Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1373
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
объявление войны / военное время / состояние войны / агрессия / международные договоры / правовое регулирование / declaration of war / wartime / state of war / aggression / international treaties / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсякова Александра Алексеевна

В статье на основе анализа Конвенции об открытии военных действий раскрываются формы, предшествующие началу военных действий (мотивированное объявление войны и ультиматум с условным объявлением войны), проводится краткий обзор с использованием исторических примеров их применения. В статье на основе сравнительного анализа норм российского законодательства по вопросам открытия военных действий определено лицо, уполномоченное отдавать приказ о начале военных действий, порядок их открытия. Автором проводится аналогия с Конвенцией об открытии военных действий и отмечается тот факт, что действующее российское законодательство не содержит регламентации понятия «объявление войны», а только фиксирует состояние войны, в связи с чем предлагается законодательно закрепить институт объявления войны в российском законодательстве, учитывая при этом, что объявление войны необходимо трактовать как акт самообороны в случае агрессии. Кроме того, в статье предпринята попытка определить конкретный временной промежуток между объявлением войны и началом военных действий, проводится исследование последствий объявления войны, но отсутствия военных действий, определяется значение Конвенции и института объявления войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE OUTBREAK OF HOSTILITIES: SOME ASPECTS

Based on the analysis of the Convention on the Opening of Hostilities, the article reveals the forms preceding the beginning of hostilities (a motivated declaration of war and an ultimatum with a conditional declaration of war), and provides a brief overview of them using historical examples of their application. On the basis of a comparative analysis of the norms of Russian legislation on the opening of hostilities, the author defines the person authorized to order the beginning of hostilities and the procedure for their opening. The author draws an analogy with the Convention on the Opening of Hostilities and notes the fact that the current Russian legislation does not contain the regulation of the concept of “declaration of war”, but only fixes the state of war, in connection with which it is proposed to legislate the institution of declaring war in Russian legislation, taking into account that the declaration of war must be interpreted as an act of self-defense in the event of aggression. In addition, the article attempts to determine the specific time interval between the declaration of war and the beginning of hostilities, studies the consequences of the declaration of war, but the absence of hostilities, determines the significance of the Convention and the institution of the declaration of war.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ»

С©4 ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-415-420

ЕВСЯКОВА Александра Алексеевна,

аспирант кафедры теории государства и права Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: evsiackova@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЧАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье на основе анализа Конвенции об открытии военных действий раскрываются формы, предшествующие началу военных действий (мотивированное объявление войны и ультиматум с условным объявлением войны), проводится краткий обзор с использованием исторических примеров их применения. В статье на основе сравнительного анализа норм российского законодательства по вопросам открытия военных действий определено лицо, уполномоченное отдавать приказ о начале военных действий, порядок их открытия. Автором проводится аналогия с Конвенцией об открытии военных действий и отмечается тот факт, что действующее российское законодательство не содержит регламентации понятия «объявление войны», а только фиксирует состояние войны, в связи с чем предлагается законодательно закрепить институт объявления войны в российском законодательстве, учитывая при этом, что объявление войны необходимо трактовать как акт самообороны в случае агрессии. Кроме того, в статье предпринята попытка определить конкретный временной промежуток между объявлением войны и началом военных действий, проводится исследование последствий объявления войны, но отсутствия военных действий, определяется значение Конвенции и института объявления войны.

Ключевые слова: объявление войны, военное время, состояние войны, агрессия, международные договоры, правовое регулирование.

EVSYAKOVA Alexandra Alekseevna,

post-graduate student of the Department of Theory of State and Law,

Stoletovy Vladimir State University

LEGAL REGULATION OF THE OUTBREAK OF HOSTILITIES:

SOME ASPECTS

Annotation. Based on the analysis of the Convention on the Opening of Hostilities, the article reveals the forms preceding the beginning of hostilities (a motivated declaration of war and an ultimatum with a conditional declaration of war), and provides a brief overview of them using historical examples of their application. On the basis of a comparative analysis of the norms of Russian legislation on the opening of hostilities, the author defines the person authorized to order the beginning of hostilities and the procedure for their opening. The author draws an analogy with the Convention on the Opening of Hostilities and notes the fact that the current Russian legislation does not contain the regulation of the concept of "declaration of war", but only fixes the state of war, in connection with which it is proposed to legislate the institution of declaring war in Russian legislation, taking into account that the declaration of war must be interpreted as an act of self-defense in the event of aggression. In addition, the article attempts to determine the specific time interval between the declaration of war and the beginning of hostilities, studies the consequences of the declaration of war, but the absence of hostilities, determines the significance of the Convention and the institution of the declaration of war.

Key words: declaration of war, wartime, state of war, aggression, international treaties, legal regulation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

В 2021 г. исполняется 114 лет со дня принятия Конвенции об открытии военных действий [2], принятой 18 октября 1907 г., являющейся международным соглашением, определяющим начало военных действий. Положения названной Конвенции распространяются только на государства, присоединившиеся к данной Конвенции. В Преамбуле Конвенции указано, что для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения [2].

До принятия указанной Конвенции война начиналась с её формального объявления. Именно Конвенцией были закреплены два условия, определяющие объявление войны, а именно предварительное предупреждение о начале военных действий и оповещение нейтральных Держав. Из содержания ст. 1 Конвенции следует, что началу военных действий должно предшествовать предварительное предупреждение, имеющее форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны [2]. Что же из себя представляют эти формы, какова разница между ними, к чьей прерогативе относится объявление войны?

Объявление войны - заявление правительства какого-либо государства о прекращении мирных отношений и переходе к состоянию войны с тем или иным государством или коалицией государств [17].

Примером мотивированного объявления войны является телеграмма, направленная 28 июля 1914 г. министром иностранных дел Австро-Венгрии графом Берхтольдом, правительству Сербии. В данной телеграмме мотивировано начало военных действий, а именно: королевское правительство Сербии не предоставило надлежащий ответ на ноту, которая вручена 23 июля 1914 г. министром Австро-Венгрии, в связи с чем императорское правительство вынуждено было прибегнуть к помощи военной силы в целях защиты своих прав и интересов.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяется Конституцией каждой страны. Так, в соответствии с нормами Конституции США, объявление войны является прерогативой Конгресса [11]. В соответствии с нормами Конституции РФ решение вопросов войны и мира отнесены к компетенции Федерального Собрания [9].

В законодательстве Российской Федерации при агрессии или угрозы такой агрессии Президент РФ на всей территории Российской Федерации или только в конкретной местности вводит военное положение и сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе, что прямо следует из положений ч. 2 ст. 87 Конституции РФ

[9]. Так же из п. 4 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» следует, что Президент РФ при агрессии, её угрозе или возникновении вооруженных конфликтов против Российской Федерации объявляет общую или частичную мобилизацию и вводит на территории Российской Федерации или в конкретной её местности военное положение и сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе, а также, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, отдает приказ о ведении военных действий [10].

Таким образом, Президент РФ, будучи Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, отдает приказ о ведении военных действий в случаях агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации, т.е. когда имеет место нападения на Российскую Федерацию со стороны другого государства или коалиции государств, а также в случаях вооруженного конфликта, направленного против Российской Федерации [16].

Вместе с тем, Основной Закон страны не содержит регламентации понятия «объявление войны», а только фиксирует состояние войны, как агрессию или угрозу агрессии в адрес Российской Федерации.

Как следует из ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ «Об обороне», состояние войны объявляется при вооруженном нападении на Российскую Федерацию иного государства, группы таких государств или в случае необходимости исполнения международных договоров Российской Федерации [10]. При этом, с того момента, как объявлено состояние войны или произошло фактическое начало военных действий, наступает военное время, истекающее с момента объявления о прекращении самих военных действий, но не раньше их фактического прекращения.

Исходя из анализа указанной выше нормы под «состоянием войны» следует понимать -определенный федеральным законом период времени, наступающий в результате вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства, группы государств или в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, в статье вышеуказанного Закона ярко выражены два понятия: «состояние войны» и «военное время», однако понятия «объявления войны» в указанном Законе, как и в Основном Законе страны, не содержится.

Видится правильным в разд. V ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ «Об обороне» [10] внести изменения, закрепить институт объявления войны, учитывая, что Конвенция

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

об открытии военных действий является международным соглашением, а в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

При этом необходимо сделать оговорку, что объявление войны необходимо трактовать как акт самообороны в случае агрессии, т.е. применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, поскольку, исходя из положений ст. 51 Устава ООН, факт объявления войны, если он не является актом самообороны, есть не что иное, как акт агрессии, и сам факт объявления войны трактуется уже международным преступлением [1].

Второй формой предварительного предупреждения начала военных действий является ультиматум с условным объявлением войны.

Под ультиматумом следует понимать категорическое требование, предъявляемое правительству или военному командованию, неисполнение которого грозит разрывом дипломатических отношений и применением силы [14].

Исторический пример предварительного предупреждения, имеющего форму ультиматума, - события, предшествовавшие началу Первой мировой войны, а именно убийство 28 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги сербским националистом, членом организации «Черная рука» Гаврилом Принципом. В связи с данным событием Австро-Венгрия предъявила Сербии 23 июля 1914 г. ультиматум, сводящийся к почти полному уничтожению политической и национальной независимости Сербии. В ультиматуме выдвигалось требование допустить на территорию Сербии военные формирования Австро-Венгрии, чтобы совместно с сербскими силами пресекать враждебные акции. В связи с тем, что сербское правительство отказалось принять все требования ультиматума, Австро-Венгрия объявила Сербии войну 28 июля 1914 г.

Таким образом, сравнив две формы предварительного предупреждения начала военных действий, можно сделать вывод о том, что при мотивированном объявлении войны прекращаются мирные отношения между государствами с конкретным обоснованием причин, ставшими основаниями к этому, а при ультиматуме с условным объявлением войны выдвигаются требования, предъявляемые в основе правительству, неисполнение которых влечет за собой разрыв дипломатических отношений и применение силы, т.е. при второй форме военные действия могут не последовать,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

если государство, которому выдвинут ультиматум, исполнит его.

Ваттель отмечал: «Объявление войны необходимо, чтобы попытаться еще раз удалить разногласия без пролития крови, применить угрозу, чтобы внушить противнику более справедливые намерения, поэтому одновременно с принятым решением воевать объявление войны должно содержать указания, из-за чего прибегают к оружию». К примеру, Траубе подчеркивал, что в Средние века война должна была объявляться за три дня до начала военных действий, а иногда по взаимной договоренности [13].

В тексте Конвенции не конкретизирован промежуток времени между объявлением войны и началом военных действий. Само по себе объявление войны не означает фактические военные действия, поскольку после объявления войны участники Конвенции имеют возможность принять меры для предупреждения вооруженного столкновения [2].

Видится необходимым определить конкретный временной промежуток между объявлением войны и началом военных действий, исходя из двух форм предварительного предупреждения начала военных действий.

При объявлении войны с ультиматумом видится правильным определить временной промежуток между объявлением войны и началом военных действий период, не превышающий 14 дней, если иной срок не содержится в самом требовании, предъявляемом правительству государства. Что же касается промежутка времени между мотивированным объявлением войны и началом военных действий, то данный промежуток определить достаточно сложно, учитывая то обстоятельство, что мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причинами объявления войны, однако если не рассчитывать на данный исход событий, то видится правильным все-таки определять временной промежуток между мотивированным объявлением войны и началом военных действий по взаимной договоренности между воющими государствами. Период времени между объявлением войны и фактическим началом самих военных действий очень важен, поскольку он способствует уберечь какую-то часть мирного населения от гибели, а также данный промежуток времени может способствовать выработке урегулирования возникшего конфликта всевозможными мирными способами.

Объявление войны влечет за собой определенные последствия, например, прекращение мирных отношений между воюющими государствами. Такое последствие можно выявить в ст. 44

Венской конвенции о дипломатических сношениях, в которой возлагается обязанность на государство пребывания в оказании содействия в выезде для лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, их членов семей, предоставления им в распоряжение перевозочных средств [3].

Следующим последствием является прекращение международных договоров и соглашений, заключенных между воюющими государствами в период мирного времени, после чего вступают в силу специальные договоры, которые уже заключены на случай войны. Примерами таких соглашений являются Женевские конвенции о защите жертв войны, подписанные 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, включающие в себя четыре международных договора, а именно: Конвенцию об обращении с военнопленными, которая трактует правила воюющим государствам при обращении с военнопленными [5]; Конвенцию о защите гражданского населения во время войны, закрепляющей гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории [4]; Конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, обязывающую ее участников оказывать помощь раненым и больным неприятеля [6]. Больные и раненые, оказавшись у неприятеля, подлежат регистрации и эти данные передаются государству, на территории которого они сражались. Запрещено нападение на учреждения, оказывающие медицинскую помощь, его персонал, а также на транспорт для перевозки раненых и больных. Четвертый международный договор - Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, определяющая правила обращения с ранеными и больными во время морской войны [7].

Иными последствиями также являются: запрет на совершение торговых сделок с юридическими и физическими лицами неприятельского государства; конфискация имущества, принадлежащего вражескому государству (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Из анализа содержания ст. 1 Конвенции о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий следует, что торговое судно одного из воюющих государств, находящееся в неприятельском порту, может его покинуть немедленно или по истечении льготного срока и при наличии пропускного свидетельства для направления в порт его назначения или порт, который будет указан [8].

Таким образом, само по себе объявление войны, даже если оно не сопровождается какими-либо военными действиями, влечет за собой

правовые последствия, характеризующие, по сути. начало юридического состояния войны.

В современных вооруженных конфликтах не малое значение имеет международное гуманитарное право, поскольку именно оно, будучи отраслью международного права, определяет и закрепляет правила ведения войны, которые направлены на защиту жертв войны [15]. Одним из источников международного гуманитарного права являются международные договоры (соглашения), в т.ч. Конвенция об открытии военных действий, принятая 18 октября 1907 г. [2]. Данная Конвенция, действующая и в настоящее время, стала первым соглашением, хоть каким-то образом ограничивающим государства в ведении военных действий без предварительного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны, что, в свою очередь, предотвращало количество смертоубийств. Конвенция закрепила два условия, определяющих объявление войны - предварительное предупреждение о начале военных действий и оповещение нейтральных держав, что само по себе направлено на защиту законных прав и интересов нейтральных держав и их граждан. То государство, которое предупредило о начале военных действий через форму мотивированного объявления войны, должно указать причины, которые явились предпосылками этому. При предварительном предупреждении о начале военных действий посредством ультиматума с условным объявлением войны, по сути, представилась возможность избежать кровопролитной войны путем мирного урегулирования. После принятия Конвенции нападения вооруженных сил государства, без обязательного предупреждения, превратилось в нарушение принципов международного права [12].

Ныне институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире. Современное международное право разрешает только оборонительные войны в целях реализации права на коллективную или индивидуальную самооборону от агрессии, что прямо следует из ст. 51 Устава ООН [1]. Различные виды современных вооружённых конфликтов требуют непрерывного совершенствования законодательства, установления причин возникновения тех или иных войн, введения большего количества запретов и ограничений, но именно Конвенция об открытии военных действий, которая применяется и по сей день, определила условия объявления войны и презю-мировала, что для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения, что, в свою очередь, позволяет предотвратить большие потери мирного населения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Список литературы:

[1] Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 12.01.2021).

[2] III Гаагская конвенция об открытии военных действий (Заключена в г. Гааге 18.10.1907 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=INT&n=15810#0012015473407243737 (дата обращения: 12.01.2021).

[3] Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120761/ (дата обращения: 12.01.2021).

[4] Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/right/ megdunar/2540383/ (дата обращения: 12.01.2021).

[5] Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540382/ (дата обращения: 12.01.2021).

[6] Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.) [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/ right/megdunar/2540380/ (дата обращения: 12.01.2021).

[7] Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949) [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/ right/megdunar/2540381/ (дата обращения: 12.01.2021).

[8] Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий от 18 октября 1907 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document /902038161(дата обращения: 12.01.2021).

[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2021).

[10] Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (послед. ред.) «Об обороне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10591/ (дата обращения: 12.01.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[11] Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=IN T&n=57164#03389476774869613 (дата обращения: 12.01.2021).

[12] Гликман О.В. Значение Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. // Международное уголовное право и международная юстиция. -2018. - № 3. - С. 6-9.

[13] Леншин С.И., Тюркин М.Л. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: монография. Сер. «Право в Вооруженных Силах - консультант». -М.: За права военнослужащих, 2009. - Вып. 94. -240 c.

[14] Словарь русского языка: в 4-х т. [Электронный ресурс] / под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

- Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm (дата обращения: 12.01.2021).

[15] Смирнов М.Г. Некоторые аспекты развития института международно-правовой ответственности за военные преступления по международному гуманитарному праву: от Нюрнбергского процесса до наших дней // Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: V Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под ред.: А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Бело-новского. - М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2005. - С. 539-548.

[16] Соколов С.А. Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов): теория и практика применения в деятельности вооруженных сил и других войск Российской Федерации: Актуальные проблемы российского права, философии, экономики и финансов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта: Актуальные проблемы российского права, философии, экономики и финансов. - Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2005. - Вып. 15. -С. 51-58.

[17] Рыжов А.И. Юридические дефиниции в международном праве (на примере понятий «война», «вооруженный конфликт международного характера», «вооруженный конфликт немеждународного характера») // Юридическая техника.

- 2007. - № 1. - С.129-134.

Spisok lite ratury:

[1] Ustav Organizacii Ob»edinennyh Nacij (Prinyat v g. San-Francisko 26.06.1945 g.) [Elektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (data obrash-cheniya: 12.01.2021).

[2] III Gaagskaya konvenciya ob otkrytii voen-nyh dejstvij (Zaklyuchena v g. Gaage 18.10.1907 g.)

[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=IN T&n=15810#0012015473407243737 (data obrash-cheniya: 12.01.2021).

[3] Venskaya konvenciya o diplomaticheskih snosheniyah (zaklyuchena v g. Vene 18.04.1961 g.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[4] Zhenevskaya konvenciya o zashchite grazh-danskogo naseleniya vo vremya vojny (Zhene-va, 12 avgusta 1949 g.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/act/right/megdu-nar/2540383/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[5] Zhenevskaya konvenciya ob obrashchenii s voennoplennymi (Zheneva, 12 avgusta 1949 g.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://constitu-tion.garant.ru/act/right/megdunar/2540382/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[6] Zhenevskaya konvenciya ob uluchshenii uchasti ranenyh i bol'nyh v dejstvuyushchih armiyah (Zheneva, 12 avgusta 1949 g.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/act/ right/megdunar/2540380/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[7] Zhenevskaya konvenciya ob uluchshenii uchasti ranenyh, bol'nyh i lic, poter-pevshih korable-krushenie, iz sostava vooruzhennyh sil na more (Zheneva, 12 avgusta 1949) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/act/ right/megdunar/2540381/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[8] Konvenciya o polozhenii nepriyatel'skih tor-govyh sudov pri nachale voennyh dejstvij ot 18 okty-abrya 1907 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/902038161(data obrashcheniya: 12.01.2021).

[9] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g.) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[10] Federal'nyj zakon ot 31.05.1996 g. № 61-FZ (posled. red.) «Ob oborone» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_10591/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[11] Konstituciya Soedinennyh Shtatov Ameriki ot 17.09.1787 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=IN

T&n=57164#03389476774869613 (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[12] Glikman O.V. Znachenie Gaagskih kon-vencij i deklaracij 1899 i 1907 gg. // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. -2018. - № 3. - S. 6-9.

[13] Lenshin S.I., Tyurkin M.L. Pravovoj rezhim vooruzhennyh konfliktov i mezhdunarodnoe gumani-tarnoe pravo: monografiya. Ser. «Pravo v Vooruzhennyh Silah - konsul'tant». - M.: Za prava voennoslu-zhashchih, 2009. - Vyp. 94. - 240 c.

[14] Slovar' russkogo yazyka: v 4-h t. [Elektronnyj resurs] / pod red. A.P. Evgen'-evoj. - 4-e izd., ster. - M.: Rus. yaz.; Poligrafresursy, 1999. - Rezhim dos-tupa: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[15] Smirnov M.G. Nekotorye aspekty razvitiya instituta mezhdunarod-no-pravovoj otvetstvennosti za voennye prestupleniya po mezhdunarodnomu gumanitar-nomu pravu: ot Nyurnbergskogo processa do nashih dnej // Razvitie publichnyh i chastno-pravo-vyh institutov v sovremennoj Rossii: V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: sb. st. / pod red.: A.V. Horo-shilova, P.Yu. Fedorova, V.N. Belonovskogo. - M.: MGU ekonomiki, stati-stiki i informatiki, 2005. - S. 539-548.

[16] Sokolov S.A. Mezhdunarodnoe gumanitar-noe pravo (pravo vooruzhennyh kon-fliktov): teoriya i praktika primeneniya v deyatel'nosti vooruzhennyh sil i drugih vojsk Rossijskoj Federacii: Aktual'nye prob-lemy rossijskogo prava, filosofii, ekonomiki i finansov // Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vod-nogo trans-porta: Aktual'nye problemy rossijskogo prava, filosofii, ekonomiki i finansov. - N. Novgorod: FGOU VPO \»VGAVT\», 2005. - Vyp. 15. - S. 51-58.

[17] Ryzhov A.I. Yuridicheskie definicii v mezh-dunarodnom prave (na primere ponyatij \»vojna\», \»vooruzhennyj konflikt mezhdunarodnogo harak-tera\», \»vooruzhennyj konflikt nemezhdunarodnogo haraktera\») // Yuridicheskaya tekhnika. - 2007. - № 1. - S.129-134.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.