 25-30-летний стаж работы, продолжаются повсеместные нарушения в сфере назначения и выплаты пенсий, в том числе лицам, выехавшим из Российской Федерации. Устойчивое развитие правового государства и преодоление проблем, с которыми они сталкиваются в период социально-политической блокады, а также возможность дать мощный отпор недружественным зарубежным странам зависит от реального состояния социальной защиты граждан, реализоваших свои трудовые навыки во благо экономического развития государства. Эффективное пенсионное обеспечение граждан данной категории - одна из важнейших гарантий социальной защиты правового государства. Признавая такую миссию этой гарантии, начиная с конца 90-годов прошлого столетия до настоящего времени, государством проводятся реформы в системе пенсионного обеспечения. В современный период экономических и социальных катаклизмов продолжается осуществление концепции социальной защиты применительно к изменившимся условиям.

Введение

Исторический экскурс в развитие института пенсионного обеспечения показывает, что первые значительные изменения в данную систему были внесены вначале нового столетия. В конце 90-х годов прошлого столетия начались трудности в пенсионной системе, где действовала страховая

(распределительная) пенсия. Такое положение стало следствием сокращения числа работающего населения и увеличения числа пенсионеров. Из-за социально-экономических и политических преобразований в российских семьях довольствовались одним ребенком в отличие от времен СССР, где рождались в семьях трое и более детей. Как известно, пенсионная система строилась на получении взносов от работающих граждан в Пенсионный фонд России и выплате их пенсионерам. В таком состоянии пенсионная система от СССР досталась в наследство Российской Федерации. «К концу 1990-х гг. стало понятно, что в условиях неблагоприятного развития экономики и демографии <...> не может гарантировать достойного уровня пенсионного обеспечения работающим гражданам. Также невозможно стало обеспечить стабильность финансовых отношений в условиях рыночной экономики» [1].

В связи с кризисным положением в системе пенсионного обеспечения в 2002 г. провели пенсионную реформу. До 2002 года существовала только распределительная пенсионная система. Размер страховой пенсии зависел от особенностей трудовой деятельности. В 2022 году пенсионную систему разделили на два компонента. Первая часть была заимствована из советской пенсионной системы (страховая или распределительная), вторая стала началом новой реформы (накопительная часть).

Как показал анализ внесенных изменений, законодательно в 2002 году пенсии были разделены на две части. Появился новый вид пенсионного обеспечения - накопительная часть пенсии - накапливаемая на личных пенсионных счетах работающих граждан. Страховая часть пенсии формируется из взносов работодателя за своих сотрудников. Взносы на страховую часть были предназначены на выплату пенсии пенсионерам, а накопительная часть исчислений оставалась на индивидуальном пенсионном счете работника. По задумке реформаторов предполагалось, что накопительная часть будет выплачиваться при достижении пенсионного возраста вместе со страховой пенсией. Поэтому работодатели до 2013 г. включительно перечисляли в Пенсионный фонд России 16 % от начисленной зарплаты, а 6 % - на накопительную часть. Начиная с 2014 года, страховая часть состоит из 22 % взносов. Поэтому средства не поступают на личный счет работника, они идут на выплату пенсии в настоящий период времени. Работающий человек получает в настоящее время в обмен за взносы пенсионные коэффициенты (ранее они назывались пенсионные баллы).

Таким образом, в 2002 году в российской пенсионной системе появились пенсии, состоящие из трех частей: фиксированной (базовой), страховой и накопительной. Появление накопительной части пенсии означало переход российской пенсионной системы от распределительной к смешанной схеме. По мнению реформаторов, накопительная часть пенсии должна была способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Также предусматривалось освобождение пенсионных взносов, вносимых организациями в негосударственные пенсионные фонды, в пользу своих работников.

Несмотря на положительные прогнозы по улучшению материального состояния пенсионеров, процесс развития накопительной части пенсии

был остановлен в 2014 году (ФЗ от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ), то есть наложен мораторий, который будет действовать до 2025 года включительно. С 2014 года все отчисления работодателя направляются на выплату страховой пенсии. Заморозка накопительной части пенсии стала следствием дефицита государственного бюджета, необходимого для исполнение пенсионных обязательств. С этого момента накопления на счетах граждан пополняются исключительно за счет инвестиционного дохода. Такая стратегия связана с тесной увязкой уровня пособий различных категорий пенсионеров.

Заморозив накопительную часть пенсии на основе ФЗ от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ, законодатель в конце того же года принимает закон, где в третьей статье дается определение понятия «накопительная пенсия» (ФЗ от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»). Согласно данному документу, накопительная пенсия - это денежные средства, накапливающиеся в течение трудовой деятельности гражданина на его личном пенсионном счете, которая становится дополнительным бонусом к государственной пенсии по старости. Она формируется на основании пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, которые пополняются за счет доходов от инвестирования страховых взносов. Начиная с 2014 г., накопительную часть пенсии можно формировать и самостоятельно.

Интересен тот факт, что и мораторий в отношении накопительной части пенсии имеет свою историю. При принятии закона предполагалось, что заморозка накопительной части будет временной - всего один год. Впоследствии такая мера стала периодической - мораторий продлевался каждый год до 2018 года, пока не вступил в силу Федеральный закон от 11.12.2018 года № 462-ФЗ. Согласно данному документу, мораторий на накопительную часть пенсии был продлен до 2021 года включительно. В декабре 2021 года Президентом России мораторий на накопительную часть пенсии продлен до 2024 года. Наконец, с 1 января 2023 года действует Федеральный закон от 05.12.2022 № 472-ФЗ, в соответствии с которым заморозка накопительной части продлится до 2025 года.

В целях изменения состояния пенсионной системы продолжается процесс реформирования. «Безусловно, любая реформа разрабатывается и осуществляется "во благо"» [4, с. 65].

Последним этапом реформирования стало объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования (ФСС) России. Как известно, в течение тридцати лет данные структуры функционировали отдельно, их деятельность систематически изменялась и совершенствовалась. У данных ведомств были разные полномочия, Пенсионный фонд России, в свою очередь, поддерживал жизнедеятельность пенсионеров, семей с детьми, федеральных льготников, военнослужащих. ФСС осуществлял выплату больничных и пособий, родовых сертификатов, предоставлял технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.

В целях повышения качества обслуживания пенсионеров и иных лиц, подлежащих оказанию помощи, 1 января 2023 года ПФР и ФСС объединились в единый Социальный фонд России (Федеральный закон от

14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»). Такое объединение способствует оптимизации деятельности ПФР и ФСС.

Результаты обсуждения

По мнению теоретиков и практиков, высказанных в начале нового столетия, преимущество негосударственных пенсионных фондов перед другими институтами коллективного инвестирования заключалось в способности осуществлять долгосрочные вложения. Для этого в государстве необходимо было создание благоприятного инвестиционного климата, размещая пенсионные резервы в проекты, имеющие государственную гарантию. Возникла необходимость совершенствования системы пенсионного обеспечения в целях выработки направлений ее реформирования; установления тесной связи между внесенным вкладом в пенсионную систему и получаемыми выплатами; «обеспечения защиты прав участников дополнительного пенсионного страхования путем установления государственного надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов; повышения уровня возмещения предпенсионного дохода; совершенствования механизмов учета пенсионных коэффициентов при назначении пенсии» [7]; исчисления размеров пенсий на основе индивидуальных взносов, произведенных гражданином в течение всей трудовой деятельности. По утверждению И. Ф. Смакова, «пенсионные накопления - это не только будущее благополучие граждан, но также длинные деньги в экономике страны, без которых невозможно устойчивое развитие государства» [5].

Основная задача негосударственного пенсионного обеспечения заключалась в поддрежке населения дополнительной негосударственной пенсией. Такая система была заимствована из практики некоторых государств с рыночной экономикой. Преимуществом данного механизма пенсионного обеспечения являлось то, что ведется учет для каждого лица в течение всего его страхового стажа с первых дней работы. «Важнейшим результатом проведения пенсионной реформы РФ должен был стать сбалансированный бюджет» [4, с. 65].

Но, многочисленные переносы моратория на накопительную часть пенсии рождают разные мнения в теории и практике пенсионного права. Как правильно отмечают авторы [2, с. 205], «у россиян падает уровень доверия к государству. Ведь раньше анонсировалось, что накопительная часть пенсии будет заморожена исключительно на 2014 год, а в 2015 году все нормализуется. Но, государство лукавит и меняет свои решения. Вдобавок, если раньше для лиц моложе 1967 года рождения в накопительной части пенсии были деньги, то теперь деньги заменили баллами, которые в целом трудно поддаются подсчету. Происходит усложнение системы, а значит снижение доверия населения»

Некоторые ученые и практики отмечают, что накопительная пенсия в современных условиях не может эффективно осуществляться. Сторонники продолжения реформы с накопительной пенсией утверждают, что «пенсионная система по своей сути не может показывать моментальный

эффект. Как и в случае с развитыми в этом плане странами необходимо не одно десятилетие, чтобы система начала приносить плоды как в виде достойного пенсионного обеспечения граждан, так и результатов осуществления финансирования долгосрочных программ развития» [5]. По утверждению Е. В. Орловой, «накопительная часть трудовой пенсии призвана обеспечить ему в старости высокий уровень материального достатка» [3, с. 64].

По мнению А. В. Сапунова и Д. С. Козлова, следует аннулировать «накопительную часть пенсии, как утратившую свою эффективность, и заменить ее добровольной накопительной составляющей пенсии, так называемым "гарантированным пенсионным продуктом", который предусматривает добровольные отчисления граждан» [4, с. 64].

Такие высказывания в теории пенсионного права возникают из-за недостаточно эффективного регулирования накопительной пенсии. Следует указать на оторванность от пенсионной системы данной разновидности пенсии, ее правовую неопределенность, несмотря на то что за последние годы достигли пенсионного возраста лица, получившие новый статус -граждане предпенсионного возраста.

В 2022 году женщинам 1967 года рождения исполнилось 55 лет. В этом возрасте они имеют право обратиться за накопительной частью пенсии. Отрадно, что накопительная пенсия отличается от базовой и страховой, прежде всего возрастом назначения, который остался неизменным (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет).

Но, для получения накопительной пенсии необходимо наличие определенных привилегий, первой из которых является наличие накоплений на счете, которое также не дает возможность ее получения без соблюдений следующих условий. Первое условие - достижение минимальной продолжительности стажа (15 лет), второе - накопление необходимого количества пенсионных коэффициентов (ранее - пенсионных баллов). В 2024 году имеют права на получение накопительной части пенсии лица прежнего пенсионного возраста, накопившие 28,2 коэффициентов.

Накопительная пенсия имеет определенные особенности, которые отличают ее от других видов пенсионного обеспечения. Во-первых, она формируется в денежном эквиваленте в отличие от страховой пенсии, которая зависит от индивидуальных пенсионных коэффициентов. Мужчины по достижении 60-летнего возраста, женщины - 55-летнего возраста получают пенсию с учетом заработанных коэффициентов, которые пересчи-тываются в денежном эквиваленте. Стоимость одного пенсионного коэффициента в денежном эквиваленте меняется с учетом инфляции и с 1 января 2024 года составляет 116,63 рублей. Во-вторых, сумма накопительной пенсии увеличивается за счет начисления доходности от их инвестирования, которая корректируется ежегодно первого августа, а страховая пенсия индексируется на определенный процент, устанавливаемый государством, ежегодно первого января.

Следующей отличительной чертой является то, что денежные средства, собранные за счет пенсионных накоплений, могут быть переданы правопреемникам (наследникам), что нельзя делать со страховой пенсией.

Заключение

Пенсионная реформа должна быть направлена не на разрушение, а на сохранение и укрепление государственной пенсионной системы. «Любое реформирование государством системы пенсионного обеспечения должно защищать пенсионера и, самое главное, выстраивать четкую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом федерации и государством» [4, с. 65]. Но, новые формы развития пенсионной системы не оправдали себя. Реформа предполагала трехуровневую систему пенсий.

Первый уровень - это базовая пенсия, предоставляемая всем гражданам РФ и назначаемая в фиксированных размерах. Базовую пенсию выплачивают из государственного фонда, который собирается за счет налоговых исчислений работающей части населения. До 2002 года размер пенсии зависел от стажа работника, в отличие от современной системы, в основу которой ставится количество коэффициентов. В настоящее время размер базовой части пенсии зависит от возраста, наличия детей, региона и состояния здоровья. На 2024 год размер базовой части пенсии по старости составляет 8134,88 рубля.

Второй уровень - страховые пенсии, построенные на индивидуальном вкладе каждого работника. Данный уровень предполагает создание мотивации к уплате страховых взносов, учет трудового вклада застрахованных лиц, который будет фиксироваться при назначении и индексации пенсий. «По состоянию на 2020 г. 42,7 млн граждан трудоспособного возраста (49,6 % трудоспособного населения) не делают отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. Введение персонифицированных пенсионных счетов станет для них серьезным стимулом выйти из "тени", получать "белую" зарплату, поскольку деньги, перечисленные на персонифицированный пенсионный счет, - это навсегда их деньги, которые можно направить на свое пенсионное обеспечение» [6, с. 79].

К третьему уровню относятся дополнительные пенсии, зависящие от особых условий труда. Размер базовой части пенсии лиц старше 80 лет значительно больше. Он имеет довольно большой диапазон - от 10 846 до 36 606 рублей. В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», к этой категории пенсионеров относятся граждане с первой группой инвалидности, имеющие на иждивении лиц с первой группой инвалидности, работники Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним.

Список литературы

1. Дударенок С. М., Волков А. Ф. Реформирование пенсионной системы в субъектах российского Дальнего Востока (1990 - 2003 гг.) // Россия и АТР. 2022. № 4(118). С. 117 - 129. Б01: 10.24412/1026-8804-2022-4-117-129

2. Ершихин А. А., Батаев А. В. Последствия замораживания накопительной части пенсии на экономику России // Евразийский научный журнал. 2015. № 12. С. 204 - 206.

3. Орлова Е. В. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии // Бухучет в строительных организациях. 2011. № 8. С. 59 - 67.

4. Сапунов А. В., Козлов Д. С. Оценка эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-8. С. 63 - 67. DOI: 10.18411/lj-02-2020-172

5. Смаков И. Ф. Роль накопительной части пенсии в пенсионной системе // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-2. С. 256-257.

6. Соколов Е. В., Костырин Е. В. Экономический эффект от использования персонифицированных пенсионных счетов вместо существующей системы пенсионного обеспечения граждан России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1, № 3(111). С. 78 - 85. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.03.01.010

7. Устаева Н. Х. Проблемы преступности в сфере пенсионного обеспечения: по материалам Республики Дагестан: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2002. 194 с.

References

1. Dudarenok S.M., Volkov A.F. [Reforming the pension system in the constituent entities of the Russian Far East (1990 - 2003)], Rossiya i ATR [Russia and the Asia-Pacific region], 2022, no. 4(118), pp. 117-129. DOI: 10.24412/1026-88042022-4-117-129 (In Russ., abstract in Eng.)

2. Yershikhin A.A., Batayev A.V. [Consequences of freezing the funded part of pensions on the Russian economy], Yevraziyskiy nauchnyy zhurnal [Eurasian Scientific Journal], 2015, no. 12, pp. 204-206. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Orlova Ye.V. [About additional insurance contributions for the funded part of the labor pension], Bukhuchet v stroitel'nykh organizatsiyakh [Accounting in construction organizations], 2011, no. 8, pp. 59-67. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Sapunov A.V., Kozlov D.S. [Assessing the effectiveness of pension reform in the Russian Federation], Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2020, no. 58-8, pp. 63-67. DOI: 10.18411/lj-02-2020-172 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Smakov I.F. [The role of the funded part of the pension in the pension system], Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern science-intensive technologies], 2013, no. 10-2, pp. 256-257. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Sokolov Ye.V., Kostyrin Ye.V. [Economic effect of using personalized pension accounts instead of the existing pension system for citizens of Russia], Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya [Economics and management: problems, solutions], 2021, vol. 1, no. 3(111), pp. 78-85. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.03.01.010 (In Russ., abstract in Eng.)

7. Ustayeva N.Kh. PhD of Candidate's thesis (Law), Makhachkala, 2002, 194 p. (In Russ.)

Legal Regulation of Funded Pensions in the Pension System in the Context of the Global Economic Crisis

M. A. Sultanova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor,

Department of Civil Law, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia;

rock6396@mail.ru

The article assesses the reforms in the pension system, their importance for

improving the social protection of persons who have devoted their lives at

working age and their abilities, knowledge and skills to the development of

the socio-economic power of the state. In times of geopolitical crises,

people of this category need special support. The results of targeted research in the field of pension law show gaps in the field of pension provision and their impact on the situation of people of retirement age during geopolitical crises.

The urgency of the problem is also explained by the research data proving the importance of an effective pension system in the context of the global economic crisis. This hypothesis is confirmed by the data obtained in the process of surveys, interviews among pensioners and people of previous retirement age.

The relevance of the topic implies the purpose of the study - to determine the directions for improving the system of funded pensions and other pension provision for persons of previous retirement age in the era of the global economic crisis. Proposals to improve the pension system for this category of persons are based on the study of scientific literature, pension legislation and the results of sociological surveys among different categories of citizens of the republics of the North Caucasus, who are mostly of preretirement age.

The study revealed the attitude of middle-aged citizens and people of preretirement age to reforms since 2002, as well as an increase in the retirement age. In the course of the study, sociological methods were used, on the basis of which the results of surveys among people of preretirement age regarding their opinion on the size and methods of assigning a funded pension were analyzed. In addition, the study was conducted using comparative legal, historical and dialectical methods, as well as generalization and analysis of materials on the appointment of pensions in the cities of the Republic of Dagestan through the Social Fund of Russia.

The conducted research has once again confirmed that pension provision remains an integral attribute of the social system in any difficult socioeconomic situations, especially in the era of geopolitical changes. People who, for objective reasons, received the status of pre-retirees at retirement age found themselves in a difficult life situation, and therefore it became necessary to make changes to the system of providing funded pensions for people of pre-retirement age.

The research is of practical importance, the results of which can be used in the course of improving the system of providing funded pensions to people of pre-retirement age.

Keywords: pre-retirement age; persons of pre-retirement age; funded part of pension; insurance pension; improvement of pension legislation.

© М. А. Султанова, 2024 Статья поступила в редакцию 08.06.2024

При цитировании использовать:

Султанова М. А. Правовое регулирование накопительной пенсии в системе пенсионного обеспечения в условиях глобального экономического кризиса // Право: история и современность. 2023. Т. 8, № 2. С. 152 - 160. doi: 10.17277/pravo. 2024.02.pp.152-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.